Практика исторической реконструкции в деятельности объединения дополнительного образования

4
0
Материал опубликован 14 September 2023

В дополнительном образовании существует множество направлений, связанных с  историческим краеведением. Большая часть из них опирается на литературные исследования, работу с музейными экспонатами и фондами, архивами и библиотеками. Только небольшая часть краеведческих объединений строит свою деятельность, взяв за основу активную поисковую и исследовательскую работу.  Одно из направлений такой работы -  педагогическая археология. Она опирается на многостороннюю педагогическую базу и приобщает детей к археологической науке, к изучению истории своей Малой Родины. Археология – наука, которая стоит на стыке гуманитарных и естественных наук. В этом не только её уникальность, но и серьёзный стимул к расширению интереса на широкий спектр наук. В России археология обычно рассматривается как историческая наука, хотя в некоторых других странах она относится к естественным наукам. В отечественной науке методы археологии тесно взаимосвязаны с методами истории, и преподавание археологии идёт в общем контексте преподавания истории. Поэтому подготовка специалистов-археологов происходит на исторических факультетах. Особенностью преподавания археологии является её ориентация именно на высшие учебные заведения. Изучение археологических методов не входит в систему школьных знаний, но эта наука очень притягательна для детей. Именно этот повышенный детский интерес к «древностям» и «раскопкам»  позволил археологии прочно войти в систему дополнительного образования.

В школьных программах по истории, реализуемых в настоящее время, данные археологии учтены в настолько ограниченных объёмах, что учащиеся обладают  довольно скромными знаниями о далёком прошлом Родного края. В свою очередь, недостаток знаний и направленность публикаций в средствах массовой информации, формируют у детей представление об археологии - как о набитых драгоценностями гробницах фараонов, золотых кладах и поисках сокровищ, что абсолютно не отражает реальностей этой науки. Между тем, археология, как никакая другая наука, обладает огромным педагогическим потенциалом. Она изучает не просто «историю человека» в узком смысле, а исследует самую широкую сферу его эволюции, духовную и материальную культуру. Знакомясь с методами археологической науки, ребёнок может понять, как из групп разных, казалось бы не связанных друг с другом, вещей, возникает информация о ремёслах, о духовной жизни, культуре и других аспектах жизни древнего населения. Вещи под внимательным взглядом исследователя начинают «говорить», рассказывая об истории людей, народов, государств. Из отдельных артефактов, как элементов информации, с помощью логических цепочек складывается общая картина жизни общества.

Ни рассказ педагога, ни рисунок, фильм или презентация, не даст ребёнку того эмоционального ощущения, которое возникает при непосредственном знакомстве с древним артефактом, особенно когда ребёнок лично обнаружил его в ходе раскопок. Как показывает опыт, общение детей с реальным, а не виртуальным миром древних вещей,  его исследование, значительно расширяет кругозор, формирует систему ценностей, углубляет формирующееся мировоззрение.

В дальневосточной педагогической практике «педагогическая археология» – направление не новое. Первый слёт юных археологов Приморья состоялся ещё с 80-х годов XX века. За эти годы появлялись и исчезали археологические секции и кружки при различных учреждениях – центрах детского творчества, туризма, при школах и музеях.

С 2001 года число приморских детских археологических объединений пополнилось ещё одним – в стенах Центра детско-юношеского туризма и экскурсий города Находки был создан кружок «Археолог».  Его основой стал проводимый с 1998 года археологический лагерь, в котором ребята работали на раскопках Екатериновского городища.  С получением «официального статуса» и материальной базы в виде помещения, где можно было проводить занятия и разместить учебный музей, началось и развитие детского краеведческо-археологического движения в Находке. Конечно же, не силами одного лишь кружка «Археолог» - огромный вклад в это дело вносили сотрудники городского музейно-выставочного центра, помогали работники Центра (затем – Дома) детского туризма, преподаватели школ, поддерживала городская администрация. Оглядываясь на более чем 20-летний опыт работы объединения, которое ныне сменило название «Археолог» на «Прим-Поиск», можно подвести некоторые итоги, обобщить опыт работы.

Можно смело утверждать, что во многом популярность детской археологии в Находке (в какой-то степени – и в крае) обеспечивалась опорой не просто на археологию как науку, а на «экспериментальную археологию». Сами по себе раскопки, как правило, не отвечают на все вопросы, возникающие при исследовании прошлого.

Как древние люди жили в своих жилищах? Что чувствовали? Что ощущали?… Раскапывая то, что осталось от жилищ, составлявших поселения и города, невозможно узнать этого. Можно увидеть ямы от столбов, поддерживавших стены и крышу, увидеть остатки фундаментов, подпорных стенок,  отопительных систем. Пожалуй, можно представить, как это всё выглядело, или даже нарисовать. Но оказаться среди этих стен, погреться у огня древнего очага, ограничиваясь лишь раскопками - нельзя. Ответы, которые дают археологи – по большей части лишь теоретические выкладки в научных монографиях, зачастую понятных лишь самим учёным.

Здесь на помощь воображению приходит экспериментальная археология – реконструкция древнего предмета (или технологии) с целью понимания способа изготовления или использования предмета, а также для определения особенностей технологического процесса. Эксперимент в археологии может помочь найти ответы на бесчисленное множество вопросов:  как изготавливались каменные или металлические орудия труда? Как срубить дерево бронзовым топором? Как действовала система отопления? Сколько человек могло жить в жилище? Вопросов может быть очень много.

Параллельно с «Экспериментальной археологией» существует понятие «Археологическая реконструкция». Некоторые исследователи считают, что это одно и то же.  Однако разница, на мой взгляд, заключается в целях и задачах. «Эксперимент» имеет определённое научное значение, он выполняется с заранее намеченными целями, проходит под строгим контролем, его выполнение решает поставленные перед исследователем научные задачи. «Реконструкция» же – это больше «игра в древность». Даже основанная на научных данных, она редко носит характер исследования. Чаще это просто восстановление целых комплексов древних предметов и технологий – костюмов, жилищ, крепостей. В реконструкции большее значение играет цель популяризации исторических наук, а научные задачи, если и присутствуют – то второстепенны.

Именно интерактивность, взаимодействие человека и артефакта играет решающую роль в использовании экспериментальной археологии и археологической реконструкции в педагогической деятельности. И если первое направление интересно более старшим школьникам (так как носит более научный характер), то второе больше подходит для младших – здесь гораздо шире возможность применения игровых методик, больше наглядность и разнообразие  объектов «реконструкции».

Соприкосновение педагогики и археологической реконструкции произошло у находкинского краеведческого объединения ещё в 2005 году. Тогда в археологическом лагере «Новочжурчжэньск» параллельно с раскопками на городище командой школьников под руководством автора статьи в течение двух недель строилось «древнее жилище» – реконструкция дома, в каком приморские племена жили примерно 2000 лет назад, в период раннего железного века. Это был первый опыт «археологической реконструкции». Но одновременно «реконструкция» становилась и «экспериментом» - опытным путём выяснялось, какой высоты должны быть опорные столбы каркаса, чтобы под крышей было удобно ходить, как должен располагаться очаг, чтобы он лучше всего согревал жителей жилища, какого размера надо делать отверстие в крыше для выхода дыма, чтобы огонь не заливало дождём, и  как лучше делать стены… Каждый день небольшой «строй-отряд» трудился на стройке, хотя после утомительных археологических раскопок на городище работать ещё и в лагере было тяжело. Но зато, когда жилище было построено, и над тростниковой крышей закурился дым от костра в очаге - в лагере днём вдруг стало тихо и пустынно. Всех детей, как магнитом, стягивало внутрь необычной постройки, выросшей у дороги, за крайними палатками лагеря. Целая очередь выстраивалась из ребят, желающих переночевать в жилище. На торжественное открытие постройки собралось много гостей: приехали родители детей, находившихся в лагере, находкинские краеведы, даже представители администраций города и района.

Для нас тогда несколько неожиданным оказалось то, что «живая археология» вызвала даже больший интерес, чем археология «классическая».

Почему же эта работа оказалась такой интересной для детей? При более подробном изучении этого «феномена» оказалось, что ничего феноменального здесь, в общем-то, и нет. Для детского восприятия гораздо интереснее то, что можно потрогать руками, с чем можно поиграть, и что можно непосредственно почувствовать. Раскопки дают похожие впечатления, но всё же это несколько иное. Раскопки для многих детей – это просто «поиск клада». Но найденный «клад» можно только мельком увидеть, в лучшем случае – подержать немного в руках, а потом он немедленно исчезает в пакетиках и коробочках учёных. Реконструкторские же работы позволяют увидеть прошлое более наглядно, вживую представить себе быт  и жизнь древних людей. Подключив немного воображения, можно и себя самого представить в роли первобытного человека. А отсюда лишь один шаг остаётся и до познавательной роли «реконструкции»: почувствовав себя в роли «дикаря», придётся получить и некоторые знания, без которых не обойтись в дикой природе. Из какого камня сделать орудие? – придётся познакомиться с азами геологии. Какие растения съедобны? – изучайте ботанику. Где живёт соседнее племя? – придётся познакомиться географией. Так, в интересной и ненавязчивой, а главное - практической форме, получаются знания о многих областях человеческой жизни. Сочетание научно-практической, игровой и познавательной сторон археологической реконструкции и экспериментальной археологии имеет уникальный потенциал, полное использование которого ещё впереди.  

В 2006-м году опыт воссоздания одного жилища стал основой для реализации проекта по созданию целого комплекса реконструкций – «Палеодеревни» («Древней деревни»). В нём отразилась вся древняя история края – от палеолита до средневековья. Конечно же, активное участие в строительстве принимали ребята археологического лагеря С окончанием строительных работ приостановился «процесс» собственно реконструкции. Но обучение и воспитание с помощью практической деятельности не ограничилось лишь созданием реконструкций древних жилищ.  «Палеодеревня» стала декорацией, площадкой  для дальнейшего развития. Ежегодно проходит несколько мероприятий: «Новый год в Палеодеревне», «Масленица» (праздник проводов зимы, встречи весны), «День Тигра»,  детский этно-фестиваль «Живой источник». Кроме того, регулярно проводятся  познавательные программы, экскурсии, игры - квесты. 

В клубе «Прим – поиск», как стал с 2009 года называться кружок «Археолог», решили не останавливаться лишь на археологии. Ведь кроме первобытной и средневековой истории в крае столько разных интересных исторических объектов и событий! И ограничиваться лишь древней историей, не интересуясь последующими историческими этапами – неправильно. Изучение истории и археологии, в том числе и экспериментальной археологии, имеющее немалый педагогический потенциал и перспективы для использования и развития, конечно же, не исчезло полностью, а стало составной частью программы «Прим-Поиск» - разделом «Архео-Поиск». Наряду с этим, в виде развития исторической тематики появились разделы «Край-Поиск» (краеведческие исследования), где изучается Новая и Новейшая история края, и «Этно-Поиск», исследующий историю и культуру коренных и  малочисленных народов Приморья. Охватывая все исторические периоды, тематически выделен раздел «Аква-Поиск» (подводные исследования). Специфическим предметом изучения обосновано выделение разделов «Авиа-Поиск» (история приморской авиации, аэродромов и авиакатастроф), «Форт-Поиск» (исследование объектов фортификации) и «ДальЛаг-Поиск» (исследование периода репрессий и объектов, связанных с ними). Следует заметить, что до этого многие из этих исторических тем и направлений в Находке не изучалось, а в едином комплексе исследования и преподавания они объединены впервые. Практический, деятельностный подход реализован в программе с помощью её привязки к конкретным историческим объектам, которые на практике посещаются и исследуются в процессе обучения, а также визуализацией, оживлением каждой темы с помощью реконструкций. Как и в случае с «Палеодеревней», с помощью которой были «оживлены» археологические древности, практически по каждой краеведческой теме можно выбрать объект для реконструкции. В рамках этого подхода в 2013 году начал реализовываться проект исторического парка «Пограничная площадь». В рамках этого проекта с участием школьников на нескольких площадках под открытым небом была создана серия реконструкций: например, для наглядности темы береговой обороны и фортификации – реконструирована бетонная долговременная огневая точка (ДОТ) времён Великой Отечественной войны, солдатскую землянку и окоп; для экскурсий по теме авиации – восстановлен боевой самолёт – истребитель И-15бис (по обломкам, собранным на месте катастрофы в тайге). Тема археологии, конечно же, не обошлась без реконструкции древнего жилища, но со значительным уклоном на интерактивность, на практическую деятельность: в комплексе с жилищем сооружена «Площадка древних технологий», где можно «вживую» поработать на гончарном круге, растопить печку для обжига керамики, проковать на наковальне железную заготовку, разогретую в кузнечном горне. И всё это – практически в центре Находки, то есть с обеспечением доступа для всех учащихся города.

Многих ребят привлекает именно разнообразие занятий. Смена занятий, смена тем, постоянное ожидание нового, дает постоянный стимул к продолжению обучения. Конечно, невозможно глубоко и тщательно изучить тему за несколько часов занятий. Но первоочередной целью ставится пробуждение интереса к теме: получив сильный исходный посыл в виде эмоций и знаний, школьник, при наличии заинтересованности (которая во многих случаях создаётся педагогом с учётом социально-психологических и возрастных особенностей ребёнка) способен самостоятельно более углубленно изучить соответствующую тему.

Важно понимать, что педагогическая цель поисково-исследовательской работы отличается от цели научной. Если в науке приоритет имеет «результат» поиска, то в педагогике важнее «процесс» исследовательской деятельности, где результат выступает лишь стимулом для обучающегося.



Василий Владимирович Анохин,

Руководитель поисково-исследовательского клуба «Прим-Поиск»,

Педагог дополнительного образования МБУ ДО ДДЮТЭ г. Находки.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации