Потапова Марина Валентиновна,
учитель немецкого языка высшей квалификационной категории,
МБОУ «СОШ г.п. Советский»,
МБОУ «СОШ №37» г. Выборга,
Ленинградская область
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО НАПИСАНИЮ НАУЧНЫХ СТАТЕЙ
Содержание:
1. Научная статья. Цель научной публикации.
2. Структура статьи.
- Название. Рекомендации при выборе заголовка.
- Введение. Цель, объект, актуальность, новизна статьи.
- Основная часть статьи.
- Заключительная часть статьи.
- Список литературы. Основные требования к списку использованной литературы.
- Аннотация.
- Ключевые слова.
- Сведения об авторе статьи.
3. Научный стиль.
4. Терминология.
5. Правила цитирования.
6. Техническая сторона оформления статьи.
7. Итог. Этапы работы над статьей.
8. Использованная литература и интернет-источники.
1. Научная публикация - основной результат деятельности исследователя.
Главная цель научной публикации - познакомить научное сообщество с результатами исследования автора, а также обозначить его приоритет в избранной области науки.
Научная статья представляет собой краткий, но достаточный для понимания отчет о проведенном исследовании и определения его значения для развития данной области науки. В нем должно содержаться достаточное количество информации и ссылок на ее источники, чтобы коллеги сами смогли оценить и проверить результаты работы.
В статье следует четко и сжато изложить современное состояние вопроса, цель и методику исследования, результаты и обсуждение полученных данных. Это могут быть результаты собственных экспериментальных исследований, обобщения производственного опыта, а также аналитический обзор информации в рассматриваемой области.
В работе, посвященной экспериментальным (практическим) исследованиям, необходимо описать методику экспериментов, оценить точность и воспроизводимость полученных результатов. Желательно, чтобы результаты работы были представлены в наглядной форме: в виде таблиц, графиков, диаграмм.
Чтобы написать хорошую статью необходимо соблюдать стандарты построения общего плана научной публикации и требования научного стиля речи. Это обеспечивает однозначное восприятие и оценку данных читателями. Основные черты научного стиля: логичность, однозначность, объективность.
2. Структура статьи
Существуют общепринятые требования, предъявляемые к научной статье.
Статья должна включать:
- название (заголовок);
- введение (вводную часть);
- основную часть;
- заключительную часть;
- список литературы;
- аннотацию;
- ключевые слова;
- краткие сведения об авторе статьи.
Название (заголовок) - очень важный элемент статьи. По названию судят обо всей работе. Основное требование к названию статьи - краткость и ясность. Максимальная длина заголовка - 10-12 слов. Название должно быть содержательным, выразительным, отражать содержание статьи.
Правильнее будет, если вы начнете работу над названием после написание статьи, когда поймали саму суть статьи, основную идею. Некоторые авторы предпочитают поработать над названием статьи в начале своей работы, но такое подвластно только опытным исследователям. В любом случае помните, что удачное название работы - это уже полдела.
При выборе заголовка статьи необходимо придерживаться следующих общих рекомендаций:
Заглавие должно быть информативным.
Название должно привлекать внимание читателя.
В названии, как и во всей статье, следует строго придерживаться научного стиля речи.
Заголовок должен четко отражать главную тему исследования и не вводить читателя в заблуждение относительно рассматриваемых в статье вопросов.
В название должны быть включены некоторые из ключевых слов, отражающих суть статьи. Желательно, чтобы они стояли в начале заголовка.
Во введении в обязательном порядке четко формулируются:
1) Цель и объект предпринятого автором исследования. Работа должна содержать определенную идею, ключевую мысль, раскрытию которой она посвящена. Чтобы сформулировать цель, необходимо увидеть итог проведенного исследования, которым может быть новая методика, классификация, алгоритм, структура, новый вариант известной технологии, методическая разработка и т. д. Формулировка цели любой работы, как правило, начинается с глаголов: выяснить, выявить, сформировать, обосновать, проверить, определить и т. п. Объект - это материал изучения.
Актуальность и новизна. Актуальность темы - степень ее важности в данный момент и в данной ситуации. Это способность результатов работы быть применимыми для решения достаточно значимых научно-практических задач. Новизна - это то, что отличает результат данной работы от результатов, полученных другими авторами.
Основная часть должна включать анализ источников и литературы по тематике исследования, формулировки гипотезы исследования, само исследование, его результаты, практические рекомендации, конкретизацию полученных результатов исследования и их объяснения. При изложении основной части необходимо постоянно ориентироваться на поставленную в статье цель, сверяя каждое положение и аргумент с главным идейным стержнем. Можно структурировать текст, выделив подразделы. Это облегчает восприятие статьи.
Заключение содержит краткую формулировку результатов, полученных в ходе работы. В заключении, как правило, автор исследования суммирует результаты осмысления темы, выводы, обобщения и рекомендации, которые вытекают из его работы, подчеркивает их практическую значимость, а также определяет основные направления для дальнейшего исследования в этой области знаний. Выводы (вместо заключения) обычно пишут, если статья основа на экспериментальных данных и является результатом многолетнего труда. Выводы должны быть в виде тезисов. Сами слова «вводная часть», «основная часть» и «заключительная часть» в подзаголовках писать не рекомендуется.
Список литературы - обязательная часть любой научной работы - должен содержать все источники, использованные в статье. Такой список помещается обычно за текстом, связан с конкретными местами текста при помощи так называемых отсылок и обычно имеет простую структуру.
Список литературы позволяет определить базу исследования и составить представление о научных позициях автора.
Библиографическое описание документов, включенных в список использованной литературы, составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правила составления». Согласно нему отсылки на источники в статье могут оформляться тремя способами:
1) в круглых скобках внутри самого текста;
2) в квадратных скобках номер источника и страницу из списка литературы;
3) в виде сносок внизу страницы.
Последовательность формирования списка может быть различной (в соответствии с требованиями редакции):
• в алфавитном порядке;
• по мере появления сносок;
• по значимости документов (нормативные акты, документальные источники, монографии, статьи, другая литература);
• по хронологии издания документов и т.п.
Следует помнить, что научная статья - это не монография, и список литературы должен ограничиваться как временными рамками (публикации за последние 5-8 лет, и лишь в случае необходимости допускаются ссылки на более ранние работы), так и их количеством (в оригинальных статьях желательно цитировать не более 15-20 источников, а в научных обзорах – 50-80).
Основные элементы библиографического описания приводятся в следующей последовательности: фамилия автора и его инициалы, название книги без кавычек, место издания, название издательства, год издания, номер (номера) страницы.
Аннотация
Авторская аннотация к статье - это краткая характеристика работы, содержащая только перечень основных вопросов. В аннотации необходимо определить основные идеи работы, соединить их вместе и представить в достаточно краткой форме. Поэтому четкость изложения мысли является ключевым моментом при написании аннотации. Рекомендуется использовать известные общепринятые термины для четкости выражения мысли, устойчивые обороты, такие как: «В статье рассмотрены / изучены / представлены / проанализированы / обобщены /проверены / предложено / обосновано…».
В аннотации не должен повторяться текст самой статьи (нельзя брать предложения из статьи и переносить их в аннотацию), а также ее название. В ней не должно быть цифр, таблиц, внутритекстовых сносок.
Ключевые слова выражают основное смысловое содержание статьи, служат ориентиром для читателя и используются для поиска статей в электронных базах. Размещаются после аннотации в количестве 4-8 слов. Должны отражать дисциплину (область науки, в рамках которой написана статья), тему, цель, объект исследования.
Сведения об авторе
1. Фамилия, имя и отчество. Укажите полностью, не сокращайте имя и отчество до инициалов.
2. Место работы/учебы, должность. Если вы являетесь аспирантом, докторантом или соискателем, укажите кафедру, факультет и вуз (полностью, без сокращений). Если у вас есть другое место работы, можно указать и его.
3. E-mail. Обязательно укажите контактный e-mail. Это наиболее удобное средство связи, чтобы сотрудники редакции или читатели могли обратиться к вам.
4. Адрес. Укажите почтовый адрес с индексом (домашний и организации).
5. Телефон. Укажите мобильный телефон для оперативной связи.
3. Научный стиль характеризуется использование специальных научных терминов и определений, отличается точностью и логичностью мысли, ее последовательным представлением и объективностью изложения. Для того, чтобы сделать более наглядной логическую структуру статьи, можно использовать различные вводные слова и фразы: во-первых, во-вторых, в-третьих, кроме того, наконец, вместе с тем, следовательно, таким образом, подводя итоги, в заключение, итак, поэтому, в добавление к вышесказанному, в уточнение к вышесказанному, соответственно, подобным образом, в целом и т.д. Однако не нужно начинать с вводных слов каждое предложение.
Также чтобы сделать логичным изложение материала в научной речи рекомендуется использовать сложные союзные предложения, вводные слова и словосочетания, причастные и деепричастные обороты, распространенные определения и др. Для научного стиля характерна информационная насыщенность предложения.
Тексты при использовании научного стиля характеризуются отстраненностью автора, объективностью излагаемой информации. Это выражается в использовании вместо 1-го лица обобщенно-личных и безличных конструкций: есть основания полагать, считается, известно, предположительно, можно сказать, следует подчеркнуть, надо обратить внимание и т.п.
Также научные тексты могут содержать различные формулы, диаграммы, символы, таблицы и т.п. Практически любой научный текст может содержать графическую информацию - это одна из черт научного стиля речи.
4. Терминология
Автор должен стремиться быть однозначно понятым. Для этого ему необходимо следовать определенным правилам:
- употреблять только самые ясные и недвусмысленные термины;
- не употреблять слово, имеющее два значения, не определив, в каком из них оно будет применено;
- не применять одного слова в двух значениях и разных слов в одном значении.
Не следует злоупотреблять иноязычными терминами. Как правило, они не являются синонимами родных слов, между ними обычно имеются смысловые оттенки.
5. Правила цитирования
Цитата является точной, дословной выдержкой из какого-либо текста, включенного в собственный текст. Цитаты, как правило, приводятся только для подтверждения аргументов или описаний автора. При цитировании наибольшего внимания заслуживает современная литература и первоисточники. Вторичную литературу следует цитировать как можно экономнее, например, для того, чтобы оспорить некоторые выводы авторов.
Существуют определенные правила цитирования материалов:
1) Произведения науки, литературы и искусства и иные источники, на которые ссылаются в письменных работах, должны быть указаны в списке литературы.
2) В случае необходимости дословного цитирования фрагмента оригинального авторского произведения заимствованный текст должен быть взят в кавычки с обязательной ссылкой на источник, содержащий данный текст.
3) Допускается также выделение чужого текста в отдельном абзаце без кавычек, но ссылка на источник должна быть обязательно.
6. Техническая сторона оформления статьи
Правильно оформленная работа облегчает восприятие вашей статьи. Есть некоторые правила, которых надо соблюдать:
- после заголовка (подзаголовка), располагаемого посредине строки, точка не ставится. Также не допускается подчеркивание заголовка и переносы в словах заголовка;
- страницы нумеруются в нарастающем порядке;
- правила сокращения слов и словосочетаний. Применение сокращенных словосочетаний регламентируется ГОСТ 7.12-93 «Сокращение русских слов и словосочетаний в библиографическом описании». Кроме того, имеются общепринятые правила сокращения слов и выражений, применяемые при написании курсовых работ, рефератов, диссертаций, статей. При этом используются следующие способы:
1. Пишут лишь первые буквы слова (например, "гл." - глава, "св." -святой, "ст." - статья).
2. Оставляют лишь первую букву слова (например, век - "в.", год - "г.").
3. Оставляют только часть слова без окончания и суффикса (например, "абз." - абзац, "сов." - советский).
4. Пропускают сразу несколько букв в середине слова, а вместо них ставят дефис (например, университет - "ун-т", издательство - "изд-во").
Нужно быть внимательным при использовании и таких трех видов сокращений, как буквенные аббревиатуры, сложносокращенные слова, условные географические сокращения по начальным буквам слов или по частям слов.
7. Итог. Этапы работы над статьей
Хорошо сделанная статья является логическим завершением выполненной работы. Поэтому, наряду с совершенствованием в исследовательской работе, необходимо постоянно учиться писать статьи.
Подведем итог. Определитесь, готовы ли вы приступить к написанию статьи и можно ли ее публиковать в открытой печати. Этапы работы над статьей.
1. Составьте подробный план построения статьи.
2. Разыщите всю необходимую информацию (статьи, книги, журналы и др.) и проанализируйте ее.
3. Напишите введение, в котором сформулируйте необходимость проведения работы и ее основные направления.
4. Поработайте над названием статьи.
5. В основной части статьи опишите методику экспериментов, полученные результаты и дайте их физическое объяснение.
6. Составьте список литературы.
7. Сделайте выводы.
8. Напишите аннотацию.
9. Проведите авторское редактирование.
10. Сократите все, что не несет полезной информации, вычеркните лишние слова, непонятные термины, неясности.
8. Использованная литература и интернет-источники
1. Виноградова Н. С. Методические рекомендации по выполнению письменных работ / Н. С. Виноградова. – М., 1998.
2. Вербицкий А. А. О структуре и содержании диссертационных исследований / А. А. Вербицкий // Педагогика. – 1994. – № 3.
3. Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В. И. Журавлева. – М., 1988.
4. Исследовательская деятельность в педагогических училищах и колледжах: Материалы научно-практической конференции. – СПб., 1998.
5. Новиков А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении / А. М. Новиков.– М., 1998.
6. Новиков А. М. Как работать над диссертацией: пособие для начинающего педагога-исследователя /А. М. Новиков. – М, 1996. – 26 с.
7. Правила оформления списка литературы и ссылок к научной работе с краткими правилами библиографического описания. – М., 1988.
8. Усачева И. В. Методика поиска научной литературы, чтения и составления обзора по теме исследования / И. В. Усачева. – М., 1980.
9. http://apel.ieml.ru/storage/files/Kak_napisat_nauchnuyu_statyu.pdf
10. http://yctd.ru/?q=content/практические-рекомендации-по-написанию-научных-статей
11. http://journals.kantiana.ru/authors/imk/the_structure_of_scientific_articles/
12. http://journals.kantiana.ru/authors/imk/rules_for_writing_a_scientific_paper/
13. http://aspirans.com/nauchnye-stati-napisanie-i-trebovaniya-k-oformleniyu-statei-vak#/
Юлия Станиславовна
Потапова Марина Валентиновна
Горбачева Вера Александровна