Аттестационное задание по теме «Универсальные учебные действия»

3
0
Материал опубликован 1 November 2016 в группе

Аттестационное задание № 19

«Универсальные учебные действия»

 

Пояснительная записка

Мобильность, активность, успешность – эти понятия прочно вошли в нашу жизнь. Основная задача современного образования  «не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации»

Федеральный государственный образовательный стандарт  устанавливает три основные группы результатов  образования – личностные, метапредметные и предметные. Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности – познавательные, коммуникативные и регулятивные. Программа формирования универсальных учебных действий направлена на развитие у обучаемых навыков учебной деятельности. Среди метапредметных учебных действий особое внимание следует уделить коммуникативным, т.к. коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность ученика, позволяют ему строить продуктивные взаимоотношения с окружающими.

Подростковый возраст считается особо благоприятным периодом развития коммуникативной компетентности, т.к. общение здесь выходит на уровень ведущей деятельности. Организация совместной деятельности школьников на уроке включает в себя работу учеников в группе, дискуссию как форму учебного сотрудничества, а также игровую деятельность. Совместное планирование деятельности учителем и учащимися включает в себя проектные формы деятельности.

Основная часть

Цель работы – разработать систему заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся в процессе изучения предмета выполняют с использованием учебника.

К коммуникативным учебным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка  альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Считается, что эффективно сформированы коммуникативные УУД в условиях обучения в основной школе, если:

- механизм формирования коммуникативной компетенции школьников функционирует благодаря включению учащихся в учебное общение на основе создания ситуации успеха, стимулированию их коммуникативной деятельности;

- выявлены организационно-дидактические условия, способствующие переходу учащихся с низкого на более высокий уровень коммуникативной успешности;

- определены критерии и способ диагностики, позволяющие адекватно оценить формирование коммуникативных УУД у школьников и, на этой основе, совершенствовать процесс их формирования.

В основе формирования коммуникативных УУД лежит деятельностный подход с учетом психических и возрастных особенностей личности учащихся.

В соответствии с культурно-исторической теорией Л.С. Выготского коммуникативная деятельность определяется как “взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата” в соответствии с  ФГОС  

Из содержания ФГОС следует, что коммуникативные универсальные учебные действия могут быть разделены на три группы:

- коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности);

- коммуникация как кооперация, сотрудничество (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели);

- коммуникация как условие интериоризации (коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии).

Систему формирования коммуникативных УУД предложил А.Г. Асмолов, он разработал и универсальные типовые задания. Опираясь на предложенные А.Г. Асмоловым задания, я привела примеры типовых заданий в таблице, которые используются с целью формирования коммуникативных УУД на протяжении изучения всего курса географии (таблица 1)(.стр 8-10)

Рассмотрим примеры формирования формирования коммуникативных УУД в процессе изучения курса географии 5 класса с использованием учебника Баринова И.И. «География» Начальный курс.

Таблица 2. Система заданий, ориентированных на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, которые учащиеся освоят в процессе изучения предмета «Географии» в 5 классе выполняя задания с использованием учебника .

Система заданий

Коммуникативные УУД

“ Компас учебника ”.

- владеть устной речью;

определения уровня смыслового чтения «слепого» текста

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

Планирование порядка и времени обобщения главы, параграфа

«Интеллектуальное казино»

- работать в группе (определять цели и функции участников, способы взаимодействия, планировать общие способы работы, осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать)

Составить кроссворд, филфорд, сканворд по тексту параграфа работа в парах или минигруппах

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

Составить текст с географическими ошибками.

- владеть письменной речью;

Составить задания для викторины, интеллектуального казино используя умк по биологии, литературе, истории и географии

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

Примеры заданий:

1.На втором уроке в пятом классе провести игру “ Компас учебника ”.

План игры.

Задания по оглавлению.

Сколько глав в учебнике?

Сколько параграфов во второй главе?

Верно ли, что во втором параграфе 8 пунктов?

Сколько пунктов посвящено теме “Виды изображений поверхности земли”?

Как найти текст, где говорится об открытиях русских путешественников?

Задания по содержанию. (Например по п.2“ Науки о природе”).

Что здесь выделено “жирным” шрифтом?

Почему пункт так называется?

Что поясняет рис.9, рис.10?

Что выделено курсивом, полужирным курсивом, синим цветом?

Чем заканчивается п.2?

Что нового узнали при выполнении заданий в пункте «Подумайте»?

Такая игра дает опыт взаимодействия со сверстниками и учителем

2.Пример определения уровня смыслового чтения «слепого» текста

Задание: Прочитайте текст, вставляя пропущенные слова (слова могут быть с предлогами или это могут быть пропущенные предлоги). Озаглавьте текст.

Планеты-…. – это Юпитер,………,…….., Уран,…… Все они имеют ……… размеры и плотную атмосферу. Эти планеты состоят из……… и лишены твердой поверхности. У них есть …. И многочисленные ……. С 200.. года Плутон переведен в класс …….-карликов.

Учебную деятельность возможно провести в парах или провести взаимопроверку по шаблону учебник с.60

3.Планирование порядка и сроков изучения разделов, глав, тем, параграфов. Игра «Интеллектуальное казино»

Класс делится на три группы (команды) : «Знатоки », «Гении» и «Эрудиты». 
Помощники крупье ведут счёт игры.

Каждой команде предлагается задание 1 уровень.

« Это органическое вещество, образовавшееся из организмов и имеющие жизненно важное значение для растений. На отсутствие этого вещества каждый орган растения, каждая ткань реагирует по - своему, как в старой английской песенке: «Не было гвоздя - подкова пропала, не было подковы - лошадь захромала, лошадь захромала, командир убит» (Гумус) 

Команде № 2: «Учёные нашли более 1400 способов использования этого вещества. Оно служило мерилом богатства, могущества и власти. Поверье утверждает : начиная день , проглоти его кристаллик и жди удачи. Оно в воде рождается и в воде умирает. В старину его называли властелином жизни и смерти. Это вещество используют как консервант пищевых продуктов, в медицине, в химической промышленности Человеку необходимо употреблять в сутки 3- 5 г. этого вещества. ( Поваренная соль)

Команде №3: Какой ученый выдвинул гипотезу о происхождении земного шара из осколка солнца. (Ж.Бюффон) 

Подсчет результатов. Результат игры отражают на табло.

4. «Найди меня»

Задание. При изучении параграфа 22 дается малым группам задание после просмотра видеофрагмента, картины, т.п.найти место в тексте учебника где описываются объект (материк)

5.Задание.Самостоятельное изучение нового материала в индивидуальном режиме с использованием информационной карты урока (учитываются индивидуальные особенности учеников)

6. Задание.Сравнить объекты изображенные в учебнике, модели, найти общее (устно)

УУД- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

7. Задание.Составить текст с географическими ошибками используя текст учебника и выполнить взаимопроверку с одноклассником

8. Задание.Составить задание на выбор лишнего по изучаемой теме и предложить однокласснику (работа в парах)

9. Задание.Составить интеллект- карту по теме «Мир звезд»

10. Задание.Составить систему понятий по учебнику

11. Задание.Проанализировать информацию представленную в виде таблицы, схемы, карты, сделать вывод.

12. Задание.Свернуть информацию данную в виде текста учебника в таблицу, схему, диаграмму, символ . Проанализировать и сделать вывод.

13. Задание.Составить развивающий канон, синквейн

14. Задание. «Конкурс шпаргалок»

15. Задание.Упростить предложение , текст без потери смысла

16. Задание.Составить мини – рассказ с использованием списка понятий из параграфа учебника , темы.

17. Задание.Сопоставить текст с рисунком.

18. Задание.Придумать подписи под рисунки учебника

19. Задание.Составить развернутый план теста учебника

20. Задание. Прочитать и пересказать по данным вопросам

21. Задание.Придумать и записать вопросы к тексту параграфа (ответы на вопросы должны содержаться в тексте), задать однокласснику.

22. Задание.Составить задания для викторины, интеллектуальной игры по теме «Как люди открывали Землю»

Задачи на применение УУД могут строиться как на материале учебных

предметов, так и на практических ситуациях, встречающихся в жизни учащегося и имеющих для него значение (экология, молодежные субкультуры, бытовые практико-ориентированные ситуации, логистика и др.).

23 Задание. используя учебники истории § 15, географии§ 5, биологии§4 напишите научно-популярную статью «Как финикийцы открыли…»

24. Задание. Подготовить минипроект «За страницами учебника» по теме «Как люди открывали землю» подготовить проект-презентацию о первопроходцах, первооткрывалеях …

Для отслеживания результатов освоения коммуникативных УУД применяю методики выявления организаторских и коммуникативных склонностей (по В.В. Синявскому и Б. А. Федоришину); методика-тест «Тактика взаимодействия» (по А. Криулиной), а также педагогическое наблюдение, мониторинг специалиста психолога, индивидуальное собеседование, т.д. Для отслеживания результатов есть необходимые контрольные точки в начале учебного года, середине и конце.

Не рекомендуется при оценивании развития УУД применять пятибалльную шкалу. Рекомендуется применение технологий формирующего (развивающего оценивания), в том числе бинарное, критериальное, экспертное оценивание, текст самооценки.

В процессе обучения использую современные оценочные средства составление и заполнение бально-ретинговой таблицы в электронном виде, где предусматривается ежеурочный контроль и промежуточный. Форма рейтинга когда отслеживается выполнение заданий на формрование одного КУУД на протяжении урока, четверти.

Диагностическая карта формирования УУД (используемая в нашей образовательной организации)

Перечень УУД

Критерии (может быть только один по каждому УУД)

Балл

Ф.И. учащегося

 

   

Доносить свою позицию до других с помощью монологической и диалогической речи с учетом своих учебных и жизненных ситуаций

Умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. Критично относится к своему мнению. Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме

3

 

   

Умеет использовать речь для регуляции своего действия. Не всегда может донести свою позицию до других

2

 

+

+

Не умеет оформлять свои мысли в устной или письменной форме с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций

1

 +

   

Читать различную литературу, понимать прочитанное, владеть навыками смыслового чтения

Структурирует знания. Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное. Умеет задавать вопросы, строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что — нет

3

 

 

+

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг, извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей

2

 +

+

 

Умеет читать вслух и про себя тексты учебников, художественных и научно-популярных книг. Не умеет извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей

1

 

   

Понимать возможность различных точек зрения на вопрос. Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное

Умеет учитывать разные мнения и стремится к координации различных позиций в сотрудничестве. Умеет договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. Умеет контролировать действия партнера

3

 

   

Умеет участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Умеет отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Понимает и принимает факт, что у людей могут быть различные точки зрения, в том числе не совпадающие с его собственной

2

 +

+

+

Не умеет участвовать в диалоге. Отстаивая свою точку зрения, не соблюдает правила речевого этикета. Не может аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений. Не считается с другой точкой зрения на проблему

1

 

   

Договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, чтобы сделать что-то сообща

Умеет адекватно использовать все коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания (в том числе сопровождая их аудиовизуальной поддержкой). Владеет диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного взаимодействия

3

 

   

Умеет адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить сложные монологические высказывания, владеет диалогической речью, выполняя различные роли в группе, умеет сотрудничать в совместном решении (задачи)

2

 

+

+

Не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не владеет диалогической речью, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать при совместном решении проблемы (задачи)

1

 +

   

Итого КУУД

 

6

8

9

Уровень: 11-12 баллов— высокий уровень, 7-10 баллов — средний, 4–6 баллов — низкий

 

     

Анализируя результаты диагностики в течение года, важно корректировать универсальные учебные действия учащихся для получения максимально высокой компетенции. Задача учителя состоит в том, чтобы научить детей учиться, сформировать у них учебные навыки, в том числе приемы работы с учебником. И что удивительно, не так просто убедить учащихся, что учебник – это их помощник, что учебник является как справочником, в котором ученик может найти материал и точнить то, что он забыл или недостаточно усвоил, так и источником новых знаний.

Таблица 1. Типовые задания на формирование коммуникативных УУД учащихся на уроках географии (для различных курсов) с использованием разных источников информации

Коммуникативная задача

Используемые методы и приемы

Цель

Форма работы

Задания используемы для формирования КУУД на уроках географии

Предполагаемый результат

Обобщение и взаимодействие с партнерами по совместной деятельности или обмену информацией

Мозговой штурм; диспут; дискуссия; телеконференция;

Формирование коммуникативных действий, связанных с умением слушать и слышать собеседника, учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное

Работа в парах или группах 3-4 человека

-Подготовить тезисы по географической теме (теме урока, статьи, по проблеме);

- Подготовить выступление;

- Обобщить материал по теме (изучения, исследования и т.п.);

Проведение диспута, дискуссии с высказываниями учащихся;

Выступление

Представление материала;

Следование морально – этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества

Задания на сопоставление в парах; взаимный диктант; составление вопросов в группах; взаимоконтроль

Способствовать уважительному отношению к партнерам, вниманию к личности другого; адекватному межличностному восприятию; готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерами в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

Работа в парах или группах 3-4 человека

-Выполнить задание по описанию географического объекта, сопоставить полученный результат, сформировать общий ответ;

- Составить вопросы по тексту, теме;

-Дать характеристику климату, погоде, природной зоне, природному комплексу и т.д.

Дать ответ по заданию;

Вопросы, вопросы для взаимоконтроля;

Работа в группе (включающая ситуации учебного сотрудничества и проектные формы работы)

Мозговой штурм; диспут; проект; поиск и исправление ошибок в парах; задание на сопоставление в парах; взаимоконтроль; ментальная карта

Развивать умение устанавливать рабочие отношения, интегрироваться в группу сверстников; умение эффективно сотрудничать и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; способность переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать её, как задачу- через анализ её условий.

Работа в парах, индивидуально или группах 3-4 человека

- Подготовить проект по предложенной теме;

-Предложение путей решения проблем связанных с географическими знаниями;

Сопоставление статистических данных о погоде, природных ресурсах и т.п.;

Взаимоконтроль по выполнению практических заданий;

Защита проекта;

Обсуждение предложенных решений;

Представление аналитической справки;

Взаимооценка с обоснованием своего мнения;

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Составление плана решения работы в парах; совместное составление алгоритмов; Обсуждение и заполнение пропусков; чтение алгоритма и определение результатов его освоения; кейс-метод.

Научить определению цели и функций участников, способов взаимодействия; планированию общих способов работы; обмену знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; способности брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство); способности с помощью вопросов добывать недостающую (познавательная инициативность)

Работа в парах или группах 3-4 человека

-Подготовить план реализации проекта;

-Подготовить алгоритм выполнения практического задания по предложенной теме;

- Выполнить задания по исправлению текста, описания страны, природной зоны, географического объекта и т.п.;

План реализации проекта;

Предоставить алгоритм;

Продемонстрировать полученный результат;

Обобщение и взаимодействие с партнерам по совместной деятельности или обмену информацией

Мозговой штурм; диспут; дискуссия; телеконференция;

Формировать понимание возможности различных точек зрения, не совпадающих с собственной; готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции; умение устанавливать и сравнивать различные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы; умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

Работа в парах или группах 3-4 человека

Подготовить аргументы (доказательства) своей точки зрения по предложенной теме (можно использовать знания, полученные на уроках истории, биологии, химии, физики, ОБЖ, математики), использовать различные источники для получения необходимой информации.

Выступление, сообщение;

Участие в конференции;

Предложение путей решения определенных географических задач

Список источников:

Асмолов А. Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст] / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская. М.: Просвещение, 2008. 151 с.

Жиркова В. С. Методы и приемы формирования коммуникативных универсальных учебных действий на уроках информатики // Молодой ученый. — 2014. — №6. — С. 88-91.

Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. «Справочник психолога средней школы» - Ростов-н-Дону, «Феникс», 2008 г.

Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР.  – М., Педагогика, 1986.

Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации – Глоссарий – М-П – Метапредметные результаты образовательной деятельности [Электронный ресурс]. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 (дата обращения: 10.04.13).

Федеральный государственный образовательный стандарт: Утв. Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации: Среднее (полное) общее образование [Текст] М.: Просвещение, 2013. 42 с.

Степанов Е.Н. Изучение и оценка личностных результатов школьников в соответствии с требованиями ФГО. Методики./ Е.Н. Степанов.- Волгоград. Учитель,2016.-91с.

http://www.ug.ru/method_article/813

https://open-lesson.net/3270/

http://www.moluch.ru/archive/65/10822/

http://gymn1sam.ru/files/coi/ps2015/article_1.pdf

http://yandex.ru/clck/

https://interactive-plus.ru/discussion_platform.php?requestid=4576

http://festival.1september.ru/articles/627412/

http://pmss.m-sk.ru/index.php

Представляя аттестационное задание, автор гарантирует, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________________________ ____________________________

подпись расшифровка подписи


 

«_____»_____________________20__г.

8

Комментарии
Комментариев пока нет.