Краткосрочный познавательный проект «Будь осторожен на дороге!»
Худякова Анастасия Дмитриевна
Краткосрочный познавательный проект "Будь осторожен на дороге!"
Данный проект рассчитан на возврат 4-5 лет.
Актуальность данного проекта:
На дорогах России увеличивается число пострадавших в дорожно – транспортных происшествиях. К большому сожалению, в числе пострадавших есть и несовершеннолетние дети. Причиной большинства ДТП являются грубейшие нарушения правил дорожного движения, и часто их виной бывают дети, из–за недостаточных знаний правил безопасности дорожного движения.
Формирование у детей основ безопасности на дороге – совместная задача педагогов дошкольного образовательного учреждения, родителей, инспектора дорожно–патрульной службы. Знакомить детей с правилами дорожного движения необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, впоследствии становятся нормой поведения, их соблюдение – потребностью человека. Формирование у дошкольников культуры поведения на улице и в транспорте тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве и представлений о скорости движения.
Для воспитания дисциплинированного пешехода необходимо прививать с детства такие важные качества, как внимательность, собранность, ответственность, осторожность, уверенность. Очень важно не пугать ребенка улицей и транспортом. Ведь такой страх так же опасен для малыша, как беспечность или невнимательность.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения.
Цель: Формировать представления детей о правилах дорожного движения и о безопасности в целом.
Задачи:
Ввести понятие «Дорожные знаки», «Светофор», «Дорожная разметка»;
Познакомить с основными дорожными знаками и их значениями;
Познакомить со значениями сигналов светофора;
Формировать навыки ориентирования по дорожным знакам и сигналам светофора;
Расширять словарный запас по дорожной лексике;
Развивать умение оценивать действие пешеходов как правильное – безопасное и неправильное – опасное;
Воспитывать культуру поведения в роли пешехода и уважения к правилам дорожного движения.
Вовлечь родителей в совместную с детьми творческую деятельность (разучивание стихов).
Пополнить развивающую среду дидактическими играми, картотеками, литературой.
Вид проекта:
по количеству участников - коллективный
по приоритету метода – познавательный
по направлению - информационный
по контингенту участников - одновозрастной
по продолжительности - краткосрочный (1 неделя)
Участники проекта: воспитатели, дети средней группы, родители.
Методы проекта:
игровые: дидактические игры; настольные игры; подвижные игры; игры – драматизации; сюжетно – ролевые игры;
словесные: чтение и рассказывание стихов, сказок, загадок; разговор, беседа; рассматривание картинок; рассматривание книг; энциклопедий;
практические: упражнения , совместные действия воспитателя и ребенка,
наглядные: показ презентаций, использование иллюстраций, картин, фотографий, показ мультфильмов; тематическая выставка.
Задачи по работе с родителями:
Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Дать рекомендации родителям о их роли по совершенствованию культуры поведения детей на улице и в транспорте.
Этапы проекта:
1 этап – подготовительный. Постановка цели и задач, определение направлений, объектов и методов, предварительная работа с детьми и родителями. Подбор наглядного и игрового материала. Изучение методической литературы, разработка плана совместных мероприятий.
Задачи:
- определить актуальные знания детей о ПДД;
- вызвать интерес к поиску и получению новой информации.
Формы организации работы 1 этапа:
- планирование проектной деятельности по теме «будь осторожен на дороге» опираясь на методическую литературу;
- подбор методической и художественной литературы;
- подбор дидактических, подвижных, малоподвижных игр;
- составление плана взаимодействия с родителями и детьми.
2 этап – Реализация плана совместных мероприятий, через интеграцию разных видов детской деятельности.
Задачи:
- создание проблемных ситуаций;
- организация познавательных прогулок, экскурсий;
- развивать познавательные способности у детей в процессе совместной деятельности: дидактические и подвижные игры;
- пополнить уголок безопасности материалами по теме проекта;
- подготовить материалы по взаимодействию с родителями .
1 этап
Подготовительный
1.Определить уровень сформированности знаний и представлений о правилах дорожного движения и безопасного поведения на дороге.
2.Методическое обеспечение проекта.
3.Информационное обеспечение проекта.
4.Планирование предстоящей работы.
2 этап
Основной
Понедельник |
|
Мероприятия |
Задачи |
Утренняя гимнастика «На дороге» |
|
Познание. (ФЦКМ) : «Всем ребятам надо знать, как по улице шагать» |
Дать элементарные представления о дорожном движении, сигналах светофора. Упражнять в движении в соответствии с сигналами светофора. |
Беседа: "Светофор" |
Дать понятие, что такое "Светофор", его предназначение. Объяснить, что значат его сигналы: красный, желтый, зеленый. |
Подвижная игра: "Озорные машинки" |
Продолжать учить детей двигаться врассыпную по сигналу воспитателя, не толкаться. |
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?» |
Развивать мелкую моторику рук; формировать навыки согласования движений рук с текстом. |
Прогулка: Наблюдение за проезжей частью дороги. + совместное рисование на данную тему |
Познакомить с различными дорожными знаками, правилами перехода через дорогу. Учить детей переносить увиденное на лист бумаги.
|
Чтение. "Умный светофор" |
Учить детей внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы воспитателя. |
Вторник |
|
Утренняя гимнастика «На дороге» |
|
Чтение художественной литературы: Сергей Михалков «Дядя Стёпа постовой». |
Познакомить детей с профессией регулировщика. Учить внимательно слушать произведение, оценивать поступки героев. Делать выводы. |
Проговаривание потешекПДДшек
|
Четкое проговаривание слов, заучивание правил дорожного движения с помощью потешек. |
Познавательная беседа: "Знаки знаешь – уверенно шагаешь!" |
Дать понятие, что такое "Дорожные знаки", их предназначение. Показать некоторые знаки, и рассказать о них. |
Дидактическая игра: «Отремонтируй светофор» |
Закреплять знания детей о сигналах светофора. |
Коллективная речевая игра: «Да, нет» |
Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте. |
Прогулка: Наблюдение за транспортом |
Повторить различные виды транспорта, их назначение, выделить из общего количества автомобилей "важные машины"; закрепить правила дорожного движения. |
Среда |
|
Утренняя гимнастика «На дороге» |
|
Речевая игра «Автомульти» |
Учить соотносить сказочного персонажа и его транспортного средства, правильно называть, развивать память, мышление, сообразительность. |
Познавательное занятие: «Нужно слушаться без спора указанья светофора». |
Расширение знаний детей об улицах города. Закрепление навыков поведения в транспорте. Закрепление знаний о дорожных знаках, светофоре, о их значениях. Формирование у детей наблюдательности, осторожности на дороге. |
Конструирование из бумаги: «Светофор» |
Активизировать знания детей о строении светофора. Расширить пространственную ориентировку на листе бумаги. Формировать конструктивные умения, развивать воображения. |
Беседа: « Мой друг-светофор». |
Познакомить детей с основными правилами уличного движения, рассказать к каким непоправимым последствиям приводит нарушение правил дорожного движения. |
Прогулка: Экскурсия к пешеходному переходу.
|
Наглядно показать, что мы называем пешеходным переходом, для чего он нужен, дать понятие кого называют пешеходом, какие правила должен соблюдать пешеход. |
Четверг |
|
Утренняя гимнастика «На дороге» |
|
Познавательная беседа: "Почему случаются аварии?" |
Повторить уже знакомые правила ПДД и дополнить правилами перехода улицы. |
Дидактическая игра: "Город" |
Наглядно в форме игры показать правила безопасности на дороге |
Пальчиковая гимнастика «Кто приехал?» |
Развивать мелкую моторику рук; формировать навыки согласования движений рук с текстом. |
ФЭМП: «Машины на нашей улице». |
Закреплять представления о правилах дорожного движения и сигналы светофора. Учить сравнивать 2 группы предметов, выражения рядом стоящими числами 4и 5. Упражнять в сравнении 4-5 предметов по высоте. Упражнять в различении направления звука. Закрепить употребление в речи слов: высокий, понижи, еще ниже, самый низкий, справа, слева, впереди, сзади. |
Виртуальная прогулка: «Экскурсия на остановку»
|
Показать детям на слайдах, что такое остановка, почему она так называется, и каким знаком она обозначается. Познакомить с правилами поведения на остановке. |
Пятница |
|
Подвижная игра: "Озорные машинки" |
Продолжать учить детей двигаться врассыпную по сигналу воспитателя, не толкаться. |
Рассматривание презентации по теме «Улица. Дорога» |
Закрепить у детей понятие городской транспорт, проезжая часть, пешеход, участники движения, тротуар и т.д. |
Речевая игра по ПДД : «Да-Нетка» |
Закрепить правила дорожного движения, поведения в транспорте |
Совместное рисование (дети-родители): «Полицейский на дороге» . |
Расширять представления детей о безопасности дорожного движения. Закреплять умение рисовать фигуру человека. |
Проговаривание чистоговорок «ПДД» |
|
Дидактическая игра «Светофор»
|
Закрепить представления детей о назначении светофора, о его сигналах, развивать внимание, зрительное восприятие; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку. |
Ролевая игра: "Город"
|
Наглядно в форме игры показать правила безопасности на дороге. |
ИТОГОВОЕ МЕРОПРИЯТИЕ «Научим Карлсона правилам» (Викторина «Путь от дома до детского сада») |
3 зтап.
Заключительный.
Анализ полученных результатов и обобщение опыта.
Оформление выставки «Наша улица».
Обыгрывание макета вместе с детьми.
Ожидаемые результаты.
- Дети различают проезжую часть дороги, тротуар, понимают значение сигнала светофора.
- Дети знают и соблюдают ПДД, узнают и называют дорожные знаки.
- Установилась взаимосвязь по созданию совместных проектов с родителями, чтоповышает качество реализации образовательного процесса ДОУ.
Библиографический список.
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий» средняя группа
Голицына Н.С. «Конспекты комплексно-тематических занятий» 2-я младшая группа
«Формирование элементарных математических представлений» И.А. Понаморёва, В.А. Позина Средняя группа группа
Сборник подвижных и дидактических игр