Познание родного края через образовательные путешествия

7
0
Материал опубликован 14 January 2021

Нетесова Лариса Васильевна,

учитель географии МКОУ СОШ №2 п.Жигалово Иркутской области


Познание родного края через образовательные путешествия


Одним из направлений моей педагогической работы по реализации требований государственных образовательных стандартов в формировании навыков самостоятельного приобретения знаний, развития коммуникативных умений являются образовательные путешествия, ведь каждый человек стремится познать окружающий мир, найти себя в этом мире. Главное при этом, чтобы в итоге формировалась целостная картина.

Именно образовательные путешествия помогают школьному пространству стать интересным и увлекательным, повысить продуктивность обучения и мотивацию учащихся к самостоятельному приобретению знаний. Образовательные путешествия ориентированы на освоение социального опыта и осмысление понятий и явлений окружающего мира.

Основным направлением образовательных путешествий по географии является развитие и сохранение традиций русского народа и жителей Приленья. Таким образом, в ходе данной учебной практики происходит интеграция культурно-исторического, природного и социального образовательных пространств.

Цели и задачи образовательных путешествий ориентирую на личностные интересы и потребности учащихся, что придает личностный смысл учебных занятий. Учитель и учащийся при этом становятся равнозначными попутчиками и совместными усилиями познают многообразие окружающего мира. Конечно, такая форма работы требует со стороны учителя кропотливой подготовки, значительных временных затрат. Однако сильных и позитивных сторон, несомненно, больше.

Данную технологию использую на всех уровнях обучения. В начальной школе это уроки бабушки Агафьи при изучении азбуки. Каждая буква азбуки сопровождается красочными картинами с изображением предметов на определенную группу. Например, при изучении буквы "Х" ребята видят картинки с фотографиями серпа, каравая, комбайна, рушника. Однако ни один их этих предметов школьникам не знаком, в то время во время полевых экспедиций наши учащиеся собрали достаточно большой объем экспонатов для школьного музея. И вот бабушка Агафья (она живет в доме с красивыми ставнями) включает в урок предметы быта жителей Приленья, которые ребята рассматривают, описывают, делают предположения об их предназначении, проводят дома работу с родителями и бабушками. Три-четыре человека всегда на следующий урок готовы назвать данные предметы и показать их в действии.

Таким образом, ребята добывают нужную информацию от старших членов семьи, а образовательный процесс идет от личных наблюдений и ощущений школьников к формированию новых образов и представлений.

Сотрудничество с учителями истории Рудовской средней школы позволяют реализовать такое направление образовательных путешествий, как учебный день в школьном музее. Такие дни апробированы для учащихся 4-5 классов, являются выездными, что очень разнообразит школьную жизнь и делает день поездки долгожданным. В ходе такого путешествия проводятся уроки географии и истории в 5 классе (История Древнего мира и Горные породы, слагающие земную кору) или урок окружающего мира в 4 классе. Помимо необычности самого урока привлекательным моментом является состояние дороги, хоть и короткой (10 км), непривычные задания и несколько другая сторона изучаемых вопросов.

В 6 классе изучение погоды осуществляется на Жигаловской метеостанции, где ребята не только самостоятельно выполняют замеры температуры, влажности воздуха, направления и силы ветра и других показателей погоды, но и наблюдая за обработкой данных специалистов, знакомятся с профессией метеоролога.

Урок географии в 8 классе «Рынок труда и занятость населения» при изучении раздела «Население России» традиционно проходит в центре занятости населения, ребята изучают местный рынок труда, выявляют востребованные профессии и «лишние» на сегодня специальности, индивидуально работают с профориентатором, что позволяет выявить свои профессиональные интересы и предпочтения, рассмотреть их востребованность в рамках тенденций общей занятости.

Наиболее широко реализуются образовательные путешествия во внеурочной деятельности, при этом реализуется задача ФГОС по формированию патриотического отношения к своему краю и своей стране. Кроме того, часть таких путешествий направлена на сбор экспонатов для краеведческого музея и способствует личностному развитию каждого участника.

Более 10 лет провожу в школе образовательное путешествие по странам мира. Если первоначально это был день одной страны, то сейчас данное путешествие длится неделю и включает в себя познание истории, традиций, культуры, кухни, народных ремесел и другое. Уже прошло знакомство и познание таких стран как Китай, Япония, Великобритания, Франция, Индия, Финляндия, бывших республик СССР.

Отправляясь по тому или иному маршруту образовательного путешествия, обучающийся знает цели и задачи своего путешествия (куда, зачем, что получу, как буду добывать, что потом с этим буду делать и т.д.). Только в ходе одного образовательного маршрута затрагивается рассмотрение нескольких направлений учебно-исследовательной и познавательной деятельности. Например, при путешествии «Вверх по Лене-реке» были рассмотрены пути заселения территории верхней Лены древними племенами курыкан (на примере Шишкинских писаниц) и освоение русскими землепроходцами территории Восточной Сибири, выявлены причины угасания бывшего уездного городка Верхоленск, прошло интересное знакомство с православным храмом с.Верхоленск, жизненным путем Святителя Иннокентия в историко-этнографическом комплексе с.Анги.

Значительно расширяют культурно-образовательное пространство школьников полевые экспедиции в разновозрастных группах. Сегодня мы с ребятами объехали все населенные пункты нашего района. По результатам и собранным материалам подготовлены публичные презентации, журналистами ГТРК Вести-Иркутск отсныто несколько серий видеофильма «Экспедиция по Лене», оказана помощь специалистам межпоселенческой библиотеки в подготовки печатной энциклопедии «Жигаловский район».

Выявление профессиональных интересов и склонностей учащихся основной и средней школы реализую через погружение в профессию. Так, весной 2020 года состоялось увлекательное путешествие на Ковыктинское газоконденсатное месторождение учащихся профильной физико-математической группы.

Таким образом, образовательные путешествия позволяют приобрести представление о культуре в целом при изучении ее отдельных артефактов, осознать единство и хрупкость окружающего мира, овладеть способами ориентирования в безграничном пространстве культуры, а также эффективно использовать развивающий потенциал повседневного окружения человека.














в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.