Познавательное занятие на тему «Юные защитники природы»
Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы
Тема: «Юные защитники природы».
Воспитатель: Селякова Наталья Ивановна
Дата проведения: 31.03.2023г.
Место проведения: группа №8
« Рыбе-вода, птице-воздух, зверям-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу - значить охранять Родину!»
Цель: прививать любовь к Родине, желание беречь и охранять ее.
Задачи:
Образовательные: расширять и систематизировать знания детей о природе, продолжать знакомить с образами сказочных героев эколят -Елочка, Шалун, Тихоня, Умница, формировать желание знать правила поведения в лесу и выполнять их;
Развивающие: развивать у детей желание вносить непосильный вклад в охрану природы, развивать у детей кругозор, умение самостоятельно находить решения в созданных проблемных ситуациях;
Воспитательные: воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу, способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности, воспитывать чувство коллективизма и коммуникативные навыки;
Методы и приемы: практический, игровой, наглядный, словесный, создание проблемной ситуации, погружение в игровую ситуацию ,беседа, групповая, коллективная работа, релаксация.
Интеграция образовательных областей: « Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», « Социально-коммуникативное развитие», « Физическое развитие», « Речевое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.
Предварительная работа: беседы об охране окружающей среды, о правилах поведения в лесу, просмотр видеороликов по экологии, рассматривание энциклопедий, знакомство с Красной книгой Карелии, рисование экологических знаков, знакомство со сказочными героями эколятами- Тихоня, Елочка, Шалун и Умница, просмотр мультфильма про Эколят-молодых защитников природы, рассматривание иллюстраций о природе: «Деревья», «Растения». « Рыбы»», Дикие животные», « Насекомые», « Птицы», чтение экологических сказок, дидактическая игра «Угадай по описанию».
Материалы и оборудование: колокольчик, мягкие модули , посылка, платки желтого, синего, зеленого цвета, письмо, гелевый шар, макет дерева, лисья с буквами, клей, контейнеры для мусора, разрезные картинки, игрушка елочка, буква Т, синий бант, розовая шапочка,муляжи камней с примерами, стаканы с грязной водой, ватные диски, воронки, салфетки, сундук, эмблемы, экологические знаки правил поведения в общении с природой, ноутбук, мольберт.
Ход занятия:
1.Позывные для утреннего сбора ( колокольчик)
Колокольчик озорной, всех ребят в кружок построй!
2. Организация круга на подушках от модулей.
3. Приветствие « Солнечный круг»
Воспитатель: - Давайте возьмемся за руки, посмотрим на того, кто сидит рядом с нами, и улыбнемся соседям своей самой доброй улыбкой. А теперь закроем глаза, не опуская рук, вытянем их вперед и соединим в центре круга. Представьте себе, что каждый из вас сейчас солнечный лучик. Вы чувствуете рядом с собой такие же теплые лучики. Откройте глаза. У нас накопилось очень много тепла, и мы готовы поделиться им со всем миром! Потому что все вместе мы – большое яркое солнце! Мы связаны крепкой дружбой, и никакие тучи не смогут нас разъединить. Теперь мы можем опустить руки, но сила и дружба останутся с нами.
Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в детский сад и около дверей стоял бумажный пакет, на нем написано, что для ребят группы « Дружная семейка». Я решила без вас ее не открывать. Интересно, кто бы мог ее нам прислать?
(ответы детей)
Воспитатель: Ну, что, давайте посмотрим, что находится внутри.
( дети открывают и достают содержимое: платки синего, желтого и зеленого цвета, письмо, экологические знаки)
Воспитатель: Это ведь наши сказочные знакомые - Эколята! Ребята, а кто такие Эколята и чем они занимаются?
(воспитатель читает письмо)
Дорогие друзья! Мы Эколята обращаемся к вам с просьбой о помощи! К нам в лес попали люди, которые не знают правил поведения на природе и не понимают их важность. Они натворили много бед. Пострадали рыбки в речке, муравьишки среди сосен и другие зверята в лесу. Помогите навести порядок пожалуйста в лесу, спасите природу и братьев наших меньших!
Ну, что, ребята будем делать?
( ответы детей)
Воспитатель: А на чем же нам добраться?
(ответы детей)
Воспитатель: Предлагаю на воздушном шаре. Как вы думаете почему я выбрала такой способ передвижения?
( ответы детей)
Прежде, чем мы отправимся на помощь ,завяжите себе на шею платки и я хочу поиграть с вами в игру: «Если я приду в лесок».
Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечайте. Если я буду поступать хорошо, вы говорите: «Да», если плохо: «Нет».
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет)
Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет)
Если мусор уберу, банку закопаю? (Да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да)
- Молодцы! Я думаю «Эколята» остались довольны вашими ответами и считают вас настоящими защитниками Природы!
Итак, держитесь крепко за веревку, все готовы, мы взлетаем. А песня в пути нам поможет быстрее оказаться на месте
( песня « Лес, лес полон сказочных чудес)
Воспитатель: Ну, вот мы с вами и в лесу! Ребята, а вам можно ходить в лес без взрослых?
(ответы детей)
Воспитатель: Посмотрите , сколько бед натворили люди! Как мы узнаем, что каждый из Эколят нас просит сделать?
На экране появляется изображение Елочки
Дети на одном из столов видят игрушку елочку и макет сухого дерева. Подсказка помогает детям догадаться, что это задание от Елочки.
Воспитатель: Что же здесь произошло и почему дерево такое сухое, ветка сломана?
(ответы детей)
Ребята, у меня есть листочки непростые, а волшебные с буквами, нужно составить слова с добрыми делами для дерева , чтобы оно росло и радовало нас и листики приклеить .
( свет, тепло, вода, земля)
Дети делятся на две команды по цвету платочков.
Воспитатель: Ребята ,посмотрите на наше дерево, снова оно зазеленело. Молодцы!
Выберите нужный знак, который мы с вами оставим для людей, чтобы они не забывали соблюдать правила!
На экране появляется изображение Тихони.
Воспитатель: Ребята, о чем хотел попросить вас Тихоня?
На столе дети находят букву Т.
Читает ребенок. Ой, Беда, беда, беда, пропала муравьиная нора,
На муравейник кто-то наступил, потом камнями завалил!
Ребята, давайте муравьям поможем и камни снова на тропинку сложим.
Д/ игра « Тропинка» ( решить примеры и камешки расположить по порядковому счету от 1 до 10. Справитесь?
( дети работают в командах, затем проверяют друг друга и выбирают экологический знак)
Воспитатель: Какие вы молодцы! Я так за вас рада! Вы помогли муравьишкам восстановить их тропинку.
Пальчиковая гимнастика « Муравейник на полянке»
Муравейник на полянке ночью крепко, крепко спит.
А как солнце заиграет муравьишки выбегают, лапками перебирают
И головками качают. Муравьишек ровно пять 1-2-3-4-5
Очень дружные они, ты, дружок, их береги!
На экране появляется изображение Умницы
Воспитатель: С какой просьбой хотела к вам обратиться Умница?
На столе лежит розовая шапочка, которая помогает детям сделать правильный выбор.
Читает ребенок
Люди на природе отдыхали, веселились, загорали.
И не думая бросали и обертки от конфет, и разорванный пакет,
И коробочки от сока, от банана кожуру, от орехов кожуру.
Воспитатель: Ребята, можно ли сжигать мусор? Он выделяет вредный дым.
Вам надо весь мусор рассортировать по соответствующим контейнерам
(команды получают наборы картинок и распределяют в контейнеры, затем проверяют друг -друга и ставят экологический знак)
Воспитатель: Молодцы, как вы дружно поработали и я вам предлагаю посмотреть видеоролик « Интересные факты о переработке мусора»
На экране появляется изображение Шалуна
Воспитатель: Ну, что, ребята, осталось выполнить просьбу Шалуна.
( на столе ребята видят голубой бант Шалуна)
Воспитатель: Ребята, вы слышите, как рыбка жалуется?
Жила я в речке, плескалась, играла с подружками. Но вот прошел сильный дождь и ручей принес мутный поток. Чего в нем только не было: и консервные банки и отходы. Я стала желтой . Что же нам делать? Как жить дальше?
Речные обитатели нуждаются в помощи, что же делать?
( ответы детей)
Опытно-экспериментальная деятельность « Очистка воды»
Опыт проводится за круглым столом, дети делятся на пары.
Воспитатель: Как нам очистить эту воду?
Мы будем фильтровать грязную воду через ватный диск. Возьмите пустой и вставьте в него воронку(можно воронку сделать из бумаги), а в воронку фильтр-диск. А теперь переливаем из одного стакана тонкой струйкой в другой стакан до половины.
Ребята, что у вас получилось?
( ответы детей)
Воспитатель: Фильтр стал грязный, на нем остались большие и маленькие кусочки грязи. А вода стала чище? Значит ватный диск не пропустил мелкий мусор и грязь.
Дети ставят экологический знак
Молодцы! И рыбкам вы помогли! Все задания Эколят выполнили!
На столе появляется сундук, на котором написано « сюрприз»
Дети открывают и видят там письмо и змблемы «
« Дорогие ребята, спасибо вам за помощь! Вы навели порядок в нашем лесу и позаботились о природе! Теперь мы видим, что вы настоящие наши друзья . Мы официально назначаем вас защитниками природы и высылаем вам эмблемы. До новых встреч! Сказочные Эколята»
Воспитатель: А, нам, ребята, пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза и скажем : « Ветерок подуй сильней, унеси нас в сад скорей». Открываем глаза, мы с вами в нашей группе.
Рефлексия:
Воспитатель: Где мы сегодня, ребята, с вами побывали? Как мы помогали природе? Что нового вы узнали? Вам понравилось быть защитниками природы? Молодцы! Я вас поздравляю со вступлением в отряд « Юные защитники природы».