Методические рекомендации «Правила эффективных занятий в учебной группе студентов колледжа»
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
Пояснительная записка к ресурсу | ||
1 | Автор | Калягина Ирина Владимировна. |
2 | Должность | Преподаватель. |
3 | Категория | Высшая педагогическая. |
4 | Образовательное учреждение | Санкт-Петербургское государственное бюджетное образовательное учреждение «Санкт-Петербургский технический колледж управления и коммерции». СПб ГБПОУ «СПб ТКУиК» http://www.tcmc.spb.ru/ |
5 | Название ресурса | Правила эффективных занятий в учебной группе студентов колледжа. |
6 | Вид ресурса | Методические рекомендации. |
7 | Дисциплина | Любая. |
8 | Курс, специальность СПО | 1-4 курсы, подойдет для всех специальностей. |
9 | Описание ресурса | Методические рекомендации содержат информацию о правилах эффективных занятий в учебных группах студентов колледжа |
Источники информации | ||
1 | Иллюстрации | |
2 |
ПРАВИЛА ЭФФЕКТИВНЫХ ЗАНЯТИЙ В УЧЕБНОЙ ГРУППЕ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
1. Взаимное уважение.
Данное правило – основа дружественной, комфортной обстановки в учебной группе. У взаимного уважения проявление может быть различным:
1) уважение к преподавателю;
2) уважение к одногруппникам;
3) уважение к правилам и образовательной программе.
При соблюдение этого правила студенты свободно изъясняются на английском языке, не опасаясь насмешек, ухмылок и косых взглядов со стороны других студентов. Если же обстановка недружественная и отсутствует уважение, то велика вероятность, что студент замкнётся в себе, либо у него возникнет страх говорить на иностранном языке, что определённо вызовет проблемы в процессе обучения.
Уважение к преподавателю, программе и правилам проявляется в ответственности и обязательности по отношению к выполнению самостоятельных работ. Данный навык способствует тому, чтобы у студентов не возникало соблазна списать во время прохождения тестов, что в целом скажется благоприятно.
Способы развития взаимного уважения:
а) прямой разговор со студентами о важности взаимного уважения;
б) подведение студентов к выводу о важности взаимного уважения через обсуждение основных правил взаимодействия в учебной группе;
в) провести занятие на тему «Эффективная работа в команде» или «Что я имею в виду, когда произношу «Я тебя уважаю».
2. Мотивация.
При работе в учебной группе важно поддержание мотивации всех студентов. Безусловно, иметь в студенческом коллективе десять-пятнадцать человек с совершенно одинаковым уровнем мотивации невозможно. Однако, важная задача преподавателя – создание всех предпосылок для индивидуального подхода.
Факторы, способствующие высокому уровню мотивации:
1) конкретные цели студентов;
2) взаимопомощь;
3) одобрение;
4) здоровое соперничество;
5) выраженный интерес к изучаемой дисциплине.
В идеале высокий интерес к изучаемой дисциплине должен сохраняться весь период образовательного процесса. В начале обучения подбирается учебная группа, у которой определенный интерес к изучению иностранного языка есть – исчезнет такой интерес или останется, зависит от ряда причин:
1) личные достижения или неудачи студентов;
2) увлекательная или скучная для студентов образовательная программа;
3) удобный темп работы в группе.
Продуктивно, если преподаватель периодически воодушевляет студентов изучать английский язык средствами показа ими же достигнутых результатов, объёма изученного материала – наглядно использовать в этих целях разноцветные диаграммы и инфографику – посмотреть в конце месяца или семестра успехи, спланировать на предстоящий период.
3. Целеустремлённость.
Если затрагивать тему планов и целей, то для результативной работы в учебной группе они должны быть не только индивидуальными для каждого отдельного студента, но и общие для всего учебного коллектива. Определённо, каждый обучающийся познаёт английский язык в соответствии с собственными целями, но как учебная группа, единая команда, студенты должны следовать и общей цели.
Принципы преследования общей цели аналогичные, как и при индивидуальной работе:
1) постановка реальных, небольших и промежуточных целей;
2) определение конкретных сроков;
3) отслеживание достижений;
4) помощь отстающим от группы;
5) периодическое подведение итогов;
6) постановка новых целей.
Данный подход способствует тому, что студенты начинают чувствовать себя частью единого коллектива, работающего над одним, общим проектом. Такое ощущение повышает уровень ответственности к учебному процессу и помогает каждому студенту влиться в работу учебной группы.
4. Здоровое соперничество.
Поощрение здоровой конкуренции – одновременно сложный и полезный навык для эффективной работы с учебной группой. Важно, чтобы у студентов было здоровое соперничество со своими одногруппниками, для которого возможно внести в план занятий следующие формы работы:
а) дискуссии;
б) дебаты;
в) презентации;
г) работы в малых группах.
Преподавателю следует учитывать равноправное распределение сил при разделении на пары или группы студентов, так как не должно быть слишком слабых или слишком сильных групп. В команде также все должны быть задействованы одинаково. Педагог осуществляет оценку не только готового проекта, но и выполненной распределенной между участниками команды работы.
5. Компромиссы.
Данный навык особенно важен для учебных групп студентов подросткового возраста – преподаватель может стараться изо всех сил, подбирать учебные задания под способности и цели всех студентов группы, но не бывает так, чтобы все сто процентов содержания учебного материала пришлись по душе каждому обучающему коллектива. Имеет большое значение умение подстраиваться и понимание того, как работать с тем материалом, который не слишком нравится, в соответствии с чем преподавателю можно порекомендовать чётко определять пользу от деятельности для всей группы. Педагогу следует показать, какой именно навык иностранного языка развивается, зачем выполнять конкретное упражнение и как оно повлияет на общие знания языка. Это может вдохновить студентов, и они будут выполнять упражнения с большей готовностью – даже те, которые не особенно по душе.
6. Пунктуальность.
Всегда присутствует ощущение, что в групповой работе времени меньше, чем при индивидуальных занятиях, поэтому преподавателю следует ясно сформулировать правила пунктуальности:
1) преподаватель и студенты приходят на занятия всегда вовремя;
2) преподаватель и студенты не занимают учебное время личными разговорами;
3) преподаватель и студенты не отвлекаются на телефонные звонки, общение в мессенджерах.
Правила пунктуальности касаются также сдачи самостоятельных, практических, тестовых работ. Если студенты серьёзно относятся к понятию «крайний срок», то взаимного уважения в учебной группе больше, а совместная деятельность эффективнее.
7. Обратная связь.
Студентам важно получать отметки и реакцию преподавателя, но и педагогу также необходимо иметь обратную связь от каждого студента учебной группы.
Способы организации обратной связи:
1) просьба преподавателя, чтобы студенты оставляли записи о тестах, текстах, упражнениях, занятиях, заданиях, которые он для них готовит;
2) установление дней обратной связи – студенты могут анонимно или лично отправить сообщение с рекомендациями или конструктивной критикой;
3) периодическая организация на занятии упражнения «Трёхминутка» - каждый студент даёт обратную связь по своим одногруппникам, находит, за что поощрить и рассказать, чему у них поучиться, что способствует укреплению межличностных взаимоотношений, повышению интереса друг к другу и вовлеченности в практическое занятие.
Преподавателю необходимо тщательно анализировать обратную связь от учебной группы и адаптировать обучение под их цели и запросы. Достаточно быстро такой подход принесёт свои благие плоды.