Познавательные универсальные учебные действия
Познавательные универсальные учебные действия
Вид УУД |
Нормативные показатели |
класс |
Уровни сформированности |
Инструментарий и исполнители |
|||
низкий |
средний |
высокий |
Учитель начальных классов |
психолог |
|||
умения рабоать с информацией |
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное |
1 |
Большинство умений не сформированы |
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога |
Выполняет самостоятельно |
УМК «Школьный старт»
УМК «Учимся учиться и действовать» (1 класс) |
|
Ориентироваться в учебнике, отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях |
2 |
Большинство умений не сформированы |
Действует по образцу. Способен выполнять при направляющей помощи педагога пересказывать и работать с информацией |
Выполняет самостоятельно |
УМК «Учимся учиться и действовать» (2 класс)
Задания проблемно-поискового характера
|
||
Самостоятельно предполагать, информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала; отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ; извлекать инфомацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема,экспонат, модель, иллюстрация) и использовать ее для решения проблем |
3 |
Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом |
Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера |
Выполняет самостоятельно |
Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты.
УМК «Учимся учиться и действовать» (3 класс) |
||
Самостоятельно предполагать информацию, которая будет нужна для изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков и др. Составлять сложный план текста. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников, преобразовывать и представлять в виде схем, моделей, кратких, выборочных и развернутых сообщений. |
4 |
Самостоятельно не может работать с текстом или допускает много ошибок при работе с текстом |
Выполняет самостоятельно, но допускает ошибки. Выполняет задания репродуктивного характера |
Выполняет самостоятельно |
УМК «Учимся учиться и действовать» (4 класс) |
«Исследование словесно-логического мышления младших школьников» |
|
Наблюдение, опрос, контрольные задания, тесты.
Самостоятельные и практические работы. Творческие задания. Проекты
|
|||||||
Рекомендации: Консультации специалистов Индивидуальный подход в обучении |
Рекомендации: Побуждение к действию, стимулирование высказывания с помощью наводящих вопросов учителя. Работа по алгоритму, или по точной инструкции учителя. |
Рекомендации: Дифференцированный подход, проектно-исследовательская деятельность, задания повышенной сложности |
|||||
Логические учебные действия |
Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков |
1 |
Не сформированы операции выделения существенных признаков, операция сравнения затруднена |
Частично сформированы операции обобщения, выделение существенных признаков |
Сформированы операции обобщения, выделения существенных признаков |
УМК «Школьный старт»
УМК «Учимся учиться и действовать» (1 класс) |
Тест Гудинаф–Харрис |
Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу |
2 |
Не сформированы логические операции |
Владеет логическими операциями частично, группирует по несущественным признакам |
Владеет логическими операциями, умеет выделять существенные признаки и выделяет самостоятельно закономерности |
УМК «Учимся учиться и действовать» (2 класс) |
Тест Гудинаф–Харрис |
|
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
3 |
Низкая скорость мышления. Проблемы с анализом и выделением закономерностей |
Умеет анализировать устанавливает закономерности, но делает с ошибками. Требуется больше времени на выполнение подобных заданий. |
Умеет анализировать устанавливает закономерности, пробует предложить альтернативные варианты решения различных задач |
УМК «Учимся учиться и действовать» (3 класс) |
Тест «Логические закономерности» |
|
Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. |
4 |
Логические связи устанавливать не может. Недостаточно развита аналитико- синтетическая деятельность. |
Логические связи устанавливает с трудом. Допускает ошибки в обобщении, частично в анализе и синтезе. |
Логические связи устанавливает. Умеет сравнивать, группировать. Мыслит самостоятельно |
УМК «Учимся учиться и действовать» (4 класс) |
||
Рекомендации: Консультации специалистов Коррекционная работа по выявленным нарушениям |
Рекомендации: Коррекционная работа по выявленным нарушениям |
Рекомендации: составление сообщений, где необходим анализ текстов, на предмет нахождения существенных признаков предметов, и объектов; Проектно-исследовательская деятельность, участие в конкурсах и олимпиадах |
Экспресс-диагностика логических познавательных УУД
Тест «Логические операции» для учащихся 1-х классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ |
|
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Как называется твой город? |
Омск |
Томск |
Стрежевой |
Москва |
Париж |
2 |
Пассажирский транспорт – это… |
комбайн |
самосвал |
автобус |
экскаватор |
паровоз |
3 |
Найди насекомое… |
крот |
колибри |
паук |
ящерица |
снегирь |
4 |
Найди время года … |
утро |
каникулы |
среда |
осень |
март |
5 |
Сколько дней в неделе? |
5 |
7 |
3 |
20 |
6 |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
малина |
клубника |
вишня |
ананас |
черёмуха |
2 |
стол |
табурет |
телевизор |
стул |
шкаф |
3 |
дождь |
лужа |
снег |
град |
иней |
4 |
карандаш |
ручка |
ластик |
тетрадь |
мыло |
5 |
колбаса |
хлеб |
печенье |
пирог |
бублик |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Помидор - это овощ, а абрикос - это…? |
трава |
яблоня |
фрукт |
земля |
ягода |
2 |
Зимой – снег, а летом…? |
солнце |
море |
песок |
дождь |
ветер |
3 |
Утюг - гладить, а телефон…? |
говорит |
звонит |
играет |
поет |
лежит |
4 |
Право – лево, а верх…? |
сторона |
потолок |
низ |
пол |
небо |
5 |
Тарелка – ложка, а кастрюля…? |
нож |
вилка |
стакан |
блюдце |
поворёжка |
IV субтест
Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) медведь и лиса
2) осень и весна 4) петух и курица 5) нож и ложка |
|
Тест «Логические операции» для учащихся 2 класса
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Что есть у любого сапога? |
шнурок |
пряжка |
подошва |
ремешки |
пуговица |
2 |
Кто обитает в теплых краях? |
медведь |
олень |
волк |
верблюд |
тюлень |
3 |
Сколько в году месяцев? |
24 |
3 |
12 |
4 |
7 |
4 |
Месяц зимы – это… |
сентябрь |
октябрь |
февраль |
ноябрь |
март |
5 |
Самая большая птица – это… |
ворона |
страус |
сокол |
орел |
сова |
6 |
Розы – это… |
фрукты |
овощи |
цветы |
сорняк |
дерево |
7 |
Сова всегда спит…. |
ночью |
утром |
днем |
вечером |
зимой |
8 |
Вода всегда….. |
прозрачная |
холодная |
жидкая |
белая |
вкусная |
9 |
У дерева всегда есть… |
листья |
цветы |
плоды |
корень |
тень |
10 |
Город России – это… |
Париж |
Москва |
Лондон |
Варшава |
София |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
тюльпан |
лилия |
фасоль |
ромашка |
фиалка |
2 |
река |
озеро |
море |
мост |
болото |
3 |
кукла |
медвежонок |
песок |
мяч |
лопата |
4 |
Киев |
Харьков |
Москва |
Донецк |
Одесса |
5 |
Тополь |
берёза |
орешник |
липа |
осина |
6 |
окружность |
треугольник |
квадрат |
указка |
овал |
7 |
Иван |
Пётр |
Нестеров |
Макар |
Андрей |
8 |
курица |
петух |
лебедь |
гусь |
индюк |
9 |
число |
деление |
вычитание |
сложение |
умножение |
10 |
веселый |
быстрый |
грустный |
вкусный |
осторожный |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры: |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) |
сад |
двор |
город |
театр |
книги |
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) |
молчать |
ползать |
шуметь |
звать |
плакать |
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Огурец-это овощ, а георгин - это…? |
сорняк |
роса |
садик |
цветок |
земля |
2 |
Учитель - ученик, а врач…? |
койка |
больной |
палата |
термометр |
халат |
3 |
В огороде морковь, а в саду-…? |
забор |
яблоня |
колодец |
скамейка |
цветы |
4 |
Цветок в вазе, а птица…? |
клюв |
чайка |
гнездо |
яйцо |
перья |
5 |
Перчатка-рука, а сапог…? |
чулки |
подошва |
кожа |
нога |
щетка |
6 |
Темный – светлый, а мокрый-…? |
солнечный |
скользкий |
сухой |
тёплый |
холодный |
7 |
Часы показывают время, а термометр…? |
стекло |
температура |
кровать |
больной |
врач |
8 |
У машины мотор, а у лодки…? |
река |
моряк |
болото |
парус |
волна |
9 |
Если стул деревянный, то игла…? |
острая |
тонкая |
блестящая |
короткая |
стальная |
10 |
На столе скатерть, а на полу…? |
мебель |
ковёр |
пыль |
доска |
гвозди |
IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) Метла и лопата
2) Окунь и карась 4) Огурец и помидор 5) Сирень и шиповник |
6) Шкаф и диван
7) День и ночь 10) Дерево и цветок |
Тест «Логические операции» для учащихся 3, 4 классов
I субтест
Инструкция: Выбери правильный вариант ответа и запиши его в бланк
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
У пиджака всегда есть…? |
брошь |
рукав |
нитка |
карман |
пуговица |
2 |
В тёплых краях не живёт…? |
кенгуру |
обезьяна |
морж |
тигр |
воробей |
3 |
Месяц осени…? |
март |
август |
ноябрь |
февраль |
июль |
4 |
Самая крупная река нашей области…? |
Томь |
Обь |
Иртыш |
Чулым |
Пасол |
5 |
Время суток…? |
лето |
обед |
отдых |
ночь |
год |
6 |
У растения всегда есть…? |
плоды |
цветы |
корень |
листья |
ветки |
7 |
Отец старше своего сына…? |
часто |
всегда |
никогда |
редко |
иногда |
8 |
Птицы улетают на юг…? |
зимой |
ночью |
далеко |
осенью |
холод |
9 |
Молоко всегда…? |
сладкое |
свежее |
белое |
жидкое |
вкусное |
10 |
В нашей стране не живет…? |
соловей |
аист |
журавль |
фламинго |
синица |
II субтест
Инструкция: Запиши лишнее слово в бланк или укажи номер столбика.
№ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
1 |
стол |
ковер |
кресло |
кровать |
диван |
2 |
приставка |
предлог |
суффикс |
окончание |
предложение |
3 |
треугольник |
отрезок |
длина |
квадрат |
круг |
4 |
запятая |
точка |
тире |
союз |
двоеточие |
5 |
дождь |
снег |
осадки |
град |
иней |
6 |
дуб |
берёза |
ольха |
тополь |
ясень |
7 |
секунда |
час |
вечер |
год |
неделя |
8 |
самолёт |
пароход |
техника |
поезд |
дирижабль |
9 |
футбол |
баскетбол |
хоккей |
плавание |
баскетбол |
10 |
смелый |
храбрый |
решительный |
злой |
отважный |
III субтест
Инструкция: Внимательно прочитай эти примеры. Нужно установить логическую связь между словами. Правильный ответ запиши в бланк или укажи цифру.
Примеры: |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
В лесу – деревья, а в библиотеке -…? (выбираем слово – книги) |
сад |
двор |
город |
театр |
книги |
Если бежать – кричать, то стоять-..? (выбираем слово – молчать) |
молчать |
ползать |
шуметь |
звать |
плакать |
№ |
Вопрос |
Варианты ответов |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Лошадь- жеребёнок, корова-…? |
пастбище |
рога |
молоко |
телёнок |
бык |
2 |
Яйцо-скорлупа, картофель-…? |
курица |
огород |
капуста |
суп |
шелуха |
3 |
Коньки - зима, лодка…? |
лёд |
каток |
весло |
лето |
река |
4 |
Ухо - слышать, зубы…? |
видеть |
лечить |
рот |
щётка |
жевать |
5 |
Ложка-каша, вилка…? |
масло |
нож |
тарелка |
мясо |
посуда |
6 |
Собака -шерсть, щука…? |
овца |
ловкость |
рыба |
удочка |
чешуя |
7 |
Пробка - плавать, камень…? |
пловец |
тонуть |
гранит |
возить |
каменщик |
8 |
Чай-сахар, суп…? |
вода |
тарелка |
крупа |
соль |
ложка |
9 |
Дерево-сук, рука…? |
топор |
перчатка |
нога |
работа |
палец |
10 |
Дождь-зонтик, мороз…? |
полка |
холод |
сани |
зима |
шуба |
IV субтест Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например:
Брюки, платье, пиджак ... — это одежда. Придумай название к каждой паре слов. Ответ запиши в бланк.
1) нефть и торф
2) трава и гриб 4) дом и дача 5) автомобиль и поезд |
6) нога и рука
7) Пушкин и Лермонтов 10) плюс и минус |
Бланк ответов к тесту «Логические операции»:
1 субтест |
2 субтест |
3 субтест |
4 субтест |
1) |
1) |
1) |
1) |
2) |
2) |
2) |
2) |
3) |
3) |
3) |
3) |
4) |
4) |
4) |
4) |
5) |
5) |
5) |
5) |
6) |
6) |
6) |
6) |
7) |
7) |
7) |
7) |
8) |
8) |
8) |
8) |
9) |
9) |
9) |
9) |
10) |
10) |
10) |
10) |
Ос = |
Кл= |
Ан= |
Об= |
Общий балл СЛМ= |
Уровень = |
|
Анкета для учителя «Оценка уровня сформированности УУД учащихся начальных классов».
Инструкция:оцените поведение ученика по 20 шкалам, дайте объективную оценку степени выраженности этого качества, используя следующие варианты ответов: Всегда – 2 балла, иногда - 1 балл, никогда – 0 баллов.
В бланк ответов впишите только баллы по каждому ученику.
Демонстрирует высокий познавательный интерес, потребность в умственном труде, самостоятельный поиск новых знаний и открытий, решает задачи проблемного характера (познавательная активность).
Способен хорошо запоминать материал, воспроизводить его и использовать в решении учебных задач (память).
Способен к хорошей концентрации и произвольности внимания, хорошо и долго может сосредотачивать внимание на решении учебной задачи (внимание).
Способен делать определенные выводы и умозаключения, устанавливать причинно-следственные связи (логика).
Хорошо нарабатывает алгоритм действий, который закрепляется в сознании как опыт, контролирует и оценивает свой результат (рефлексия).
Способен к волевому усилию, к выбору в ситуации мотивационного конфликта к преодолению учебных трудностей (саморегуляция поведения).
Умеет ставить учебную задачу и добиваться результата (целеполагание).
Способен составить план, определить последовательность действий с учетом конечного результата (прогнозирование).
Способен самостоятельно контролировать выполнение поставленной учебной задачи (самоконтроль).
Способен без посторонней помощи внести необходимые дополнения и корректив в план деятельности (самокоррекция).
Самостоятельно выделяет и осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, способен оценит и осознать уровень усвоения (самооценка своей учебной деятельности с позиции ученика).
Осознает цели и мотивы учебной деятельности, понимает зачем он учиться (мотивация к учению).
Соотносит свои поступки с принятыми этическими нормами, видит свои поступки со стороны общепринятых норм (рефлексия поступков, самопонимание).
Не только знает, но и выполняет моральные нормы, несет личную ответственность за свои поступки (ответственность).
Проявляет такие качества как добродушие, честность, порядочность, отзывчивость, терпимость, доброжелательность (нравственность поведения).
Планирует учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определяет адекватные цели и способы взаимодействия (сотрудничество).
Способен к постановке вопросов, инициативному сотрудничеству в поиске и сборе нужной информации (инициативность).
Умеет самостоятельно разрешать конфликты, осуществлять поиск и оценку альтернативных способов разрешения конфликтов, принять решение и реализовать его (доброжелательность в общении).
Способен управлять поведением партнера, осуществлять контроль, коррекцию и оценку действий партнера по общению (лидерские качества).
Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка (общее речевое развитие).
Ключ:
№ вопроса |
Оцениваемые УУД |
Нормы |
|
Познавательные общеучебные УУД |
Высокий – 10-8 баллов Средний – 7-5 баллов Низкий – 4-0 баллов |
||
1 |
Познавательная активность |
||
2 |
Смысловая память |
||
3 |
Произвольное внимание |
||
4 |
Логическое мышление |
||
5 |
Рефлексия учебного опыта |
||
Регулятивные УУД |
Высокий – 12-10 баллов Средний – 9-6 баллов Низкий – 5-0 баллов |
||
6 |
Саморегуляция поведения |
||
7 |
Целеполагание |
||
8 |
Прогнозирование |
||
9 |
Самоконтроль |
||
10 |
Самокоррекция |
||
11 |
Оценка учебной деятельности |
||
Личностные УУД |
Высокий – 8-7 баллов Средний – 6-4 баллов Низкий – 3-0 баллов |
||
12 |
Мотивация к учению |
||
13 |
Рефлексия своих поступков |
||
14 |
Ответственность |
||
15 |
Нравственность |
||
Коммуникативные УУД |
Высокий – 10-8 баллов Средний – 7-5 баллов Низкий – 4-0 баллов |
||
16 |
Сотрудничество |
||
17 |
Инициативность |
||
18 |
Доброжелательность |
||
19 |
Лидерство |
||
20 |
Общее речевое развитие |
Общее развитие УУД:
Высокий – 40-32 баллов
Средний – 31-20 баллов
Низкий – 19 - 0 баллов
Бланк ответов - класс - дата - классный руководитель:
№ |
ученик |
П |
Р |
Л |
К |
БАЛЛЫ |
уровень |
УРОВЕНЬ |
||||||||||||||||||||||||||||
вопрос |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
П |
Р |
Л |
К |
П |
Р |
Л |
К |
УУД |
|||||||
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
4 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика: «Исключение слов»
Цель: оценка вербально - логического мышления, уровня способности испытуемого к обобщению и выделению существенных признаков
Оцениваемые универсальные учебные действия: познавательные действия.
Возраст: дети 7 лет.
Метод оценивания: индивидуальная работа с ребенком.
Описание задания: Три из четырех слов в каждой серии являются в какой-то мере однородными понятиями и могут быть объединены по общему для них признаку, а одно слово не соответствует этим требованиям и должно быть исключено. Выделите слово, которое не подходит по смыслу к данному ряду. Выполнять задание нужно быстро и без ошибок.
Проба на определение количества слов в предложении (С.Н. Карпова)
Цель: выявление умения ребенка различать предметную и речевую действительность.
Универсальные учебные действия: знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Описание задания: учитель зачитывает предложение и просит ребенка сказать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т. д.
Предлагаемые предложения: Маша и Юра пошли в лес. Таня и Петя играют в мяч.
Методика «Кодирование»
Цель: выявление умения ребенка осуществлять кодирование с помощью символов.
Универсальные учебные действия: знаково-символические действия — кодирование (замещение); регулятивное действие контроля.
Описание задания: ребенку предлагается в течение 2 минут осуществить кодирование, поставив в соответствие определенному изображению условный символ.
Методика «Нахождение схем к задачам» (по А.Н. Рябинкиной)
Цель: определение умения ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
Оцениваемые универсальные учебные действия: моделирование, познавательные логические и знаково-символические действия.
Возраст: 7—9 лет.
Метод оценивания: фронтальный опрос или индивидуальная работа с детьми.
Описание задания: учащемуся предлагается найти соответствующую схему (рис. 4, 5) к каждой задаче. В схемах числа обозначены буквами. Предлагаются следующие задачи:
Миша сделал 6 флажков, а Коля — на 3 флажка больше. Сколько флажков сделал Коля?
На одной полке 4 книги, а на другой — на 7 книг больше. Сколько книг на двух полках?
На одной остановке из автобуса вышли 5 человек, а на другой вышли 4 человека. Сколько человек вышли из автобуса на двух остановках?
На велогонке стартовали 10 спортсменов. Во время соревнования со старта сошли 3 спортсмена. Сколько велосипедистов пришли к финишу?
В первом альбоме 12 марок, во втором — 8 марок.
Сколько марок в двух альбомах?
Рис. 5
Маша нашла 7 лисичек, а Таня — на 3 лисички больше. Сколько грибов нашла Таня?
У зайчика было 11 морковок. Он съел 5 морковок утром. Сколько морковок осталось у зайчика на обед?
На первой клумбе росло 5 тюльпанов, на второй — на 4 тюльпана больше, чем на первой. Сколько тюльпанов росло на двух клумбах?
У Лены 15 тетрадей. Она отдала 3 тетради брату, и у них стало тетрадей поровну. Сколько тетрадей было у брата?
10. В первом гараже было 8 машин. Когда из него во второй гараж переехали 2 машины, в гаражах стало машин
поровну. Сколько машин было во втором гараже?
Критерии оценивания: умение выделять структуру задачи — смысловые единицы текста и отношения между ними; находить способ решения; соотносить элементы схем с компонентами задач — смысловыми единицами текста; проводить логический и количественный анализ схемы.
Уровни сформированности:
Не умеют выделять структуру задачи; не идентифицируют схему, соответствующую данной задаче.
Выделяют смысловые единицы текста задачи, но находят в данных схемах их части, соответствующие смысловым единицам.
Выделяют смысловые единицы текста задачи, отношения между ними и находят среди данных схем соответствующую структуре задачи.