12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дубровская Любовь Владимировна21
7

Конспект урока практической биологии «Осенние явления в жизни растений»


Презентация к урокуPPTX / 12.07 Мб
Рабочие листы к урокуDOCX / 19.99 Кб
Практическая биология

5 класс

Тема урока: «Осенние явления в жизни растений»

Пояснительная записка:

Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентом реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Именно эта тенденция чётко прослеживается в обновлённых ФГОС, на которые перешли школы страны с текущего учебного года.

В учебном плане нашего лицея предусмотрен курс «Практическая биология» за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса.

Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовку школьников к участию в олимпиадах.

Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому этот курс будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.

Урок «Осенние явления в жизни растений» является обобщающим после проведенной экскурсии «Овладение методами изучения живой природы». На экскурсии учащиеся работали группами по инструктивным карточкам (приложение 1).

Задачей групп было обсудить и сформулировать свое решение предложенного вопроса на основе своих наблюдений и знаний, полученных в курсе «Окружающего мира».

Место урока: урок после проведенной экскурсии при изучении раздела « Методы изучения живой природы» в курсе биологии 5 класса (середина октября).

Тип урока: Урок изучения нового материала и обобщения полученных знаний

Участники урока: учащиеся 5 класса

Используемые педагогические технологии:

Здоровьесберегающие технологии

Технологии проблемного обучения

Технологии развития критического мышления

Информационно-коммуникационные технологии

Формы работы:

поисково-репродуктивная;

групповая формы работы

Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.

Задачи урока:

расширение знаний о листопаде и его значении в жизни различных растений;

развитие умения характеризовать отличительные признаки растений (листопадные и вечнозеленые) и процессы, протекающие осенью у этих групп растений, выдвигать предположения о необходимости листопада у различных растений; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;

развитие коммуникативных умений;

формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);

формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, находить ошибки в тексте;

формирование навыков работы в группе.


План урока:

Организационный момент 2 мин

Приветствие. Самопроверка учащихся готовности к уроку.

- Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать такими словами:

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Иван Бунин

- Как вы считаете, о каком «пёстром тереме» говорит Иван Бунин в своём стихотворении?

2. Актуализация знаний обучающихся. 3 мин

- Посмотрите, у вас на столах лежат листья. Чем они отличаются друг от друга? Какими методами исследования вы воспользовались? (измерение, сравнение, наблюдение….)

Проводят мини-исследование, сравнивая предложенные листья по размеру, цвету, форме, весу, используя необходимые инструменты ( тетрадь для записей, линейку, весы, лупу).

Проблемный вопрос.

- Недавно мы были на экскурсии и увидели тот самый пёстрый терем. А сегодня рассмотрим особый период жизни растений…

- Как Вы думаете, о каком периоде пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Высказывают предположения, что это явление природы - листопад.

- Вспомните, что вы уже знаете об этом явлении? (использование приёма «Корзина идей»).

Предполагаемые ответы – подготовка растений к зиме, пожелтение листьев, сбрасывание листьев и т.д.

Попытайтесь сформулировать тему урока и его цели. Запись темы урока в тетрадь.


Изучение нового материала 25 мин.

На экскурсии опытным путём мы определили, какие листья легче облетают с дерева. Какие это листья? Почему? (желтые, красные. Высказывают свои предположения).

Организация групповой работы. Работа с текстом, составление схем, защита групповой работы перед классом. Время работы ограничено видеороликом с осенними пейзажами.

1 группа – Как растение готовится к листопаду? (слайд №6)

Рассмотреть под лупой основание листового черешка.

- Что же происходит с листом осенью?

За изумрудную листву любого растения отвечает специальное вещество хлорофилл — пигмент, придающий листьям зелёный окрас. Он не только дарит свежий травяной цвет, но и питает растения, участвуя в процессе образования питательных веществ. Происходит это в комфортных условиях — при наличии тепла и солнца. В какое время года тепла и света много? (летом)

С наступлением холодного времени года солнечный день укорачивается: погода уже не радует теплом, света становится меньше. Хлорофилл перестаёт активно вырабатываться, и на смену ему приходят другие пигменты.

Запишите пигменты и цвет листьев, который они приобретают благодаря им: (слайд №8)

Зелёный цвет листа – хлорофилл

Красный цвет листа – антоциан

Желтый цвет листа - ксантофилл

Оранжевый цвет листа – каротин

2 и 3 группа - Листопад и его роль в жизни растений (слайд №9). Польза и вред опавших листьев.

Прежде чем перейти к обсуждению следующих вопросов, давайте вспомним все деревья в нашем школьном дворе и попробуем разделить их на 2 большие группы (листопадные и вечнозеленые (слайд №10). ПРИМЕРЫ ( обязательно пальмы и т.п. указать)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А теперь немного отдохнем – встаньте из-за парт и сначала 1 вариант изобразит нам листопадные деревья, 2 вариант – вечнозеленые. Затем – поменялись. - Садитесь на свои места и продолжаем работу.

4 группа – Подготовка к зиме хвойных растений (слайд№11)

- Всегда ли хвойные « Зимой и летом одним цветом»? ( Нет, осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем весной и летом).

- Знаете ли вы хвойное растение – исключение, для которого характерен листопад? (лиственница), (слайд №12).

4. Рефлексия - Закрепление нового материала, 8 мин, слайды № 13-15.

Подводя итог нашего сегодняшнего урока, давайте уточним понятие листопад. Продолжите – листопад – это….

Осенний листопад – не просто красивое явление каждой осени, а процесс природного приспособления лиственных деревьев для переживания неблагоприятных условий.

5. Самооценка работы на уроке, 1 мин:

Оцените осенними листочками вашу работу на уроке:

Зелёный – у меня всё получилось, я уверен в своих знаниях.

Желтый – у меня были ошибки, но я всё понял и успешно исправил.

Красный - У меня не получилось, мне нужна помощь.

- Что на уроке запомнилось Вам больше всего? Почему? Выскажите свое отношение к уроку.

6. Домашнее задание, 1 мин:

На выбор:

1) Составить кроссворд (не менее 10 слов) по теме «Листопад»

2) Подготовить сообщение об особенностях листопада у разных растений



Образовательные ресурсы:

https://урок-биологии.рф/index.php/pedagogicheskie-tekhnologii-v-prepodavanii-biologii/priemy-i-priemchiki-dlya-razvitiya-kriticheskogo-myshleniya-u-shkolnikov

https://urok.1sept.ru

Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом, - Волгоград: Учитель, - 95 с.

Экскурсии для школьников по биологии и экологии

(Методические рекомендации), составитель: Кочергина Ирина Петровна,

г. Кемерово – 2016г, 39с.




















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.