Предварительный просмотр презентации
Практические рекомендации для родителей по проблемам воспитания аутичного ребенка Ходжава Хатуна Шотаевна Учитель-дефектолог МАОУ СОШ № 1 Корсаковский городской округ Сахалинская область
Организация пространства, в котором живет аутичный ребенок Организация пространства, в котором живет аутичный ребенок Детская комната Позаботьтесь о том, чтобы детская комната стала для ребенка «крепостью», комфортным местом, в котором он чувствовал бы себя в безопасности и, если возникнет необходимость, имел бы возможность укрыться от внешних влияний. Это потребует от родителей чуткости и любви, а также выполнения ряда необходимых условий: Первое условие – безопасность Второе условие – обеспечение комфорта и уюта
Третье условие – наличие необходимого оборудования Четвертое условие – поддержание порядка
Организация пространства квартиры Организация пространства квартиры Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение ванной комнаты, кухни, туалета, понять назначение самых разных вещей и т. д.
Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: Для этого следует, во-первых, постоянно комментировать разнообразные бытовые моменты, объясняя смысл происходящего: «Мы сейчас с прогулки вернулись – руки-то какие грязные! Пойдем мыть! Где мы руки моем? Правильно, в ванной комнате. А что нужно взять? от оно, мыло – как приятно пахнет. Ну все? Пошли! Ах, какой ты молодец – вспомнил, что руки надо полотенцем вытереть, а я-то забыла. от полотенце висит на крючочке. А теперь идем обедать».
Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда – бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложите ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Во-вторых, необходимо вовлекать ребенка в работу по дому. Пусть ребенок участвует в приготовлении обеда – бросит овощи в суп, натрет сыр; во время мытья посуды можно попросить его вытереть полотенцем чашки, разложить посуду и приборы по полкам; предложите ему расставить ботинки в прихожей, пропылесосить ковер в гостиной и т. д. Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности. Часто дети сами хотят поучаствовать в происходящем – позвольте ребенку засыпать порошок в стиральную машину, капнуть на губку средство для мытья посуды, порезать хлеб к обеду. И эти несложные действия станут точкой отсчета на пути ребенка к самостоятельности.
Ближайшее социальное окружение Ближайшее социальное окружение Под «ближайшим социальным окружением» подразумевается территория за пределами квартиры, которая рассматривается в первую очередь в социальном аспекте: так, на лестничной площадке для нас важны встречи и общение с соседями; на детской площадке – контакты с детьми; в магазине – общение с продавцом и покупателями.
Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт. Необходимо помочь ему шаг за шагом осваивать пространство вокруг, постепенно избавляясь от страхов и накапливая позитивный опыт. Чтобы ребенок «обжил», принял в свое сознание еще «кусочек мира», необходимо прежде всего выявить негативные эмоции и страхи, связанные с определенными местами, предметами, людьми. Так, если ребенок боится машин, он никогда не будет чувствовать себя на улице безопасно и комфортно.
В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин и т. д. В магазине учите ребенка выбирать необходимое – продукты, хозяйственные товары, организуйте его общение с продавцом и самостоятельные мелкие покупки – дайте ребенку денежку, и пусть он сам купит конфету или пакетик сока у знакомого продавца. Попросите вашего малыша помочь вам понести сумку с продуктами. А когда ситуация похода в магазин, где «тетя Оля-продавец», будет достаточно обжита, станет привычной и естественной, можно заглянуть в другой магазин и т. д. Гуляя, старайтесь разнообразить маршруты. Если ребенок противится выбору нового маршрута прогулки, не возражайте, а старайтесь расширить знания о знакомом пути: обратите внимание на светофор на перекрестке, объясните, что следует делать, когда горит зеленый свет, красный и т. д.; покажите, где расположен детский садик, загляните туда и понаблюдайте вместе, как играет детвора на прогулке; напомните: «Смотри-ка – автобусная остановка. Мы садимся здесь на автобус, когда едем в бассейн».
Дальние прогулки с ребенком аутистом Дальние прогулки с ребенком аутистом Удаляясь от знакомых «мест обитания», ребенок теряет уверенность и оказывается во власти страха и дискомфорта. Такое состояние может вызвать острую реакцию – ребенок начинает плакать, мечется с криками «Не хочешь!», тянет за руку, выражая таким образом просьбу вернуться. Действуйте по ситуации: остановитесь ненадолго, поглядите с ребенком по сторонам, поговорите, а затем продолжите путь дальше или вернитесь домой.
Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: Сложнее оказывается ситуация, когда ребенок не выражает свое состояние бурно, однако переживает острые негативные эмоции глубоко внутри себя. Это для него очень вредно, может вновь затормозить его развитие. Поэтому родители, решившиеся «выйти в свет», должны чутко следить за состоянием ребенка, за его настроением; при появлении тревоги и дискомфорта лучше повернуть домой со словами: «Ничего, в следующий раз поедем к бабушке. А сейчас вернемся, ведь у нас мишка один дома остался, будет скучать».
Таким образом, совершая дальние прогулки, необходимо соблюдать следующие правила: 1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории. 2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. Постарайтесь обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку. 3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: «На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать». Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: «Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть». То же касается и поездок в легковом автомобиле. Таким образом, совершая дальние прогулки, необходимо соблюдать следующие правила: 1. Осваивайте пространство постепенно. Это значит, что поход в театр возможен только после того, как ребенок достаточно освоился на более близкой территории. 2. Готовьтесь к походу заранее, обсуждая, куда собираетесь пойти, что вас там ждет. Постарайтесь обойтись без сюрпризов, которые могут испугать аутичного ребенка, поэтому расскажите ему подробно, что его ждет. Вспомните мультфильм, покажите подходящую картинку. 3. Приучайте ребенка пользоваться общественным транспортом. Для начала можно проехать на автобусе всего одну остановку. Подготовьте ребенка к поездке, рассказав заранее, как это будет происходить, куда и зачем поедете. В дальнейшем предпринимайте недалекие поездки; хорошо, когда цель поездки понятна ребенку: «На этом автобусе поедем в магазин за карандашами. Надо будет проехать три остановки. Давай вместе их считать». Можно взять с собой любимую игрушку: что-то родное в незнакомой обстановке поможет ему успокоиться. Попутно объясняйте ребенку правила поведения в транспорте: «Держись за поручень, а то сейчас автобус будет поворачивать, можно упасть». То же касается и поездок в легковом автомобиле.
4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях. 4. Места для посещения выбирайте осторожно. Для начала выберите что-нибудь поближе к дому и где поменьше людей. Постепенно приучайте ребенка бывать в компаниях. 5. Посещая новые места, где находятся незнакомые дети и взрослые – кружок рисования, бассейн, – поначалу приводите ребенка ненадолго, дайте ему возможность привыкнуть к новой обстановке, к детскому коллективу, к новым взрослым. Можно договориться с педагогом или тренером и первое время присутствовать на занятиях вместе с ребенком, а в случае, если ребенок захочет, ненадолго выйти вместе с ним. Отдохнув, ребенок может вернуться к занятиям. Но если он захотел домой, поступите так, как просит ребенок. Не забывайте, что ситуация, требующая от ребенка активного взаимодействия с другими людьми, – огромный труд для него.
6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, – найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой – не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие. 6. Действуйте по обстановке: будьте готовы к тому, что ребенок способен повести себя по-разному. Так, он может в любой момент захотеть уединиться, потому что скопление народа утомило его, – найдите более тихое место, где можно передохнуть. А если ребенок, не дождавшись представления, захочет вернуться домой – не противьтесь. Это значит, что на сегодня он уже получил достаточное количество впечатлений. Не настаивайте ни в коем случае, избегайте давления, иначе в следующий раз малыш будет бояться отправиться с вами в подобное путешествие. 7. Дома вспоминайте, обсуждайте увиденное, обсуждайте интересные детали. Закрепляйте и расширяйте новые представления, используя разные приемы и возможности: нарисуйте картинку, выучите стишок, организуйте игру. Задавайте вопросы, объясняйте в ходе беседы причинно-следственные связи, логику событий, заражайте ребенка своим положительным эмоциональным отношением.
Режим дня ребенка Режим дня ребенка Организация режима дня опирается на следующие составляющие: – Возраст ребенка. Например, в младенчестве ребенок много спит, а в дошкольном возрасте может долго играть и заниматься. – Биологические ритмы ребенка, которые проявляются прежде всего в особенностях чередования периодов сна и бодрствования: ребенок может спать мало – или нуждаться в продолжительном времени для сна; поздно ложиться и поздно вставать («сова») – или рано ложиться и рано вставать («жаворонок»). Эти особенности обусловлены типом высшей нервной деятельности ребенка, который не поддается изменению.
– Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях «хватают на лету», в других еда – целый ритуал), проводить вместе время и т. д. Сюда же можно отнести и передаваемые из поколения в поколение игры, стишки, шутки, колыбельные и сказки. – Традиции семьи: как в ней принято начинать день, питаться (в некоторых семьях «хватают на лету», в других еда – целый ритуал), проводить вместе время и т. д. Сюда же можно отнести и передаваемые из поколения в поколение игры, стишки, шутки, колыбельные и сказки. – Возможности семьи: например, может ли кто-либо из взрослых постоянно находиться рядом с ребенком в течение дня и т. п.
Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение Выработка стереотипов поведения в бытовых ситуациях и постепенное их усложнение Ребенок с аутизмом не подражает взрослому. Выработка им умения обслуживать себя потребуют от близких специальной работы, терпения и такта. Эта работа будет опираться на усвоенные ребенком стереотипы поведения в бытовых ситуациях, на основе которых потом можно формировать и закреплять новые навыки.
При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила: При обучении ребенка стереотипам поведения в быту следует соблюдать следующие правила: – требовать от ребенка выполнить какое-либо действие допустимо только в том случае, если он это может и вы об этом точно знаете; – соблюдайте принцип «от простого к сложному»; – обучение требует постепенности; не старайтесь обучить всему сразу; – при обучении необходим положительный настрой: радуйтесь успеху ребенка, игнорируйте неуспех, направляйте по верному пути, предупреждая ошибки; – все взрослые, которые участвуют в обучении ребенка навыку, должны действовать в одном ключе – схема действий (повторение одних и тех же шагов) должна быть во всех случаях одинаковой.
Коррекционные методики, которые вы можете использовать: Коррекционные методики, которые вы можете использовать: Использование карточек. Для проведения занятия потребуются карточки (на начальных этапах около пяти). На них должны быть изображены как предметы, так и люди, совершающие какие-либо действия. Эти карточки будут использованы также для порядка действий. К примеру, подготовка к прогулке разделяется на несколько действий, каждому из которых соответ- ствует карточка. Для начала произнесите: «Идем гулять!», затем демонстрируется карточка. Аналогичным образом объясняются все промежуточные действия. Демонстра- ция картинок должна сопровождаться комментариями, объём которых не должен быть большим: лишь название действия. Спустя несколько месяцев регулярных занятий, достаточно произнести «идем гулять» и ребенок-аутист уже знает, что делать. Подобные карточки: «кушать», «играть», «рисовать», «спать» и так далее.
Дети с аутическим расстройством часто страдают аквафобией (боязнью воды). Предложенные ребенку игры с водой следует начинать с ведерка, наполненного мокрым песком, постепенно увеличивая степень его влажности. На песке ребенок сможет рисовать линии, разные фигуры. Дети с аутическим расстройством часто страдают аквафобией (боязнью воды). Предложенные ребенку игры с водой следует начинать с ведерка, наполненного мокрым песком, постепенно увеличивая степень его влажности. На песке ребенок сможет рисовать линии, разные фигуры. Большое значение имеет развитие тактильного восприятия. В этом поможет небольшая коробка, заполненная крупой или песком. Внутри надо спрятать мелкие камешки или большие пуговицы (для начала не больше трех). Поставьте ребенку задачу достать предметы. Эффект аналогичный этому имеет такое же задание с миской, наполненной водой, и монетками. Со временем можно увеличивать количество предметов с двух-трех до десяти-пятнадцати. Вот несколько упражнений для улучшения координации: потребуются две чашки, одна из них - наполненная водой. Предложите ребенку переливать жидкость в одну чашку из другой. Постепенно уменьшайте размер чашки, по мере того, как навык будет развиваться.
Развить одновременно сенсорную чувствительность и моторику поможет одна из главных методик коррекции поведения – лепка. Для неё можно взять специальную массу для моделирования или просто пластилин. Позвольте ребенку делать с ним, что ему вздумается, будь то раскатывание, просто разминание или скатывание в шарики. Развить одновременно сенсорную чувствительность и моторику поможет одна из главных методик коррекции поведения – лепка. Для неё можно взять специальную массу для моделирования или просто пластилин. Позвольте ребенку делать с ним, что ему вздумается, будь то раскатывание, просто разминание или скатывание в шарики. Также можно нанизывать бусы: начните с больших картонных кругов, с прорезью в центре, позже, когда навык будет развиваться, можно использовать и обычные бусины. Полезно собирать картинки (пазлы), по началу ребенку будет сложно использование маленьких кусочков, поэтому следует разрезать картинку на 4-6 частей. По мере развития навыка – увеличивать количество кусочков.