Познавательная викторина "Смутное время. День народного единства"

16
2
Материал опубликован 19 November

Конкурсная работа: Познавательная викторина на тему: «Смутное время. День народного единства»

Автор работы: Цивилева Евгения Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ «СШ №26 им. А.С. Пушкина» (г. Смоленск, Смоленская область)

Предмет: История

Класс: 7-11 класс

Образовательные цели и задачи:

Способствовать формированию таких личностных результатов как:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России;

ценностное отношение к достижениям своей Родины – России, к боевым подвигам и трудовым достижениям народа; уважение к символам России, государственным праздникам, историческому наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

осмысление исторической традиции и примеров гражданского служения Отечеству; готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав; уважение прав, свобод и законных интересов других людей;

представление о традиционных духовно-нравственных ценностях народов России; готовность оценивать свое поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков;

формирование и сохранение интереса к истории как важной составляющей современного общественного сознания;

уважение к культуре своего и других народов;

Способствовать формированию таких метапредметных результатов как:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем);

выявлять характерные признаки исторических явлений;

сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь ее решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта;

систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий; соотносить полученный результат с имеющимся знанием;

извлекать информацию из источника;

участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения;

выявлять на примерах исторических ситуаций роль эмоций в отношениях между людьми;

ставить себя на место другого человека, понимать мотивы действий другого (в исторических ситуациях и окружающей действительности);

Способствовать формированию таких предметных результатов как:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

называть хронологические рамки Смутного времени;

локализовать во времени ключевые события Смуты;

устанавливать синхронность событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты событий Смутного времени;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку (группировка событий по их принадлежности к историческим процессам).

3. Работа с исторической картой:

использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств, важнейших исторических событиях и процессах отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.;

устанавливать на основе карты связи между географическим положением страны и

особенностями ее экономического, социального и политического развития.

4. Работа с историческими источниками по истории Смутного времени.

5. Историческое описание (реконструкция):

рассказывать о ключевых событиях Смуты, её участниках;

составлять краткую характеристику известных персоналий Смутного времени (ключевые факты биографии, личные качества, деятельность);

представлять описание памятников материальной и художественной культуры изучаемой эпохи.

6. Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

объяснять смысл ключевых понятий, относящихся к Смутному времени, конкретизировать их на примерах исторических событий, ситуаций;

объяснять причины и следствия важнейших событий отечественной и всеобщей истории XVI–XVII вв.: а) выявлять в историческом тексте и излагать суждения о причинах и следствиях событий; б) систематизировать объяснение причин и следствий событий, представленное в нескольких текстах;

7. Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого;

выражать отношение к деятельности исторических личностей XVI–XVII вв. с учетом обстоятельств изучаемой эпохи и в современной шкале ценностей.

8. Применение исторических знаний:

объяснять значение памятников истории и культуры России и других стран XVI–XVII вв. для времени, когда они появились, и для современного общества;



Источники информации, использованные при создании заданий и вопросов:

Федеральная рабочая программа основного общего образования: История (для 5-9 классов образовательных организаций) // https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/17_ФРП_История_5-9-классы.pdf?ysclid=m3oqen061x707116967

История России. XVI - XVII века. 7 класс. Пчелов Е.В., Лукин П.В. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2022.

Изображения, тексты:

Аверс монет:


История России на монетах: победа народного ополчения Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского / Золотой червонец / https://gold10.ru/news/istoriya-rossii-na-monetakh-pobeda-narodnogo-opolcheniya-kozmy-minina-i-dmitriya-pozharskogo/

Монета 3

Минин и Пожарский на картинах русских художников / История живописи / https://dzen.ru/a/Yl5QlGzxUit1vcQg?ysclid=m3lgeqoppb954488345

Монета 5

Первый ополченец / История: факты и мифы / https://dzen.ru/a/XG8eRQOy-QCvW9lw?ysclid=m3lgmjr25h926925090

Монета 6

Пушкин А.С. Борис Годунов / интернет-библиотека А. Комарова/ https://ilibrary.ru/text/465/p.1/index.html?ysclid=m3lgp1bym3600056505

Монета 7

Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир /

https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931

Монета 8

Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир /

https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931

Монета 9

Памятник К. Минину в Нижнем Новгороде / Википедия / https://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Минин.jpg

Монета 10

Почему в Костроме снесли памятник Ивану Сусанину / Tour2Go / https://dzen.ru/a/ZB-qs0h0aE1aYqsy?ysclid=m3lgxvk8vx987308044

Монета 11

Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир /

https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931

Монета 12

Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4

Монета 13

Межрегиональный автомобильный маршрут «Алтарь Отечества: Дорогой Минина и Пожарского» / Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга/ https://automototravel.com/dzhip-tury/mezhregionalnyy-avtomobilnyy-marshrut-altar-otechestva-dorogoy-minina-i-pozharskogo/

Монета 14

Межрегиональный автомобильный маршрут «Алтарь Отечества: Дорогой Минина и Пожарского» / Общенациональная ассоциация автомототуризма и караванинга/ https://automototravel.com/dzhip-tury/mezhregionalnyy-avtomobilnyy-marshrut-altar-otechestva-dorogoy-minina-i-pozharskogo/

Монета 17

Смутное время в 15 картинах русских художников / Правмир /

https://www.pravmir.ru/smutnoe-vremya-v-15-kartinah-russkih-hudozhnikov/?ysclid=m3lgdbo5eb903068931

Монета 18

Дискриминация Православной Церкви в Речи Посполитой на уровне сеймов и судов после Брестской церковной унии (1596-1632 гг.) / Наука. Вера. Культура / https://naukaverakuljtura.com/дискриминация-православной-церкви-в/

Монета 19

Летопись воинской славы Отечества. Оборона Смоленска (1609-1611) / Generalissimus/ https://dzen.ru/a/Xj_gQL5bk16N9tCX?ysclid=m3lhh7lof2952073025

Монета 20

Краткий курс истории. Смута. Осада Смоленска / История.РФ/ https://histrf.ru/read/articles/kratkii-kurs-istorii-smuta-osada-smolienska

Монета 21

Подвиг Ивана Сусанина: как все было на самом деле? / Русский север / https://sever.foma.ru/podvig-ivana-susanina-kak-vse-bylo-na-samom-dele/

Монета 22

Иван Сусанин / История.РФ/ https://histrf.ru/read/articles/ivan-susanin-event

Монета 23

Карамзин Н.М. История государства Российского. Том XII. Глава II. / Государственная публичная научно-техническая библиотека Сибирского отделения Российской академии наук/ https://www.spsl.nsc.ru/history/karam/kar12_02.htm

Монеты 24,27,32

для создания ребусов использован ресурс (по запросу «интервенция», «Семибоярщина», «самозванство») https://kvestodel.ru/generator-rebusov?ysclid=m3lhvddp92507835774

Монета 28

1. Ордин-Нащокин, Афанасий Лаврентьевич / Википедия / https://ru.m.wikipedia.org/wiki/Ордин-Нащокин,_Афанасий_Лаврентьевич#/media/Файл%3AОрдин-Нащокин.jpg

2. Григорий Отрепьев // Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4

3. Борис Годунов / Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4

4. Василий Шуйский / Дом Романовых / https://dzen.ru/a/XlZW5yixPnND3aNG

Монета 29

1. Сигизмунд III / Смутное время: русская история в картинах / Азовская городская ЦБС/ https://azovlib.ru/index.php/2016-04-06-12-21-42/2-uncategorised/2018-1612-4

2. Иван Болотников / Боевой холоп его величества: как использовали Ивана Болотникова / История в подлинниках / https://dzen.ru/a/YTn5HoMQGx4rjpGg

3. Михаил Скопин-Шуйский / Большая российская энциклопедия / https://bigenc.ru/c/skopin-shuiskii-mikhail-vasil-evich-5d50dc

4. Лжедмитрий II / Тушинский вор / Историк / https://историк.рф/journal/post/5227

Монета 30

Конституция Российской Федерации / Московский пенсионер/ https://dzen.ru/a/ZXhaLUrWvDgOEQ59

Монета 31

«Чудотворная икона Казанской Божьей Матери» / Культура. РФ / https://www.culture.ru/events/3607437/chudotvornaya-ikona-kazanskoi-bozhei-materi

Монета 33

Открытка «4 ноября. С Днём народного единства» / профорганизация

НИУ "БелГУ" / http://profkom.bsu.edu.ru/500-pozdravlenie-s-dnem-narodnogo-edinstva2022

1. Интересное о монументе «Родина-мать зовёт!» / drive2.ru / https://www.drive2.ru/c/470369975924687639

2. Памятник Минину и Пожарскому / Цикл лекций кандидата исторических наук, доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин Е.В. Шабашовой/ РАМ им. Гнесиных/ https://old.gnesin-academy.ru/cikl-lekcij-kandidata-istoricheskih-nauk-docenta-kafedry-socialno-gumanitarnyh-disciplin-e-v-shabashovoj/

3. Памятник воинам, защитникам и освободителям Смоленска / Администрация города Смоленска / https://www.smoladmin.ru/o-smolenske/turizm/dostoprimechatelnosti/pamyatniki/pamyatnik-voinam-zaschitnikam-i-osvoboditelyam-smolenska/

4. Минин и Пожарский на памятнике «Тысячелетие России» / Великий Новгород: у истоков русской истории / Туристер / https://www.tourister.ru/responses/id_40005

Монета 37

1. Церковь Успения Новодевичьего монастыря /Главная достопримечательность района Зюзино/ О Москве и не только / https://dzen.ru/a/ZXMrPkPzWyl7u__d

2. Храм Святой Троицы в Никитниках / Приглашаем всех желающих на лекции о храмосозидании московского купечества / https://hramnevskogo.ru/novosti/919-priglashaem-vseh-zhelayuschih-na-lekcii-o-hramosozidanii-moskovskogo-kupechestva.html

3. Собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади ждёт реставрация / Портал правительства Москвы / https://sevbutovo.mos.ru/presscenter/news/detail/6666136.html?sphrase_id=242794072

4. Храм Тихвинской иконы Божией Матери в Алексеевском /Википедия/ https://ru.wikipedia.org/wiki/Храм_Тихвинской_иконы_Божией_Матери_в_Алексеевском



Правила викторины:

В викторине принимают участие ученики класса. Ребята делятся на 2 команды. По жребию устанавливается очерёдность выбора заданий.

Ведущий викторины зачитывает задания викторины, за правильный ответ выдаёт участникам «монеты». Если команда в свой ход не может выполнить задание, то команда-соперник получает возможность ответить и заработать дополнительную «монету».

Цель участников: собрать на нужды «ополчения» как можно больше «монет» за правильные ответы.

Побеждает тот ученик (или та команда), которая внесла наибольший вклад в сбор средств на организацию «ополчения» (ответили правильно на наибольшее количество вопросов).





Викторина (задания):


Монета 1

Выберите даты, которые имеют отношение к истории Смутного времени:

1. 1497

2. 1550

3. 1598

4. 1605

5. 1611

6. 1645

t1732040516aa.jpg


Монета 2

Выберите имена исторических деятелей, которые являются участниками событий Смутного времени:

1. Иван Болотников

2. Кондратий Булавин

3. Михаил Скопин-Шуйский

4. Дмитрий Пожарский

5. Франц Лефорт

6. Афанасий Ордин-Нащокин

t1732040516ab.jpg


Монета 3

Назовите имена руководителей Второго народного ополчения, изображённых на картине:

t1732040516ac.jpg


t1732040516ad.jpg


Монета 4

О каком деятеле Смутного времени идёт речь:

Он был первым патриархом Московским и возглавлял Русскую православную церковь с 1589 по 1605 годы. Поддерживал Годунова в период его правления.

Он отказался признать Лжедмитрия царём. Его арестовали во время богослужения, сорвали знаки высокого сана и отправили в ссылку.


t1732040516aa.jpg


Монета 5

Назовите имя руководителя Первого народного ополчения, который в июле 1611 был обманом завлечён в казачий круг и там предательски убит.

t1732040516ae.jpg

t1732040516ab.jpg


Монета 6

О каких исторических деятелях идёт речь в отрывке из поэмы «Борис Годунов»:

Возможно ли? Расстрига, беглый инок

На нас ведёт злодейские дружины,

Дерзает нам писать угрозы! Полно,

Пора смирить безумца!

Только наедине с собой Годунов может признаться в том, что совершил…

Так вот зачем тринадцать лет мне сряду

Всё снилося убитое дитя!

Ох, тяжела ты, шапка Мономаха!


t1732040516ad.jpg


Монета 7

В марте 1604 года Григорий Отрепьев побывал на аудиенции у польского правителя. Как звали польского короля?

t1732040516af.jpg

t1732040516aa.jpg


Монета 8

О каком деятеле Смутного времени идёт речь:

Основу его армии составляли польские отряды, часть южнорусского дворянства и казаки. Предприняв походы на Брянск и Тулу, разбив войско Василия Шуйского, он подступил к Москве и разбил лагерь в селе Тушине.

t1732040516ag.jpg

t1732040516ab.jpg


Монета 9

Кому из участников событий Смутного времени посвящён памятник, расположенный в Нижнем Новгороде?

t1732040516ah.jpg

t1732040516ad.jpg


Монета 10

В 1851 в Костроме был открыт памятник, посвящённый событиям Смутного времени. В 1918 году бюст царя, и фигура народного героя были сняты. О каких исторических деятелях речь?

t1732040516ai.jpg

t1732040516aa.jpg


Монета 11

В каком городе происходило событие, отражённое на картине:

t1732040516aj.jpg

t1732040516ab.jpg


Монета 12

Какому событию периода Смутного времени посвящена картина:

t1732040516ak.jpg

t1732040516ad.jpg


Монета 13

Назовите пункт А и пункт Б.

t1732040516al.jpg

t1732040516aa.jpg


Монета 14

Назовите монастырь.

t1732040516am.jpg

t1732040516ab.jpg


Монета 15

Расставьте в хронологическом порядке периоды правления русских царей Смутного времени:

1. Правление царя Федора Борисовича Годунова

2. Правление царя Василия IV Ивановича Шуйского

3. Правление царя Бориса Годунова

4. Правление самозванца Лжедмитрия I

t1732040516ad.jpg


Монета 16

Расставьте в хронологическом порядке события Смуты:

1. Падение Смоленска после двухлетней осады

2. Начало Междуцарствия («Семибоярщина»)

3. Восстание И.И. Болотникова

4. Создание Тушинского лагеря близ Москвы



t1732040516aa.jpg


Монета 17

Имя какого исторического деятеля пропущено в названии картины «Патриарх ________ отказывается подписывать грамоту о роспуске ополчения»

t1732040516an.png

t1732040516ab.jpg


Монета 18

Назовите государства 1 и 2, осуществившие интервенцию на русские земли в период Смуты

t1732040516ao.jpg

t1732040516ad.jpg


Монета 19

Назовите имя руководителя обороны Смоленска от польских интервентов в 1609-1611

t1732040516ap.jpg

t1732040516aa.jpg


Монета 20

На иллюстрации изображены события, связанные с осадой поляками _________ (назовите город)

t1732040516aq.png

t1732040516ab.jpg


Монета 21

Имя какого исторического деятеля пропущено в названии картины «Смерть _______ __________»

t1732040516ar.jpg

t1732040516ad.jpg


Монета 22

Назовите имя автора грамоты:

«Как мы, великий государь, были на Костроме и в те поры приходили в Костромской уезд польские и литовские люди, и тестя его, Богдашкова, Ивана Сусанина, литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, а пытали у него, где в те поры мы, великий государь, были, и он, Иван, ведая про нас, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерные пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».

t1732040516aa.jpg


Монета 23

Имена каких исторических лиц пропущены во фрагменте из сочинения Н.М. Карамзина:

Наконец, 1 Сентября 1_______ торжественно въехала в тушинский стан и лицедействовала столь искусно, что зрители умилялись ее нежностию к супругу 2: радостные слезы, объятия, слова, внушенные, казалось, истинным чувством, — все было употреблено для обмана и не бесполезно: многие верили ему, или по крайней мере говорили, что верят, и Российские изменники писали к своим друзьям: «2________ есть без сомнения истинный, когда 1________ признала в нем мужа».

t1732040516ab.jpg


Монета 24

Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени:

t1732040516as.png

t1732040516ad.jpg


Монета 25

Укажите имена исторических лиц, не связанных с событиями Смутного времени:


Патриарх Никон

Елена Глинская

Патриарх Филарет

Наталья Нарышкина

Патриарх Гермоген

Марина Мнишек


t1732040516aa.jpg


Монета 26


Укажите события, которые не относятся к периоду Смуты:


Восстание Хлопка Косолапа

Медный бунт

Восстание Ивана Болотникова

Оборона Козельска

Оборона

Смоленска

Взятие Казани


t1732040516ab.jpg


Монета 27

Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени:

t1732040516at.png

t1732040516ad.jpg


Монета 28

На каком портрете изображён 1) Григорий Отрепьев, 2) Василий Шуйский?


1

t1732040516au.jpg

2

t1732040516av.png

3

t1732040516aw.jpg

4

t1732040516ax.jpg


t1732040516aa.jpg











Монета 29

На каком портрете изображён 1) Михаил Скопин-Шуйский, 2) Лжедмитрий II?

1

t1732040516ay.jpg


2

t1732040516az.jpg

3

t1732040516ba.jpg


4

t1732040516bb.jpg


t1732040516ab.jpg











Монета 30

О каком термине идёт речь:

Документ о принятии присяги, которая сопровождалась целованием креста. Её дал Василий Шуйский, придя к власти в 1606 году.


t1732040516bc.jpg


t1732040516ad.jpg


Монета 31

Какие слова пропущены на изображении?

t1732040516bd.jpg

t1732040516aa.jpg


Монета 32

Разгадайте ребус, определите термин, имеющий отношение к истории Смутного времени:


t1732040516be.png

t1732040516ab.jpg






Монета 33

t1732040516bf.jpg


1

t1732040516bg.jpg

2

t1732040516bh.jpg

3

t1732040516bi.jpg



4

t1732040516bj.jpg










t1732040516bk.png


Монета 34

Выберите утверждения с ошибкой:

1. Одной из причин Смуты был династический кризис.

2. Восстание И. Болотникова было жестоко подавлено.

3. При Лжедмитрии I был заключён договор со Швецией, по условиям которого Россия отказывалась от территориальных претензий на Балтике.

4. Самозванцы воплощали веру народа в хорошего и доброго царя.

5. Королевич Владислав принял православие для того, чтобы занять российский престол.

6. Михаил Скопин-Шуйский возглавлял Семибоярщину.

t1732040516aa.jpg


Монета 35

Выберите верные утверждения:

1. Период Смуты длился менее десятилетия.

2. Династия Рюриковичей пресеклась со смертью царевича Дмитрия.

3. В сражении у села Добрыничи войско Лжедмитрия I было разгромлено, а сам он едва избежал плена.

4. Василий Шуйский, вступая на престол, принёс присягу всей земле, всем своим подданным.

5. Иван Болотников в «прелестных письмах» обещал народу избавление от тягот.

t1732040516ab.jpg


Монета 36

Выберите утверждения с ошибкой:

1. Борис Годунов стал первым русским царём, избранным Земским собором.

2. Гибель Лжедмитрия I способствовала падению престижа царской власти.

3. По настоянию Бориса Годунова царевич Дмитрий Иоаннович был причислен к лику святых.

4. Патриарх Филарет призвал народ к защите православной веры и восстановлению царства.

5. Первое ополчение было сформировано в Нижнем Новгороде.

6. Прокопий Ляпунов принимал участие в Первом и Втором ополчении.

t1732040516ad.jpg


Монета 37


Какой из соборов был построен в Москве на деньги князя Пожарского (выберите фотографию, на которой он изображён и назовите этот собор):


1

t1732040516bl.jpg

2

t1732040516bm.jpg





3

t1732040516bn.jpg




4

t1732040516bo.jpg


t1732040516bp.png


Инструкция к заданиям:

Участники викторины внимательно читают задания. Им необходимо дать чёткий, полный, правильный ответ. На обдумывание ответа у участников есть 30 секунд.

Правильные ответы:

монеты

Ответ

Монета 1

345

Монета 2

134

Монета 3

Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский

Монета 4

Патриарх Иов

Монета 5

Прокопий Ляпунов

Монета 6

Лжедмитрий I (Григорий Отрепьев) и царевич Дмитрий

Монета 7

Сигизмунд III

Монета 8

Лжедмитрий II

Монета 9

Кузьма Минин

Монета 10

Михаил Фёдорович и Иван Сусанин

Монета 11

Нижний Новгород

Монета 12

Оборона Троице-Сергиевой лавры

Монета 13

А – Нижний Новгород, Б - Москва

Монета 14

Троице-Сергиев

Монета 15

3142

Монета 16

3421

Монета 17

Гермоген

Монета 18

1 – Швеция, 2 – Речь Посполитая

Монета 19

Михаил Шеин

Монета 20

Смоленск

Монета 21

Иван Сусанин

Монета 22

Михаил Фёдорович

Монета 23

1 – Марина Мнишек, 2 - Лжедмитрий II

Монета 24

Семибоярщина

Монета 25

Патриарх Никон, Елена Глинская, Наталья Нарышкина

Монета 26

Медный бунт, Оборона Козельска, Взятие Казани

Монета 27

Самозванство

Монета 28

Григорий Отрепьев – 2, Василий Шуйский – 4

Монета 29

Михаил Скопин-Шуйский – 3, Лжедмитрий II – 4

Монета 30

Крестоцеловальная запись

Монета 31

1 – Казанской, 2 – народного единства

Монета 32

Интервенция

Монета 33

2 (памятник Минину и Пожарскому в Москве)

Монета 34

356

Монета 35

345

Монета 36

346

Монета 37

Фотография №3, Казанский собор



Викторина "Смутное время. День народного единства"PPTX / 9.23 Мб

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо автору за интересные задания! Идея с монетами оригинальна!

20 November

Спасибо за оригинальный и познавательный материал!

20 November