12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Степанова Елена Александровна1788
Россия, Мордовия респ., Саранск
3

«Православный храм как основополагающий элемент архитектуры, определяющий исторический облик города» (на основе анализа картины А.И. Коровина «Старый Саранск»)

Олимпиада – 2019

Министерство образования Республики Мордовия

Государственная бюджетная организация

дополнительного образования Республики Мордовия

«Республиканский Центр дополнительного образования детей»

XIX Республиканская олимпиада по школьному краеведению

Номинация «Летопись родного края»








ТЕМА ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

«Православный храм как основополагающий элемент архитектуры, определяющий исторический облик города»

(на основе анализа картины А.И. Коровина «Старый Саранск»)







СОДЕРЖАНИЕ


I. ВВЕДЕНИЕ .…………………..3


II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

    2.1. Из истории основания города …………………………………. 8

     2.2 Православный храм как основополагающий элемент архитектуры «Старый Саранск» (по картине А.И. Коровина)……………………10

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………. 18

IV. Список используемых источников…………………………………19


 Приложение ……………………………………………………………..20



Введение

Со времени Крещения Руси храмостроительство на нашей земле приобретает первостепенное значение. На месте будущего поселения, города в первую очередь созидается церковь. В церковь на богослужение в воскресные дни и в великие церковные праздники приходят все или почти все жители села или города. В храме, как правило, совершается крещение новорожденных, здесь же бывает венчание новобрачных, в храме отпевают умерших православных христиан. В храме также совершаются проводы защитников Отечества на войну и благодарственные службы после победы. Около храма наши предки собирались на народные собрания, неподалеку от храма устраивалась и торговая площадь.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, «красном» месте (т. е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храмы на Руси посвящались Живоначальной Троице, Христу Спасителю, Богородице или святым. По именованию храма часто получали названия русские города, селения, улицы, дороги. Фамилии многих людей также происходили от наименований храмов, особенно это касалось фамилий выходцев из духовного сословия: Вознесенский, Покровский, Успенский…

Во все христианские времена на Руси воздвигались храмы-памятники. Строили их на месте великих битв и ратных побед ради непрестанного церковного поминовения тех, кто положил свою жизнь на поле брани за родной город, народ и свое Отечество.

Благодаря храмам и храмостроительству на протяжении более чем десяти веков развивались русская архитектура и все виды церковного искусства, связанные с богослужением, обычно совершаемым в храме. Лучшие русские храмы стали славой России. Памятниками мировой культуры признаны Киевский и Новгородский Софийские соборы, Успенский собор во Владимире, Успенский собор Московского Кремля, Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры, Исаакиевский собор Санкт-Петербурга, Владимирский собор Киева и многие другие храмы России.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей. При храмах и монастырях устраивались скриптории (мастерские по переписке книг), архивы и библиотеки, основывались училища, а с XIX века — церковно-приходские школы.

Церковные песнопения помогали усваивать и запоминать очень многое из книг: книги громогласно читались, молитвы пелись, многие элементы службы часто повторялись и, благодаря этому, усваивались важнейшие положения веры и жизни.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Храмы на Руси во все времена отражали духовно-нравственное состояние общества. Во время войн и общественных нестроений храмы зачастую разрушались. В периоды духовного подъема и национального возрождения возрождались и храмы.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. «В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним», — говорится в одной церковной молитве (т. е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Таким образом, православный храм на протяжении многих веков российской истории являлся и местом общих народных собраний, и местом освящения всех сторон человеческой жизни.


Актуальность темы исследования

История страны отражается в тысячах элементах: фотографиях, письмах, предметах и, конечно же, архитектуре. Архитектуру прошлых времен можно сравнить с архитектурой настоящего времени.

Городок, в котором мы живем, - один из тысяч малых городов России, маленький, тихий, уютный. Каждый уголок хранит в себе тайны прошлого. И одним из таких мест, несомненно, является музей.

Музеи - это надежные хранители исторической памяти и наследия прошедших эпох.

Я часто прихожу в музей изобразительных искусств «Центра эстетического воспитания детей», это место можно назвать «волшебной машиной времени». В ней за считанные минуты, за короткий отрезок времени можно совершить путешествие в минувшие десятилетия.

Бt1665828833aa.jpg ольшое впечатление на меня произвела картина народного художника Мордовии Коровина Александра Ивановича «Старый Саранск», 2000г.


Объект данного исследования – святыни и памятные места, православные храмы г. Саранска.

Предметом исследования является изучение исторической судьбы церквей г. Саранска, их архитектурных особенностей, культурно-исторической ценности.

Цель исследования – получение исторических сведений о прошлом и настоящем архитектуры г. Саранска (на основе анализа картины А.И. Коровина «Старый Саранск»), определение их общественной значимости.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

узнать, какие храмы были в нашем городе;

уточнить историю о тех храмах, которые сохранились до наших дней;

изучить историю их появления;

формировать умение работать с различными источниками информации, отбирать нужный материал и систематизировать полученные данные;

осмотреть сохранившиеся храмы города и сделать фотографии для слайдов.


Для реализации поставленных задач мы выбрали следующие методы:

поиск информации из книг, журналов, справочной литературы, содержащей рекомендации по сбору краеведческого материала;

опрос родителей, педагогов, экскурсоводов о сохранившихся храмах нашего города;

сбор фотоматериалов.

Результаты, полученные в ходе исследования, имеют большую значимость. Проводя краеведческие исследования, мы лучше стали понимать историю своей малой родины


Наше малое Отечество - удивительная земля с удивительной историей. Она пережила многие нашествия, отозвалась на призывы всех вождей крестьянских войн - Ивана Болотникова, Степана Разина, Емельяна Пугачева; она взрастила народ с самобытной культурой и приняла переселенцев с Руси - славян, соединила народы в общую судьбу.

Если обратить свой взор на картину, то можно увидеть, что раскинувшийся, как все древние русские города, несколько хаотично, Саранск еще не успел окончательно сформироваться в город в современном представлении. Долгие десятилетия он упорно разрастался вширь, пока к нему не прикоснулась рука профессионального зодчего, поэтому планировка города, сохранив в определенной мере старорусский характер - ориентировка на реки и крепость, стала явственно обнаруживать приметы современности-разбивку кварталов на правильные квадраты, рассчитанные по линейке улицы. И после каждого пожара, которые стирали с лица города порой целые кварталы, городские улочки все более «выпрямлялись».

На протяжении семнадцатого и половины восемнадцатого веков Саранск менялся мало, каменный здания если и появлялись, то скорее случайно, чем традиционно. Правда, постепенно стали одеваться в каменный убор храмы, и это-еще один урок, который нам преподносят предки. Душу свою они ценили настолько высоко, что заботились о ней ранее, чем о теле, быте.

Так, согласно плану градостроительства 1785, город был кардинально перестроен. Проектанты взялись привести город в порядок и проложили новые улицы, как говорится, прямо «по живому». Надо думать, какой переполох вызвали такие новшества у саранских обывателей: угроза сноса возникла над обжитыми углами, хозяйственными постройками; сколько садов должно было погибнуть и представить трудно.

Говорят, что для проектирования Петербурга Петр I избрал основным инструментом линейку и угольник; его последователи исповедовали ту же религию. И удивительно, что произвол авторов оказался для Саранска продуктивным вариантом. Согласно плану, в городе не должно было быть крупных кварталов, как это наблюдается ныне, по периметру каждый фрагмент города, ограниченный четырьмя улицами, можно обойти за 15-20 минут; сама сеть улиц сплетена так, чтобы не создавать громадных замкнутых пространств, но в тоже время-дать домовладельцам достаточно простора для устройства надворных строений огородиков.

Еще один факт указывает на то, что храмы являлись главными строениями в городе.

Особенностью плана градостроительства, являлось то, что он не посягнул на церковные площади, на церкви. Геометрический талант архитекторов разбился об эти оплоты духовности; новые кварталы, как и прежние, оказались сориентированы на храмы, а участки земли, занимаемые церквями, даже увеличивались и окончательно оформлялись как площади-места общественных сборов. Это еще один факт, указывающий нам на то, что храмы являлись главными строениями в городе.


2.1. Из истории основания города.


Рассмотрим историю архитектуры нашего города, которая впоследствии определила его современный облик.

Оt1665828833ab.jpg дин из первых саранских краеведов Г.П. Петерсон в конце 19 века выявил много документов, которые проливают свет на состояние города больше полтораста лет назад.

Генплан 1785 года был реализован только в малой части - и потому, что кромсать заживо старые застройки дело малопочтенное, и потому, что строительство требовало много материалов, денег, затрат рабочей силы, а всего этого не хватало. Петерсон установил, что на рубеже XVIII-XIX веков в Саранске «состояло» всего 17 казеных строений. Воеводская контора не имела даже хорошей крыши и находилась в состоянии, близком к аварийному. И вообще из всех общественных зданий только казначейская кладовая состояла «в прочности». Узники тюремного острога едва не погибали от холода в полуразрушенной тюрьме. Даже управление церквями (контора благочиния) «находилось в самой крайней ветхости и без крыши». Ценнейший исторический архив погибал в двух амбарах, стоявших, как говорится, до первого ветра. Дошло до того, что казенных служащих рассаживали по частным квартирам, которые уездное начальство снимало для своих нужд.

Казалось, просуществовав почти двести лет, Саранск поедал себя, явив все признаки тяжкого упадка. Лишившись крепости и статуса порубежной сторожки, он будто впал в спячку, таял на глазах как изнуренный болезнью человек. Что с такого города взять? Забытый Богом и Петербургским начальством, он затормозился в развитии, мало в чем прибавил за весь восемнадцатый век. Было в городе около 900 домов и населения немногим больше 7 тыс. человек. Мало конечно, но это были предприимчивые люди, и они вовсе не собирались переходить из категории горожан в крестьяне. В отличие от правительственных зданий гражданские, частные постройки, в массе своей деревянные, производили иное впечатление, это были дома, поставленные крепко, вцепившиеся в землю корнями. А это уже не шутка, а основа будущего процветания.

Даже всеобщие бедствия не могли сокрушить саранское сообщество, сложившееся в прочную структуру. В 1817 году на город обрушилось очередное несчастье - пожар, который выжег целые кварталы, серьезно повредил некоторые церкви, обездолил массу людей. Сгорели сотни домов, но среди потерь были и десятки ветхих строений, особенно в центре города, сараев и сараюшек, лавочек, трактирчиков. Полуразрушенных казенных зданий, сгнивших, покосившихся изб, с которыми хозяева в иных условиях никогда бы не расстались.

Пожары – большие и малые - случались и в дальнейшем. Кроме пожара 1817 года (Грошева) два крупнейших выжгли полгорода 1852 году (Филагреев пожар) и в 1869, так называемый Кубанцев пожар. Названия эти бедствия получили по фамилиям первых домовладельцев, с дворов которых пламя начало гулять по улицам и слободам.

Так Лев Толстой, въезжая в Саранск 4 сентября 1869 года, пробирался на коляске по улицам, хранившим жестокие следы огня. На Московской улице он остановился в гостинице «Россия», возможно – одном из немногих в центре, не тронутых пожаром. Находившийся поблизости Петропавловский монастырь потерпел от бедствия немалые убытки. Пламя затронуло немало других замечательных строений, в том числе церквей.

Стихийные бедствия не менее людей виновны в том, что ныне по пальцам можно пересчитать архитектурные памятники в возрасте 200-250 лет - Пугачевская палатка, Иоано-Богословская церковь и Трехсвятская церковь.

t1665828833ac.jpgt1665828833ad.jpgt1665828833ae.jpg


2.2. Православный храм как основополагающий элемент архитектуры «Старый Саранск» (по картине А.И. Коровина).


Попробуем более детально описать хотя бы ключевые участки города, обираясь на картину Коровина А.И. «Старый Саранск». Глядя на это произведение живописного искусства, каждый человек понимает, что главными монументальными и величественными зданиями того времени являлись православные храмы.

t1665828833af.jpgЦентральное место на картине занимает главная площадь города. В различных документах называлась она по-разному: Рождественской, так как до завершения строительства Спасского собора и возведения каменных торговых рядов Рождественская церковь считалась соборной, общегородской и имела свободный выход на площадь; Базарной – в силу традиционной утреннее-вечерней торговли; Соборной, так как основным архитектурным аккордом площади были все-таки старый и новый соборы. На картине мы видим уже каменное здание. Среди саранских храмов Спасский собор казался былинным богатырем, грозным в своей мощи и открытым по своей простоте. Сильные люди – как правило, добрые, поэтому спас не угнетал горожан ни масштабом, характером. Несомненно, он был самым большим и величественным, располагался на Соборной (Советской) площади Спасский Собор, построенный предположительно ещё в XV — XVI веках. Сначала это была обычна дубовая церковь Во Имя Всемилостивого Спаса. После многочисленных пожаров, зачастую полностью «съедавших» центр города, в середине XVII века (к 1685 году) был выстроен каменный собор, просуществовавший до очередного пожара 1852 года. Новое здание строили в 1860 — 1886 гг. рядом со старым, от которого осталась колокольня. Главным было не то, что строился храм, а то, что город приобретал здание, не имевшее себе равных ни в губернском городе, ни в прочих городах уезда.

Благодаря огромным размерам, величественному виду и удобному расположению собор Во Имя Спаса Нерукотворного Образа был ключом не только не только площади и центра города, но и всей окрестности. Собор имел правильные геометрические формы, в плане был спроектирован в виде широкого равностороннего креста. Центральная глава храма в диаметре составляла около 10 метров, по углам здания размещались 4 главы поменьше.

Большого прихода у собора никогда не было – восемьдесят человек, а то и меньше, в число которых входили обыватели из домов в непосредственной близости площади. Собор был главным храмом города и принадлежал не приходу, а всем гражданам без исключения.

Собор и колокольня были разобраны в самом начале 1930-х гг., а закрыты для прихожан несколькими годами ранее. Собора не стало — того собора, который не имел себе равных во всей губернии. Исчез Царь-памятник, символ мощи духа, гражданского единства, материализованной гордости за Отечество и его историю.

t1665828833ag.jpgt1665828833ah.jpgРасполагался Спасский собор на площади перед современным Домом Республики или в сквере за памятником Ленину. От надворных построек собора осталось здание Саранской епархии. В память о соборе рядом с епархией в 2001 году была построена и открыта Спасская часовня.



Вторая половина XIX века значила для облика города очень много: именно в это время богатейшие купцы возвели на площади торговые ряды с гостиничными номерами, и это строительство в корне изменило рисунок центра, отделило от площади участок Христорождественской церкви, образовавшей небольшую, но прекрасно организованную пространственно площадь, которую никак нельзя воспринимать локально, как принадлежащую только клиру и приходу.

Хt1665828833ai.jpg ристорождественская церковь возведена в камне в 1745 г. вместо сгоревшей деревянной церкви, имела 3 придела - Св. Николая Чудотворца, Великомученика Иоанна Воина и Боголюбской иконы Божией Матери. Этот храм трижды горел и трижды отстраивался заново, долгое время считался соборным (главным), пока эти функции не отошли в 1795 г. Спасскому собору.

Церковь была просторной и очень красивой, контрастно окрашенной (из красного кирпича с белой отделкой). Была выполнена в русско-византийском стиле, имела пять глав и гармонично дополнялась шатровой колокольней и трапезной.

Церковь была закрыта в 1928 году и переоборудована под хлебозавод. Окончательно разобрана в 1979 году, хотя готовились проекты реставрации.


Рождественская площадь, как и территории возле других храмов были, прежде всего, общественными центрами с особым микроклиматом. Считалось глубоко безнравственным появиться возле церкви в нетрезвом виде, были недопустимы, исключались вообще сквернословие, озорство, даже говорить громким голосом и то представлялось предосудительным.

Соборная площадь сформировалась на месте старой крепости, точнее – ее ядра, и поначалу Спасский собор являлся бесспорной доминантой, но постепенно склоны Острожной горы застроились различными зданиями, что смягчило обособленность собора, но не настолько, чтоб он затерялся в застройке. Вокруг собора всегда оставалось достаточно пространства, поэтому он даже во времена самого интенсивного строительства не утрачивал главенства над городом. Во времена последних царей рядом с собором была зеленая зона, так называемый верхний городской сад, занимавший площадь в три с половиной десятины. Одной стороной он выходил на площадь, второй спускался к Саранке. В городском саду располагалось женское училище, позднее переименованное в женскую прогимназию. Это было вытянутое в длину одноэтажное деревянное здание под тесовой крышей, разобранное за ветхостью в те же тридцатые годы. На месте гимназии позднее построили Дом Советов.


Пt1665828833aj.jpg родолжая исследование по картине, слева от Хртсторождественской церкви мы видим Саранский Петро - Павловский монастырь, колокольня 52 метра.

Территория монастыря в началу XX века была ограничена улицами Базарной, Ильинской и Московской и занимал прямоугольный участок 170 на 75 м. В настоящее время здесь располагается Cобор святого Фёдора Ушакова. Монастырь основан в городе Саранске в 1684 по благословению Московского патриарха Адриана . Основные постройки возведены в 18 — начале 19 в. Центром пространственной композиции была летняя Петропавловская церковь. Храм воздвигнут на средства горожан в связи с победой над французами. Главная святыня Петропавловского монастыря — древняя копия с подлинной чудотворной Владимирской иконы Божьей Матери, украшенная драгоценной ризой (художник Г. Мальшин). Иконостасы одноярусные, столярной работы с позолоченной резьбой. Вне стен монастыря, к Базарной площади, стояло 19 каменных лавок, по улице Московской — 9, выстроенных в 1853 саранским купцом Д.Л. Кротковым. В течение 8 лет, по условию, лавки являлись основным источником доходов обители. Монастырь владел землёй, лесом, рыбным озером, мукомольной мельницей на реке Инсаре. Петро-Павловский монастырь был закрыт, в 1931 году разобрана Петропавловская церковь, из кирпичей которой на этом месте были построены гостиница «Центральная» и жилой дом с рестораном «Национальный».

t1665828833ak.jpgОбратим внимание на Иоанно - Богословскую церковь, белоснежную с темными куполами.

Спасенная от уничтожения она оказалась единственным памятником 17 века дошедшим до нас в том виде, в каком ее видели наши предки.

По мнению специалистов, церковь апостола Иоанна Богослова возникла на заре 17 века, еще до основания Саранска, и изначально была деревянной. Каменное здание возвели в 1693 году — спустя полвека после появления крепости Саранский Острожек. За трехвековое существование Иоанно-Богословская церковь многокракратно подвергалась переделкам и реконструкциям, но в целом композиция облика сохранилась в первоначальном виде. Иоанно-Богословский храм богато украшен килевидными кокошниками и декоративным поребриком. Здание церкви представляет собой куб, на котором установлены, пять декоративных главок - основная и четыре меньших. Наличники окон, карниз, кокошники, перспективный портал выложены из фигурного кирпича. Интерьер церкви украшает сохранившаяся монументальная живопись в академическом стиле, а также главная достопримечательность — барочный иконостас.


В 18 веке храм расширялся, в результате чего у церкви появились приделы. В начале 19 века к церкви были пристроены колокольня и трапезная. На территории храма Иоанна Богослова также расположена небольшая церковь Богоявления Господня, но это уже современная постройка (появилась в 2003 году).

Закрытый в начале 1930-х годов Иоанно-Богословский храм вновь начал действовать во время Великой Отечественной войны (c 1944 года). В период закрытия в здании церкви располагался архив НКВД — достаточно распространенное явление для советского времени. После «второго открытия» церковь апостола Иоанна Богослова долгие годы оставалась единственным действующим православным храмом Саранска.

Иоанно-Богословская церковь в период с 1991 по 2006 годы была кафедральным собором Саранской и Мордовской епархии. Затем эту роль принял Кафедральный собор святого праведного воина Феодора Ушакова.


На окраине старого Саранска возвышалась Никольская церковь, а сегодня расположена на территории района Химмаш и остаётся самой старой его постройкой.

Нt1665828833al.jpg икольская церковь в Саранске возникла в конце 19 века. К этому времени две церкви Посопной слободы, деревянная и каменная, обветшали, и на совете прихода было решено выстроить новый храм. Автором проекта стал архитектор из Пензы, который взял за основу проект храма из альбома Священного Синода 1838 г., к строительству которого приложил руку именитый архитектор К. Тон. К строительству приступили в 1897 г. и закончили девятью годами спустя. Главный престол церкви был освящён во имя святых апостолов Петра и Павла, а второй — в честь святителя Николая Мирликийского.

Церковь представляет собой довольно мощное краснокирпичное пятиглавое здание с отдельной примыкающей колокольней. Поверх каждой из пяти глав возведён купол-луковка. После тотального закрытия храмов во время советской власти помещения внутри использовались под склады и мастерские, затем там были расположены административные учреждения и Музей редкой книги.

К счастью, за то время, что постройка использовалась не по прямому назначению, она не претерпела никаких изменений. И сегодня церковь Св. Николая выглядит по-прежнему именно как церковь. Правда, её изначальный архитектурный стиль ассоциировался с классическими русскими храмами в большей степени благодаря главкам и колокольне, также увенчанной золочёной главкой. Треугольные портики фасадов и окна скорее напоминают светское здание, и некоторые отмечают избыточную тяжеловесность и массивность нижней части постройки.

В 1990 г. церкви было возвращено её религиозное значение. Храм освятили заново, на этот раз во имя Николая Чудотворца. В конце века началась масштабная реставрация, территорию вокруг облагородили и обнесли оградой из металла.

Нt1665828833am.png евозможно было в одной исследовательской работе описать все памятники архитектуры города Саранска, но этот памятник мы не можем обделить своим вниманием. Я с детства любила бывать в краеведческом музее им. Воронина и была удивлена тем, что музей не только хранитель чужой истории, но и сам является объектом этой истории.

Трехсвятская церковь сохранилась доныне. Церковь строилась Во Имя Казанской Божией Матеи (её ещё называли Нижней Казанской, в отличие от Верхней монастырской Казанской). Летний храм построен в 1761 г. и был посвящен трем святителям - Василию Великому, Григорию Богослову и Иоанну Златоусту. Окончательно выстроена церковь (вместе с приделами, трапезной и колокольней) в 1765 г.

Церковь является уникальной архитектурной жемчужиной республики, значение которой трудно переоценить. Вряд ли мы когда-нибудь узнаем, какие росписи были на стенах и кто их выполнил. Как правило, провинциальные храмы расписывали либо наемные профессиональные художники, либо мастера-самоучки, которых в народе называли богомазами.

Возле церкви долгое время сохранялся дом воеводы Каменицкого, в котором пировал Емельян Пугачев. Сам дом был разобран ещё в конце XIX века, но от него сохранилась кладовая, сложенная из камня. Легенда связала её с именем народного вождя, и это здание до сих пор называют Пугачевской палаткой.

Храм был закрыт позже многих церквей города - в 1935 г. Вскоре снесли главу и колокольню, находившуюся когда-то прямо над входом в современный музей, а "остатки" отдали музею. Республиканский краеведческий музей многое сделал для того, чтобы церковь не исчезла с лица земли.

Лично Владимир Путин распорядился вернуть Саранской и Мордовской епархии уникальную Трехсвятскую церковь, в которой более 75 лет располагался Республиканский краеведческий музей.


Заключение

Работая над темой «Православный храм как основополагающий элемент архитектуры, определяющий исторический облик города», окунувшись в историю и изучая события наших дней, я чувствую связь времен и поколений. В ходе проведённой работы было установлено, что все исторические памятники имеют огромную ценность, отражают историю нашей республики. Необходимо передавать эти знания из поколения в поколение.

Это огромный и кропотливый труд. Невозможно отразить его в одном проекте. Такая работа может длиться годами, а может быть даже всю жизнь.

Жаль, что многие памятники архитектуры уже не украшают наш город. Отрадно, что многие храмы в наше время возрождены на месте утраченных, но многие, в том числе, о которых рассказывалось, бесследно исчезли. И кто знает, может и их судьба когда-нибудь возродится? Нужно помнить, что уничтожая эти особенные, неповторимые и вместе с тем родные каждому русскому человеку архитектурные сооружения, уничтожается культура города, культура целого народа. А без своей культуры такой народ стирается с лица земли.

Нужно сохранять и беречь свои культурные корни, без которых невозможно сохранение своего народа.

Данная исследовательская работа может быть использована в качестве материала для экскурсий в музее «Центра эстетического воспитания детей»

(для учащихся школ и воспитанников МУ ДО «ЦЭВД»).


Список используемых источников


1.Бахмустов С., Лаптин В. Разорванное ожерелье.- Саранск: Мордов. кн.

изд- во, 1991.

2. Бахмустов С., Монастыри мордовии.- Саранск: Мордов. кн. изд- во, 1996.

3.Воронин И.Д . Достопримечательности Мордовии. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2004.


4.Голубчик Е.М., Еремкин В.Д. Все о Мордовии - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1997.


5.Голубчик Е.М., Маркова С.С.. Саранск –столица Мордовии - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2006.


6.Куклин В.Н. Биографии саранских улиц. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1990.


7.Саранск зажигает огни. - Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1981.













Приложение

Художественные фотографии (Музей «ЦЭВД»).

1.Трехсвятская церковь.

2.Иоанно – Богословская церковь.

3.Христорождественская церковь.

4.Спасский собор.



t1665828833an.jpgt1665828833ao.jpg













































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.