12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юдинцева Светлана Сергеевна1367
Учитель русского языка и литературы высшей категории. Стаж работы 36 лет
Россия, Ленинградская обл., Санкт-Петербург
6

Статья «Развитие познавательных универсальных учебных действий через систему словарной работы»

Юдинцева Светлана Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

высшей категории МОУ "Агаповская

СОШ № 1 им. П.А.Скачкова"

Развитие познавательных универсальных учебных действий

через систему словарной работы

Словарь – это вселенная

в алфавитном порядке

Вольтер

В среднем звене учащимся 5-9 классов предлагается около 500 слов для заучивания наизусть. На современном уроке русского языка очень часто «пропадает» словарная работа. Ей попросту не остаётся места среди новых технологий и методик.

Иногда работа со словарными словами строится формально: записали слово, поставили ударение, подчеркнули орфограммы.

Несколько лет назад узнала про «Словарик современного школьника» Т.В.Соловьёвой. Пособие содержит разнообразную лингвистическую информацию, которую школьники усваивают в ходе выполнения различных упражнений. Чтобы помочь усвоить слова, автор даёт очень интересную информацию о каждом из них. Сведения о значении, стилевых особенностях слов помогают ученикам правильно и уместно использовать их в речи. Работа со «Словариком современного школьника» представляется актуальной в свете введения стандартов второго поколения, так как позволяет сформировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Словарная работа проводится в начале урока.

Алгоритм словарной работы:

1. Прочитать слово.

2. Указать его лексическое значение.

3. Выяснить, каково происхождение слова.

4. Указать «родственников» и «дальних родственников».

5. Подобрать пример употребления этого слова.

Варианты работы со «Словариком современного школьника»:

Диктант «Угадай-ка».

Учитель читает лексическое значение слова, ученики записывают само слово

Игра «Вопросики»

Учитель задаёт вопросы (а в подготовленном классе эту роль выполняет ученик), дети, пользуясь «Словариком», отвечают на них.

Примеры вопросов:

- Дальним «родственником» какого слова является слово «антипатия»? (антоним)

- Какое слово в переводе с греческого означает «правильная речь»? (орфоэпия)

- Каково происхождение слова «аллея»?

«Лексические карточки». На большую карточку записываются лексические значения слов. На маленьких карточках – сами слова. Ученику необходимо прочитать лексическое значение слова, записать все слова столбиком и с одним словарным словом придумать предложение.

Словарные диктанты

При несовпадении программ (не все слова из «Словарика» есть в учебнике и наоборот) мы пользуемся рукописными словариками. В эти словарики записываем словарные диктанты для заучивания (из учебника и из «Словарика»).

В 5- 6 классе один раз в 2-3 недели пишем словарные диктанты, а в 7-8 классе – один раз в месяц. Ученик, который написал на «пятёрку» получает закладку «Знаток словарных слов» на 3-4 недели (до следующего диктанта). Эта закладка даёт право не писать в домашней работе 10 словарных слов. Остальные дети пишут в домашней работе любые словарные слова. За это получают отдельную отметку.

Один раз в год (в Неделю русского языка и литературы) в школе проводится конкурс «Самый грамотный класс». Все классы пишут словарные диктанты. Лучшие работы вывешиваются на стенде; дети, написавшие такие работы, получают грамоту «Знаток словарных слов». Систематическая работа со словарными словами даёт результат: в 5-6 классе 40-50% детей пишут словарные диктанты на «5» и 30-40% на «4».

Творческие задания после написания словарных диктантов:

Составь предложение, используя 1-2 словарных слова из диктанта.

«Кто больше?» Составь предложение, используя как можно больше слов из диктанта.

Составь предложение по схеме, используя хотя бы одно словарное слово.

Составь предложение или небольшой рассказ по картинке, используя записанные словарные слова.

Составь словосочетание со связью управление, примыкание.

Проектная деятельность

Словарная работа даёт выход на следующие проекты:

Проект «Энциклопедия одного слова»

Составление кроссвордов по темам

Составление «Лексических карточек»

Опыт показал, что планомерное применение названных приемов работы со словарными словами дает возможность сформировать у учащихся познавательные универсальные учебные действия.

Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.