Рекомендации для родителей

5
0
Материал опубликован 26 April 2016

Уважаемые родители!

Чаще всего без помощи специалиста (логопеда) трудно понять в каком состоянии находится речь ребенка, правильно ли он произносит звуки, правильно ли употребляет слова и согласует их в потоке речи. Для того чтобы определить, нуждается ли ваш ребенок в помощи или его речь развивается правильно и соответствует возрасту, представляю Вашему вниманию схему нормального развития детской речи.

Возраст

Объем и типы

предложений

Грамматический

строй

Слоговая структура слова

Усвоение звуковой стороны

речи

1год

3 мес.

1год

8 мес.

Отдельные аморфные слова в роли предложений

(27 слов)

Нет

Часто воспроизводится один слог в слове («га-га», «ту-ту»)

А, О, У, И, М, П, Б

2года

Рост предложения до 3-4 слов

Согласование именительного падежа с глаголом. Предложения строятся аграмматично.

В трехсложных

словах опускается слог, чаще предударный: «кусу» (укушу)

И,Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х, Й

3 года

Развитие сложного предложения

Употребление одних окончаний на месте других в пределах одного значения: «лоскам», «вилкам». Неусвоена категория рода.

В многосложных словах чаше опускаются предударные слоги, иногда приставки.

С, З, Ц

4 -5 лет

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложений

Усвоены «главенствующие» падежные окончания мн. Числа: - ов, - ами, - ах. Влияние окончания – ов на другие склонения: «стулов».

Слоговая структура речи усвоена

Ш, Ж, Ч, Щ

5-6 лет

Иногда затруднения в построении придаточных предложений с союзным словом который

Усваиваются все частные грамматические формы

Слоговая структура речи усвоена

Р, Л

На консультации логопед рекомендовал Вам выполнять упражнения на развитие мышц языка? Вы их забыли? Ниже представлен примерный комплекс упражнений. Выполняйте их перед зеркалом вместе с ребенком!

 

Упражнения для развития мышц языка.

 «Часики», «Маятник». Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться к уголкам рта.

«Змейка». Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта.

«Качели». Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.

«Спрячь конфетку». Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.

«Почистить зубки». Рот закрыт. Круговым движением языка провести между губами и зубами.

«Катушка». Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается вглубь рта.

«Вкусное варенье». Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.

«Лошадка». Присосать язык к небу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.

«Гармошка». Рот раскрыт. Язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.

«Лопаточка». Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

«Чашечка». Рот широко открыт, передний и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.

«Оближем губки». Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

«Горка», «Мостик». Рот открыт. Кончик языка упирается за нижние зубы. Спинка языка попеременно прогибается вперед в виде «горки» и возвращается в исходное положение.

 

Правильная артикуляция звуков:

[С], [З] - Кончик языка упирается в нижние передние зубы. Губы растянуты, как при улыбке, и не закрывают зубов. Зубы сомкнуты или сближены. Воздух выдувается с силой посередине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается резкая холодная струя.

[Ш],[Ж]-Кончик языка поднят к передней части нёба (у альвеол), но не прижат; боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам. Мышцы языка не слишком напряжены. Губы округлены и выдвинуты вперед. Зубы сомкнуты либо сближены. Воздух выдыхается равномерно посередине языка; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплая воздушная струя воздуха.

[Л]-Кончик языка поднят и соприкасается с передней частью нёба (альвеолами), с включением голоса остается неподвижным. По бокам языка образуется щель, через которую проходит воздух. Губы открыты. Зубы разомкнуты. Воздух выдыхается умеренной струей; на ладони, поднесенной ко рту, ощущается теплый поток воздуха.

[Р]-Кончик языка поднят к нёбу (альвеолам), боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Под напором выдыхаемого воздуха, проходящего посередине языка, кончик языка вибрирует у альвеол. Губы открыты. Зубы разомкнуты. На ладони, поднесенной ко рту, ощущается сильная струя воздуха.

Развитие речи ребенка тесно связано с развитием движений пальцев рук. Поэтому с раннего возраста необходимо делать пальчиковый массаж и гимнастику. Ниже приведен гимнастический комплекс для детей 5-6 летнего возраста.

1. Выпрямить кисть, плотно сомкнуть пальцы и медленно сложить их в кулак. Поочередно выполнять каждой рукой.

2. Руку плотно положить на стол ладонью вниз и поочередно сгибать пальцы: средний, указательный, большой, мизинец, безымянный. Выполнять поочередно каждой рукой.

3. Выпрямить кисть и поочередно присоединять безымянный палец к мизинцу, средний к указательному.

4. Сжать пальцы в кулак и вращать кисть в разных направлениях. Сначала поочередно каждой рукой. Затем - двумя руками одновременно.

5. Сгибание и разгибание пальцев. Пальцы разомкнуть как можно шире, затем сомкнуть и так продолжать дальше. Поочередно каждой рукой, затем сразу обеими. Помните эту присказку: « Мы писали, мы писали, наши пальчики устали».

6. Положить руки ладонями вверх. Ребенок поднимает по одному пальцы сначала на одной руке, потом на другой. Повторять это упражнение в обратном порядке.

7. Ладони лежат на столе. Ребенок поочередно поднимает пальцы сразу обеих рук, начиная с мизинца.

8. Ребенок зажимает карандаш средним и указательным пальцами. Сгибает и разгибает эти пальцы.

9. Положите на стол десять - пятнадцать карандашей или палочек. Ребенок одной рукой пытается собрать все карандаши (палочки). При этом нельзя помогать другой рукой и надо стараться брать карандаши по одному. Вместо карандашей предложите ребенку собрать пуговицы, горошинки и другие мелкие детали (обязательно в присутствии взрослого).

10. Ребенок зажимает карандаш между средним и указательным пальцами. Далее выполняет движения так, что сначала сверху оказывается средний палец, а потом указательный.

11. Дайте ребенку два небольших шарика или два грецких ореха и попросите его покатать их между ладонями (пальцы прямые) в одну и другую сторону. А теперь ребенок попробует их перекатывать пальцами одной руки, вращая то в одну, то в другую сторону.

12. Покажите ребенку такое упражнение: быстро касаться кончиками пальцев большого пальца. В одну сторону, начиная с мизинца, и в другую сторону – с указательного пальца. На одной руке, на другой, на обеих сразу.

Комментарии
Комментариев пока нет.