Познавательная игра «Белая трость»
Цель мероприятия
Формирование у детей уважительного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), развитие эмпатии и понимания особенностей их жизни.
Возраст участников
7–8 лет
Длительность
45–60 минут
Необходимый реквизит
Белая трость
Повязки для глаз
Различные предметы для тактильного знакомства
Музыкальное сопровождение
Карточки с заданиями
Флипчарт
Маркеры
Ход мероприятия
Вводная часть (7–10 минут)
Ведущий:
Приветствие участников. Краткое объяснение, что такое Международный день белой трости (15 октября). Рассказ о значении белой трости в жизни незрячих людей
Добро пожаловать, дорогие друзья!
Давайте поздороваемся друг с другом улыбкой
Предлагаю встать в круг и взяться за руки
Девиз нашего сегодняшнего мероприятия: «В мире много доброты, нам с друзьями по пути!»
Рассказ о Международном дне белой трости
Ведущий:
Знаете ли вы, что 15 октября весь мир отмечает особенный день?
Это Международный день белой трости
Белая трость — это не просто предмет, это символ независимости и гордости незрячих людей
История белой трости
Интересный факт:
Белая трость появилась не сразу.
Раньше люди использовали обычные чёрные трости.
В 1921 году в Великобритании произошло важное событие.
Незрячий человек попал под машину, потому что водитель не заметил его чёрную трость.
После этого случая было решено сделать трости белыми, чтобы они были более заметными.
Почему именно белая трость?
Объяснение:
Белый цвет — самый заметный для окружающих
Белая трость помогает:
Ориентироваться в пространстве
Предупреждать людей о том, что человек не видит
Получать помощь от окружающих
Это как специальный знак, который говорит: «Пожалуйста, будьте внимательны!»
Традиции праздника
Ведущий:
Белая трость – это признак того, что человек, которому она принадлежит, является инвалидом по зрению и ему нужна поддержка и помощь. Белый – это цвет надежды, это цвет добра, любви, тепла. Трость такого цвета – знак заботы, о тех, чья доля в жизни тяжела.
«А как живут незрячие люди, как они познают мир, как общаются не видя друг друга, как они читают, как работают, как ходят по улицам и не попадают под машины? Неужели они никогда не видели своих родных, как они тогда их узнают? Как же они живут. Вообще трость — это не только символ незрячих людей, это их инструмент, их «глаза». Ведь звук от удара тростью о тротуар или мостовую позволяет незрячему услышать окружающее пространство и ощутить «высокие» препятствия (например, дома, деревья, столбы, припаркованные машины), скольжение трости по поверхности дороги – определить наличие «низких» (бордюров, ступенек, люков, ям).?
Во всем мире для людей с плохим зрением на тротуарах делают тактильную плитку. Она необходима для информирования людей с ослабленным зрением о путях передвижения на улице: между домов, в парках, по территории, около оживленной дороги, у светофора, перед ступенями, возле переходов и на перекрестках. Также такую плитку делают в общественных зданиях, метро, торговых комплексах. Тактильная плитка бывает двух видов: предупреждающая и направляющая. Направляющая плитка имеет рельефные полоски, предупреждающая – точки.
При чтении и написании слабовидящие и незрячие люди используют шрифт Брайля, где знаки состоят из выпуклых которые незрячие ощущают подушечками пальцев. Эта система письма для слепых широко распространена во мире, ею пользуются многие поколения незрячих уже около 200 лет.
Чтобы хоть как-то облегчить жизнь слепым людям, в нашем современном мире изобрели специализированные сотовые телефоны и электронные книги.
Ведущий:
Сегодня мы с вами попробуем понять, как живёт человек с белой тростью
Научимся быть внимательнее и добрее
Готовы?
После этого вступления переходим к практическим играм и упражнениям, которые помогут детям лучше понять жизнь людей с ограниченными возможностями здоровья.
Основная часть
Знакомство с белой тростью (5 минут)
Демонстрация белой трости
Объяснение её назначения
Игра «Я вижу тебя сердцем» (10 минут)
Дети делятся на пары
Одному участнику надевается повязка на глаза
Второй участник помогает первому пройти по помещению, избегая препятствий
Затем участники меняются ролями
Станция «Тактильные ощущения» (10 минут)
На столе раскладываются различные предметы
Дети с завязанными глазами должны на ощупь определить, что это за предметы
После угадывания — обсуждение, как важно для незрячих людей развивать другие чувства
Ролевая игра «День из жизни» (10 минут)
Моделирование ситуаций:
Покупка продуктов в магазине
Поездка в общественном транспорте
Общение с друзьями
Участники пробуют справиться с этими задачами с закрытыми глазами
Игра «Музыкальные шаги»
Участники встают в линию. Первый игрок закрывает глаза и идёт вперёд, ориентируясь на звуки музыкальных инструментов (бубна или колокольчика), которыми управляет ведущий. Остальные участники наблюдают и подсказывают направление движениями рук («лево-право»).
Цель игры: развить умение прислушиваться к звуковым сигналам и понимать пространство на слух.
Заключительная часть (10 минут)
Творческое задание
В ходе занятия дети воспроизводят на флипчарте с помощью маркеров визуально знакомые объекты повседневного окружения. Можно рисовать образы предметов, звуки природы, запахи цветов и вкус еды.
Рефлексия
- Вопросы для обсуждения:
- Что нового узнали?
- Какие чувства испытали?
- Как можем помочь людям с ОВЗ?
Методические рекомендации
- Создавать атмосферу уважения и поддержки
- Следить за эмоциональным состоянием детей
- Подчёркивать, что каждый человек уникален
- Акцентировать внимание на возможностях, а не ограничениях
Подведение итогов
Вручение символических призов всем участникам.
Благодарность всем участникам за активное участие.
Домашнее задание
Попросить детей рассказать дома о том, что они узнал
Подумать, как можно проявить заботу о людях с ОВЗ в повседневной жизни.