12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917  Пользовательское соглашение      Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФ
УРОК
Материал опубликовал
Хачина Татьяна Анатольевна20

Классный час на тему: «Православный храм»

Цель занятия:

Знакомство учащихся с внутренним устройством православного храма и традициями .

Задачи занятия:

Коррекционно-обучающая: расширение знаний о назначении и устройстве православного храма, знакомство с понятием “храм – дом Божий”.

Коррекционно-развивающая: развитие умения работать с текстом, иллюстративным материалом, умения выразительного чтения и речи.

Коррекционно-воспитательная: мотивация уважительного отношения к нормам, правилам и запретам, хранящимся в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитание ценностного отношения к духовному, историческому и культурному наследию; помочь осознать, что в культуре имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека.

Основные термины и понятия: Храм, икона, иконостас, Царские врата, алтарь.

Виды деятельности: беседа, работа с иллюстративным материалом, , участие в учебном диалоге.

Оборудование:

презентация изображения храмов;

иллюстративный материал;

аудиозапись колокольного звона.

Ход занятия:

1. Орг.момент. 2. Актуализация знаний. 3.Тема занятия.

1. Приветствие.

2. -Мы живем в России и должны хорошо знать свою историю, традиции и культуру своей страны. Мир, окружающий нас, как мы уже с вами знаем, многообразен и бесконечен. Вещи, предметы, среди которых живет человек, явления природы – это все материальный мир.

- Вы согласны со мной?

-А какой есть еще мир? Другой?

(духовный мир)

- Как вы понимаете значение этого слова?

(Это знания, содержащиеся в книгах, произведениях искусства, отношении между людьми, отношение к миру)

- Как иначе можно назвать этот мир?

(миром культуры)

-В духовном мире есть свои дороги. Они называются традициями, по ним шли наши предки. И мы должны знать свои культурные традиции. Ведь это богатство нашей многонациональной страны.

- Как вы думаете на чем основаны культурные традиции?

( на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие)

- А как вы считаете в чем истоки русской культуры?

( в православной религии)

-Вспомните, что означает православие?

(верное учение, правильно славить Бога)

-Правильно, славить Бога мы должны в храме, в Доме Божьем.

3.Тема занятия.

Послушайте внимательно отрывок из стихотворения Юлии Щелчковой. Вы должны узнать ответ на вопрос: “Что автор стихотворения призывает восстановить?”

Восстановить в России надо храмы, 
Чтоб возродить святую прежде Русь, 
А раны нашей пережитой драмы, 
Все зарастут травой и былью пусть. 
Пусть над Россией чистым будет небо 
Твои глаза пусть смотрят к нам с небес. 
Пусть в каждом доме много будет хлеба, 
И чтобы нас не путал больше бес. 
И пусть звонят колокола России, 
Пусть все плохое сгинет в прах и пух, 
Чтоб дети нас за все, за все простили, 
А в нас живет пусть воскрешенья дух.

- Что же автор стихотворения призывает возродить? - Кто знает, что такое храмы?( ответы детей). -На Руси всегда было много храмов. Храмы поражают своей красотой, величием, убранством (показ презентации). 22-х главая Преображенская церковь, сделанная без единого гвоздя. Кижи. Карелия. Слайд 1 Храм Христа Спасителя в Москве считается главным православным храмом нашей страны. Здесь служит Патриарх Московский и всея Руси - Кирилл. Слайд 2 Издавна храмы строили в самых красивых местах. – Как храм отличается от всех остальных зданий? (У него есть купол, на котором находится крест) .

-Купола (или глава) – символ устремленности к миру Горнему, соединение земного и небесного.

Форма куполов может быть различной.

Первоначально купола были в виде воинского шлема, а храм был похож на русского богатыря.

Позже купол стал походить на пламя свечи.

С 17 века купола стали делать в виде вазонов.

Часто на храме строят не одну, а несколько глав.

- Знает ли кто из вас, что символизирует разное количество куполов?

(предположения детей).

-Две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе;

-три главы (три Лица Святой Троицы);

-пять глав (Иисуса Христа и четырех евангелистов);

-семь глав (семь Таинств и семь Вселенских Соборов);

-девять глав (девять чинов Ангельских);

-тринадцать глав (Иисуса Христа и двенадцать апостолов). Иногда строят и большее количество глав.

-Кто из вас заметил над входом в храм, а иногда рядом с храмом что строится?(предположения детей).

- Строится колокольня, или звонница, т. е. башня, на которой висят колокола.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун - в зависимости от звучания(слайды 4-8).

 

Картина И.Левитана «Вечерний звон»

 

Вечерний звон, вечерний звон!

Как много дум наводит он

О юных днях в краю родном,

Где я любил, где отчий дом,

И как я с ним, навек простясь,

Там слушал звон в последний раз!…

Слушание звона колоколов.

-Какие чувства вызывает у вас колокольный звон?

(ответы детей)

-Как вы думаете для чего нужны колокола?(предположения детей)

-Раньше колокольным звоном созывали народ на собрание. Колокола звонили во время пожаров, набегов недругов, чтобы собрать всех.

Сейчас колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих на молитву, к богослужению, и чтобы возвещать о важнейших частях совершаемой в храме службы.

Звон в один колокол называется «благовест» (благостная, радостная весть о богослужении).

Звон во все колокола, выражающий христианскую радость по поводу торжественного праздника и т.п., называется «трезвон».

Звон колоколов по поводу печального события называется «перезвон».

Колокольный звон напоминает нам о вышнем, небесном мире.

- Кто из вас заходил в храм? С кем вы ходили? Ответы детей. - Давайте представим, что мы с вами сегодня идем в храм. Мы идем в гости, чтобы не смутить и не огорчать верующих, каждый из вас перед входом в храм обязательно должен познакомиться с правилами “как вести себя в храме”. - Когда мы приходим в гости, заходим в дом, что мы делаем? Ответы детей. - Входя в храм, христиане на мгновение останавливаются, осеняют себя крестом и кланяются. Перекреститься, значит, осенить себя крестным знамением, т.е. изобразить на себе крест. Заходить надо спокойно. В храме не кричать, мобильные телефоны отключить, ничего не жевать. Нельзя бегать и играть. Памятка мальчику: Слайд 9.

Прежде чем зайти в собор, 
       Головной сними убор, 
       Злые мысли отгони: 
       Не нужны тебе они...

Памятка девочке: Слайд 10.

Скромную надень одежду,
В брюках в храм идёт невежда,
Голову платком покрой
И тихонько в храме стой.

Мы с вами поднимаемся на паперть. Слайд 11.

Паперть – крыльцо храма, площадка перед входными дверями храма, на которую ведут несколько ступеней. Паперть символизирует образ того духовного возвышения, на котором находится Церковь среди окружающего мира, как Царство не от мира сего.

-Как вы думаете, что такое Храм? Ответы детей.

-Храм – дом Божий, место особого пребывания Бога на земле, место молитвы и совершения богослужения. Внутри православный храм разделяется на три части: алтарь, центральную часть и притвор. Слайд 12.

-Вспомните чего много в храме? (Свечей. Икон.)

-Церковная свеча - символ молитвы верующего человека. Своим горением пред иконой свеча символизирует  любовь верующего ко Господу Иисусу Христу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь. Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних. Слайд 13. Свеча ставится около иконы. Икона – священное изображение Иисуса Христа, Богородицы, какого либо святого, евангельского или церковно-исторического события. Слайд 14. Иконами обычно называются изображения, выполненные на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой  левкасом, то есть алебастром, разведенным с жидким клеем).

Наш взгляд упирается в иконостас.

Иконостас – перегородка, разделяющая алтарь и центральную часть храма. Состоит из икон, расположенных рядами в определенном порядке. Число ярусов бывает от трех до пяти.  В середине нижнего яруса находятся царские врата, справа от врат расположены икона Иисуса Христа и икона святого или праздника, которым посвящен храм; слева от врат расположены икона Богородицы и далее любая другая икона. За иконами нижнего ряда с обеих сторон  расположены дьяконские двери. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Второй ярус снизу содержит иконы двунадесятых праздников. Третий ярус содержит иконы деисусного чина. Четвертый - икону Богородицы с Младенцем Христом и  пророков. Верхний, пятый ярус - икону Троицы и иконы  ветхозаветных праведников и праотцов. Завершается иконостас распятием. Слайд 15.

Отгадайте загадку:

Уточки крякнули,
Бережки звякнули:
Собирайтесь, детушки,
К одной матушке.

- Что это за матушка: (- Храм (церковь)).

- Что это за "бережки", за "краешки", которые "звякнули"? (- Колокола.)

- Зачем они звонят? (- Зовут в храм на молитву.)

- А кто из вас видел другие храмы?

Ответы детей.

- Они все одинаковые? (- Нет.)

- Давайте посмотрим друг на друга. Мы с вами все одинаковые? (- Нет и да.)

Мы - люди - в чем-то одинаковые. Посмотрите друг на друга. Внешнее строение у нас одно и то же: голова, руки, ноги: У нас у всех есть душа, которая любит, огорчается, тоскует, обижается, радуется. Но всё же мы - разные. У каждого свои особенности внешности (цвет глаз, форма лица, рост), свой характер, своя жизнь.

Вот также и храмы. Их много. Все они очень похожи. И все - разные. И этим они похожи на людей.

Человек когда-то рождается. И храм когда-то рождается: закладывается первый камень в его фундамент и начинается строительство. Человек получает имя. Христиане дают имя ребенку в честь христианского святого. И у храма есть имя - он освящается в честь святого человека или святого праздника, или святой иконы.

Храм – это не просто здание, это живой организм.

Поскольку храм на Руси занимал исключительно важное место в жизни православного человека, то созиданию и украшению храмов отдавалось все самое лучшее: лучшие силы, лучшие таланты и жертвовались наибольшие средства. Храм обычно строился на возвышенном, “красном” месте (т.е. самом лучшем, красивом) и служил основой всего градостроительного плана. Если жителям какого-нибудь города или селения приходилось менять место своего жительства, то первой заботой их было сооружение храма, и желательно такого, какой они имели на прежнем месте жительства.

Храм на Руси всегда служил самым ярким свидетельством соборности православной культуры. Он в буквальном смысле собирал граждан и, благодаря единому церковному календарю, упорядочивал всю церковно-общественную жизнь. В храмах оглашались царские указы, совершалось избрание митрополитов, помазание царей на царство. В храмах проходили церковные соборы, решения которых во многом определяли развитие отечественной истории и культуры.

Наконец, храм на Руси в течение многих веков являлся и первой школой. Здесь всегда были книги, так как церковное богослужение не совершается без книг. При храме всегда были грамотные люди, которые обучали грамоте и различным церковным искусствам взрослых и детей.

Храмы на Руси всегда были сокровищницей святынь народа. Древняя Русь не знала музеев: все поистине ценное и прекрасное хранилось в храмах или монастырях — многочтимые иконы, останки святых (мощи), старинные рукописи, иногда древние документы и различные реликвии. Таким образом, храм на Руси является главным хранителем православной культуры.

Для православного человека храм — всегда особое, святое место. “В храме стояще славы Твоея, на небеси стояти мним”, — говорится в одной церковной молитве (т.е., находясь в храме, мы находимся как на небе). И действительно, купола православных храмов всегда устремлены к небу.

Все это свидетельствует о непреходящем значении храма в православной культуре России.

4.Повторение изученного

- Зачем же люди строят храмы и ходят в них?(молиться)

- Где можно молиться Богу? Только в храме? (в любом месте).

- Тогда зачем же молиться в храме? (это особое место, где Бог особенно близок).

- Прочитай стихотворение Ираклия Абашидзе “Пчела”:

Благословлённая Вечной природой,
Ставшая телом живым благодать,
Кружит пчела, чтобы воском и медом
За сотворенье природе воздать.
Пусть мне простят – но ни много, ни мало
Быть на пчелу я похожим хочу,
Чтоб и мое бытие даровало
Мёд - человеку, и Богу - свечу. (читает хорошо читающий ученик).

- В чем и почему автор хочет быть похожим на пчелу?

5.Подведение итогов

- А теперь проверим, что вы запомнили. Отгадайте загадки:

- Висит цветок, внутри его лепесток, кто к нему прикасается – музыка получается.

- Невидимый, но не воздух, с крыльями, но не птица.

- На горе стоит свеча, в ней молитва горяча.

- Дверей много, а входят не все.

- Золотое поле, желтые колосья,
Огонек гуляет, колоски сжигает.

Ответы детей.

- Колокол.

- Ангел.

- Храм.

- Алтарь.

- Подсвечник.

6.Рефлексия.

- А теперь давайте воспользуемся методом незаконченного предложения и поймем, что же мы с вами интересного и нужного вынесли с урока. Вы должны закончить предложения.

Я знаю ________________________

Я узнал(а)______________________

Я хочу узнать___________________

Я был(а) удивлен тем, что________

Я хочу рассказать родителям______

Для меня храм - это______________

Дома вылепите из пластилина макет любого храма.

На партах листочки с предложениями.

По окончании работы листочки сдаются.

Некоторые варианты ответов проговариваются вслух.

7.Похвала детей за работу.


Колокольный звон
MP3 / 1.2 Мб

Храмы России
PPTX / 16.77 Мб

Опубликовано

Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.