Понятие "универсальные учебные действия"
В широком значении - это умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
В более узком {собственно психологическом) - это совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
Виды универсальных учебных:
личностные;
регулятивные;
познавательные;
коммуникативные.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
ОБЩЕУЧЕБНЫЕ |
ЛОГИЧЕСКИЕ |
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ |
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. - знаково-символическое моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково- символическая) и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. |
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; - выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; - подведение под понятие, выведение следствий; - установление причинно-следственных связей; - построение логической цепи рассуждений; - доказательство; - выдвижение гипотез и их обоснование. |
- формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. |
РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД
целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий
КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД
Общий уровень развития общения (предпосылки формирования УУД) Потребность в общении со взрослыми и сверстниками; Владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; Эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества; Ориентация на партнера по общению, Умение слушать собеседника |
2. Коммуникация как общение (интеракция) Понимание возможности различных позиций и точек зрения на какой- либо предмет или вопрос; Ориентация на позицию других людей, отличную от собственной, уважение иной точки зрения; Понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору, Учет разных мнений и умение обосновать собственное. |
3. Коммуникация как кооперация Умение договариваться, находить общее решение, Умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, Взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
4. Коммуникация как условие интериоризации Рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий, Способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; 4.3 Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
ЛИЧНОСТНЫЕ УУ
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
|
СМЫСЛООБРАЗОВА |
НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЕ |
НИЕ |
ОЦЕНИВАНИЕ |
|
1.Формирование основ гражданской |
Формирование |
- формирование единого, целостного образа мира при разнообразии культур, национальностей, религий; отказ от деления на «своих» и «чужих»; уважение истории и культуры всех народов, развитие толерантности; - ориентацию в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитие этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения; - знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность); - выделение нравственного содержания поступков на основе различения конвенциональных, персональных и моральных норм; - формирование моральной самооценку; - развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; - развитие эмпатии и сопереживания, эмоционально-нравственной отзывчивости; - формирование установки на здоровый и безопасный образ жизни, нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, здоровья, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей; - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой. |
идентичности личности: |
ценностных |
|
- чувства сопричастности своей |
ориентиров и смыслов |
|
Родине, народу и истории и |
учебной деятельности |
|
гордости за них, ответственности |
на основе: |
|
человека за благосостояние |
- развития |
|
общества; |
познавательных |
|
- осознания этнической |
интересов, учебных |
|
принадлежности и культурной |
мотивов; |
|
идентичности на основе |
- формирования |
|
осознания «Я» как гражданина |
мотивов |
|
России. |
достижения и |
|
2.Формирование картины мира |
социального |
|
культуры как порождения трудовой |
признания; |
|
предметно-преобразующей |
- мотива, |
|
деятельности человека: |
реализующего |
|
- ознакомление с миром |
потребность в |
|
профессий, их социальной |
социально |
|
значимостью и содержанием. |
значимой и |
|
3.Развитие Я-концепции и |
социально |
|
самооценки личности: |
оцениваемой |
|
- формирование адекватной |
деятельности. |
|
позитивной осознанной |
||
самооценки и самопринятия. |