12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Львова Светлана Алексеевна23414 Россия, Самарская обл., Кошкинский район с. Новая Кармала Материал размещён в группе «ФГОС НОО» |
Универсальные учебные действия (УУД)
Понятие "универсальные учебные действия"
В широком значении - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком {собственно психологическом) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ | ЛОГИЧЕСКИЕ | ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. | - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. | - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД) Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; Ориентация на партнера по общению, Умение слушать собеседника | 2. Коммуникация как общение (интеракция) Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос; Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, Учет разных мнений и умение обосновать собственное. | 3. Коммуникация как кооперация Умение договариваться, находить общее решение, Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. | 4. Коммуникация как условие интериоризации Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; 4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
| СМЫСЛООБРАЗОВА | НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ |
НИЕ | ОЦЕНИВАНИЕ | |
1.Формирование основ гражданской | Формирование | - формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; - ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); - выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценку; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
идентичности личности: | ценностных | |
- чувства сопричастности своей | ориентиров и смыслов | |
Родине, народу и истории и | учебной деятельности | |
гордости за них, ответственности | на основе: | |
человека за благосостояние | - развития | |
общества; | познавательных | |
- осознания этнической | интересов, учебных | |
принадлежности и культурной | мотивов; | |
идентичности на основе | - формирования | |
осознания «Я» как гражданина | мотивов | |
России. | достижения и | |
2.Формирование картины мира | социального | |
культуры как порождения трудовой | признания; | |
предметно-преобразующей | - мотива, | |
деятельности человека: | реализующего | |
- ознакомление с миром | потребность в | |
профессий, их социальной | социально | |
значимостью и содержанием. | значимой и | |
3.Развитие Я-концепции и | социально | |
самооценки личности: | оцениваемой | |
- формирование адекватной | деятельности. | |
позитивной осознанной | ||
самооценки и самопринятия. |