Урок русского языка «Правописание приставок пре- и при-» (6 класс)

6
1
Материал опубликован 10 March в группе

Гудкова Наталья Михайловна.

Учитель русского языка и литературы.

ОГБОУ «Школа 10».

г. Рязань.

Правописание приставок при- и пре-. Урок русского языка в 6 классе

Цели:

1) познакомить учащихся с правилом о правописании приставок при-, пре-;

2) формировать навыки правописания данной орфограммы;

3) воспитывать интерес к русскому языку; любовь к спорту.

Задачи:

образовательные:

-расширить представление о данной морфеме;

-закреплять навык самоконтроля над устной речью;

-обогащать словарный запас;

развивающие:

-активизировать словарь по теме «Спорт»;

-развивать навык словообразования;

-развивать познавательную активность учащихся;

воспитательные:

-создание условий для реальной самооценки обучающихся.

Планируемые результаты:

Личностные:

- расширять кругозор;

- уметь организовать собственную деятельность;

- выражать своё мнение.

Предметные:

- учить наблюдать, слушать, анализировать;

- различать особенности трудовой деятельности людей.

Метапредметные:

регулятивные: осуществлять самоконтроль.

познавательные: учить ориентироваться в своей системе знаний; добывать новые знания, находить ответы на вопросы.

коммуникативные: уметь правильно строить и оформлять предложения в письменной и устной форме; слушать и понимать речь других.

Ход урока

1.Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем изучать словообразование и на уроке познакомимся с новой темой из этого раздела. Наша задача – познакомиться с новым правилом, но вот каким – узнаем позже. Сначала вспомним пройденное.

2.Повторение.

А) 3 человека работают по карточкам:

Лучи солнца оз…ряют прибрежный лужок и заг…релые лица ребят.

Б) Словарный диктант.

Трибуны стадиона, участвовать в соревнованиях, доверять тренеру, увлекательные состязания, тренироваться со сверстниками, смотрим на хоккеистов.

3.Словарная работа.

Баскетбол.

-Из какого языка пришло в русский язык это слово?

-Как его можно перевести?

-Образуйте прилагательное с суффиксом –н-; существительное с –ист-; -к-.

Баскетбол – баскетбольный, баскетболист, баскетболистка.

4.Работа с текстом.

Учащиеся получают карточки с текстом.

Утром мы приб…гаем на пришкольный стадион. (З, с)десь мои друзья уже приступили к занятиям. Это Алёша. Он прикр…пил зн…чок баскетболиста приподнялся на ц…почках и бросил мяч(?). Мяч(?) приз…млился в центре. Саша прив…зал канат. Футболист Илья ловко в…дёт мяч(?), обх…дя все преграды. На него преспокойно смотрит тренер который умеет приоб…дрить своих воспитанников.

Задание:

-прочитайте текст;

-вставьте пропущенные буквы и запятые;

-объясните правописание безударной гласной в корне слова, проверяемой ударением;

-объясните другие орфограммы.

5.Объяснение нового материала.

А) беседа:

-Посмотрите на текст; есть ли в нём слова, которые можно объединить в определённую группу?

-Можем ли мы объяснить, почему в одних словах при-, а в других пре-?

Вот это нам и предстоит сегодня выяснить. Запишем тему урока.

Итак, наша задача – разобраться, от чего зависит написание при- и пре-.

Задание:

-раз мы имеем дело с приставкой, давайте вспомним определение приставки;

-что значит «значимая»?

-следовательно, наши при- и пре- имеют определённое значение; какое?

Б) заполнение таблицы:

приближение

присоединение

Неполное действие

Пространственная близость

Пере-

очень

прибегаем

пристегнул

приподнял

пришкольный

преграды

преспокойно

приземлился

привязал

приободрил

 

 

 


 

(сначала объединяем слова, затем определяем значение)

-на основании таблицы попробуйте сформулировать правило;

-какое слово не вошло в таблицу (приступили)

-а теперь откройте учебник на стр.69 и сравните вашу формулировку и формулировку учебника.

6.Закрепление

Правописание приставок мы ещё будем учить не один урок. А пока, завершая наше сегодняшнее занятие, хочу открыть вам секрет приставок при- и пре-. Оказывается, они могут помочь хорошо учиться. Только надо найти эти слова. Попробуйте сами это сделать.

Приходить (из школы домой)

Притворить (дверь)

Приглушить (звук телевизора)

Придвинуть (к столу стол)

Преодолеть (лень)

Прекратить (разговоры по телефону)

Приступить (к урокам)

Преинтересные (факты)

Преуспеть (в учёбе)

-объясните правописание приставок в этих словах;

-а теперь давайте, используя слова с приставками и мои слова – подсказки, составить текст.

Надо…

Следует…

Затем надо…

Важно…

Обязательно…

нужно вовремя.

Вы непременно узнаете…

и … в учёбе.

-Как вы думаете, что у нас получилось. Получилась инструкция!

Домашнее задание: правило учить, стр.69, упр.155 (по зад.)

Используемая литература:

Ладыженская Т.А. Русский язык. 6 класс: учебник для 6 класса общеобразоват.школы/ Т.А. Ладыженская и др. – М.: Просвещение, 2021;

Челышева И.Л. Русский язык. 6 класс: I полугодие: планы-конспекты уроков/ И.Л. Челышева. – Ростов н/Д: Феникс, 2017.


 

Приложение.


 

Лучи солнца оз…ряют прибрежный лужок и заг…релые лица ребят.


 


 

Лучи солнца оз…ряют прибрежный лужок и заг…релые лица ребят.


 


 

Лучи солнца оз…ряют прибрежный лужок и заг…релые лица ребят.


 


 


 


 


 


 


 

Задание №1.

Утром мы приб…гаем на пришкольный стадион. (З, с)десь мои друзья уже приступили к занятиям. Это Алёша. Он прикр…пил зн…чок баскетболиста приподнялся на ц…почках и бросил мяч(?). Мяч(?) приз…млился в центре. Саша прикр…пил канат. Футболист Илья ловко в…дёт мяч(?), обх…дя все преграды. На него преспокойно смотрит тренер который умеет приоб…дрить своих воспитанников.


 

Задание №2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Задание №3.

Надо…

Следует…

Затем надо…

Важно…

Обязательно…

нужно вовремя.

Вы непременно узнаете…

и … в учёбе.

7

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Наталья Михайловна, грамотный урок.

10 March

Похожие публикации