Практическая работа к уроку химии в 8 классе «Получение и свойства кислорода»

4
0
Материал опубликован 8 November 2023




Общая информация

Образовательная область, учебный

предмет

Химия

Класс

8

Авторская программа к учебникам (линии учебников или УМК) (если есть)

Гара Н. Н. Химия. Рабочие программы. Предметная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фель- дмана. 8—9 классы: учеб. пособие для учителей общеобразоват. организаций / Н.Н. Гара. М.: Просвещение, 2019.

Химия. 8 класс Г.Е. Рудзитис, Ф.Г.Фельдман.-М.: Просвещение, 2018

Тема учебного занятия

Практическая работа №3. Получение и свойства кислорода

Тема урока или другой формы организации УВП: экскурсия, консультация,

проект, лабораторное занятие, практикум, игра и т.п.

Практическая работа

Место урока или другой формы организации учебной деятельности в структуре учебного занятия

23 урок

Учебная задача

познакомить на практике с лабораторным способом получения кислорода, способами его собирания, физическими и химическими свойствами.


t1699458220aa.gif

Обобщенные цели учебного занятия - планируемые результаты

Цель

Уровень

Базовый («обучающийся научится»)

Цель – предмет

(предметный результат)

Обучающиеся научатся: собирать прибор для получения газов, проверять его на герметичность, укреплять прибор в штативе, собирать газ вытеснением воздуха и воды, изучать его свойства.

Цель – способ (метапредметный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: работать с текстовой информацией при обращении к учебнику и инструктивной карточке; самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач, научаться решать исследовательским путем поставленную проблему; самостоятельно проводить наблюдения, понимать смысл информации, строить логические рассуждения, обобщать, формулировать выводы, понимать, интерпретировать и использовать знаки, символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач, применять знания о физических и химических свойствах кислорода для проведения эксперимента, правильно обращаться с лабораторным оборудованием, применять полученные знания для проведения эксперимента, самостоятельно проводить эксперимент, наблюдать, характеризовать экспериментальным путем химические свойства водорода, описывать самостоятельно проведенные эксперименты, составлять уравнения химических реакций; осуществлять учебное сотрудничество со сверстниками.

Цель – ценность (личностный результат)

Обучающиеся овладеют умениями: грамотно обращаться с веществами в химической лаборатории и в быту;

развивают: любознательность и интерес к самостоятельной исследовательской деятельности, целеустремленность, трудолюбие, самостоятельность в приобретении новых знаний и умений, готовность и способность к саморазвитию и самообразованию.

Исходное состояние обучающихся:

имеют опыт работы с различными источниками информации;

знают физические и химические свойства кислорода, способы получения кислорода в лаборатории, способы собирания кислорода;

-обладают теоретическим, наглядно-образным, формальным и рефлексивным мышлением;

владеют основными видами логических операций (анализ, синтез, обобщение, классификация, аналогия);

могут осуществлять прогностическую деятельность, выдвигать гипотезы, доказывать или опровергать их;

могут осуществлять самоконтроль различных видов деятельности



Формы оценки планируемых результатов

Предметный результат

Метапредметный результат

Личностный результат

заполнение отчета о проведенном исследовании в тетради для практических работ;

выполнение эксперимента в соответствии с инструкцией;

формулировка цели работы, планирование, фиксирование наблюдений, формулировка выводов;

участие в разрешении проблемной ситуации;

учебное сотрудничество при выполнении эксперимента;

выполнение эксперимента в соответствии с правилами

техники безопасности


Учебно – информационное и техническое обеспечение учебного занятия






Учебно – информационное обеспечение

Основная литература

Дополнительная

литература

Интернет - ре-

сурсы

ЭОРы

Гара Н. Н. Химия. Рабо- чие программы. Предмет- ная линия учебников Г.Е. Рудзитиса, Ф.Г. Фельдма- на. 8—9 классы: учеб. по- собие для учителей обще- образоват. организаций / Н.Н. Гара. М.: Просвеще- ние, 2019.

Химия. 8 класс Г.Е. Руд- зитис, Ф.Г.Фельдман.-М.: Просвещение, 2018

Химия: технологиче- ские карты: 8 класс: методическое пособие/ Л.И. Асанова. – М.: Вен- тана-Граф, 2016

Тетрадь для практи- ческих работ по химии:

8 класс к учебнику Г.Е.Рудзитиса,

Ф.Г.Фельдмана «Химия: 8 класс» / А.Д.Микитюк.- М.: Издательство «Эк- замен», 2013

Единая коллек- ция образова- тельных ресурсов

http://scool- cjllection.edu.ru

Федеральный центр информа- ционно-

образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru


Тесты «Кислород, физические и химические свойства»

http://fcior.edu.ru/card/9101/testy-po-teme-kislorod-fizicheskie-i-himicheskie-svoystva.html


2. видео «горение серы в кислороде» http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/600cd365-f9f2-ae10-56e4-98ee0af7e4c6/index.htm

Техническое

обеспечение

Ноутбуки на каждого ученика, инструктивная карточка




Дидактическая структура учебного занятия (урока) и его психолого – педагогическое обоснование

Этап урока

Подэтап урока

Организация педагогически целесообразного

взаимодействия

Психолого – педагогическое обоснование










1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Подготовка учащихся к учебной деятельности

По источнику передачи и восприятию учебной ин- формации: словесные (беседа)

Методы стимулирования интереса к учению: предъявление требований учителем

Создание комфортной психологической атмосферы урока

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

По источнику передачи и восприятию учебной информации - Обращение к индивидуальному опыту обучающихся, связанному с темой урока по данному предмету, обобщенными способы деятельности, личным жизненным опытом – словесный (беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся – репродуктивный (работа с вопросами, заданиями учителя)

По характеру управления учебной работой – выполнение устных заданий.

Включение каждого в конкретную деятельность на уже

освоенном материале

Опора на уже имеющиеся знания обучающихся из курса химии.

1.3. Создание

проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация)

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации занимательности, опоры на личный опыт проведения эксперимента

В старшей школе наиболее эффективным способом, который использует учитель для мотивации учебной деятельности, является группа приемов, направленная на создание учебных проблемных ситуаций с акцентированием практического значения полученных знаний.


2.1. Целеполагание и планирование

Формулирование цели практической работы как прогностической модели ожидаемого результата

Построение ориентировочной основы учебной деятельности (план урока)

Организационный этап - 2 мин.

Актуализация знаний и постановка цели

Реализация субъект – субъектных отношений, совместное участие учителя и обучающихся в постановке основной дидактической цели урока.










2. Операционно

исполни- тельский


урока – 5 мин.

Выполнение эксперимента 33 мин.

Определение домашнего задания и инструктаж по его выполнению – 5 мин.


2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (эвристическая беседа, дискуссия, диалог), наглядные (демонстрации ЭОР), практические (эксперимент)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: продуктивный – проблемное изложение (проблемная ситуация, эвристическая беседа, дискуссия), репродуктивный (работа с учебником, инструктивной карточкой), исследовательский – выполнение эксперимента

По характеру управления учебной работой: под руководством учителя, самостоятельное выполнение эксперимента

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха, создание ситуации занимательности, учебная дискуссия

Методы контроля и самоконтроля: устный самоконтроль, лабораторно-практический самоконтроль

У старших подростков продолжают развиваться различные виды мышления

теоретическое (формулирование учебных гипотез для решения проблемной ситуации, использование имеющихся знаний для объяснения фактов и явлений, применение логических операций)

наглядно-образное (использование материализированных (рисунки, схемы, формулы, уравнения) образов объектов.)

словесно-логическое (правильное использование терминов и понятий, грамотное владение языком соответствующей науки, словесное обоснование)

2.3. Выбор вер- ного варианта решения, фик- сация найденно- го способа

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа), наглядные (мультимедийная презентация, демонстрация ЭОР), практические (эксперимент)

По степени самостоятельности и активности мышления учащихся: репродуктивный (работа с учебником, инструктивной карточкой), исследовательский – выполнение эксперимента

По характеру управления учебной работой под руководством учителя, самостоятельное выполнение эксперимента

Методы стимулирования интереса к учению: создание ситуации успеха при выполнении заданий практической работы

В старшем подростковом возрасте ведущую роль играют несколько видов деятельности: деятельность, связанная с формированием мировоззрения, грамотного обращения с веществами в химической лаборатории и в быту;

3. Рефлексив-

но – оценоч

3.1. Ситуация

контроля за вы

По источнику передачи и восприятию учебной ин-

формации: словесные (беседа), практические



ный

полнением учебных действий

Методы контроля и самоконтроля: устный и письменный самоконтроль


3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

По источнику передачи и восприятию учебной информации: словесные (беседа)

По характеру управления учебной работой: методы самостоятельной работы учащихся - выполнение

практической работы

Методы стимулирования интереса к учению: комментирование учителем достижений и результатов обучающихся

Для старшеклассников характерна способность анализировать и оценивать собственные интеллектуальные операции, выявлять степень освоенности содержания (знаю что?), владение действиями (знаю как?), понимание смысла изученного (знаю зачем?) и понимание степени своих личностных приращений (знаю, что во мне изменилось?)


Сценарий проведения учебного занятия

Этап урока или другой формы

УВП

Подэтап урока или другой

формы УВП

Действия учителя (педагога)

Действия обучающихся

(примерные версии ответов)


1. Мотивационно ориентировочный

1.1. Вхождение в контакт

Взаимное приветствие учащихся и учителя; проверка готовности учащихся к уроку

Учащиеся готовятся к учебной деятельности

1.2. Актуализация субъектного опыта обучающихся

На прошлых уроках вы познакомились с физическими и химическими свойствами кислорода, способами его получения.

Учитель:

предлагает вспомнить общие правила безопасной работы в химической лаборатории




Озвучивают правила безопасной работы в химической лаборатории

1.3. Создание

проблемной ситуации

предлагает изучить рис.25, 26 учебника собирание кислорода методом вытеснения воздуха и воды;

предлагает обосновать, почему кислород собирают в пробирку расположенную дном вниз методом вытеснения воздуха и методом вытеснения воды.


Сегодня мы должны найти ответ на эти вопросы, получить водород и собрать его методами вытеснения воды и воздуха.

Самостоятельно формулируют учебные гипотезы для решения проблемной ситуации, используя имеющийся набор знаний, применяют логические операции. Самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении поставленной проблемы.

Для решения проблемы у учащихся имеется определённый минимум исходных знаний.






Вытеснением воды можно собирать только газы, которые с водой не реагируют и в ней не растворяются (водород, кислород). Вытеснением воздуха можно собирать газы, которые отличаются от него по плотности.

Если газ легче воздуха, то сосуд для его собирания закрепляют дном вверх, если газ

тяжелее воздуха — дном вниз.


2.1. Целеполагание и планирование

Обеспечение мотивации и принятия цели учебно-познавательной деятельности

Сегодня на уроке получим кислород, соберем его и изучим его свойства.

Готовятся к активной учебно-познавательной деятельности.

Формулируют цель практической работы в ходе фронтальной беседы.


2. Операционно

исполнительский

2.2. Поиск способа решения проблемной ситуации

Организует деятельность учащихся по выполнению эксперимента:

- предлагает провести эксперимент в соответствии с инструкцией в учебнике или с инструктивной карточкой.

Выполняют эксперимент в соответствии с планом и инструкцией:

1. Получают кислород.

2.Собирают кислород.

Проводят эксперимент по изучению свойств кислорода


Приводят в порядок рабочее место.




При выполнении работы делают фото на смартфоны для заполнения таблицы


2.3. Выбор верного варианта решения, фиксация найденного способа

Предлагает составить отчет о проделанной работе в виде таблицы (из инструктивной карточки);

Отчет выполняется на ноутбуках в программе word.

- контролирует деятельность учащихся, при необходимости оказывает помощь

Составляют отчет о проведенном исследовании на ноутбуках, заполняют таблицу, описывают самостоятельно проведенный эксперимент,





составляют уравнения химических реакций, объясняют явления, выявленные в ходе эксперимента.

3. Рефлексивно

оценочный

3.1. Ситуация контроля за выполнением учебных действий


Оценивают конечный результат, грамотно оформляют результаты исследования.

3.2. Ситуация оценки образовательных результатов

Комментирование действий учащихся в ходе выполнения практической работы, указание на достижения и недоработки обучающихся.

Учитель организует объяснение выполнения домашнего задания:

Выполнить тесты "Кислород»

(результат передаем по электронной почте)

Подведение итогов урока.

Отчет по практической работе отправляют на электронную почту учителя.


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации