Конспект урока практической биологии «Осенние явления в жизни растений» (5 класс)
Презентация к урокуPPTX / 12.07 Мб
Рабочие листы к урокуDOCX / 19.99 Кб
Практическая биология
5 класс
Тема урока: «Осенние явления в жизни растений»
Пояснительная записка:
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентом реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками. Именно эта тенденция чётко прослеживается в обновлённых ФГОС, на которые перешли школы страны с текущего учебного года.
В учебном плане нашего лицея предусмотрен курс «Практическая биология» за счёт части, формируемой участниками образовательного процесса.
Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовку школьников к участию в олимпиадах.
Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому этот курс будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Урок «Осенние явления в жизни растений» является обобщающим после проведенной экскурсии «Овладение методами изучения живой природы». На экскурсии учащиеся работали группами по инструктивным карточкам (приложение 1).
Задачей групп было обсудить и сформулировать свое решение предложенного вопроса на основе своих наблюдений и знаний, полученных в курсе «Окружающего мира».
Место урока: урок после проведенной экскурсии при изучении раздела « Методы изучения живой природы» в курсе биологии 5 класса (середина октября).
Тип урока: Урок изучения нового материала и обобщения полученных знаний
Участники урока: учащиеся 5 класса
Используемые педагогические технологии:
Здоровьесберегающие технологии
Технологии проблемного обучения
Технологии развития критического мышления
Информационно-коммуникационные технологии
Формы работы:
поисково-репродуктивная;
групповая формы работы
Цель урока: расширение и углубление знаний учащихся о процессах протекающих с наступлением осени у растений; о листопаде как приспособлении растений к неблагоприятным условиям.
Задачи урока:
расширение знаний о листопаде и его значении в жизни различных растений;
развитие умения характеризовать отличительные признаки растений (листопадные и вечнозеленые) и процессы, протекающие осенью у этих групп растений, выдвигать предположения о необходимости листопада у различных растений; развивать навык сравнения, сопоставления, формировать доказательность суждений;
развитие коммуникативных умений;
формирование рефлексивных качеств (самоанализ, самокоррекция);
формирование умений выделять главную мысль, устанавливать причинно-следственные связи, находить ошибки в тексте;
формирование навыков работы в группе.
План урока:
Организационный момент 2 мин
Приветствие. Самопроверка учащихся готовности к уроку.
- Наш сегодняшний урок мне хотелось бы начать такими словами:
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.
Иван Бунин
- Как вы считаете, о каком «пёстром тереме» говорит Иван Бунин в своём стихотворении?
2. Актуализация знаний обучающихся. 3 мин
- Посмотрите, у вас на столах лежат листья. Чем они отличаются друг от друга? Какими методами исследования вы воспользовались? (измерение, сравнение, наблюдение….)
Проводят мини-исследование, сравнивая предложенные листья по размеру, цвету, форме, весу, используя необходимые инструменты ( тетрадь для записей, линейку, весы, лупу).
Проблемный вопрос.
- Недавно мы были на экскурсии и увидели тот самый пёстрый терем. А сегодня рассмотрим особый период жизни растений…
- Как Вы думаете, о каком периоде пойдёт речь на сегодняшнем уроке? Высказывают предположения, что это явление природы - листопад.
- Вспомните, что вы уже знаете об этом явлении? (использование приёма «Корзина идей»).
Предполагаемые ответы – подготовка растений к зиме, пожелтение листьев, сбрасывание листьев и т.д.
Попытайтесь сформулировать тему урока и его цели. Запись темы урока в тетрадь.
Изучение нового материала 25 мин.
На экскурсии опытным путём мы определили, какие листья легче облетают с дерева. Какие это листья? Почему? (желтые, красные. Высказывают свои предположения).
Организация групповой работы. Работа с текстом, составление схем, защита групповой работы перед классом. Время работы ограничено видеороликом с осенними пейзажами.
1 группа – Как растение готовится к листопаду? (слайд №6)
Рассмотреть под лупой основание листового черешка.
- Что же происходит с листом осенью?
За изумрудную листву любого растения отвечает специальное вещество хлорофилл — пигмент, придающий листьям зелёный окрас. Он не только дарит свежий травяной цвет, но и питает растения, участвуя в процессе образования питательных веществ. Происходит это в комфортных условиях — при наличии тепла и солнца. В какое время года тепла и света много? (летом)
С наступлением холодного времени года солнечный день укорачивается: погода уже не радует теплом, света становится меньше. Хлорофилл перестаёт активно вырабатываться, и на смену ему приходят другие пигменты.
Запишите пигменты и цвет листьев, который они приобретают благодаря им: (слайд №8)
Зелёный цвет листа – хлорофилл
Красный цвет листа – антоциан
Желтый цвет листа - ксантофилл
Оранжевый цвет листа – каротин
2 и 3 группа - Листопад и его роль в жизни растений (слайд №9). Польза и вред опавших листьев.
Прежде чем перейти к обсуждению следующих вопросов, давайте вспомним все деревья в нашем школьном дворе и попробуем разделить их на 2 большие группы (листопадные и вечнозеленые (слайд №10). ПРИМЕРЫ ( обязательно пальмы и т.п. указать)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. А теперь немного отдохнем – встаньте из-за парт и сначала 1 вариант изобразит нам листопадные деревья, 2 вариант – вечнозеленые. Затем – поменялись. - Садитесь на свои места и продолжаем работу.
4 группа – Подготовка к зиме хвойных растений (слайд№11)
- Всегда ли хвойные « Зимой и летом одним цветом»? ( Нет, осенью и зимой зеленая окраска хвои становится более тусклой, чем весной и летом).
- Знаете ли вы хвойное растение – исключение, для которого характерен листопад? (лиственница), (слайд №12).
4. Рефлексия - Закрепление нового материала, 8 мин, слайды № 13-15.
Подводя итог нашего сегодняшнего урока, давайте уточним понятие листопад. Продолжите – листопад – это….
Осенний листопад – не просто красивое явление каждой осени, а процесс природного приспособления лиственных деревьев для переживания неблагоприятных условий.
5. Самооценка работы на уроке, 1 мин:
Оцените осенними листочками вашу работу на уроке:
Зелёный – у меня всё получилось, я уверен в своих знаниях.
Желтый – у меня были ошибки, но я всё понял и успешно исправил.
Красный - У меня не получилось, мне нужна помощь.
- Что на уроке запомнилось Вам больше всего? Почему? Выскажите свое отношение к уроку.
6. Домашнее задание, 1 мин:
На выбор:
1) Составить кроссворд (не менее 10 слов) по теме «Листопад»
2) Подготовить сообщение об особенностях листопада у разных растений
Образовательные ресурсы:
Большаков А.П. Основы смыслового чтения и работа с текстом, - Волгоград: Учитель, - 95 с.
Экскурсии для школьников по биологии и экологии
(Методические рекомендации), составитель: Кочергина Ирина Петровна,
г. Кемерово – 2016г, 39с.