12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Катрага Людмила Ивановнв38

Пояснительная записка:

- Цели и задачи.

- Актуальность. Значимость.

Методические рекомендации, алгоритм выполнения задания 26.

Классификация основных языковых средств выразительности.

Задания.

Задание 26 проверяет знание выпускником языковых средств выразительности и умение соотнести функции изобразительно–выразительного средства, охарактеризованного в небольшой рецензии, с термином, указанным в списке. Правильное выполнение задания оценивается 3 баллами. Цель упражнений - подготовить старшеклассников к успешному выполнению 26 задания.

Задачи:

Познавательные задачи: повторить и систематизировать изученный материал, проверить уровень усвоения знаний с помощью системы заданий; продолжить закрепление на основе тренировочных упражнений.

Развивающие задачи: развивать ключевые компетенции, речь, внимание, память, логическое мышление, умение обобщать, делать выводы; развивать умения самоконтроля, взаимоконтроля, умение работать во времени, развитие мыслительных и творческих способностей учащихся.

Воспитательные задачи: совершенствование навыков этичного межличностного общения, воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры; формирование навыков контроля и самоконтроля, активизация познавательной деятельности.

Практика подготовки обучающихся к ЕГЭ показала, что выполнение задания 26 часто вызывает затруднения у обучающихся. Проверяется умение находить и правильно определять изобразительно-выразительные средства языка, используемые авторами в текстах.

В ЕГЭ по русскому языку 2024 г. задание 26 отнесено к высокому уровню сложности. За верное выполнение можно получить 3 из максимальных первичных баллов. Для учеников важно определить и назвать средство выразительности языка из предложенного списка, иметь полное представление об основных языковых средствах выразительности, понимать особенности каждого из них, знать термины, с помощью которых называются эти средства, видеть отличия между этими средствами.

За выполнение задания 26 может быть начислено от 0 до 3-х баллов. За ответ выставляется 2 балла, если на любой одной позиции ответа записан не тот символ, который представлен в эталоне ответа. Выставляется 1 балл, если на любых двух позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов. Порядок записи цифр в ответе имеет значение (Официальный информационный портал ЕГЭ. ( www.ege.edu.ru )).

Алгоритм выполнения:

1) Внимательно прочитайте фрагмент рецензии и задание. В формулировке задания находятся подсказки.

2) Зачастую в задании написано, лексическое или синтаксическое средство вам нужно найти. Лексические средства – это синонимы, антонимы, устаревшая лексика и т.д. Синтаксические средства связаны с членами предложений, порядком слов. Фонетические средства – это ассонанс, аллитерация или звукоподражание, а тропы – это слова или выражения, употребленные в переносном смысле.

3) Если в словосочетании одно слово выделено курсивом, то это в большинстве случаев эпитет. При парцелляции и параллелизме номера предложений в задании пишут через "-". Однородные члены - через ",". Разговорные, просторечные, книжные, устаревшие слова приводятся в скобках.

4) Выучите теорию. Если вы не знаете, что значит тот или иной термин, методом исключения вы не сможете решить это задание.



ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО–ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
(краткий словарь)

ТРОПЫ – это слова с переносным значением

Аллегория – иносказание, изображение отвлечённой идеи через конкретный образ: весы правосудия.

Гипербола – преувеличение: «Я видывал, как она косит: / Что взмах – то готова копна» (Н. А. Некрасов).

Ирония – скрытая насмешка. «Мой дядя самых честных правил, / Когда не в шутку занемог, / Он уважать себя заставил…» (то есть: вызвал уважение надеждой на наследство). (А. С. Пушкин).

Литота – преуменьшение: Мальчик–с–пальчик.

Метафора – скрытое сравнение: золото листьев.

Метонимия – замена одного понятия другим, имеющим причинную связь с первым: упоминание имени автора вместо произведения: «Читал охотно Апулея, / А Цицерона не читал» (А. С. Пушкин).

Оксюморон – сочетание антонимов: горячий снег, «Мёртвые души».

Олицетворение – приписывание качеств, эмоций, действий человека предметам, природе: «Котелок сердится и бормочет на огне» (К. Г. Паустовский).

Перифраз(–а) – замена одного слова описательным оборотом речи: Петербург – Северная Пальмира или город на Неве.

Синекдоха – вид метонимии, передаёт отношения количества: меньшее вместо большего и наоборот: «Ослы! Сто раз вам повторять?» (А. С. Грибоедов); «И слышно было до рассвета, / Как ликовал француз (вместо: французские солдаты) (М. Ю. Лермонтов).

Сравнение – сопоставление двух предметов, понятий (часто выражается Т. п.): «И Осень тихою вдовой / Вступает в пёстрый терем свой» (И. А. Бунин).

Эпитет – образное определение: жестяной свист. При расширительном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное–приложение, а также наречие, метафорически определяющее глагол. Мороз–воевода, бродяга–ветер; «Что ты жадно глядишь на дорогу…». (С. А. Есенин).

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Бессоюзие (асиндетон) – это отсутствие союзов, придаёт речи сжатость, динамику: «Швед, русский колет, рубит, режет, / Бой барабанный, клики, скрежет» (А. С. Пушкин).

Вводное слово (или словосочетание) выражает отношение говорящего к предмету высказывания, сообщает об источнике информации, порядке действий и т.д. Не является членом предложения: Пугачёв был, видно, в припадке великодушия (А. С. Пушкин).

Восклицательные предложения – утверждение с интонацией приподнятости, воодушевления: «О Русская Земля! Ты уже за холмом!» («Слово о полку Игореве», перевод Н. Г. Заболоцкого).

Неполные предложения – пропуск в речи подразумеваемого слова, которое можно восстановить из контекста; передаётся динамика: «День в тёмную ночь влюблён, в зиму весна влюблена, жизнь – в смерть… А ты?… Ты в меня!» (Г. Гейне).

Многосоюзие (полисиндентон) – однородные члены связаны между собой союзами, чаще союзом и; подчёркивается целеустремлённость и единство перечисляемого: И земля, и огонь, и любая река, и гора…

Обращение – это слово или сочетание слов, используемые для называния лиц или предметов, к которым обращена речь. Не является членом предложения: «„Здравствуйте, Обломов», – говорил блистающий господин, подходя к нему» (И. А. Гончаров).

Риторический вопрос (вопросительное предложение) – утверждение высказывается в виде вопроса, который не предполагает ответа: «Кто хоть раз не бранивал станционных смотрителей?» (А. С. Пушкин).

Сравнительный оборот – сопоставление явлений с помощью союзов как, будто, точно, словно: «Анчар, как грозный часовой, / Стоит – один во всей вселенной» (А. С. Пушкин).

Однородные члены предложения – усиливают эмоциональную напряжённость: Уже не стало видно ни земли, ни деревьев, ни неба.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ

Анафора – это единоначатие, повторение сходных слов в начале строф: «Жди меня, и я вернусь. / Только очень жди. / Жди, когда наводят грусть / Жёлтые дожди…» (К. М. Симонов).

Антитеза – противопоставление, часто создаётся с помощью антонимов: «Ты и убогая, / Ты и обильная, / Ты и могучая, / Ты и бессильная, / Матушка–Русь!» (Н. А. Некрасов).

Вопросно–ответная форма изложения«„Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» – „Около двух лет». – „На ком?» – „На Лариной». – „Татьяне?» – „Ты ей знаком?“ – „Я им сосед»» (А. С. Пушкин).

Градация – это постепенное нагнетание или ослабление сравнений, образов, эпитетов, метафор: Сегодня весёлый, радостный, лучезарный день.

Инверсия – расположение слов в ином порядке, чем установлено грамматическими правилами: «И курганов зеленеет / Убегающая цепь» (А. А. Фет) (прямой порядок: Убегающая цепь курганов зеленеет).

Ирония в литературоведении – вид тропа.

Лексический повтор одного и того же слова или слов, имеющих в контексте одно значение: «Река тумана превращается в озеро тумана. Туман поднимается…» (В. А. Солоухин).

Парцелляция – расчленение фразы на части и даже на отдельные слова: «Когда избавит нас Творец / От шляпок их! Чепцов! И шпилек! И булавок!» (А. С. Грибоедов).

Риторическое обращение –это носит условный характер, сообщает авторской речи экспрессию: «Поэт! не дорожи любовию народной» (А. С. Пушкин).

Синтаксический параллелизм – одинаковое построение двух или нескольких фраз: «В синем море волны хлешит. / В синем небе звёзды блещут» (А. С. Пушкин).

Цитирование – прямое использование текста из какого–нибудь источника: Борис Годунов задумал, например, построить храм, который «своим видом и устройством походил бы на храм Соломона…» (Д. С. Лихачёв).

Эпифора – повторение одних и тех же слов в конце рядом стоящих конструкций: «Я не знаю, где граница / Между Севером и Югом, I Я не знаю, где граница / Меж товарищем и другом!» (М. А. Светлов).

ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (ЗВУКОПИСЬ)

Аллитерация – повторение согласных звуков: «Морозом выпитые лужи / Хрустят и хрупки, как хрусталь» (И. Северянин).

Ассонанс – повторение гласных звуков: «Быстро лечу я по рельсам чугунным. / Думаю думу свою» (Н. А Некрасов).

                 Задание №26:

Прочитайте текст и выполните задания.

(1)Летчик Алексей Мересьев попал в двойные «клещи».(2) Это было самое скверное, что могло случиться в воздушном бою.(3) Его, расстрелявшего все боеприпасы, фактически безоружного, обступили четыре немецких самолета и, не давая ему ни вывернуться, ни уклониться с курса, повели на свой аэродром…

(4)Длинное зеленовато-бледное лицо пленного немца, его шатающийся шаг мгновенно возникли в памяти Алексея. (5)«Плен? (6)Никогда! (7)Не выйдет этот номер!» — решил он.

(8)Во что ранен мотор? (9)Сколько может самолет продержаться в воздухе? (10)Не взорвутся ли баки? (11)Все это не подумал, а скорее ощутил Алексей. (12)Чувствуя себя сидящим на динамитной шашке, к которой по шнуру запала уже бежит пламя, он положил самолет на обратный курс, к линии фронта, к своим, чтобы в случае чего хотя бы быть похороненным родными руками.

(13)«Жив, жив, жив!» — мысленно повторял Алексей. (14) И весь он, все тело его ликовало, впитывая в себя чудесное, могучее, пьянящее ощущение жизни, которое приходит к человеку и захватывает его всякий раз после того, как он перенес смертельную опасность.

(15)«Плохо… Должно быть, контузило при падении и с ногами что-то случилось», — подумал Алексей.

(16)Так полз он еще день, два или три… (17)Счет времени он потерял, все слилось в одну сплошную цепь автоматических усилий. (18)Порой не то дрема, не то забытье овладевали им. (19)Он засыпал на ходу, но сила, тянувшая его на восток, была так велика, что и в состоянии забытья он продолжал медленно ползти, пока не натыкался на дерево или куст или не оступалась рука и он падал лицом в талый снег. (20)Вся его воля, все неясные его мысли, как в фокусе, были сосредоточены в одной маленькой точке: ползти, двигаться, двигаться вперед во что бы то ни стало.

(21)Свалившись после неудачной попытки встать, Алексей на мгновение потерял сознание, но то же ощущение близкой опасности привело его в себя. (22)Несомненно, в сосняке скрывались люди, они наблюдали за ним и о чем-то перешептывались.

(23)В это время из кустов раздался взволнованный детский голос:

(24)— Эй, ты кто? (25) Дойч? ( 26) Ферштеешь?

(27)Эти странные слова насторожили Алексея, но кричал, несомненно, русский, и, несомненно, ребенок.

(28) — Я русский!

(29) — Врешь… (30) Лопни глаза, врешь: фриц!

(31) — Я русский, русский, я летчик, меня немцы сбили.

(32) Теперь Алексей не осторожничал. (33) Он убедился, что за кустами — свои, русские, советские. (34) Они не верят ему, — что ж, война учит осторожности. (35) Впервые за весь свой путь он почувствовал, что совершенно ослаб, что не может уже больше шевелить ни ногой, ни рукой, ни двигаться, ни защищаться. (36)Слезы текли по черным впадинам его щек.

(37)— Ишь говорит — с Мончаловского… (38) Может, верно… (39)И плачет… (40) Эй ты, летчик, брось наган-то! — крикнули ему. — Брось, говорю, а то не выйдем, убежим!

(41)Алексей откинул в сторону пистолет. (42)Кусты раздвинулись, и два мальчугана, настороженные, как любопытные синички, готовые каждую минуту сорваться и дать стрекача, осторожно, держась за руки, стали подходить к нему, причем старший, худенький, голубоглазый, с русыми пеньковыми волосами, держал в руке наготове топор, решив, должно быть, применить его при случае.  ( По Б. Полевому)

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр пишите в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Для того чтобы перенести читателя в военное время, Б. Н. Полевой наряду с лексикой тематической группы «Война» («боеприпасы», «фронт», «аэродром», «наган») использует и (А )__________ («врёшь», «фриц», «ишь», «стрекоча»). Художественная проза автора строится с использованием средств художественной выразительности: (Б)_______(«пьянящее ощущение», «смертельную опасность» в предложении 14, «с пеньковыми волосами» в предложении 42), (В)_______(«как в фокусе» в предложении 20, «как любопытные синички» в предложении 42). Синтаксическое средство выразительности — (Г) __________ (предложения 8-10) — передают тревогу и волнение героя».

Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) профессиональная лексика

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) риторический вопрос

8) разговорная лексика

9) ряд однородных членов предложения

Ответ: 8127

2. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А,Б,В,Г) цифры, соответствующие номеру термина из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр пишите в том порядке, в котором они записаны вами в тексте рецензии на месте пропусков.

«Когда Б. Полевой рассказывает о том, как герою приходится бороться за жизнь, передвигаясь ползком, язык его обретает особую эмоциональную силу. Синтаксические средства — (А)_____ (предложения 5-7) и (Б)_____ (предложения 13, 28), а также лексическое средство — (В)_____ («чудесное, могучее, пьянящее ощущение» предложение 14) — передают внутреннее состояние человека. (Г)_____ (предложения 24-31) - форма речи, используемая в тексте».



Список терминов:

1) эпитет

2) сравнительный оборот

3) восклицательные предложения

4) контекстные синонимы

5) фразеологизм

6) лексический повтор

7) вопросно-ответная форма изложения

8) диалог

9) ряд однородных членов предложения

Ответ: 7348





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.