«Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах»

ФИО педагога: | Шпанич Ольга Николаевна |
Учебный предмет: | Русский язык |
Тип урока: | Открытие новых знаний. |
Класс: | 4 |
Технология построения урока: | Системно – деятельностный подход в обучении. |
Тема урока: | «Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах». |
Цель урока | Научиться распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, познакомить с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ возвратных глаголах. Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся. |
Задачи урока: | Вспомнить, что такое возвратные глаголы; Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах; Продолжить учиться, правильно писать возвратные глаголы; Развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию. |
Планируемые результаты: | Предметные: Вспомнить, что такое возвратные глаголы; Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах; Продолжить учиться, правильно писать возвратные глаголы; Развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию. Личностные УУД: устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом; устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; высказывать своё предположение на основе учебного материала. Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); проводить классификацию, по заданным критериям; проводить сравнение, объясняя критерии сравнения. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь полно и точно выражать свои мысли; контролировать действия партнёра; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Формы работы: | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах. |
Образовательные ресурсы: | Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 4 класс – «Просвещение», 2020, 159 с. |
Использование педагогических технологий: | ИКТ проблемное обучение игровые технологии технологию обучения в сотрудничестве здоровьесберегающие технологии технологию развития самостоятельности обучающихся. |
Оборудование: | Проектор, наглядность, карточки-помощницы |
Время проведения урока: | 40 мин. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |||||||||||||||||
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин) | Какие качества нам пригодятся для работы на уроке? | Активность Внимательность Хорошее настроение Аккуратность Воспитанность Ответственность | |||||||||||||||||
II. Актуализация знаний (6 мин) | (На доске представлен план урока) Приложение 1 - Откройте тетрадь, запишите число, классная работа - Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану? - Что мы пропишем на минутке чистописания? - Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку. - Чему учились, выполняя данное задание? - Следующее по плану, что у нас? Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? (Это слово обозначает начальник воинской части, подразделения, военного судна). О ком идёт речь? Совершенно верно. - А кто-то из Вас знает, как пишется данное слово? - Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова. Прописали данное слово до конца строки. - Чему учились, выполняя данное здание? - А что у нас следующее по плану? - Какой звук будет обозначать буква «Р» в слове «командир»? - Давайте дадим характеристику звуку [р]. - Чему учились, выполняя данное здание? - Скажите, а какой частью речи является слово «командир»? - Давайте назовём морфологические признаки имени существительного «командир». - Чему учились, выполняя данное здание? - Что у нас следующее по плану? - Что нужно будет сделать? На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.
Составленное предложение записываем в тетрадь. - Данное предложение нужно разобрать по членам и определить части речи. - Чему учились, выполняя данное здание? | Анализировать ответы обучающихся. - Открывают тетради и записывают. - Следующее по плану минутка чистописания. - Пропишем сочетание ома. - Обучающиеся прописывают. - Выполняя данное задание, учились прописывать сочетание ома.
- Следующее по плану работа над словарным словом. - Речь идёт о слове «командир». - Из детей может кто-то проговорить, а затем все хором (ко-ман-дир). - КО пишу с гласным О, МАН пишу с гласным А, ДИР пишу с гласным И, ударение падает на третий слог ДИР, подчеркиваем непроверяемый безударный гласный О в первом слоге, А во втором слоге. - Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова «командир». - Следующее по плану речевая разминка. - Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. Звук [р] – согл., твёр., звон., непар. - Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р]. - Это имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет. - Имя существительное, отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, нарицательное, одушевлённое, м.р., ед.ч., 2 скл., окончание нулевое, И.п. (фронтальная работа) - Выполняя данное задание, называли морфологические признаки имени существительного «командир».
- Следующее по плану работа над предложением. - Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение. - Командир выполнил сложное задание. (один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием)
- В предложении говорится «о командире» (кто? «командир» - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова «командир» (что сделал? «выполнил» – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом. «Выполнил» (что?) «задание» - это дополнение, выраженное частью речи именем существительным. «Задание» (какое?) сложное – это определение, выражено именем прилагательным). - Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, разбирали по членам предложения, определяли части речи. | |||||||||||||||||
III. Самоопределение к деятельности (6 мин) | - Что у нас следующее по плану? - Учитель показывает слова с пропусками орфограмм, а обучающиеся карточку с ответом (карточки есть у каждого обучающегося). Затем учитель прикрепляет слова на доску.
- Чему учились, выполняя данное здание? - Ребята, посмотрите на слова, а что общего у данных слов?
- А на какие две группы можно разделить данные глаголы? - А как называются глаголы, которые оканчиваются на –ТСЯ и –ТЬСЯ? - А какие глаголы называются возвратными? - А что Вы заметили у данных глаголов? - Давайте определим тему нашего урока. Предположите, о чём пойдет речь на уроке? На доске появляется карточка темы урока
- Исходя из темы, давайте определим задачи нашего урока. - На доске появляется карточки задачи урока.
| - Следующее по плану работа по теме урока. Все дети показывают карточку с ответом, кто-то один из учеников комментирует пропущенную орфограмму (объясняет орфограмму) - В слове «хвалиться» орфограмма безударный гласный А, потому что проверочное слово «хвалит». - В слове «извиниться» орфограмма безударный гласный И, потому что проверочное слово «повинный». - В слове «боится» орфограмма безударный гласный О, потому что проверочное слово «бойся». - В слове «обменяться» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «обмен». - В слове «смеётся» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «смейся». - В слове «темнеется» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «тёмный». - Выполняя данное задание, повторили орфограмму (безударный гласный). - Данные слова являются глаголами, так как отвечают на вопросы что делает? что сделать? - Глаголы у которых на конце слова –ТСЯ и –ТЬСЯ. - Такие глаголы называют возвратными. -Возвратные глаголы – это глаголы, которые имеют суффикс –СЯ, отвечают на вопрос что делать? что сделать? - Глаголы: хвалиться, извиниться, обменяться пишутся с Ь знаком. Глаголы боится, смеётся, темнеется, пишутся без Ь знака. - Речь пойдёт на уроке о глаголах, в которых нужно писать Ь знак и без Ь знака. Обучающиеся формулируют задачи урока. - Научиться, правильно писать возвратные глаголы; - Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах. | |||||||||||||||||
IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний (6 мин) | - Давайте вернёмся к глаголам, с которыми мы работали в начале урока.
- Ребята, Вы говорили о том, что глаголы: хвалиться, извиниться, обменяться пишутся с Ь знаком. Глаголы боится, смеётся, темнеется, пишутся без Ь знака. _ Давайте с Вами попробуем объяснить, когда Ь знак будем писать, а когда он совсем не нужен. - Какие вопросы мы зададим к глаголам хвалиться, извиниться, обменяться? - Что Вы можете сказать о данных глаголах? - Какие вопросы мы зададим к глаголам боится, смеётся, темнеется? - Что Вы можете сказать о данных глаголах? - Какой вывод мы с вами можем сделать? - Что Вы можете сказать о данных глаголах? - Давайте откроем учебник на странице 104 и познакомимся с правилом. На доске появляются карточки:
| - Хвалиться – что делать? Извиниться – что сделать? Обменяться – что сделать? - Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать? Это неопределённая форма глагола. - Боится – что делает? Смеётся – что делает? Темнеется – что делает? - К данным глаголам мы задаем вопросы что делает? что делается? К глаголам мы можем подставить местоимения 3-го лица Дети высказывают свои предположения. - Будем в слове писать -ТЬСЯ, если в самом вопросе есть Ь знак. - В слове будем писать -ТСЯ, если в самом вопросе не Ь знака. - Кто-то из детей читает правило и сопоставляем с тем, о чём говорили дети. | |||||||||||||||||
V. Первичная проверка понимания (10 мин) | Работа по учебнику с. 104 упр. 219 (Приложение 2) -Сейчас поработаем над упр. 219 с. 55. Что нужно сделать в данном упражнении? Пожалуйста, прочитайте. - Какое грамматическое задание в этом упражнении? - Сейчас работаем с первым предложением, пожалуйста, прочитайте его. - Какая орфограмма будет в слове умываю(т/ть)ся? - Работаем со вторым предложением, пожалуйста, прочитайте его. - Какая орфограмма будет в слове умыва(т/ть)ся? - Сейчас работаем с предложениями под пунктом 3, пожалуйста, прочитайте их. - Какая орфограмма будет в слове не бои(т/ть)ся? простуди(т/ть)ся? - Сейчас работаем с четвёртым предложением, пожалуйста, прочитайте его. - Какая орфограмма будет в слове не спит(т/ть)ся? - Чему учились, выполняя данное задание? -Встанем, отдохнём. | Самостоятельно дети знакомятся с упражнением и заданием. А зачем кто-то из детей прочитает упражнение. - Нужно объяснить для каких глаголов мы выбирает –-ТСЯ или –ТЬСЯ. Списать, вставить пропущенные буквы. - Рано утром на рассвете умываются мышата. - В слове умываются орфограмма – -ТСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делают? И это форма 3-го лица, мн.ч. - Надо, надо умываться по утрам и вечерам. - В слове умываться орфограмма – -ТЬСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делать? И это глагол в неопределённой форме. - Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться? - В слове не боится орфограмма – -ТСЯ, так ка глагол отвечает на вопрос что делает? И это форма 3-го лица, ед.ч. - В слове простудиться орфограмма – -ТЬСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что сделать? И это глагол в неопределённой форме. -Не спится, няня: здесь так душно! - В слове не спится орфограмма – -ТСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делает? И это форма 3-го лица, ед.ч. - Выполняя данное задание учились правильно писать - ТСЯ, -ТЬСЯ в возвратных глаголах | |||||||||||||||||
VI. Физ. Минутка (2мин) | «Гимнастика для глаз» | Обучающиеся, выполняют упражнение стоя. | |||||||||||||||||
VII. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении | Работа в парах (игра с глаголами) Учитель показывает глаголы, а обучающиеся карточку с ответами (карточки у каждой пары). - ТСЯ - ТЬСЯ прощае(т/ть)ся извини(т/ть)ся волнуе(т/ть)ся занима(т/ть)ся тренирова(т/ть)ся учи(т/ть)ся | - ТСЯ - ТЬСЯ Каждая пара показывает соответствующую карточку и обосновывают свой ответ. | |||||||||||||||||
VII. Домашнее задание (1 мин) | Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1). | - Задание выполняют детьми в личном кабинете. | |||||||||||||||||
IX. Рефлексия деятельности (2 мин) | - О каких глаголах меня сегодня с Вами говорили? - Когда у глаголов мы будем писать орфограмму –ТСЯ? - Когда у глаголов мы будем писать орфограмму –ТЬСЯ? - Оцените свою работа на полях. | - Мы сегодня на уроке говорили о возвратных глаголах? - Орфограмма –ТСЯ пишется если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? И стоит в неопределённой форме. - Орфограмма –ТЬСЯ пишется если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает? что делают? что сделают? - Дети оцениваю свою работу на полях (оценочные круги) |
Приложение 1
План урока: минутка чистописания; работа со словарным словом; речевая разминка; работа над предложением; работа по теме урока; домашнее задание; рефлексия своей деятельности.
Приложение 2