Урок по обществознанию на тему «Правонарушение и юридическая ответственность» (7 класс)

2
0
Материал опубликован 28 January

7 класс, обществознание

Тема: Правонарушение и юридическая ответственность.

Цель:  познакомить с понятием «правонарушение» и определить виды юридической ответственности.

Задачи:

- образовательные: познакомить учащихся с понятием «проступок» и «преступление», выяснить их отличительные особенности и степень взаимосвязи друг с другом; закрепить знание определения «юридическая ответственность».

- развивающие: развивать умение анализировать, высказывать собственную точку зрения, делать выводы;

- воспитательные: показать неотвратимость ответственности за совершение преступлений.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: доска, мел, раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор.

Основные понятия: правонарушение, противоправность, деяние, вина, преступление, проступок.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

 

III. Создание проблемной ситуации.

 

1.Чтение стихотворения Б. Заходера «Перемена». Анализ ситуации.

«Перемена, перемена!» -                       Заливается звонок.        

Первым Вова непременно

Вылетает за порог

Семерых сбивает с ног.        

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо-о-ольшая перемена!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки        

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому - то сдачи,

Попросил списать задачи _

Словом, сделал всё, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут – опять звонок.

Вова  в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

Он, гляди, какой бедовый!

- Ничего, - вздыхает Вова,

-  На уроке отдохнём.

2. Беседа по прочитанному.

- Какие ошибки в поведении допустил Вова? Попробуйте сосчитать. (10).

- Считаете ли вы поведение мальчика плохим? Почему?

- Понесёт ли Вова ответственность за свои поступки? Если да, то почему? (Значит, получается, все кто совершает плохие поступки,  должны  за них отвечать.)

IV. Целеполагание. Объявление темы урока.        

- Скажите, о чем же мы сегодня будем говорить на уроке?

-Какова тема нашего урока? Давайте определим ее вместе.

(Учащиеся предлагают свои варианты).

Итак, тема   нашего урока «Правонарушения и юридическая ответственность» 

V. Основная часть урока.

1.Сообщение учащихся.

- Сейчас мы заслушаем сообщения ваших одноклассников о значении некоторых слов, которые касаются темы нашего урока.

А) Сообщение 1 учащегося:

Закон, в праве — нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке. Обладает высшей юридической силой.

Правонарушение, виновное противоправное деяние, совершенное вменяемым человеком, достигшим установленного законом возраста. Правонарушения делятся на преступления и проступки (гражданские, административные, дисциплинарные).

Нарушитель – лицо, не выполняющее, не соблюдающее что – либо условленное, установленное, мешающий, нормальному состоянию, развитию.

Б) Сообщение 2 учащегося «Как возникли наши законы?»

Правосудие, или закон, возникло, когда люди вступили в какие – то общественные отношения между собой. Например, Робинзон Крузо, живший в одиночестве, совсем не нуждался ни в каких законах. Ему было не с кем выяснять отношения. Но как только появился Пятница, возникла возможность споров между Робинзоном и его слугой. Стал нужен закон.

Цель закона – установить и ясно определить отношения между отдельными людьми и отношения человека с обществом. Закон старается дать человеку  столько свободы действий, сколько не повредит свободе других.

Законы обычно развивались из привычек людей. 

Привычки перерастали в законы не сами по себе: за этим стояли силы правительств. Позже законы вытекали из решений, принятых судами, и из книг, в которых юристы излагали все, что они изучили. Уже потом законы были оформлены в специальных книгах или кодексах.

В) Сообщение 3 учащегося «О правах ребёнка».

Знаете ли вы, что у вас с самого рождения есть права, которые защищает самая главная организация на нашей планете – Организация Объединённых Наций (ООН). Права детей записаны в очень серьёзном документе – Конвенции о правах ребёнка. Она была принята в 1989 году. Конвенцию подписали почти 150 стран мира, в том числе и Россия. Этот документ призывает взрослых и детей  строить  отношения на уважении.

                                          Основные права детей.

Право на образование.

Право на охрану здоровья.

Право на отдых и досуг.

Право на личную жизнь.

Право свободно выражать своё мнение.

Право ребёнка участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, свободно участвовать в культурной и творческой жизни и заниматься искусством.

2. Рассказ учителя с элементами беседы. Понятие о законопослушном поведении. (Записать в тетрадь).

- Некоторые дети нарушают эти права. Мы говорили, что у детей есть право на образование. Но кто-то мешает ему получить образование, разговаривает, отвлекает, получается, что он нарушает право этого ребенка. Право на охрану здоровья, вы толкнули кого-то, он упал, получил синяк, перелом и т.д. Вы нарушили его право на охрану здоровья. Вы - правонарушитель.

-Как вы думаете, что такое законопослушное поведение? Каковы его признаки?

Законопослушное поведение – это поведение, которое не нарушает закон и не наносит другим людям и обществу.

Законопослушное поведение – это поведение, которое вызывает одобрение со стороны общества.

Основными признаками законопослушного поведения являются соблюдение законов и правил, установленных государством, отсутствие противоправных действий и нарушений общественного порядка.

Законопослушные граждане отличаются добросовестностью, честностью и уважением к правам и свободам других людей. Они понимают, что соблюдение законов обеспечивает стабильность и безопасность общества и каждого отдельного человека.

3.Составление кластера «Портрет законопослушного человека»

- Давайте составим портрет законопослушного человека.

знает нормы закона

исполняет положения закона

уважает чужое мнение

имеет активную жизненную позицию

честно исполняет свои обязанности

соблюдает законы

 

4.Объяснение учителя. (Работа в тетрадях).

А) Рассказ с элементами беседы.

Поведение людей в обществе очень разнообразно. На него мо­гут оказывать влияние различные факторы. Однако во всем много­образии видов правового поведения можно выделить отдельные его группы:

правомерное поведение — поведение, которое соответствует пра­вовым предписаниям и носит в основном полезный для общества характер;

правонарушение — поведение, которое нарушает нормы права. Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы такой вид поведения не развивался;

злоупотребление правом наблюдается в рамках правомерного поведения, но представляет собой чрезвычайно вредный и не­удобный для окружающих образец поступков людей;

объективно-противоправное поведение связано с нарушением права, но оно не наносит вреда.

Противоправное поведение – это поведение, нарушающее нормы права.

Б) Словарная работа.

Слово «правонарушение» в словаре Ожегова приводится как нарушение права, проступок, преступление. А «наказание» как мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».

- Какой вывод можно сделать из этого? (за каждое нарушение права, проступок, преступление наступает соответствующее наказание).

Правонарушение – это виновное противоправное общественно опасное деяние (действие или бездействие) лица, причиняющее вред интересам общества, государства и личности, противоречащее нормам права и влекущее юридическую ответственность.

Вина – это психологическое отношение человека к своему деянию и последствиям, которые они могут принести. Существует в двух формах – умысла и неосторожности.

Правонарушения разнообразны, но имеют общие признаки.

Признаки правонарушений:

это всегда деяние (в форме действия или бездействия) – мысли и чувства людей, не выраженных в действиях или бездействиях, не являются правонарушением;

противоправность деяния – деяние должно нарушить действующие законодательства, наносить ущерб государству, обществу или личным общественным отношениям;

виновность деяния – субъект должен действовать сознательно и у него должна быть возможность выбора;

наказуемость деяния (юридическая ответственность)

деяние должно быть совершенно дееспособным субъектом, вменяемым лицом.

К юридической ответственности могут привлекаться только вменяемые лица, то есть те, кто способен отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Невменяемые не могут привлекаться к юридической ответственности. Это лица, страдающие хронической душевной болезнью, временным расстройством душевной деятельности, слабоумием и другими болезненными состояниями, когда человек теряет способность отдавать себе отчет в своих действиях и руководить ими.

Выделяют четыре основных вида правонарушений:

уголовные,

административные,

гражданские

трудовые (в т.ч. дисциплинарные).

В зависимости от социальной опасности (характера и степени общественной опасности) правонарушения подразделяют на преступления (имеют максимальную степень и характер общественной опасности, за них предусмотрена уголовная ответственность) и проступки (отличаются меньшей степенью и характером общественной опасности, имеют различные объекты посягательства и юридические последствия).

Преступление - виновно совершенное, общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Не является преступлением действие, бездействие, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначимости не представляющее общественной опасности, т.е. не причинившее вреда и не создавшее угрозы причинения вреда личности, обществу, государству.

Проступок – виновно, общественно опасное, противоправное деяние. От преступления проступок отличается меньшей степенью общественной опасности (вредности).

Виды проступков:

Административные проступки — это правонарушения, посягающие на установленный законом общественный порядок.

Дисциплинарные проступки — это правонарушения, которые совершаются на работе, по месту учёбы и нарушают порядок деятельности данных организаций

Гражданские проступки — это правонарушения, совершённые в сфере имущественных и личных неимущественных отношений

 

VI. Применение знаний. Заполнение таблицы «Виды правонарушений»

-Для закрепления полученных знаний давайте выполним следующее задание. Распределите примеры правонарушений по группам

 

Виды правонарушений

.

Преступление

Проступок

терроризм, клевета, захват заложников, убийство, побои, истязание, похищение людей, хищение оружия, кража, вымогательство, порча чужого имущества,

Мелкое хулиганство, нарушение правил ПДД, пожарной безопасности, экологических правил, причинение вреда чужому имуществу; оскорбление, ненадлежащее исполнение родительских обязанностей, оскорбление, пребывание несовершеннолетних на улице после 22 часов, нецензурная брань в общественных местах, безбилетный проезд в общественном транспорте, нарушение дисциплины по месту работы и учебы

НАКАЗАНИЯ

исправительно-трудовые работы, лишение свободы

предупреждение, штраф, лишение специальных прав, возмещение причиненного ущерба, замечание, объявление выговора, увольнение, исключение.

 

Вывод: преступления и проступки различаются степенью вреда.

 

VII. 1.Рассказ учителя с элементами беседы о юридической ответственности, её признаках и видах.

- Ребята, а как общество и государство реагирует на правонарушения?

( Правонарушитель несет ответственность. Она называется правовой или юридической).

- Поскольку нарушители в любом обществе всё равно присутствуют, государство стремится бороться с нарушением законов. На нарушителя оказывает влияние юридическая ответственность.

 - А что такое «юридическая ответственность»?

-Юридическая ответственность – это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершение противоправного деяния (записать в тетради)

-Юридическая ответственность направлена как на тех, кто не совершает правонарушение, так и на тех, кто уже совершил. Первым она демонстрирует последствия неправомерного поведения и предотвращает его, для вторых является справедливым наказанием и восстанавливает нарушенные права пострадавших.

- Как вы думаете, где прописана юридическая ответственность? (Юридическая ответственность прописана в законе и исходит от имени государства)

- Какие органы государственной власти осуществляют юридическую ответственность? (Полиция, суд, прокуратура, налоговые и другие государственные органы).

 Признаки юридической ответственности:

Она всегда связана с государственным принуждением.

В ее основе лежит правонарушение.

Она реализуется в процессе правовой деятельности правоприменительных органов, которые обязаны действовать только в рамках закона.

Её последствиями могут стать негативные явления (лишение каких-либо прав, свободы и т.д.).

2. Составление кластера «Виды юридической ответственности».

t1706439888aa.jpg

3.Работа с таблицей «Правонарушения и виды юридической ответственности» с объяснением учителя.

t1706439888ab.jpg

Уголовная ответственность — вид юридической ответственности, санкционными мерами которой являются лишение свободы, крупные штрафы и т. п. Пример: убийство, кража, разбой, неуважение к суду или оскорбление участников судебного заседания и др.

Административная ответственность — вид юридической ответственности, состоящий в применении таких мер принуждения, как предупреждение, арест, лишение специальных прав, административный штраф, реквизиция и другие.

Пример: нарушение правил дорожного движения, вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака, курение в общественном месте и др.

Гражданско-правовая ответственность — вид юридической ответственности, который предусматривает наложение обязанностей в виде выплат неустоек, штрафов, пени, принудительном восстановлении прошедшего правового состояния и принудительном исполнении правовой обязанности.

Пример: нарушение условий договора, просрочка выплат по кредиту и др.

Дисциплинарная ответственность — вид юридической ответственности, причиной возникновения которой являются нарушения правил внутреннего трудового распорядка в организации. Пример: халатность, оставление рабочего места во время рабочего времени, прогул рабочего дня.

Материальная ответственность— это обязанность работника возмещать ущерб, причинённый предприятию вследствие нарушения возложенных на него трудовых обязанностей. Пример: недостача денежных или имущественных ценностей, порча оборудования и т. д.

- Ребята, а можно считать человека виновным, если его вина не доказана?

Слово «презумпция» означает предположение, основанное на вероятности.

Сам принцип презумпции невиновности сформулирован в ст. 49 Конституции РФ следующим образом: «Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в установленном федеральным законом порядке и установлена вступившим в силу приговором суда».

 

VIII. Применение знаний. Закрепление изученного материала.

1. Беседа

- Какой вид юридической ответственности является самым строгим? (Уголовный)

- Нарушителями закона являются не только взрослые люди, которые, совершая преступления, ищут какую-то выгоду или реализуют свой злой умысел. Часто бывает, что преступниками становятся дети, несовершеннолетние.

(С какого возраста наступает совершеннолетие?). Многие из них, оказавшись в полиции, перед следователем, уверяют, что не собирались нарушать закон, даже не думали об этом.

- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (В статье 20 Уголовного кодекса сказано: с шестнадцати. Но это – за все преступления, без исключений. В этой же статье приводится перечень преступлений. За которые ответственность наступает с 14 лет).

Справка:

К юридической ответственности люди могут привлекаться с определённого возраста:

К гражданско-правовой — частично с 14, полностью с 18 лет;

К дисциплинарной - с 16 лет;

К административной - с 16 лет;

К уголовной - с 16 лет, а за такие преступления, как убийство, нанесение телесных повреждений, причинивших расстройство здоровья, изнасилование, разбой, кража, грабеж, злостное хулиганство, - с 14 лет.

 

     С какого возраста закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений?

Закон устанавливает ответственность за все виды правонарушений с 16 лет, а за самые тяжкие – с 14 лет. К тому же к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний установленных для взрослых. Если подросток впервые совершает не очень тяжкое нарушение, к нему применяют меры воспитательного воздействия.

Малолетнего нарушителя вместе с родителями для начала могут вызвать в комиссию по делам несовершеннолетних, поставить на учет  в полицию, наложить штраф на родителей. Однако, если нарушения будут повторяться, несовершеннолетнего направляют в специальное воспитательно-трудовое учреждение закрытого типа: с 11 лет – в спецшколу, а с 14 лет – в воспитательно-трудовую колонию.

 

2. Анализ ситуации.

Николай Николаевич Носов «Автомобиль» - в сокращении.

       Когда мы с Мишкой были совсем маленькими, нам очень хотелось покататься на автомобиле, только это никак не удавалось. Сколько мы не просили шофёров, никто не хотел нас катать. Однажды мы гуляли во дворе. Вдруг смотрим – на улице, возле наших ворот, остановился автомобиль. Шофёр из машины вылез и куда – то ушёл. Мы подбежали. Мишка потрогал бампер руками и предложил сесть. «Проедем немного и спрыгнем». Тут пришёл шофёр и сел в машину. Мы прицепились. Машина тронулась и как помчится! Мишка испугался и говорит: - Я спрыгну! И уже начал опускать одну ногу. А за нами другая машина мчится. Люди на тротуаре останавливаются, на нас смотрят. На перекрёстке милиционер засвистел в свисток. Мишка перепугался, спрыгнул на мостовую, а руки не отпускает, за бампер держится, ноги по земле волочатся. Автомобиль остановился. Подбежал милиционер, номер записывает. Шофёр из кабины вылез – все на него набросились: - Не видишь, что у тебя сзади делается? А про нас забыли. Отошли мы в сторонку и бегом в переулок…

Выводы учащихся:

Мы считаем, что герои рассказа совершили правонарушение. Они подвергали не только свою жизнь опасности, но и жизни других людей. И подвели водителя.

Ни в коем случае нельзя цепляться сзади к автомобилю, к трамваю – это опасно для жизни!

 

IХ. Рефлексия.

Х. Выставление оценок.

ХI. Домашнее задание:

1. Выучить записи в тетради.

2. Ученики делятся на 3 группы. Каждая группа составляет по 3 примера-ситуации административных, уголовных, гражданских и дисциплинарных правонарушений (письменно).

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации