12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Савинова Т.А.33
Россия, Пензенская обл., Пенза
8

Внеклассное мероприятие «Исторические портреты. В.О. Ключевский»



Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Пензенской области «Пензенский многопрофильный колледж»

отделение машиностроения и промышленных технологий

Методическая разработка внеклассного мероприятия

Тема

«Исторические портреты.

Василий Осипович Ключевский»

Выполнила: преподаватель

Савинова Татьяна Александровна

Пенза, 2016

Цель:

познакомить обучающихся с жизнью и деятельность выдающегося российского историка В.О.Ключевского.

Задачи:

- проследить основные этапы жизни и творческого пути В.О.Ключевского;

- способствовать развитию интереса обучающихся к имени крупнейшего исторического деятеля России 19 – 20 века;

- способствовать развитию интереса к историческому прошлому нашей Родины;

- воспитывать чувство патриотизма и национальной гордости за богатейшие традиции России.

Метапредметные связи: история, литература, обществознание, география

Методы: словесные, наглядные, практические, поисковые

Форма проведения: устный журнал

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, раздаточный материал, выставка исторических работ В.О.Ключевского

Пояснительная записка:

Данное мероприятие рассчитано на обучающихся 1-2 курсов учреждений профессионального образования.

В ходе подготовки устного журнала по теме «Исторические портреты. Василий Осипович Ключевский», посвященного 175-летию со дня рождения и 105-летию со дня смерти нашего великого земляка группа была разделена на три подгруппы. Биографы и историки получили задание найти и подготовить сообщения об основных этапах жизни В.О.Ключевского. Третья подгруппа занималась поиском материала для презентации. Задача преподавателя состояла в том, чтобы помочь подобрать литературу, отобрать материал и вместе с обучающимися отредактировать его. На самом мероприятии преподаватель выступает в роли ведущего, определяющего последовательность выступлений участников устного журнала.

Внеклассное мероприятие

«Исторические портреты. Василий Осипович Ключевский»

Ход мероприятия

Преподаватель :

Слайд 1В этом году Россия и Пензенская земля отмечают 175-летие со дня рождения и 105-летие со дня смерти нашего выдающегося земляка. В связи с этим у нас есть хороший повод обратиться с благодарной памятью к его историческому наследию, Творческое наследие крупнейшего русского историкаВасилия Осиповича Ключевского(1841—1911) имеет непреходящее значение для отечественной науки и культуры. Одарённый историограф, источниковед, краевед, литератор и оратор, талантливейший организатор исторической науки, он по праву является гордостью России и многими гранями своего удивительного таланта по-прежнему привлекает пристальное внимание современных научных и читательских кругов.

Уже несколько десятилетий его имя дорого нашей учащейся молодёжи: она учится русской истории по книгам Ключевского. Его историческая концепция до сих пор доминирует в российской историографии. Ключевский, вместе с тем, своим острым умственным взором проник в самые сокровенные недра народной психологии и показал нам русского человека, его духовный склад, сквозь призму конкретных, индивидуальных черт его социального положения и его исторической эпохи.

Весь сонм великих русских лиц
И жизнь малейших единиц
Он в совершенстве изучил
И свет в историю вносил.
В его рассказе стройно лица
В живой проходят веренице
Со взором, полным многих дум,
Одеты в древний свой костюм.

В любом, уважающем себя, высшем учебном заведении изучаются труды этого выдающегося русского историка.

А что вы знаете об этом, поистине, великом человеке, нашем земляке – Василии Осиповиче Ключевском? Какое наследие он оставил потомкам? Почему его имя стоит в одном ряду с крупнейшими деятелями русской и мировой культуры конца 19 – начала 20 века?

Именно на эти вопросы нам и предстоит ответит на сегодняшнем мероприятии. Каждый здесь присутствующий не просто слушатель, но и активный участник. Вы получили задания подготовить сообщения об основных этапах жизни В.О.Ключевского. Внимательно следите за сообщениями и отвечайте на вопросы кроссворда. Если вы правильно ответите и заполните слова по вертикали, то по горизонтали сможете прочитать название улицы города Пензы, на которой жил знаменитый русский историк и которая в настоящее время известна как улица Ключевского.

Знакомство с этим удивительным человеком начнем с его биографии, тем более, что она непосредственно связана с нашим краем. Слово биографам.

Обучающийся – биограф:

Слайд 2Василий Осипович происходил из духовного сословия. Его прадед был дьячком, дед — дьячком и затем дьяконом в селе Ключи Чембарского уезда Тамбовской, позже — Пензенской губернии (отсюда и фамилия «Ключевский»).

Отец его, Иосиф Васильевич, по окончании курса наук в Пензенской духовной семинарии в 1838 году со званием студента был сначала учителем приходского духовного училища 1 класса и вместе с тем дьяконом Николаевской церкви в городе Пензе. В 1840 году он был рукоположен священником в село Воскресенское Пензенского уезда. Здесь 16 января 1841 года и родился у него сын Василий. Затем он был переведен в Городище, а в 1846 году в село Можаровка, недалеко от Пензы.

В 1850 году жизненная обстановка Василия Осиповича резко изменилась. 28-го августа скончался от паралича его отец Иосиф Васильевич и мать Василия Осиповича Анна Федоровна переселилась в Пензу, где у нее была еще жива мать (вдова протоиерея Федора Мошкова), и купила себе здесь небольшой домик.

Обучающийся – биограф:

Слайд 3Вскоре, по переселении в Пензу, Анна Федоровна отдала своего сына в Пензенское духовное училище. Как сирота, показавший притом на экзамене довольно хорошие способности, прилежание и успехи в науках, Василий Ключевский был принят на казенное пособие, на двенадцатирублевый «бурсачный» оклад (с 1853 года этот оклад увеличен был до 15 рублей), что было немалым подспорьем для его матери.

В духовном училище Василий Осипович был сначала средним учеником. Многие трудности в процессеобучения были связаны с довольно сильным заиканием, которое, в конце концов, ему удалось преодолеть. На втором году учения Василий Осипович был уже первым учеником. Первым же и окончил курс в этом училище.

В духовной семинарии, куда он поступил в 1856 году 15 лет от роду, первые годы он также большею частью занимал первое место среди учащихся.

Обучающийся– биограф:

Слайд 4«Брата очень редко можно было видеть без книги в руках. Обедал и чай пил — она всегда была у него. Он никогда не ложился в одни часы с семьею спать, всегда читал, а когда не на что было купить свечку, он сидел с ночником, или яснее сказать: в маленький стаканчик вливалось конопляное масло и опускался фитиль. Или, когда в зимнее время холодно в комнате, он брал подушку и забирался на печку с этим же ночником и читал», - вспоминала его сестра Елизавета Осиповна.

Но именно здесь он стал все больше и больше отдаляться от духовной карьеры. Его интересовало все, что происходило вокруг. А в предреформенные годы общественная жизнь бурлила. В семинарии происходили столкновения студентов с начальством.И в декабре 1860 года Ключевский подал прошение об увольнении его из семинарии. Прошение мотивировано было стеснительными домашними обстоятельствами и слабостью здоровья.

27 февраля 1861 года, неделю спустя после отпуска крестьян на волю, вышел на волю и наш Василий Осипович. Между этими двумя фактами, несомненно, была некоторая внутренняя связь, а не простое, случайное совпадение. В русской общественности повеяло новым, свободным духом, стали открываться заманчивые жизненные перспективы, широкое поприще для приложения способностей, и талантливого семинариста, естественно, потянуло на этот общественный простор.

Обучающийся – биограф:

Слайд 5 24 июля 1861 года Василий Осипович подал прошение ректору Московского университета о зачислении его для продолжения образования студентом историко-филологического факультета «по выдержании установленного для сего полного экзамена».

В университете 16 вступительных экзаменов В.О.Ключевский сдал успешно. Но первоначальная восторженность от столичной жизни быстро проходила, приходилось больше думать о сущности бытия, истории, философии, литературе и государстве.

Преподаватель:

Вся его дальнейшая жизнь была связана с Москвой. Студенческие годы стали временем становления молодого ученого, временем формирования его исторической концепции и особого метода преподавания. История нашего государство – вот что волновало его больше всего, вот чему он посвятил себя, и не было ни чего, что его интересовало бы больше. Предоставим слово историкам.

Обучающийся – историк:

Слайд 6Вспоминая впоследствии свои студенческие годы, Василий Осипович говорил и писал, что с великим интересом он слушал лекции П. М. Леонтьева, Г. А. Иванова, Ф. И. Буслаева, К. П. Победоносцева и Б. Н. Чичерина (на юридическом факультете).

Но в особенности привлек внимание и симпатии Василия Осиповича Сергей Михайлович Соловьев, которого он стал слушать с третьего курса.

В то время 42-летний Соловьев был в полном расцвете своих физических и умственных сил. Своими лекциями он произвел на Василия Осиповича сильнейшее впечатление:

«Соловьев, — писал он впоследствии в воспоминаниях о своем учителе, — давал слушателю удивительно цельный, стройной нитью проведенный сквозь цепь обобщенных фактов взгляд на ход русской истории, а известно, какое наслаждение для молодого ума, начинающего научное изучение, чувствовать себя в обладании цельным взглядом на научный предмет».

Обучающийся – историк:

Слайд 7 Наука все больше и больше увлекала молодого ученого. Василий Осипович высоко ценил значение трудов Соловьева.Уже на студенческой скамье Василий Осипович стал продолжать дело своего учителя. Находясь на четвертом курсе, он написал кандидатское сочинение на тему «Сказания иностранцев о Московском государстве».

В исследовании известного русского историка рассмотрено около 40 сказаний иностранцев, дающих наиболее живописные, разнообразные, разносторонние материалы по истории Московского государства VI-XVIII вв.

Но в этом же произведении сказалось и другое основное свойство литературных трудов Василия Осиповича — их превосходный стиль, общедоступность и занимательность изложения, вследствие чего сочинение было в том же году переиздано для широкой публики.

Порядок жизни государства,
Характер деятелей царства
Он нам прелестно начертал,
И был студентов полный зал.
Из просвещённых его уст
Лилась потоком, наизусть,
Прекрасно сложенная речь,
Подчас и острая, как меч

Обучающийся – историк:

Слайд 8 В мае 1865 года Василий Осипович закончил курс историко-филологического факультета и 10 июня был утвержден Советом в звании кандидата историко-филологических наук.

В 1872 году защитил магистерскую диссертацию «Жития святых как исторический источник» и получил профессорское звание. Работа над житиями северно-русских святых оказалась плодотворною. Она заставила Василия Осиповича изучить удельную эпоху, к которой преимущественно относились эти жития, и изучить так, как не удавалось никому раньше. Он впервые сделал шаг к созданию своего взгляда на основу исторического процесса в России. Ключевский отошел от официальной линии, которая придавала «житиям» важнейшую роль в религиозной пропаганде. Отношения к религии выражались в словах: «христианство – религия любви, здесь сказано все и сущность и история». Вместе с тем сохранились и резкие высказывания историка в адрес церкви: « На Западе церковь без Бога, в России Бог без церкви».

«Все, что лучше есть в нашем Отечестве, - от веры православной. Она - основа красоты и мощи Святой Руси», - пишет великий русский историк В.О. Ключевский.

Обучающийся– историк:

Слайд 9 В 1867 году по рекомендации С. М. Соловьева он приглашен был репетитором по истории в Александровское военное училище, где в то время «политическую историю» (всеобщую и русскую) преподавал сам С. М. Соловьев. Здесь он проработал 16 лет.

Слайд 10С 1872 года Василий Осипович состоял преподавателем трех учебных заведений: Александровского военного училища, Московской духовной академии и Высших женских курсов, учрежденных В. И. Герье. Слушатели Василия Осиповича по училищу вспоминали впоследствии, с каким «захватывающим вниманием и истинным наслаждением» слушали они его параллельный курс новейшей русской и всеобщей истории.

Известная художница Е. Д. Поленова писала: «Сейчас возвратилась с лекций Ключевского. Какой это талантливый человек! Он читает теперь о древнем Новгороде и прямо производит впечатление, будто это путешественник, который очень недавно побывал в XIII—XIV веках, приехал и под свежим впечатлением рассказывает все, что там делалось у него на глазах, и как живут там люди, и чем интересуются, и чего добиваются, и какие они там». Тайна обаяния курсов Василия Осиповича заключалась не только в Богом данном ему таланте, в ясности и отчетливости его мысли, в меткости его вычеканенного слова, но и в том, что с кафедры он излагал не литературу предмета, а плоды своей неустанной работы над источниками при помощи этой литературы.

О всех законах и реформах
Он речь слагал в изящных формах
Про век Петра, Екатерины.
Он дал рассказы, как картины.
Студенты раннею порою
Его послушать шли толпою
И в дар профессору сказаний
Был чисто гром рукоплесканий.

Это постоянное общение с источниками обусловливало оригинальность и конкретность его изложения, свободу его от установившихся шаблонов, давало ему возможность облекать это изложение в живые образы времен. Слушатели Василия Осиповича как бы перечитывали вместе с ним в аудитории летописи и хартии.

Обучающийся – историк:

Слайд 11 Совершенствуясь неустанно как преподаватель, он совершенствовался в то же время и как ученый. Его курс вырастал из самостоятельных исследований, а эти последние вырастали, в свою очередь, из курса. Так создалась постепенно и как бы незаметно и докторская диссертация Василия Осиповича «Боярская дума Древней Руси», которую он написал, не уединяясь от текущей работы по преподаванию.

5 декабря 1879 года в Большой словесной аудитории прочел Василий Осипович свою первую лекцию в Московском университете, ему пришлось продолжать курс Соловьева, прерванный по болезни.

Несмотря на некоторое предубеждение против преподавателя, пришедшего в университет из духовной и военной школы, лекция произвела превосходное впечатление, и Василий Осипович быстро завоевал симпатии студенчества.

1 октября 1882 года Совет Московского университета утвердил Василия Осиповича в степени доктора русской истории. К середине 80-х годов Василий Осипович занял почетное и авторитетное положение среди своих товарищей по факультету и совету. Это обстоятельство в связи с проявленною работоспособностью и ревностным исполнением служебных обязанностей было причиной того, что одновременно с назначением декана историко-филологического факультета Г. А. Иванова ректором университета, 27 сентября 1882 года Василий Осипович был назначен деканом историко-филологического факультета.

28 марта 1889 года он был утвержден в должности декана университета. Впрочем, он недолго пробыл на этой должности, созданной, главным образом, для ведения хозяйственной части университета, и в конце 1890 года подал прошение об освобождении его от обязанностей помощника ректора. 15-го декабря он получил увольнение.

Обучающийся – историк:

Слайд 12С 1890 года друзья и почитатели Василия Осиповича настоятельно рекомендовали ему опубликовать курс лекций по истории России, который он уже много лет читал студентам. Не будь этого издания, лекторское дарование Ключевского осталось мемуарными воспоминаниями его современников. А его опубликование поставило русского исследователя в один ряд с наиболее крупными историками конца 19 – начала 20 века.

В 1904 году был издан первый том. В нем автор освещает основные элементы своей концепции и общей периодизации отечественной истории. Повествование охватывает древнейший период русской истории "удельные века", развитие Русского государства во времена правления Ивана Грозного.

Обучающийся – историк:

Слайд 13Второй том вышел в 1906 году. Он содержит двадцать девять лекций крупнейшего труда русского историка со времен Ивана Грозного до начала Северной войны в правление Петра Великого.

Обучающийся – историк:

Слайд 14 Третья книга В.О.Ключевского, выше6дшая в 1908 году, содержит двадцать пять лекций крупнейшего труда русского историка с времен правления Петра Великого до реформ Александра II в середине 19 века.

Читательский спрос на издания был огромен и поэтому параллельно происходило их переиздание. «Курс русской истории» остается памятником исторической мысли и содержит в себе концепцию исторического развития России.

Ключевский предполагал довести курс до середины 19 века, до «времени великих реформ», но не успел – 12 мая 1911 года после продолжительной болезни на 71 году жизни он скончался.

Обучающийся– историк:

Слайд 15В последние годы жизни Василий Осипович преподавал в училище живописи ваяния и зодчества. По его словам, он не столько читал здесь лекции, сколько приятно беседовал, отдыхал в обществе молодых художников, чрезвычайно интересовавшихся историей, предлагавших ему разные вопросы для обсуждения.

Среди его слушателей было немало будущих выдающихся художником, в том числе и В.А. Серов. Именно под впечатлением выразительный лекций Ключевского он создал свой знаменитый эскиз «Петр 1»

Обучающийся – историк:

Слайд 16 Среди тех, кто слушал лекции великого историка было много известных личностей, в том числе и Борис Пастернак – уже знаменитый к тому времени писатель. Один из слушателей впоследствии вспоминал: «Как сейчас помню одну из его лекций в «большой словесной» аудитории нового университетского корпуса…Задолго ещё до начала лекции несметное число слушателей собралось у дверей аудитории: тут были и филологи, и юристы, и медики, и математики, и естественники без различия семестров и курсов.

Ты что, на Ключевского? то и слышалось в толпе. Конечно! Конечно! Одного его только и слушаю...

Чтобы пробраться в аудиторию и занять себе место на лекцию, некоторые из студентов забирались в университет чуть ли не с раннего утра и терпеливо ожидали «желанного часа»...

Но вот и профессор… Пожилой, несколько сгорбившийся, торопливой походкой входит он на кафедру и первое время чувствует себя, видимо, смущённым под устремлёнными на него взорами и дружными аплодисментами студентов...»

В среде профессорских светил
Он путь свой славно проходил,
И весь учёный мир признал,
Что он историк — идеал.
Он с видом ласковым, приятным,
И с чувством добрым, необъятным
Всегда внимал студентов доле,
И был любимцем общим в школе.

Обучающийся – историк:

Слайд 17В последние годы жизни Василию Осиповичу пришлось принять некоторое участие в переустройстве академической и общей политической жизни России. Он принимал деятельное участие в обсуждении различных проектов и мер к обновлению университетского строя, был членом советской комиссии Московского университета.

Его вызывали в Петербург для участия в трудах комиссии о печати под председательством Д. Ф. Кобеко. Как авторитетного ученого, хорошо знающего прошлое России и могущего поэтому смотреть правильно и в ее будущее, Василия Осиповича привлекали и в особое совещание, собиравшееся в Петергофе под председательством Государя Императора в июле 1905 года для выработки положения о Государственной Думе.

В 1906 году Василий Осипович был избран в члены Государственного Совета от Академии наук и университетов, но немедленно отказался от этого звания за невозможностью жить в Петербурге. Василий Осипович не мог оторваться от основного дела своей жизни — построения научной истории России.

Кроме того, В. О. Ключевский являлся почётным членом Витебской учёной архивной комиссии.

Обучающийся – историк:

Слайд 18 В истории Московского университета имя Василия Осиповича останется незабвенно. Он на своем примере показал, сколь плодотворно может работать ученый в высшей школе, в живом общении с учащимися, доказать, что университет есть то самое место, где преимущественно может быть разрабатываема истинная наука, проникнутая девизом «Non scholae, sed vitae».

Впрочем, Василий Осипович понимал этот девиз не в том только смысле, что знать надо, чтобы жить, но и в том, что жить надо, чтобы знать.

Всю свою жизнь он посвятил исторической науке. Его жена Анисья Михайловна посвятила свою жизнь тому, чтобы всячески способствовать научной работе мужа.

Обучающийся– историк:

Слайд 19Деятельность В.О.Ключевского, его лекции, большая научная и педагогическая деятельность снискали ему огромный авторитет не только как учёного, но и как общественного деятеля, организатора отечественной науки. Кончина учёного 12 мая 1911 г. стала невосполнимой утратой.

Почил профессор знаменитый,
Учёной славою покрытый.
Труды его для поколений
Предметом будут изучений.
Его творения читая,
Всегда помянет Русь святая.

Обучающийся– историк:

Слайд 20Василий Ключевский всю свою жизнь был тесно связан с пензенским краем. После смерти историка в губернии было принято решение увековечить память о нем.

В 1966 году, к 125-летию со дня рождения ученого, была установлена мемориальная доска на доме, где прошли его детские годы, а улица Боевая— переименована в улицу Ключевского.

28 января 1991 года состоялось открытие первого в России музея Василия Ключевского, который занимается раскрытием неизвестных страниц из жизни историка.

За время работы его посетителями стали тысячи жителей Пензенской области и других регионов России. В 1995 году в музее побывал Александр Солженицын, в 1999 году в дни юбилейных торжеств по случаю 200-летия Пензенской епархии почетным гостем музея стал святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Среди посетителей музея были руководители Государственной думы РФ Борис Грызлов и Сергей Нарышкин, который поблагодарил сотрудников музея за бережное отношение к памяти Василия Ключевского.

Преподаватель:

Слайд 21 Но все-таки главное, нетленное наследие великого российского ученого – это его исторические труды, по которым изучают историю России во всех уважающих себя университетах мира.

А еще – это знаменитые афоризмы Василия Осиповича Ключевского, смысл и значение которых поражают своей глубиной. Вышла целая книга его знаменитых изречений.

Вот лишь некоторые из них:

В истории мы узнаем больше фактов и меньше понимаем смысл явлений.

Ни один народ в Европе не способен к такому напряжению труда на короткое время, какое может развивать великоросс.

Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения.

Гордость Отечеством обязывает быть достойным его сыном: без того она бахвальство и ничего более.

Великая идея в дурной среде извращается в ряд нелепостей.

Злой дурак злится на других за собственную глупость.

Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.

Жизнь учит лишь тех, кто ее изучает.

Закономерность исторических явлений обратно пропорциональна их духовности.

Крепкие слова не могут быть сильными доказательствами.

Кто смеется, тот не злится, потому что смеяться — значит прощать.

Люди ищут себя везде, только не в себе самих.

Надобно не жаловаться на то, что мало умных людей, а благодарить Бога за то, что они есть.

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла.

Достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства.

Чтобы согреть Россию, они готовы сжечь ее.

В России нет средних талантов, простых мастеров, а есть одинокие гении и миллионы никуда не годных людей. Гении ничего не могут сделать, потому что не имеют подмастерьев, а с миллионами ничего нельзя сделать, потому что у них нет мастеров. Первые бесполезны, потому что. их слишком мало; вторые беспомощны, потому что их слишком много.

Преподаватель:

Слайд 22 Итак, сегодня мы вспомнили ещё одного нашего великого земляка.

Что нового вы узнали для себя на сегодняшнем мероприятии?

Что вам понравилось и почему?

Преподаватель:

Слайд 23 А теперь давайте посмотрим, насколько внимательными слушателями были вы. Обратимся к нашему кроссворду. Итак, как же называлась улица Ключевского в то время, когда на ней жил Василий Осипович (ответ - Поповка)

Я думаю, что теперь проходя мимо памятника В.О.Ключевскому или по улице, носящей его имя, вы будете представлять себе конкретного человека так много сделавшего для становления исторической науки в нашей стране.

Спасибо за внимание.

Литература

1. А.П. Шикман. Деятели отечественной истории. Биографический справочник.- М., 2001.

2. М.В. Нечкина. Василий Осипович Ключевский. - М., 1999.

3. Очерки истории исторической науки в СССР, т. 2--3,- М., 1960.

4. В. И. Астахов. В. О. Ключевский -- выдающийся представитель буржуазной историографии пореформенного периода, в кн.: Курс лекций по русской историографии, ч. 2, 1993

5. А. А. Зимин. Формирование исторических взглядов В. О. Ключевского в 60 - е гг. XIX в., в сборнике: Исторические записки, т. 69, М., 2002.

6. Р. А. Киреева. В. О. Ключевский как историк русской исторической науки. - М.,2003.

7. Э. Г. Чумаченко. В. О. Ключевский - источниковед, М.,2001.

8. Крючкова, Е. А. Музей В. О. Ключевского // Пензенская энциклопедия / гл. ред. К. Д. Вишневский. - Пенза; М., 2001. - С. 357.

9. Дворжанский, А. И. Пензенские адреса Ключевского // Ключевский: сборник материалов. Вып. 1. – Пенза, 1995. – С. 91-96

10. Бернс, Р. Ф. Молодой Ключевский: "Под сенью колоколов" Пензы // Земство. — 1994. — N 4. — С. 34-59.

11. Коробов, С. Детство историка земляка: [Новое к биографии В. О. Ключевского] // Пензенская правда. – 1989. – 10 февраля.

Приложение 1

Кроссворд «В.О.Ключевский»

По горизонтали:

1. Как называлась улица Ключевского в 19в., в то время, когда на ней жил великий историк?

По вертикали:

Город, в котором прошли детские и юношеские годы В. О. Ключевского.

Великий русский художник, воодушевленный лекциями Ключевского на написание серии картин о Петре I.

Царь, прорубивший «окно в Европу»

Профессор Московского университета, учитель В. О. Ключевского.

Месяц, в котором родился Ключевский.

Духовный титул отца Ключевского.

Диссертация Ключевского называлась «Боярская……..древней Руси.».

 

2

 

4

 

6

7

   

5

   
         

1

 

3

       
             
           
         
     

 


Презентация к внеклассному мероприятию по В.О. Ключевскому
PPTX / 8.91 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.