Статья «Практические рекомендации по развитию письменной речи детей с умственной отсталостью»
Практические рекомендации по развитию письменной речи детей с умственной отсталостью.
Освоение курса русского языка вызывает большие трудности у современных детей. Они плохо запоминают материал, не умеют писать сочинения и т. д., перечислять можно долго.
Я обучаю детей с лёгкой умственной отсталостью. Русский язык и чтение – один из самых трудных предметов.
Очень часто при анкетировании детей письмо и чтение замыкает перечень предметов.
Задача учителя: помочь учащимся в развитии речи, выработать у них умения и навыки, которые помогут им в дальнейшей жизни, т.к. уровень развития речи будет влиять на степень их адаптации в обществе.
Если в распоряжении учителя, работающего в общеобразовательной школе с детьми с сохранным интеллектом множество пособий, методичек, заданий различного характера, то для учителя, обучающего детей с умственной отсталостью, такого разнообразия нет. Есть программа, учебник, методика преподавания и всё! Думайте сами.
Вот и приходится быть в постоянном поиске методов, форм, приёмов работы, которые подойдут только для этого класса, только этому ребёнку. Чтобы достичь результата, необходимо на уроках создавать благоприятную атмосферу для работы, использовать новые педагогические технологии,
Только рекомендаций нет, как тот или иной приём, метод можно использовать в обучении детей с умственной отсталостью.
-
Традиционные методы и приёмы развития связной речи.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность.
Коррекционная направленность проявляется в области речевого развития детей, т.к. важнейшая цель уроков русского языка – формирование речи
как средства общения и способа коррекции познавательной деятельности учащихся и облегчения социализации.
В процессе обучения проводится коррекционная работа по исправлению недостатков всех сторон речи ребенка.
Неполноценность личного опыта детей с интеллектуальной недостаточностью определяет выделение на всех этапах обучения пропедевтические периоды, где корригируются недостатки прошлого опыта, и осуществляется подготовка к усвоению нового материала.
Дети с нарушением интеллекта с большим трудом усваивают сложные системы понятийных связей и легче – простые. Поэтому программа
построена на основе концентрического принципа размещения материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет
с постепенным наращиванием сведений.
Практическая направленность нацелена на формирование у детей речевых навыков.
Выделяют следующие виды упражнений в связной речи, принадлежащей самим учащимся:
– развернутые ответы на вопросы (в том числе и в ходе беседы);
– различные текстовые упражнения, связанные с анализом прочитанных произведений, с изучением грамматического материала, с активизацией грамматических форм и лексики, если высказывания учащихся в основном отвечают указанным выше требованиям;
– устный пересказ прочитанного в его различных вариантах;
– устные и письменные рассказы учащихся по заданной теме, по картине, по наблюдениям, по данному началу или концу, по данному плану, сюжету;
– рассказывание художественных текстов, заученных наизусть, запись таких текстов по памяти;
– импровизация сказок, начатки литературно-художественного творчества – сочинение небольших рассказов.
– письменные изложения образцовых текстов (художественных, публицистических, научно-популярных);
– перестройка данных учителем текстов (выборочные пересказы и изложения, творческие формы пересказа и изложения);
– различные виды драматизации, устного рисования, иллюстрирования прочитанных рассказов, инсценирование прочитанных произведений;
– письменное сочинение (разнообразных типов).
Системно-деятельностный подход подразумевает создание на уроке таких ситуаций, которые хотя бы частично стимулировали поисковую и самостоятельную работу учащихся.
Трехуровневое обучение.
Детей в классе условно делю на три уровня.
Идея не новая, об этом писал Занков. Суть – условное деление учащихся по их способностям к учёбе на 3-4 группы. Я разделила на три уровня.
I уровень - учащиеся, которые хорошо усваивают программу, за ними надо осуществлять контроль со стороны учителя, усложнять задания.
II уровень – это дети, которые усваивают программу. Это основная масса учащихся. За ними я осуществляю контроль, слежу за выполнением домашних заданий, оказываю своевременную помощь.
III уровень – учащиеся, которые слабо усваивают программу. Этим учащимся я оказываю индивидуальную помощь, стараюсь облегчить задания, сократить его объём.
Понятно, что к каждому учащемуся нужно найти свой индивидуальный подход, учитывать его возможности и психологические особенности.
В процессе работы я отказалась от цветовой градации заданий
красные – для сильных учащихся
зелёные – для успевающих учащихся
белые – для слабых учащихся.
что годится для младших школьников, учащихся 5 класса, не работает в старших. Я просто на заданиях пишу шифр: у1, у2, у3, или в1, в2, в3. Если у учащихся возникает желание работать по карточке более сложного уровня, я не препятствую этому. Но, как правило, они знают свои возможности и выполняют задания своего уровня.
Помогают в работе схемы, таблицы, опоры. Использование опор развивает устную речь учащихся, является алгоритмом для развития мышления, формирует зрительную помощь учащимся, помогает в написании сочинений, изложений, в оформлении деловых бумаг.
Только работать с опорами, схемами и таблицами детей нужно учить.
Наибольшие трудности в работе вызывали уроки развития речи. Как ребёнок может пересказать материал, да ещё письменно, если у него слабая память? Поэтому для улучшения работы по формированию связной речи учащихся с разными возможностями я стала использовать индивидуальные задания для выполнения упражнений, направленных на развитие связной речи школьников.
Задания составляю трехуровневые, и учащиеся в зависимости от своих способностей, желания, самочувствия, сами выбирают уровень выполнения заданий.
Задания и способ проработки материала помещаются таким образом, чтобы учащийся смог справиться с данным заданием. Все это позволяет учить одновременно и всех и каждого. Создаются условия для продвижения по коллективному учебному маршруту, сообразно индивидуальным особенностям,
Задания я составляю на основе диагностики познавательной деятельности, проводимой психологом, рекомендаций логопеда и дефектолога. Задания разрабатываются в зависимости от вида работ.
Такие задания включают раздаточный материал, разноуровневые, творческие работы, упражнения по развитию речи. Всё это позволяет системно организовать учебную деятельность ребят, создавая атмосферу доброжелательности, уважения личности каждого ученика.
Алгоритмы работы над произведением, изложением и сочинением, деформированным текстом.
Дети с умственной отсталостью привыкают к определенной последовательности в работе – к алгоритму. Поэтому на уроках нужно выработать определенный алгоритм действий, чтобы максимально снять затруднения с выполнения письменной работы или устного ответа. Считаю, что эти алгоритмы упростят работу педагога по составлению разноуровневых заданий, повысят качество работы учителя и учеников.
Я предлагаю следующий алгоритм работы
А) по чтению – над произведением;
Б) по письму - при работе над изложением и сочинением;
В) при работе с деформированным текстом;
Работа над произведением.
А) чтение текста учителем (в старших классах - хорошо читающим учеником (подготовленным)
Б) чтение «про себя» с нахождением непонятных слов и выражений;
В) лексическая работа
Г) чтение текста вслух учащимися
Д) работа по усвоению содержания текста
Пересказ текста.
1 уровень - по плану, в зависимости от задания;
2 уровень – по дробному плану;
3 уровень – по вопросам; возможен и такой вариант – пересказ после ответа сильного учащегося;
Сочинения и изложения носят обучающий характер. И не все дети могут самостоятельно выполнить задание.
Алгоритм работы над изложением и сочинением.
1 уровень – по плану и опорным словам;
2 уровень - по плану, вопросам, опорным словам, словосочетаниям;
3 уровень - по плану, подробным вопросам, данным готовым предложениям, и даже небольшим абзацам (в зависимости от объема текста);
Алгоритм работы над деформированным текстом.
1 уровень – самостоятельно по заданию, после объяснения учителя;
2 уровень – самостоятельно с частичной подсказкой:
составить из слов предложения – в первых предложениях над словами поставить цифры, обозначающие порядок слов.
Также и с предложениями, абзацами
3 уровень – в предложении часть слов дается правильно, а часть нужно изменить, чтобы получилось предложение
Наиболее сложные предложения даются правильно составленными, а более простые – деформированными
Список литературы.
1. Аксенова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов. -- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с. - (Коррекционная педагогика)
2. Аксёнова А.К., Галунчикова Н.Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных(коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004. -143с.
3. Ильина С.Ю. Формирование текстовой деятельности учащихся с интеллектуальным недоразвитием. Методическое пособие для педагогов-дефектологов и студентов педагогических вузов. – СПб.: КАРО, 2006. -96с.
4. Ильина С.Ю Речевое развитие умственно отсталых школьников пятых-девятых классов: Теоретико-экспериментальное исследование. – СПб.: КАРО.2005. – 240с.
5. Разноуровневые задания. 5 класс/Сост. Л.Н. Федосеева. – М.: ВАКО, 2013. – 80с –(Дидактические материалы)
Дементьева Ирина Михайловна
Аксёнова Т.Г.