Пояснительная записка к рабочей программе по трудовому обучению для коррекционных школ (4 класс)
Пояснительная записка
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогических наук В.В.Воронковой – М.; Просвещение, 2013г.
Содержание рабочей программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует образовательной программе
Занятия ручным трудом необходимы для подготовки учащихся к профессионально-трудовому обучению и дальнейшей социальной адаптации и реабилитации в социуме. Это подготовка складывается из воспитания привычки и навыков культуры труда. Четкой организацией рабочего места, аккуратного и бережного отношения к материалам и рабочим инструментам, умение выполнять правила техники безопасности и санитарно-гигиенических требований, из обучения элементарным приемам работы с различными материалами и инструментами и ознакомления с некоторыми свойствами и качествами материалов, из обучения умениям пользования простейшими измерительными инструментами.
Следовательно, обучение ручному труду направлено на решение следующих задач:
- воспитание положительных качеств личности;
- воспитание трудолюбия и настойчивости;
- умение работать в коллективе;
- сообщение элементарных знаний по видам труда;
- формирование организационных умений.
Наряду с этими задачами решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Коррекционная работа выражается в формировании умений:
- ориентироваться в задании;
- планировать ход работы над изделием;
- контролировать свою работу.
В процессе трудового обучения осуществляется исправление недостатков познавательной деятельности: наблюдательности, воображения, речи, пространственной ориентировки, мелкой моторики рук. Программа составлена в соответствии с программными требованиями, рекомендованы Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации под редакцией В.В.Воронковой от 2013 года
Основной формой занятия ручным трудом является урок, ведущей формой работы является фронтальная работа, при осуществлении индивидуального подхода к каждому учащемуся. Работа на уроках способствует развитию самостоятельности, подготовке к труду в школьных мастерских. Уроки труда связаны с уроками чтения, развитие речи, рисования, математике.
Формирование умений учащихся включает в себя дозированную помощь учителя (учащегося) в ориентировке и планировании работы, которая осуществляется в групповой беседе с использованием демонстрационного материала, технологических карт. В конце каждой четверти проводится самостоятельная работа учащихся, учитываются индивидуальные трудовые способности каждого ребенка.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- анализировать образец, указывать количество и форму деталей,
особенности их соединения;
-планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные
детали и предметную инструкционную карту;
-самостоятельно ориентироваться в задании;
-составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе;
- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью учителя и
самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
-давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия;
материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать
последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность
работы;
- выполнять изделие с помощью учителя и самостоятельно;
-сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец – эталон и
выражать результаты сравнения в устном высказывании.
Учащиеся должны знать:
-названия и технологические свойства материалов, используемых для
изготовления поделок;
-название и назначение инструментов, указанных в программе;
- правила техники безопасности при работе с теми или иными материалами и
инструментами;
Содержание программы
Вводное занятие
Инструменты и материалы для уроков труда. Правила безопасной работы.
Работа с природными материалами
Практические работы
Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сортировка и закладка материалов. Составление композиции из природного материала (засушенные листья, шишки, семена и т.п.)
Технические сведения
Свойства материалов, используемые при работе: цвет, форма, величина. Виды соединений, особенности сушки листовых и объёмных природных материалов. Композиция. Эскиз. Способы соединения материала с основой. Клеящие составы: БФ, ПВА. Организация рабочего места и соблюдение санитарно-гигиенических требований. Правила безопасной работы.
Приёмы работы
Способы заготовки природных материалов для использования их в работе. Закрепление засушенных листьев. Использование эскиза при работе над композицией.
Работа с бумагой и картоном
Практические работы
Изготовление закладок, пакетика для семян, альбома. Украшение аппликацией.
Разработка вариантов оформления открыток к праздникам.
Изготовление раскладного конверта. Заготовка бумажных трубочек. Подготовка ёлочных украшений. Сборка сложных конструкций из трубочек на нитку, сборка объёмной подвески из конусов, изготовление гирлянд, ажурных фонариков. Свойства бумаги» складывание развёрток.
Технические сведения
Свойства и различия свойств бумаги и картона. Выбор способа выполнения объекта в зависимости от свойств материала. Основные цвета бумаги. Правила безопасной работы. Понятия «шаблон», «линия разметки». Правила нанесения клея при наклеивании деталей на основание. Инструменты: измерительная линейка, угольник, ножницы, кисти для клея, их применение, устройство и назначение.
Приёмы работы
Разметка развёрток по шаблонам и линейке, с помощью циркуля. Приёмы складывания изделий по схемам, способ отгибания элемента детали, приёмы вырезания внутренних углов. Правила подгонки парных деталей при склеивании. Резание картона ножницами по кривым и прямым линиям. Приёмы экономии материала при разметке.
Работа с тканью
Практические работы
Соединение лоскутов ткани различными видами стежков. Изготовление пальчиковой куколки, «вышитой» салфетки. Ремонт одежды. Пришивание пуговиц, заплатка, штопка. Изготовление вешалки для пальто. Раскрой и пошив подушечки в форме сердца. Изготовление панно из ткани, однослойной прихватки. Изготовление мягкой игрушки.
Лабораторная работа
Обобщение знаний о свойствах ткани. Получение ткани.
Технические сведения
Нитки, ткани, их свойства и назначение. Виды соединения различных материалов и изделий. Швы и стежки. Петельный, стебельчатый, шов через край. Виды пуговиц. Инструменты. Организация рабочего места. Правила безопасной работы. Работа с инструкционной картой. Шов «ручная строчка». Виды стежков, применяемых для вышивки. Виды вышивок, выбор рисунка в зависимости от назначения изделия. Мягкая игрушка.
Приёмы работы
Вышивание по линиям рисунка. Правила выполнения штопки, наложения заплат. Пришивание вешалки. Приклеивание деталей и их сушка. Приёмы склеивания лоскутов полиэтиленом. Разметка деталей для прихватки на ткани по выкройке. Способы соединения деталей между собой. Приёмы сшивания круглых деталей.
РАБОТА С БИСЕРОМ
Практические работы
Одной из задач школы является воспитание учащихся на традициях Севера Поэтому работа с бисером включена в программу. Кроме этого, при работе с бисером развивается мелкая моторика.
Технические сведения. Элементарные сведения о назначении и применении бисера. Элементарные сведения о видах бисера (стеклярус,пласмассовый бисер, металлический бисер, стеклянные бусинки,ястразы, пайетки). Свойства бисера. Инструменты для работы с бисером, их назначение и применение: капроновая нить, леска, проволока, швейные и бисерные иглы. Правила безопасной работы. Организация рабочего места, соблюдение санитарно-гигиенических требований при работе с бисером.
Приемы работы. Параллельное плетение на леске и проволоке.
Работа с пластилином
Знакомство со свойствами пластилина. Лепка геометрических тел,
посуды, моделей овощей и фруктов.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- выполнять простейшие приемы работы с пластилином;
- вылепить из пластилина геометрические тела, модели овощей и фруктов, посуду;
-самостоятельно ориентироваться в задании;
- самостоятельно сравнивать образец с натуральным объектом;
- составлять план работы по вопросам учителя;
- подбирать материалы и инструменты для работы с помощью
учителя и самостоятельно, употреблять в речи технические термины.
- проводить анализ своего изделия;
Учащиеся должны знать:
- свойства пластилина;
- правила техники безопасности;
- название инструментов.
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ ОБУЧАЮЩИХСЯ
К концу обучения в 4-м классе обучающиеся должны усвоить следующие знания и умения:
I уровень (базовый)
Знать:
- названия и технологические свойства материалов, используемых для изготовления поделок;
- название и назначение инструментов, указанных в программе, правила безопасной работы
с ними.
Уметь:
- анализировать образец, указывать количество и форму деталей, особенности их соединения;
- планировать предстоящую работу с опорой на образец изделия, исходные детали и предметную инструкционную карту;
- составлять эскиз и пользоваться им при самостоятельной работе; сравнивать качество выполненной работы с опорой на образец - эталон и выражать результаты сравнения в устном высказывании;
- давать отчёт о выполненной работе, включающей: название изделия; материалов, из которых оно выполнено; его назначение; умение описать последовательность операций по изготовлению изделия; оценить сложность работы.
II уровень (сниженный)
Знать:
- названия и основные свойства материалов, название и назначение инструментов,
указанных в программе и правила безопасной работы с ними.
Уметь:
- организовать свою работу по устной инструкции учителя;
- называть операции последовательного выполнения изделия по элементам предметной инструкционной карты;
- составлять простейшую композицию макета и аппликации по образцу;
- давать простейший отчёт о выполненной работе (назвать изделие и материалы, из которых оно выполнено, определить назначение изделия).
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса
1.Программа под ред. В.В.Воронковой «Программы подготовительного и 1-4 классов коррекционных общеобразовательных учреждений VIII вида», Москва. «Просвещение» 2013г
2.В. И. Антипов, Н. В. Павлова. Обучение ручному труду. Пособие для учителя. – М.: 1976
3 . В.Г. Петрова «Обучение учащихся 1-4 классов»,1982г.
4.Т.Н.Проснякова «Уроки мастерства», 2006г.
5.Н.А.Цирюлик,Т.Н.Проснякова «Уроки творчества», 2005г .
6.В.Г.Машинистов «Дидактический материал по трудовому обучению», 1988г.
7. Н.А.Цирюлик, Т.Н.Проснякова «Умелые руки» , 2005г .
8.- И.А. Агапова, М.А. Давыдова. Мягкая игрушка своими руками, М.: Айрис-пресс.
9. Е.А. Бойко. Игрушки-подушки. М.: РИПОЛ классик, 2008. – 192с.
10.Т.С. Жидкина, Н.Н. Кузьмина. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы VIII вида. М.: Академия, 2005. – 192с.
11. Л.В.Куцакова. Конструирование и ручной труд. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1999.
12Л.В. Куцакова. Мама, я умею лепить. М.: Мой Мир, 2007. -96с.
13.В.Г. Петрова. Обучение учащихся 1-4 классов вспомогательной школы. Пособие для учителя. М.: просвещение, 1983г. – 208с.
14.Чернова Е.В.-Цветы из бисера.Композиции для интерьера.-Издательство Ростов\Дону феникс.2006г.
15.Кузьмина Т. А. Кузьмина Е.В., Морозова Ю.Н.- Игрушки из бисера. – М.:ООО ТД Издательство «Мир книги»; ООО Издательство- «Миола-Пресс».
Администрация сайта «УРОК.РФ»
Администрация сайта «УРОК.РФ»