12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терехова Марина Николаевна173
Россия, Саратовская обл., Питерский район, с.Запрудное

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с.Запрудное Питерского района Саратовской области»

Познавательно-игровая программа для детей и родителей

«Осторожней будь с огнём утром, вечером и днём»

Автор: Терехова Марина Николаевна

учитель начальных классов

высшая квалификационная категория

с.Питерка

2018 г.

Цель:

Способствовать формированию основ пожарной безопасности.

Задачи:

формировать умения правильно действовать в чрезвычайных ситуациях (во время пожара), осторожного обращения с огнём.

закрепить знания правильного поведения при пожаре.

Планируемые результаты:

Предметные:

запомнить основные правила предупреждения пожара;

научиться вызывать пожарных по телефону

познакомиться с профессией пожарного.

Метапредметные:

научиться понимать учебную задачу и стремиться её выполнить,

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

устанавливать причинно-следственные связи,

обобщать и делать выводы, задавать вопросы, контролировать себя и членов своей команды.

Личностные:

работать в группе,

рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности

формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы.

Оборудование: языки пламени, перчатки по количеству участников игры, скамейки, наборы карточек с изображением предметов для тушения пожаров (огнетушитель, лопата, топор, багор, ведро, лестница, перчатки, одеяло, бутылка с надписью керосин и т.д.), бумажные искорки, магниты, магнитная доска с нарисованным костром, полотенчики, колокол, обручи, мешочки с песком по количеству игроков, ведерки с красными платочками, пластиковые стаканы 0,5 л по количеству команд, бочка с водой, телефонные аппараты, карточки с наборами слов: 1.- По привычке, спички, в огне, ко мне; 2- Трава сухая, у сарая, домов, костров.

Место проведения: спортивный зал.

Данное мероприятие предназначено для детей (обучающихся1-2 классов) и их родителей в конце учебного года с целью формирования умения правильно действовать во время пожара, осторожного обращения с огнём. Мероприятие проводится в спортивном зале.

Ход мероприятия:

Ведущий:

Огонь – давний друг человека. С его помощью совершается много полезных дел. При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает всё то, что создавалось долгими годами упорного труда. Сегодня на нашей планете возникает около пяти с половиной миллионов пожаров в год. Каждые пять секунд – новый пожар. Горят предприятия и школы, поезда и самолёты, леса, поля и дома. А в результате – колоссальные убытки. И самое главное – десятки тысяч человеческих жертв, среди них и дети.

Огонь сметает всё на своём пути, и остановить его бывает очень трудно. Но есть люди, которые помогают справиться с ним, которые спасают пострадавших людей. Это пожарные. А вот как они справлялись с пожарами, ведь такой техники раньше не было? Может быть, раньше пожаров не было? (Заслушиваются ответы участников игры)
В нашей стране с давних времён случались страшные опустошительные пожары, так как в деревнях и городах было много деревянных построек. Поэтому остановить огонь было невозможно. На месте городов оставались головёшки да печные трубы. Нередко в таких пожарах гибли люди. Виновников пожаров строго наказывали.
В Судебнике 1498 года было сказано: «Зажигальщику живота не дать, казнить его смертною казнью». С 1689 года царь Пётр 1 приказал тушить пожары силами московских стрельцов, сотских старост и посадских людей. А пожарных в старину называли «огнеборцами». А в 1803 году царь Александр 1 подписал указ об организации в Петербурге пожарной охраны. Представляете, 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни. У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями. На первом стояли повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. Но самое главное здесь – лошади – самые лучшие, самые резвые.

Пожарная часть, выезжающая в те времена на пожар, представляла собой солидную процессию. Впереди на лихом коне – трубач, который громкими звуками предупреждает прохожих о том, что пожарные мчатся на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит как на пожар». К сожалению, дом зачастую не успевали спасти. 17 апреля 1918 года был подписан Декрет «О государственных мерах борьбы с огнём». Этот день и стал днём образования пожарной охраны. На смену лошадям пришли мощные машины, а труба явилась родоначальницей сирен, которые устанавливают на пожарных автомобилях. Трудна и опасна работа людей, избравших для себя профессию пожарного. Ежедневно, выступая по тревоге, они не знают, с какими трудностями им придётся столкнуться.

Вы знаете, что сегодня пожарная часть – специальная служба с центром управления. Сразу после получения сигнала, на пожар выезжает боевой расчёт из нескольких машин. Все машины красного цвета. Выезжая по вызову, они имеют преимущество проезда и могут ехать на красный сигнал светофора. При этом включаются сирены и мигалки. Команда разделена на группы, у каждой свои задачи: пожаротушение, спасение и эвакуация людей, предотвращение распространения пожара на близлежащие здания. Сегодня мы с вами покажем, как примерно, это происходит. Ребята, поднимите руки, кто из вас хотел бы стать пожарным?

Пожарное дело - для крепких парней,

Пожарное дело - спасение людей,

Пожарное дело - отвага и честь,

Пожарное дело - так было и есть!

Профессия пожарного - одна из самых сложных профессий в мире. Можно научиться лазить по выдвижной лестнице, пользоваться противогазом, двигаться в густом дыму, бегать, прыгать, поднимать тяжести. Но самое трудное – это в каждое мгновение быть готовым рисковать своей жизнью, чтобы спасти чью-то другую. В этом году исполняется 100 лет пожарной организации Российской Федерации.

Друзья, существует много безопасных игр.

Сегодня я с вами игру затеваю,

Задания выполнить вас приглашаю.

Тема актуальная, важная –

Безопасность пожарная.

Для участия в нашей игре я приглашаю семейные команды…..

(ведущий называет семейные команды, которые состоят из: мамы, папы, ребёнка).

Ведущий:

Судить работу наших команд будет жюри в составе

_________________ преподавателя- организатора ОБЖ

________________ учителя физической культуры

________________ начальника пожарной охраны

Ведущий:

- Внимание! Внимание!

Взрослые и дети,

Примите вы участие в нашей эстафете.

-Сегодня повторяем мы правила главные:

Правила полезные противопожарные.

Будем в конкурсе участвовать,

Повторяя пожарную безопасность.

Итак, игру мы начинаем,

на старт команды приглашаем.

Пожарных нужно срочно экипировать,

Средства тушения приобретать.

Конкурс «Экипировка»

Внимание, команды. Перед вами стоит стол с разными картинками. По очереди каждый член команды подбегает к столу и берёт только одну картинку с предметом или сам предмет, который, по-вашему, необходим для тушения пожара. (Огнетушитель, лопата, топор, багор, ведро, лестница, 3 пары перчаток, одеяло, бутылка с надписью керосин и т.д…)

(1 балл за каждый правильно выбранный предмет)

Жюри оценивает выполнение задания, в это время ведущий объясняет второй конкурс «Огневое крещение»

-Сколько пар перчаток вы нашли на своих столах? Как вы думаете для чего они? (Игроки высказывают предположения)

Верно, вам предстоит сейчас найти в спортзале искорки, собрать их и составить костёр, который нам предстоит потушить в ходе игры.

(Члены команд ищут искорки в спортзале, найденные прикрепляют на магнитной доске в форме костра, который заранее нарисован на ней). Побеждает команда, которая отыщет больше всего искорок.

Ведущий:

Итак, озорные искорки все до одной в наш костёр возвращены, а наши команды прошли боевое крещение. После каждого конкурса мы будем тушить наш костёр. Кто выигрывает конкурс, тот тушит пожар, т.е. с нашего костра снимает одну искорку.

Вы действовали как единая команда. Дайте название своей команде и придумайте девиз. Пока команды готовятся, болельщики со мной поиграют в игру «Доскажи словечко».

ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ «ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО»

Раз, два, три, четыре –

У кого пожар в … квартире?

Дым столбом поднялся вдруг

Кто не выключил … утюг?

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками … играл?

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над … газом?

Столб огня чердак объял.

Кто там спички … зажигал?

Пламя прыгнуло в траву.

Кто у дома жёг … листву

Кто бросал в огонь при этом

Незнакомые … предметы?

Выпал на пол уголёк,

Деревянный пол зажёг.

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его … водой.

младшие сестрички.

Зажигают дома спички,

Что ты должен предпринять?

Сразу спички те … отнять.

Ведущий: Конкурс №3. «Представление команд»

Команды готовы? Представьте нам свою команду и капитана.( представление команд, жюри оценивает название, девиз команды показывая баллы) Итак, пора затушить первую искру. Право её погасить получает команда _________ (называется команда победительница, которая снимает одну искру с костра).

Конкурс №4. «Вызов пожарной бригады»

Ведущий:

По какому номеру вызываем пожарную бригаду? (Ответы ребят).

А как вы думаете, почему пожарный номер такой простой? (Ответы ребят).

Ведущий: Во время пожара дорога каждая секунда – огонь не ждет. Этот номер можно набрать по телефону даже в темноте – на диске телефона последняя цифра и первая. Порою на пожаре не столько опасен огонь, сколько едкий дым. Он щиплет глаза, становится трудно дышать. Кто знает, как правильно вести себя в задымленном помещении? Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот или нос влажным платком или полотенцем. А как же трудно в дыму разглядеть пострадавшего. Маленькие дети часто прячутся от дыма в шкафах, под кроватью и поэтому пожарным найти их нелегко.

Вас эстафета ждёт друзья, а в ней всего три этапа.

Для первого этапа приглашаются самые маленькие члены команды. Им мамы завязывают глаза, сажают возле телефона. По удару в колокол дети набирают на ощупь номер пожарной охраны

Огонь и дым со всех сторон,

Нам срочно нужен телефон.

Простые цифры набирай

И адрес точный называй.

Как только дети вызывают пожарников, мамы бегут к бочке с водой, мочат в ней полотенце, передают его папам, которым нужно проползти по гимнастической скамейке, на четвереньках дойти до ребенка, завязать ему нос и рот мокрым полотенцем, посадить к себе на спину и на четвереньках вывезти ребёнка к маме.

На старт внимание, марш. (Проходит эстафета).

Итак, победила команда _________ (называется команда победительни-ца, которая снимает вторую искру с костра).

Ведущий:

Итог этого конкурса один:

Если где-то задымится,

Если что-то загорится,

По тревоге как один,

Позвони по «01»!

Ты о пожаре услыхал,

Скорей об этом дай сигнал –

Смело трубку в руки взять,

«01» сумей набрать

И назвать еще потом

Город, улицу и дом,

И квартиру, где живете,

И с каким она замком,

и еще вас всех прошу

назвать фамилию свою.

5 конкурс. «Потуши огонь»

Ведущий:

Чем тушат огонь? (водой, огнетушителем). Но случается, что водой огонь потушить нельзя, а огнетушителя под рукой нет. Тогда в ход идет простой песок. Сейчас мы с вами будем тушить возгорание песком.
Команды по одному добегают до обруча, в котором находятся мешочки с песком, и метают их в ведерки с красными платочками. Выигрывает та команда, у которой наибольшее количество попаданий.

После конкурса команда победительница снимает ещё одну искру.

6 конкурс «Сдай экзамен»

Ведущий. Пожарные (как ученики в школе) постоянно проходят обучение. В каждой ПЧ есть учебный кабинет. И они не только учатся, но и сдают экзамены. Вот и нашим участникам сейчас придется вспомнить все, что вы узнали о пожарной безопасности и сдать экзамен. Капитанам команды получить тесты у членов жюри, по сигналу колокола приступить к тестированию всей командой. (Приложение №1)

Ведущий.

Пока команды выполняют тест, я предлагаю вам болельщики

составить новые слова, используя буквы слова "огнетушитель".

7 конкурс «Огнеборцы»

Ведущий:

Команды закончили тестирование, пока жюри подводит итог, мы отправляемся тушить пожар. Команды получают по пластиковому стакану объёмом 0,5л, Дети бегут к бочке с водой, набирают воду в стакан и бегом возвращаются на финиш, выливают воду в прозрачное ведёрко, передают стакан маме, та бежит за водой, возвращается на финиш спиной вперёд, выливает воду, передаёт эстафету папе, папа бежит за водой, возвращается к финишу с закрытыми глазами шагом. Выигрывает команда, которая больше всех принесёт воды.

Итак, победила команда _________ (называется команда победительни-ца, которая снимает третью искру с костра).

Ведущий:

Вот и подходит к завершению наша программа. Легко ли быть пожарником? Что нужно делать, чтобы избежать пожара?

(команды отвечают за каждый правильный ответ команда получает 1 балл)

Конкурс «Литературный»

Ведущий: последний конкурс составьте за три минуты стихотворение о пожарной безопасности со словами:

- По привычке, спички, в огне, ко мне.

- Трава сухая, у сарая, домов, костров.

Через три минуты команды по очереди зачитывают свои стихотворения.

Пока жюри подсчитывает баллы, дети рассказывают стихи.

1-й ученик:

Не хочу быть «новым русским»,

Не хочу кабриолет.

Смелым буду я пожарным –

В городе не будет бед!

Будут люди улыбаться

И спасибо говорить,

А пожары и тревоги стороною обходить.

2-й ученик:

Труд пожарного не лёгок,

Он опасен и суров.
Если хочешь быть пожарным,

Ко всему ты будь готов!

Спит будильник среди ночи,

Ты летишь по мостовой:

Чей-то домик полыхает,

Сизый дым стоит стеной.

В тишине сирена воет,

Затихая под дождём.

3-й ученик:

Неизвестные герои

Смело борются с огнём.

Дым исчез, пожар потушен,

Новый вызов впереди.

Люди спят, пожарный тушит.

Так бегут за днями дни.

Люди, будьте осторожны!

Берегите свой очаг!

Я хочу, чтоб в доме вашем

Не гостили боль и мрак.

Слово жюри.
Педагог:

На этом наша игра закончилась. Посмотрите на наш костёр. Вам удалось потушить его. Это говорит о том, что вы работали дружно, как настоящая пожарная команда. Вас не подвела ни ваша смекалка, ни ваша сообрази-тельность, ни ваша интуиция. Вы обладаете хорошими знаниями и во время пожара не растеряетесь.

Спасибо всем за игру.

Желаем вам во всем удачи

И просим каждого из вас.

О самом главном - об одном:

"Быть осторожными с огнем!

Приложение №1. тест

1 вопрос:

Закончи пословицу:

Огонь хороший друг, но плохой…

1. Враг. 2. Хозяин. 3. Советчик. 4. Попутчик

2 вопрос

Закончи пословицу: Не шути с огнём - …

1. Сгоришь. 2. Поранишься. 3. Обожжёшься. 4. Спалишь дом.

3 вопрос

Чем не тушил крокодил пожар в произведении Чуковского «Путаница»? 1. Калачами. 2. Сушёными играми. 3. Блинами. 4. Пирогами.

4 вопрос

Какой герой спас девочку из горящего дома в произведении Маршака. 1. Удивительный. 2. Спортивный. 3. Неизвестный. 4. Знакомый.

5 вопрос

Что не является средством тушения пожара?

1. Песок. 2. Одеяло. 3. Огнетушитель. 4. Сильный ветер.

6 вопрос

Что надо делать, если комната начала наполнятся густым едким дымом?

1. Открыть окна и двери. 2. Спрятаться под кровать или в шкаф.
3. Закрыть нос и рот мокрым платком и продвигаться к выходу.

4. Громко плакать и звать на помощь.
7 вопрос

Что надо делать, если вы увидели, что на опушке леса горит сухая трава?

1. Бежать за взрослыми.

2. Постараться затушить, забросав землей, сбить пламя ветками деревьев.
3. Пройти мимо. 4. Искать источник воды

8 вопрос

Какой город горел в 1812 году после взятия его Наполеоном?

1. Москва 2. Париж 3. Ленинград 4. Одесса

9 вопрос

В годы Великой Отечественной войны после авианалётов противника было разрушено более половины города, пожар перерос в огненный шторм, 40 тысяч человек погибли и более 600 были ранены. О каком городе идёт речь?

1. Ленинград 2. Севастополь 3. Сталинград 4. Брест

10 вопрос

В 1982 году в Брэдфоре во время соревнований загорелись трибуны, из-за чего погибли 52человека. Болельщики, какого вида спорта пострадали на пожаре?

1. Футбола. 2. Бокса. 3. Фигурного катания. 4. Баскетбола

11 вопрос

27 августа 20007г. возник пожар в Останкинской телебашне, во время которого погибло три человека. Что послужило причиной возникновения пожара?

1. Непотушенная сигарета. 2. Электрическая неисправность. 3. Поджёг. 4. Не выключенный утюг.

12 вопрос

В 1986 году на химкомбинате города Базель возник пожар, в результате которого в реку Рейн было сброшено очень много пестицидов (ядовитых веществ). Какой вред нанёс этот пожар?

1. Высыхание реки. 2. Массовая гибель рыбы.

3. Река вышла из берегов и затопила город. 4. Никакого вреда. 13 вопрос

В ночь с 4 на 5 декабря 2009 года в городе Перми в ночном клубе «Хромая лошадь» возник пожар, на котором погибли 149 человек. Что послужило причиной возникновения пожара?

1. Курение. 2. Использование пиротехники.

3. Взрыв. 4. Неисправная электропроводка.

Ответы:1 – 2, 2 – 3,3 – 1, 4 – 3, 5 – 4, 6 – 3, 7 – 2, 8 -1, 9– 3, 10– 1, 11 – 2, 12 – 2, 13– 2.

Использованная литература.

С. А. Горячев, Конылов В. А, В. В. Попов, В. П. Прохоров, В. В. Рубцов, В. В. Теребнев. Основы пожарной безопасности. - М.: ВИПТШ МВД СССР, 1990. -242 с.

Кононова И.В. Сценарии по пожарной безопасности для дошкольников.- Айрис-Пресс,2008.-128 с.

Пикулева Н. Пожарная безопасность.// Дошкольное воспитание. – 2007 - №4.

Пожарная безопасность. 2004. №4 .

В. И. Титков. Четвертая стихия. Из истории борьбы с огнем. — М.: Объединенная редакция МВД России, 1998. — 192 с.

Шорыгина Т.А. Правила пожарной безопасности для детей 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2006

Опубликовано


Комментарии (2)

Терехова Марина Николаевна, 08.07.19 в 10:46 0Ответить Пожаловаться
спасибо за оценку моей работы, рада что Вам понравилось
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.