Материал на проверке

«Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах»

1
0
Материал опубликован Сегодня в 11:46 в группе
Методическая разработка урока


ФИО педагога:

Шпанич Ольга Николаевна

Учебный предмет:

Русский язык

Тип урока:

Открытие новых знаний.

Класс:

4

Технология построения урока:

Системно – деятельностный подход в обучении.

Тема урока:

«Правописание –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах».

Цель урока

Научиться распознавать глаголы в форме 3-го лица и в неопределённой форме, познакомить с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ возвратных глаголах.

Создание условий для формирования изученной учебной информации и УУД обучающихся.

Задачи урока:

Вспомнить, что такое возвратные глаголы;

Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах;

Продолжить учиться, правильно писать возвратные глаголы;

Развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию.

Планируемые результаты:

Предметные:

Вспомнить, что такое возвратные глаголы;

Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах;

Продолжить учиться, правильно писать возвратные глаголы;

Развивать умения работать самостоятельно и проводить рефлексию.

Личностные УУД:

устанавливать связь между целью учебной деятельности и её мотивом;

устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

определять и формулировать цель деятельности на уроке;

высказывать своё предположение на основе учебного материала.

Познавательные УУД:

ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

проводить классификацию, по заданным критериям;

проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.

Коммуникативные УУД:

слушать и понимать речь других;

уметь полно и точно выражать свои мысли;

контролировать действия партнёра;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Формы работы:

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах.

Образовательные ресурсы:

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий «Русский язык», 4 класс – «Просвещение», 2020, 159 с.

Использование педагогических технологий:

ИКТ

проблемное обучение

игровые технологии

технологию обучения в сотрудничестве

здоровьесберегающие технологии

технологию развития самостоятельности обучающихся. 

Оборудование:

Проектор, наглядность, карточки-помощницы

Время проведения урока:

40 мин.























Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I. Мотивация к учебной деятельности

(2 мин)

Какие качества нам пригодятся для работы на уроке?



Активность

Внимательность

Хорошее настроение

Аккуратность

Воспитанность

Ответственность

II. Актуализация знаний (6 мин)



(На доске представлен план урока) Приложение 1

- Откройте тетрадь, запишите число, классная работа

- Посмотрите на план урока, что у нас первое по плану?

- Что мы пропишем на минутке чистописания?

- Пропишите сочетание до конца строки и под самым красивым написанием поставьте зелёную точку.

- Чему учились, выполняя данное задание?

- Следующее по плану, что у нас?

Сейчас я произнесу лексическое значение слова, а вам нужно догадаться, о чём или о ком идёт речь? (Это слово обозначает начальник воинской части, подразделения, военного судна). О ком идёт речь? Совершенно верно.

- А кто-то из Вас знает, как пишется данное слово?

- Записываем данное слово с новой строки, а кто-то из детей комментирует написание данного слова. Прописали данное слово до конца строки.



- Чему учились, выполняя данное здание?


- А что у нас следующее по плану?

- Какой звук будет обозначать буква «Р» в слове «командир»?

- Давайте дадим характеристику звуку [р].

- Чему учились, выполняя данное здание?

- Скажите, а какой частью речи является слово «командир»?


- Давайте назовём морфологические признаки имени существительного «командир».




- Чему учились, выполняя данное здание?




- Что у нас следующее по плану?

- Что нужно будет сделать?

На доске есть вопросы, по которым нужно составить предложение.

кто?

что сделал?

какое?

что?

Составленное предложение записываем в тетрадь.


- Данное предложение нужно разобрать по членам и определить части речи.








- Чему учились, выполняя данное здание?



Анализировать ответы обучающихся.

- Открывают тетради и записывают.

- Следующее по плану минутка чистописания.

- Пропишем сочетание ома.

- Обучающиеся прописывают.


- Выполняя данное задание, учились прописывать сочетание ома.

- Следующее по плану работа над словарным словом.



- Речь идёт о слове «командир».

- Из детей может кто-то проговорить, а затем все хором (ко-ман-дир).

- КО пишу с гласным О, МАН пишу с гласным А, ДИР пишу с гласным И, ударение падает на третий слог ДИР, подчеркиваем непроверяемый безударный гласный О в первом слоге, А во втором слоге.


- Выполняя данное задание, работали над словарным словом, узнали лексическое значение слова «командир».

- Следующее по плану речевая разминка.

- Буква Р обознает звук[р]. Задание выполняют устно. Звук [р] – согл., твёр., звон., непар.

- Выполняя данное задание, давали характеристику звуку [р].

- Это имя существительное, потому что отвечает на вопрос кто? и обозначает предмет.

- Имя существительное, отвечает на вопрос кто?, обозначает предмет, нарицательное, одушевлённое, м.р., ед.ч., 2 скл., окончание нулевое, И.п. (фронтальная работа)

- Выполняя данное задание, называли морфологические признаки имени существительного «командир».

- Следующее по плану работа над предложением.

- Нужно составить предложение по вопросам с новым словарным словом. Дети составляют предложение.

- Командир выполнил сложное задание.

(один обучающийся записывает предложение у доски с комментированием)

- В предложении говорится «о командире» (кто? «командир» - это подлежащее подчёркиваем одной чертой, выраженное именем существительным). Задаем вопрос от слова «командир» (что сделал? «выполнил» – это сказуемое подчёркиваем двумя чертами, выраженное глаголом.

«Выполнил» (что?) «задание» - это дополнение, выраженное частью речи именем существительным. «Задание» (какое?) сложное – это определение, выражено именем прилагательным).

- Выполняя данное задание, учились составлять предложение по вопросам с новым словарным словом, разбирали по членам предложения, определяли части речи.

III. Самоопределение

к деятельности

(6 мин)














- Что у нас следующее по плану?

- Учитель показывает слова с пропусками орфограмм, а обучающиеся карточку с ответом (карточки есть у каждого обучающегося). Затем учитель прикрепляет слова на доску.

хв..литься

изв..ниться

б..ится

обм..няться

см..ётся

т..мнеется


хвалиться

извиниться

боится

обменяться

смеётся

темнеется





- Чему учились, выполняя данное здание?



- Ребята, посмотрите на слова, а что общего у данных слов?

- А на какие две группы можно разделить данные глаголы?

- А как называются глаголы, которые оканчиваются на –ТСЯ и –ТЬСЯ?

- А какие глаголы называются возвратными?



- А что Вы заметили у данных глаголов?





- Давайте определим тему нашего урока. Предположите, о чём пойдет речь на уроке?

На доске появляется карточка темы урока

Правописание

-ТСЯ и -ТЬСЯ

в возвратных глаголах

- Исходя из темы, давайте определим задачи нашего урока.


- На доске появляется карточки задачи урока.

Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах;

Научиться, правильно писать –ТСЯ, -ТЬСЯ в возвратных глаголах


- Следующее по плану работа по теме урока.

Все дети показывают карточку с ответом, кто-то один из учеников комментирует пропущенную орфограмму (объясняет орфограмму)

- В слове «хвалиться» орфограмма безударный гласный А, потому что проверочное слово «хвалит».

- В слове «извиниться» орфограмма безударный гласный И, потому что проверочное слово «повинный».

- В слове «боится» орфограмма безударный гласный О, потому что проверочное слово «бойся».

- В слове «обменяться» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «обмен».

- В слове «смеётся» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «смейся».

- В слове «темнеется» орфограмма безударный гласный Е, потому что проверочное слово «тёмный».

- Выполняя данное задание, повторили орфограмму (безударный гласный).


- Данные слова являются глаголами, так как отвечают на вопросы что делает? что сделать?

- Глаголы у которых на конце слова –ТСЯ и –ТЬСЯ.

- Такие глаголы называют возвратными.


-Возвратные глаголы – это глаголы, которые имеют суффикс –СЯ, отвечают на вопрос что делать? что сделать?

- Глаголы: хвалиться, извиниться, обменяться пишутся с Ь знаком. Глаголы боится, смеётся, темнеется, пишутся без Ь знака.



- Речь пойдёт на уроке о глаголах, в которых нужно писать Ь знак и без Ь знака.






Обучающиеся формулируют задачи урока.

- Научиться, правильно писать возвратные глаголы;

- Познакомиться с правилом правописания –ТСЯ и –ТЬСЯ в возвратных глаголах.







IV. Организация восприятия и осмысления новой информации, усвоение исходных знаний

(6 мин)









- Давайте вернёмся к глаголам, с которыми мы работали в начале урока.

хвалиться

извиниться

боится

обменяться

смеётся

темнеется


- Ребята, Вы говорили о том, что глаголы: хвалиться, извиниться, обменяться пишутся с Ь знаком. Глаголы боится, смеётся, темнеется, пишутся без Ь знака.

_ Давайте с Вами попробуем объяснить, когда Ь знак будем писать, а когда он совсем не нужен.

- Какие вопросы мы зададим к глаголам хвалиться, извиниться, обменяться?


- Что Вы можете сказать о данных глаголах?


- Какие вопросы мы зададим к глаголам боится, смеётся, темнеется?


- Что Вы можете сказать о данных глаголах?




- Какой вывод мы с вами можем сделать?

- Что Вы можете сказать о данных глаголах?



- Давайте откроем учебник на странице 104 и познакомимся с правилом. На доске появляются карточки:


-ТСЯ

что делает?

что сделает?

(глагол – Н. ф.)

-ТЬСЯ

что делать?

что сделать?

(глагол – 3 лицо)
















- Хвалиться – что делать?

Извиниться – что сделать?

Обменяться – что сделать?

- Эти глаголы отвечают на вопрос что сделать? Это неопределённая форма глагола.

- Боится – что делает?

Смеётся – что делает?

Темнеется – что делает?

- К данным глаголам мы задаем вопросы что делает? что делается? К глаголам мы можем подставить местоимения 3-го лица


Дети высказывают свои предположения.

- Будем в слове писать -ТЬСЯ, если в самом вопросе есть Ь знак.

- В слове будем писать -ТСЯ, если в самом вопросе не Ь знака.

- Кто-то из детей читает правило и сопоставляем с тем, о чём говорили дети.


V. Первичная проверка понимания

(10 мин)


Работа по учебнику с. 104 упр. 219 (Приложение 2)

-Сейчас поработаем над упр. 219 с. 55. Что нужно сделать в данном упражнении? Пожалуйста, прочитайте.

- Какое грамматическое задание в этом упражнении?



- Сейчас работаем с первым предложением, пожалуйста, прочитайте его.

- Какая орфограмма будет в слове умываю(т/ть)ся?



- Работаем со вторым предложением, пожалуйста, прочитайте его.

- Какая орфограмма будет в слове умыва(т/ть)ся?



- Сейчас работаем с предложениями под пунктом 3, пожалуйста, прочитайте их.

- Какая орфограмма будет в слове не бои(т/ть)ся? простуди(т/ть)ся?







- Сейчас работаем с четвёртым предложением, пожалуйста, прочитайте его.

- Какая орфограмма будет в слове не спит(т/ть)ся?





- Чему учились, выполняя данное задание?



-Встанем, отдохнём.

Самостоятельно дети знакомятся с упражнением и заданием. А зачем кто-то из детей прочитает упражнение.

- Нужно объяснить для каких глаголов мы выбирает –-ТСЯ или –ТЬСЯ. Списать, вставить пропущенные буквы.

- Рано утром на рассвете умываются мышата.


- В слове умываются орфограмма – -ТСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делают? И это форма 3-го лица, мн.ч.

- Надо, надо умываться по утрам и вечерам.

- В слове умываться орфограмма – -ТЬСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делать? И это глагол в неопределённой форме.

- Дуб дождя и ветра вовсе не боится. Кто сказал, что дубу страшно простудиться?

- В слове не боится орфограмма – -ТСЯ, так ка глагол отвечает на вопрос что делает? И это форма 3-го лица, ед.ч.

- В слове простудиться орфограмма – -ТЬСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что сделать? И это глагол в неопределённой форме.


-Не спится, няня: здесь так душно!

- В слове не спится орфограмма – -ТСЯ, так как глагол отвечает на вопрос что делает? И это форма 3-го лица, ед.ч.




- Выполняя данное задание учились правильно писать - ТСЯ, -ТЬСЯ в возвратных глаголах

VI. Физ. Минутка

(2мин)

«Гимнастика для глаз»

Обучающиеся, выполняют упражнение стоя.

VII. Организация усвоения способов деятельности путём воспроизведения информации и упражнений в её применении

(5 мин)

Работа в парах (игра с глаголами)

Учитель показывает глаголы, а обучающиеся карточку с ответами (карточки у каждой пары).

t1747212103aa.gift1747212103aa.gif

- ТСЯ

- ТЬСЯ



t1747212103ab.gif

прощае(т/ть)ся


t1747212103ab.gif

извини(т/ть)ся



t1747212103ab.gift1747212103ab.gif

волнуе(т/ть)ся

занима(т/ть)ся



t1747212103ab.gift1747212103ab.gif

тренирова(т/ть)ся

учи(т/ть)ся







t1747212103aa.gift1747212103aa.gif

- ТСЯ

- ТЬСЯ

Каждая пара показывает соответствующую карточку и обосновывают свой ответ.

VII. Домашнее задание

(1 мин)

Домашнее задание в личном кабинете дистанционного образовательного ресурса UCHI.RU (выполнить карточку № 1).

- Задание выполняют детьми в личном кабинете.

IX. Рефлексия деятельности

(2 мин)


- О каких глаголах меня сегодня с Вами говорили?


- Когда у глаголов мы будем писать орфограмму –ТСЯ?



- Когда у глаголов мы будем писать орфограмму –ТЬСЯ?



- Оцените свою работа на полях.

- Мы сегодня на уроке говорили о возвратных глаголах?

- Орфограмма –ТСЯ пишется если глагол отвечает на вопрос что делать? или что сделать? И стоит в неопределённой форме.

- Орфограмма –ТЬСЯ пишется если глагол отвечает на вопрос что делает? что сделает? что делают? что сделают?

- Дети оцениваю свою работу на полях (оценочные круги)





Приложение 1

План урока: минутка чистописания; работа со словарным словом; речевая разминка; работа над предложением; работа по теме урока; домашнее задание; рефлексия своей деятельности.




t1747212103ac.jpg









Приложение 2

t1747212103ad.png

















в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.