Методические разработкипо вопросам безопасности дорожного движения для 5 классов «Правильные правила дорожного движения»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №16» ГОРОДА САРОВА
Методические разработки занятия по вопросам пропаганды безопасности дорожного движения для учащихся 5 классов
«Правильные правила дорожного движения»
Слюсарева Юлия Сергеевна
учитель биологии
САРОВ 2020
Цели: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.
Задачи:
1.Уточнить и закрепить знания детей по правилам дорожного движения, навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
2. Развивать творческую активность, логическое мышление, внимательность, пропаганда правил дорожного движения.
3. Воспитывать культуру безопасного поведения на дороге, законопослушность
Научно-методическое обеспечение
Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и дорогах.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, цветные карандаши или фломастеры, ручка –корректор (с белым цветом), ватманы.
План мероприятия:
1.Организационный момент. Слово учителя. Разминка.
2.Выступления учащихся. « Это интересно …» (история правил дорожного движения);
3. Просмотр видеофрагмента «Безопасность на дороге» (БЕСПЛАТНЫЕ ВИДЕОУРОКИ ОТ ПРОЕКТА «ИНФОУРОК»);
4.Викторина «Кто лучше знает?»;
5.Выступления детей (создают проект «Правила, которые нужно знать»);
6.Заключение.
Ход занятия
1.Организационный момент.
Здравствуйте! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о правилах дорожного движения. Наша школа и дома, где вы живете, находятся рядом с дорогой, по которой движутся автомобили, автобусы и другие транспортные средства. С каждым днѐм на наших дорогах появляются все больше и больше автомобилей. Высокие скорости и интенсивность движения требуют от водителей и пешеходов быть очень внимательными. Дисциплина, осторожность и соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами – основа безопасного движения на улице. Поэтому эти правила должны знать водители и пешеходы.
Вспомните, кого называют пешеходами? Водителями? Пассажирами? Всем: и пешеходам, и водителям, и пассажирам необходимо знать и выполнять правила дорожного движения!
А сейчас я проверю, какие вы внимательные пешеходы и готовы ли вы к игре. Я вам задаю вопрос, а вы отвечаете «да» или «нет».
- Что хотите - говорите, в море сладкая вода? (Нет)
- Что хотите - говорите, красный свет - проезда нет? (Да)
- Что хотите - говорите, каждый раз, идя домой, играем мы на мостовой? (Нет)
- Что хотите - говорите, но если очень вы спешите, то перед транспортом бежите? (Нет)
- Что хотите - говорите, мы всегда идем вперед только там, где переход? (Да)
- Что хотите - говорите, мы бежим вперед так скоро, что не видим светофора? (Нет)
- Что хотите - говорите, на знаке «здесь проезда нет» нарисован человек? (Нет)
- Что хотите - говорите, на круглых знаках красный цвет означает «здесь запрет»? (Да)
Итак, мы назвали правила дорожного движения.
2. «Это интересно….»
А теперь я предлагаю послушать немного об истории появления правил дорожного движения (Рассказывают заранее подготовленные дети).
1 ребенок: История Правил дорожного движения берет свое начло в Древнем Риме. Юлий Цезарь в 50-х годах до нашей эры ввел на нескольких улицах в городе одностороннее движение. От восхода солнца и примерно за два часа до заката (время окончания рабочего дня) проезд частных повозок и колесниц был запрещен.
Посетители города должны были в Риме передвигаться пешком либо на паланкине (носилки на длинных шестах), а транспорт парковать за границей города.. Уже в то время существовала служба надзора, следящая за соблюдением этих правил. Она состояла в основном из бывших пожарных
В обязанности этой службы входило не допускать конфликтных ситуаций среди владельцев транспортных средств. Перекрестки не регулировались. Вельможи для обеспечения себе свободного проезда высылали вперед скороходов. Они освобождали улицы и вельможи таким образом могли беспрепятственно проехать к месту назначения. Со временем в правила вносились изменения и дополнения, оговаривались особенности при проезде перекрестков, изменение скоростного режима при подъезде к перекрестку, запрет обгона на сложных участках. Одним из дополнений стало правило предоставляющее приоритет в движении для пешеходов. Так же преимуществом в движении пользовались крестный ход или например похоронная церемония.
2 ребенок: Основа современных Правил дорожного движения положена 10 декабря 1868 года в Лондоне. В этот день, перед Парламентом на площади появился первый железнодорожный семафор в виде цветного диска с механическим управлением. Изобрел этот семафор Дж. П. Найт – специалиста по семафором того времени.
Устройство состояло из двух семафорных крыльев, и в зависимости от положения крыльев обозначался соответствующий сигнал:
Горизонтальное положение – движение запрещено
Положение под углом 45 градусов – движение разрешено, но с соблюдением мер предосторожности.
В темное время суток использовался газовый фонарь, сигнализирующий красным и зеленым цветом. Управлял светофором слуга в ливрее.
3 ребенок: Количество транспортных средств продолжало нарастать, на смену повозкам стали приходить первые автомобили. Потребность в организация дорожного движения значительно выросла. Первые жезлы для ручного регулирования движения по перекресткам появились в 1908 году. Первыми дорожными знаками можно считать таблички с указанием движения к населенному пункту.
В 1909 году в Париже на всемирной конференции было принято решение создать единые европейские Правила дорожного движения, так как число автомобилей продолжало расти, а скоростной режим и интенсивность движения по городским улицам увеличивались.
Следующий шаг развития организации дорожного движения — на конференции по дорожному движению в Женеве в 1931 году принята «Конвенция о введении единообразия в сигнализацию на дорогах». Участником этой конференции был также и Советский союз.
Самая важная дата в истории Правил дорожного движения — 8 ноября 1968 года. В этот день в Вене была принята «Конвенция о дорожном движении». Документ был подписан представителями 68 стран мира и является действующим по настоящее время.
3. Просмотр видеофрагмента «Безопасность на дороге» (БЕСПЛАТНЫЕ ВИДЕОУРОКИ ОТ ПРОЕКТА «ИНФОУРОК»). Обсуждение.
4. Викторина. «Кто лучше знает?»
1. Какой цвет сигнала светофора означает «Внимание! Приготовься к движению!»?
1. красный;
2. жѐлтый;
3. зелѐный.
2. В каком возрасте детям разрешается сидеть рядом с водителем в легковом автомобиле?
1. с 12 лет;
2. с 14 лет;
3. с 13 лет.
3. С какого возраста разрешено управлять мотоциклом?
1. с 14 лет;
2. с 15 лет;
3. с 16 лет.
4. В какую сторону надо сперва посмотреть при переходе проезжей части?
1. направо;
2. налево;
3. прямо.
5. В каком месте можно переходить улицу?
1. по «зебре»;
2. где хочешь;
3. где установлен знак «пешеходный переход».
6.Правила дорожного движения Российской Федерации обязаны знать и соблюдать:
1.водитель
2.инспектор ГИБДД
3.водитель, пассажир, пешеход
4.пешеход, пассажир
7.Регулировщик подает сигналы:
1.руками
2.положением корпуса
3.при помощи жезла
4.головой и глазами
5.флажками
8.выберите правильный вариант:
1.Пешеход- любое лицо, находящееся на дороге.
2.Пешеход- лицо, находящееся вне транспортного средства на дороге и не производящее на ней работу.
3.Пешеход- гражданин, соблюдающий правила дорожного движения.
9.Пешеход может двигаться:
1.по тротуару
2.по пешеходной дорожке
3.по обочине
4.по краю проезжей части
5.по лесу.
5.Выступления детей (создают проект «Правила, которые нужно знать»);
Учитель. А теперь я предлагаю каждой группе (1 ряд-1 группа,2ряд- 2 группа,3ряд- 3гуппа) создать свой проект (используя ватманы, цветные ручки, карандаши, фломастеры и прочие украшения) в котором будут отражены правила дорожного движения.
6.Заключение.
Подведение итогов.
Учитель: Правда, ребята, если каждый человек соблюдал правила дорожного движения, меньше были бы слёзы и боль. Мы всегда должны их знать и выполнять. Вот они:
(на доску вешаю правила для пешехода)
Ходи по тротуару, придерживаясь правой стороны. |
Переходи улицу спокойным шагом только по пешеходному переходу. |
При переходе дороги убедись в безопасности. Посмотри, нет ли рядом машин. |
Переходи только на зелёный сигнал светофора. |
Никогда не перебегай проезжую часть перед близко идущим автомобилем. |
За городом безопаснее идти навстречу движущемуся транспортному потоку. |
Всегда обрати внимание на знаки и светофору…. |
9