Познавательная викторина "Смутное время. День народного единства"
Конкурсная работа: Познавательная викторина на тему: «Смутное время. День народного единства»
Автор работы: Цивилева Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №26 им. А.С. Пушкина» (г. Смоленск, Смоленская область)
Предмет: История
Класс: 7-11 класс
Образовательные цели и задачи:
Способствовать формированию таких личностных результатов как:
осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;
ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;
осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;
представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;
формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;
уважение к культуре своего и других народов;
Способствовать формированию таких метапредметных результатов как:
владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);
выявлять характерные признаки исторических явлений;
сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;
владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;
систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;
извлекать информацию из источника;
участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения;
выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;
ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);
Способствовать формированию таких предметных результатов как:
1. Знание хронологии, работа с хронологией:
называть хронологические рамки Смутного времени;
локализовать во времени ключевые события Смуты;
устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.
2. Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты событий Смутного времени;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам).
3. Работа с исторической картой:
использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;
устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и
особенностями ее экономического, социального и политического развития.
4. Работа с историческими источниками по истории Смутного времени.
5. Историческое описание (реконструкция):
рассказывать о ключевых событиях Смуты, её участниках;
составлять краткую характеристику известных персоналий Смутного времени (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);
представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.
6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к Смутному времени, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;
объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;
7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого;
выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.
8. Применение исторических знаний:
объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;
Источники информации, использованные при создании заданий и вопросов:
Федеральная рабочая программа основного общего образования: История (для 5-9 классов образовательных организаций) // https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17_ФРП_История_5-9-классы.pdf?ysclid=m3oqen061x707116967
История России. XVI - XVII века. 7 класс. Пчелов Е.В., Лукин П.В. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022.
Изображения, тексты:
Аверс монет: | История России на монетах: победа народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского / Золотой червонец / https://gold10.ru/news/istoriya-rossii-na-monetakh-pobeda-narodnogo-opolcheniya-kozmy-minina-i-dmitriya-pozharskogo/ |
Монета 3 | Минин и Пожарский на картинах русских художников / История живописи / https://dzen.ru/a/Yl5QlGzxUit1vcQg?ysclid=m3lgeqoppb954488345 |
Монета 5 | Первый ополченец / История: факты и мифы / https://dzen.ru/a/XG8eRQOy-QCvW9lw?ysclid=m3lgmjr25h926925090 |
Монета 6 | Пушкин А.С. Борис Годунов / интернет-библиотека А. Комарова/ https://ilibrary.ru/text/465/p.1/index.html?ysclid=m3lgp1bym3600056505 |
Монета 7 | Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир / https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931 |
Монета 8 | Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир / https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931 |
Монета 9 | Памятник К. Минину в Нижнем Новгороде / Википедия / https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Минин.jpg |
Монета 10 | Почему в Костроме снесли памятник Ивану Сусанину / Tour2Go / https://dzen.ru/a/ZB-qs0h0aE1aYqsy?ysclid=m3lgxvk8vx987308044 |
Монета 11 | Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир / https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931 |
Монета 12 | Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4 |
Монета 13 | Межрегиональный автомобильный маршрут «Алтарь Отечества: Дорогой Минина и Пожарского» / Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга/ https://automototravel.com/dzhip-tury/mezhregionalnyy-avtomobilnyy-marshrut-altar-otechestva-dorogoy-minina-i-pozharskogo/ |
Монета 14 | Межрегиональный автомобильный маршрут «Алтарь Отечества: Дорогой Минина и Пожарского» / Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга/ https://automototravel.com/dzhip-tury/mezhregionalnyy-avtomobilnyy-marshrut-altar-otechestva-dorogoy-minina-i-pozharskogo/ |
Монета 17 | Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир / https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931 |
Монета 18 | Дискриминация Православной Церкви в Речи Посполитой на уровне сеймов и судов после Брестской церковной унии (1596-1632 гг.) / Наука. Вера. Культура / https://naukaverakuljtura.com/дискриминация-православной-церкви-в/ |
Монета 19 | Летопись воинской славы Отечества. Оборона Смоленска (1609-1611) / Generalissimus/ https://dzen.ru/a/Xj_gQL5bk16N9tCX?ysclid=m3lhh7lof2952073025 |
Монета 20 | Краткий курс истории. Смута. Осада Смоленска / История.РФ/ https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-smuta-osada-smolienska |
Монета 21 | Подвиг Ивана Сусанина: как все было на самом деле? / Русский север / https://sever.foma.ru/podvig-ivana-susanina-kak-vse-bylo-na-samom-dele/ |
Монета 22 | Иван Сусанин / История.РФ/ https://histrf.ru/read/articles/ivan-susanin-event |
Монета 23 | Карамзин Н.М. История государства Российского. Том XII. Глава II. / Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук/ https://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar12_02.htm |
Монеты 24,27,32 | для создания ребусов использован ресурс (по запросу «интервенция», «Семибоярщина», «самозванство») https://kvestodel.ru/generator-rebusov?ysclid=m3lhvddp92507835774 |
Монета 28 | 1. Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич / Википедия / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ордин-Нащокин,_Афанасий_Лаврентьевич#/media/Файл%3AОрдин-Нащокин.jpg 2. Григорий Отрепьев // Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4 3. Борис Годунов / Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4 4. Василий Шуйский / Дом Романовых / https://dzen.ru/a/XlZW5yixPnND3aNG |
Монета 29 | 1. Сигизмунд III / Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4 2. Иван Болотников / Боевой холоп его величества: как использовали Ивана Болотникова / История в подлинниках / https://dzen.ru/a/YTn5HoMQGx4rjpGg 3. Михаил Скопин-Шуйский / Большая российская энциклопедия / https://bigenc.ru/c/skopin-shuiskii-mikhail-vasil-evich-5d50dc 4. Лжедмитрий II / Тушинский вор / Историк / https://историк.рф/journal/post/5227 |
Монета 30 | Конституция Российской Федерации / Московский пенсионер/ https://dzen.ru/a/ZXhaLUrWvDgOEQ59 |
Монета 31 | «Чудотворная икона Казанской Божьей Матери» / Культура. РФ / https://www.culture.ru/events/3607437/chudotvornaya-ikona-kazanskoi-bozhei-materi |
Монета 33 | Открытка «4 ноября. С Днём народного единства» / профорганизация НИУ "БелГУ" / http://profkom.bsu.edu.ru/500-pozdravlenie-s-dnem-narodnogo-edinstva2022 1. Интересное о монументе «Родина-мать зовёт!» / drive2.ru / https://www.drive2.ru/c/470369975924687639 2. Памятник Минину и Пожарскому / Цикл лекций кандидата исторических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин Е.В. Шабашовой/ РАМ им. Гнесиных/ https://old.gnesin-academy.ru/cikl-lekcij-kandidata-istoricheskih-nauk-docenta-kafedry-socialno-gumanitarnyh-disciplin-e-v-shabashovoj/ 3. Памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска / Администрация города Смоленска / https://www.smoladmin.ru/o-smolenske/turizm/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/pamyatnik-voinam-zaschitnikam-i-osvoboditelyam-smolenska/ 4. Минин и Пожарский на памятнике «Тысячелетие России» / Великий Новгород: у истоков русской истории / Туристер / https://www.tourister.ru/responses/id_40005 |
Монета 37 | 1. Церковь Успения Новодевичьего монастыря /Главная достопримечательность района Зюзино/ О Москве и не только / https://dzen.ru/a/ZXMrPkPzWyl7u__d 2. Храм Святой Троицы в Никитниках / Приглашаем всех желающих на лекции о храмосозидании московского купечества / https://hramnevskogo.ru/novosti/919-priglashaem-vseh-zhelayuschih-na-lekcii-o-hramosozidanii-moskovskogo-kupechestva.html 3. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади ждёт реставрация / Портал правительства Москвы / https://sevbutovo.mos.ru/presscenter/news/detail/6666136.html?sphrase_id=242794072 4. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском /Википедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Тихвинской_иконы_Божией_Матери_в_Алексеевском |
Правила викторины:
В викторине принимают участие ученики класса. Ребята делятся на 2 команды. По жребию устанавливается очерёдность выбора заданий.
Ведущий викторины зачитывает задания викторины, за правильный ответ выдаёт участникам «монеты». Если команда в свой ход не может выполнить задание, то команда-соперник получает возможность ответить и заработать дополнительную «монету».
Цель участников: собрать на нужды «ополчения» как можно больше «монет» за правильные ответы.
Побеждает тот ученик (или та команда), которая внесла наибольший вклад в сбор средств на организацию «ополчения» (ответили правильно на наибольшее количество вопросов).
Викторина (задания):
Монета 1 Выберите даты, которые имеют отношение к истории Смутного времени: 1. 1497 2. 1550 3. 1598 4. 1605 5. 1611 6. 1645 | |||||||
Монета 2 Выберите имена исторических деятелей, которые являются участниками событий Смутного времени: 1. Иван Болотников 2. Кондратий Булавин 3. Михаил Скопин-Шуйский 4. Дмитрий Пожарский 5. Франц Лефорт 6. Афанасий Ордин-Нащокин | |||||||
Монета 3 Назовите имена руководителей Второго народного ополчения, изображённых на картине: | |||||||
Монета 4 О каком деятеле Смутного времени идёт речь: Он был первым патриархом Московским и возглавлял Русскую православную церковь с 1589 по 1605 годы. Поддерживал Годунова в период его правления. Он отказался признать Лжедмитрия царём. Его арестовали во время богослужения, сорвали знаки высокого сана и отправили в ссылку. | |||||||
Монета 5 Назовите имя руководителя Первого народного ополчения, который в июле 1611 был обманом завлечён в казачий круг и там предательски убит. | |||||||
Монета 6 О каких исторических деятелях идёт речь в отрывке из поэмы «Борис Годунов»: Возможно ли? Расстрига, беглый инок На нас ведёт злодейские дружины, Дерзает нам писать угрозы! Полно, Пора смирить безумца! Только наедине с собой Годунов может признаться в том, что совершил… Так вот зачем тринадцать лет мне сряду Всё снилося убитое дитя! Ох, тяжела ты, шапка Мономаха! | |||||||
Монета 7 В марте 1604 года Григорий Отрепьев побывал на аудиенции у польского правителя. Как звали польского короля? | |||||||
Монета 8 О каком деятеле Смутного времени идёт речь: Основу его армии составляли польские отряды, часть южнорусского дворянства и казаки. Предприняв походы на Брянск и Тулу, разбив войско Василия Шуйского, он подступил к Москве и разбил лагерь в селе Тушине. | |||||||
Монета 9 Кому из участников событий Смутного времени посвящён памятник, расположенный в Нижнем Новгороде? | |||||||
Монета 10 В 1851 в Костроме был открыт памятник, посвящённый событиям Смутного времени. В 1918 году бюст царя, и фигура народного героя были сняты. О каких исторических деятелях речь? | |||||||
Монета 11 В каком городе происходило событие, отражённое на картине: | |||||||
Монета 12 Какому событию периода Смутного времени посвящена картина: | |||||||
Монета 13 Назовите пункт А и пункт Б. | |||||||
Монета 14 Назовите монастырь. | |||||||
Монета 15 Расставьте в хронологическом порядке периоды правления русских царей Смутного времени: 1. Правление царя Федора Борисовича Годунова 2. Правление царя Василия IV Ивановича Шуйского 3. Правление царя Бориса Годунова 4. Правление самозванца Лжедмитрия I | |||||||
Монета 16 Расставьте в хронологическом порядке события Смуты: 1. Падение Смоленска после двухлетней осады 2. Начало Междуцарствия («Семибоярщина») 3. Восстание И.И. Болотникова 4. Создание Тушинского лагеря близ Москвы | |||||||
Монета 17 Имя какого исторического деятеля пропущено в названии картины «Патриарх ________ отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения» | |||||||
Монета 18 Назовите государства 1 и 2, осуществившие интервенцию на русские земли в период Смуты | |||||||
Монета 19 Назовите имя руководителя обороны Смоленска от польских интервентов в 1609-1611 | |||||||
Монета 20 На иллюстрации изображены события, связанные с осадой поляками _________ (назовите город) | |||||||
Монета 21 Имя какого исторического деятеля пропущено в названии картины «Смерть _______ __________» | |||||||
Монета 22 Назовите имя автора грамоты: «Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти». | |||||||
Монета 23 Имена каких исторических лиц пропущены во фрагменте из сочинения Н.М. Карамзина: Наконец, 1 Сентября 1_______ торжественно въехала в тушинский стан и лицедействовала столь искусно, что зрители умилялись ее нежностию к супругу 2: радостные слезы, объятия, слова, внушенные, казалось, истинным чувством, — все было употреблено для обмана и не бесполезно: многие верили ему, или по крайней мере говорили, что верят, и Российские изменники писали к своим друзьям: «2________ есть без сомнения истинный, когда 1________ признала в нем мужа». | |||||||
Монета 24 Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени: | |||||||
Монета 25 Укажите имена исторических лиц, не связанных с событиями Смутного времени:
| |||||||
Монета 26 Укажите события, которые не относятся к периоду Смуты:
| |||||||
Монета 27 Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени: | |||||||
Монета 28 На каком портрете изображён 1) Григорий Отрепьев, 2) Василий Шуйский?
| |||||||
Монета 29 На каком портрете изображён 1) Михаил Скопин-Шуйский, 2) Лжедмитрий II?
| |||||||
Монета 30 О каком термине идёт речь: Документ о принятии присяги, которая сопровождалась целованием креста. Её дал Василий Шуйский, придя к власти в 1606 году. | |||||||
Монета 31 Какие слова пропущены на изображении? | |||||||
Монета 32 Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени: | |||||||
Монета 33
| |||||||
Монета 34 Выберите утверждения с ошибкой: 1. Одной из причин Смуты был династический кризис. 2. Восстание И. Болотникова было жестоко подавлено. 3. При Лжедмитрии I был заключён договор со Швецией, по условиям которого Россия отказывалась от территориальных претензий на Балтике. 4. Самозванцы воплощали веру народа в хорошего и доброго царя. 5. Королевич Владислав принял православие для того, чтобы занять российский престол. 6. Михаил Скопин-Шуйский возглавлял Семибоярщину. | |||||||
Монета 35 Выберите верные утверждения: 1. Период Смуты длился менее десятилетия. 2. Династия Рюриковичей пресеклась со смертью царевича Дмитрия. 3. В сражении у села Добрыничи войско Лжедмитрия I было разгромлено, а сам он едва избежал плена. 4. Василий Шуйский, вступая на престол, принёс присягу всей земле, всем своим подданным. 5. Иван Болотников в «прелестных письмах» обещал народу избавление от тягот. | |||||||
Монета 36 Выберите утверждения с ошибкой: 1. Борис Годунов стал первым русским царём, избранным Земским собором. 2. Гибель Лжедмитрия I способствовала падению престижа царской власти. 3. По настоянию Бориса Годунова царевич Дмитрий Иоаннович был причислен к лику святых. 4. Патриарх Филарет призвал народ к защите православной веры и восстановлению царства. 5. Первое ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде. 6. Прокопий Ляпунов принимал участие в Первом и Втором ополчении. | |||||||
Монета 37 Какой из соборов был построен в Москве на деньги князя Пожарского (выберите фотографию, на которой он изображён и назовите этот собор):
|
Инструкция к заданиям:
Участники викторины внимательно читают задания. Им необходимо дать чёткий, полный, правильный ответ. На обдумывание ответа у участников есть 30 секунд.
Правильные ответы:
№ монеты | Ответ |
Монета 1 | 345 |
Монета 2 | 134 |
Монета 3 | Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский |
Монета 4 | Патриарх Иов |
Монета 5 | Прокопий Ляпунов |
Монета 6 | Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) и царевич Дмитрий |
Монета 7 | Сигизмунд III |
Монета 8 | Лжедмитрий II |
Монета 9 | Кузьма Минин |
Монета 10 | Михаил Фёдорович и Иван Сусанин |
Монета 11 | Нижний Новгород |
Монета 12 | Оборона Троице-Сергиевой лавры |
Монета 13 | А – Нижний Новгород, Б - Москва |
Монета 14 | Троице-Сергиев |
Монета 15 | 3142 |
Монета 16 | 3421 |
Монета 17 | Гермоген |
Монета 18 | 1 – Швеция, 2 – Речь Посполитая |
Монета 19 | Михаил Шеин |
Монета 20 | Смоленск |
Монета 21 | Иван Сусанин |
Монета 22 | Михаил Фёдорович |
Монета 23 | 1 – Марина Мнишек, 2 - Лжедмитрий II |
Монета 24 | Семибоярщина |
Монета 25 | Патриарх Никон, Елена Глинская, Наталья Нарышкина |
Монета 26 | Медный бунт, Оборона Козельска, Взятие Казани |
Монета 27 | Самозванство |
Монета 28 | Григорий Отрепьев – 2, Василий Шуйский – 4 |
Монета 29 | Михаил Скопин-Шуйский – 3, Лжедмитрий II – 4 |
Монета 30 | Крестоцеловальная запись |
Монета 31 | 1 – Казанской, 2 – народного единства |
Монета 32 | Интервенция |
Монета 33 | 2 (памятник Минину и Пожарскому в Москве) |
Монета 34 | 356 |
Монета 35 | 345 |
Монета 36 | 346 |
Монета 37 | Фотография №3, Казанский собор |
Викторина "Смутное время. День народного единства"PPTX / 9.23 Мб
Елена Алексеевна