12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Корчагина Евгения Руслановна117
Личные качества: — ответственность, — стрессоустойчивость, — организованность, — любовь к детям, — внимательность, — доброжелательность, — аккуратность, — коммуникабельность, — творческий подход к работе. Семейное положение: замужем. Дети: есть.
Россия, Татарстан респ., с.Ташкирмень


 

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Внеклассного мероприятия по курсу ОРКСЭ

в 4 классе

(модуль «Основы религиозных культур народов России»

«Праздник Покрова Пресвятой Богородицы»

 

Разработала: Корчагина Евгения Руслановна

 

учитель начальных классов

РТ Лаишевский муниципальный район с.Ташкирмень

2018год

Введение

Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека. Бороться с этим пагубным влиянием необходимо всем просвещенным членам общества, особенно тем, которые имеют возможность оказывать непосредственное воздействие на подрастающее поколение - учителям, психологам, воспитателям. В сегодняшней ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народных традиций, духовных ценностей приобретает более сильное значение.

Но, с другой стороны, уровень духовной культуры у подрастающего поколения поднимается все же очень медленно. Несмотря на установленные нормы и приоритеты, у российских граждан отсутствуют нравственно ориентированные ценности. Привлекательной становится «легкая культура», освоение которой не требует от человека серьезной умственной и душевной работы. Проявляются низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание ее закономерностей, преобладание абстрактных, схематических представлений о прошлом, идет процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Само по себе образование не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, ибо воспитанность - это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку. К.Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания». Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей. Психологи установили, что именно младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Это позволяет своевременно заложить нравственный фундамент развитию личности. И снова тот же К.Д.Ушинский писал: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека...». Именно поэтому я обратилась к нравственным ценностям, к национальной культуре нашего народа.

Актуальность этой проблемы в наше время приводит к мысли, что нам, педагогам, необходимо проводить с детьми громадную работу в данном направлении: от возрождения колыбельной, умения рассказывать детям сказки и предания своего народа, до приобщения детей к высотам классической, отечественной и мировой литературы, театра, музыки.

Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Традиции являются формой жизни детей, школы. Традиции имеют особенность праздничности, торжественности, и поэтому играют особую роль. В традициях формируются культуры чувств, воспитывается эмоциональная чуткость, умение чувствовать и воспринимать прекрасное и т д.

Духовно-нравственное и социальное развитие личности младшего школьника посредством его приобщения к ценностям русской культуры и освоения духовно-нравственных традиций русского народа является основополагающей отправной точкой в социальной жизни ребенка, развитием его духовного, психического и физического здоровья.

Особую роль в приобщении ребенка к народной культуре играют народные праздники как средство выражения национального характера, яркая форма отдыха взрослых (педагогов и родителей) и детей, объединенных совместными действиями, общим переживанием. Участие школьников и родителей в празднике создаёт условие не только для их знакомства с национальной культурой, а предоставляется возможность активно действовать и взаимодействовать с другими сверстниками и родителями других воспитанников.

Для духовно-нравственного воспитания в свой воспитательный план работы я обязательно включаю проведение сезонных праздников: осенью — «Осенины»; « Праздник Покрова Пресвятой Богородицы», зимой — «Новый год», «Рождество», «Крещенские посиделки», «День Защитников Отечества», «Масленица»; весной— «Благовещенье», «Праздник птиц», «Светлое Христово Воскресенье - Пасха Господня», «Троица».

Дети вместе со взрослыми исследуют особенности каждого народного праздника. Школьники устанавливают его взаимосвязь с сезонными изменениями в природе, с трудом предков в прошлом и взрослых в настоящее время, а так же с важными датами, событиями в общественной жизни. В этом очень помогает курс ОРКСЭ и учебник «Основы религиозных культур народов России» под редакцией А.Н. Сахарова и К.А. Кочегарова.

И в связи со всем сказанным, целью данной методической разработки является приобщение детей к традиционным для православной России. Духовно – нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребёнка и его личностных дарований, активизация позитивных отношений ребёнка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде. Создание игрового и образовательного пространства жизнедеятельности ребёнка.

 

1.Аннотация

На занятии рассказывается история возникновения праздника, особенности богослужения, раскрывается богословский смысл праздника, а также значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Данная разработка предназначена для детей младшего школьного возраста (7 -10лет) в условиях школы, в рамках реализации плана по духовно – нравственному воспитанию, а также может быть рекомендована для детей 5-6 классов школы, для организаций дополнительного образования , для педагогов и родителей.

Цель занятия: 

Познакомить учащихся с историей возникновения праздника на Руси, а также с традициями празднования Покрова Божией Матери.

Задачи:

Предметные:

Расширять представления о празднике – Покров Пресвятой Богородицы;

Продолжить формирование интереса учащихся к литературе, живописи, народной музыке.

Развивать художественный вкус и интерес к традициям русской народной культуры

Метапредметные:

Познавательные

Развитие умений и навыков осуществлять деятельность в разных видах и формах;

Приобщить учащихся к миру русского быта, к миру русских православных традиций.

Изучать традиции и обычаи русского народа;

Регулятивные:

Способствовать развитию волевых качеств учащихся при включение детей в игровую деятельность.

Коммуникативные:

Создание ситуаций для высказывания своей точки зрения в обсуждении вопросов в паре

и коллективе;

Обеспечение условий для формирования собственного отношения к фольклорному

произведению;

Личностные:

Воспитание уважительного отношения к историческому прошлому России;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Развитие высокой творческой активности при выполнении коллективных и индивидуальных

заданий.

Особенности занятия:

Внеклассное мероприятие на тему «Праздник Покрова Пресвятой Богородицы» проводится с учащимися 4 класса. Это мероприятие продолжает цикл праздников проводимых мною по курсу ОРКСЭ, на тему: «Христианские праздники», продолжаем знакомиться с традициями русского народа, и формируем нравственные ценности. При проектировании занятия мною были использованы личностно-ориентированный, индивидуальный подходы.

Тип занятия:

Урок-праздник

Методы:

Беседа, устный рассказ, самостоятельная работа с источником информации, методы проблемного обучения, рефлексия. Песня, танец, хоровод, музыкальная игра, подвижная игра, игра-драматизация.

Педагогические технологии:

Технология обучения в сотрудничестве; объяснительно – иллюстративная технология; игровая технология; здоровьесберегающая технология.

Актуальность: 

«Без памяти – нет традиций. Без традиций – нет культуры, без культуры нет воспитания, без воспитания – нет духовности, без духовности – нет личности, без личности – нет народа, как исторической личности».

Основные понятия:

В ходе данного праздника ученики знакомятся с такими ценностями, как - ценность веры, любовь к Богу, доброта и тепло семьи, честность и порядочность друзей, надежность милосердие.

Планируемые результаты:

1.Ученики обладают начальными знаниями об истории возникновения праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

2.Узнают икону Покров Пресвятой Богородицы.

3. Проявят инициативность и самостоятельность.

4.Овладеют разными видами и формами игры.

5.Узнают пословицы и поговорки, народные приметы о празднике.

В результате таких занятий по духовно-нравственному воспитанию у учащихся развиваются такие качества личности: как совесть, прощение, примирение, стыдливость, милосердие, честность, доброта, любовь, отзывчивость.

Фольклор – богатейший источник познавательного нравственного развития детей. Здесь сохранились особые черты русского характера. С помощью фольклора дети лучше узнают исторические, трудовые традиции русского народа. В результате их освоения происходит развитие интереса к народной культуре, ее духовным ценностям.

История возникновения праздника.

В древней русской летописи, которая называется «Повесть временных лет», рассказывается, как в 866 году киевские князья Аскольд и Дир с огромным флотом – на двухстах кораблях! – совершили набег на великую христианскую империю – Византию. Они осадили столицу Византии – Константинополь, которую наши предки называли «Царьград» за его красоту и величие.

Весь народ греческий, от мала до велика, включая самого императора и императрицу, собрался тогда во Влахернском храме, в котором хранилась великая святыни христиан – ризу (одежду) и покров (большой головной платок) Пресвятой Богородицы. Греки были уверены, что нашествие врагов на Константинополь попустил (то есть допустил) Господь за их грешную жизнь.

Сокрушаясь о своих грехах, жители Царьграда молили Небесную Заступницу защитить город от неприятеля. До самой ночи молились люди во Влахернском храме. И Матерь Божия услышала эти мольбы.

Глубокой ночью двое из предстоящих и молящихся в храме — блаженный Андрей Юродивый и ученик его Епифаний увидели, что Богородица явилась в храм в окружении многих святых и ангелов. Они увидели, как под куполом храма, стоя словно на облаке, Царица Небесная, преклонивши колена, со слезами молилась за всех, кто был в церкви. Затем Она сняла со Своей головы ослепительное покрывало (покров, омофор) и распростёрла его над молящимися, как бы защищая и покрывая их.

После этого чудесного видения император Михаил и патриарх Фотий с крестным ходом бережно понесли на берег Босфора величайшую святыню, хранившуюся в храме — чудотворную ризу Богоматери, — и с молитвой погрузили ее в воду. В тот же миг поднялась на море буря, разметала корабли князей Аскольда и Дира, многие разбила вдребезги.

Пораженные чудом победы силы духа над силой оружия, Аскольд и Дир, вернувшись домой, приняли Святое Крещение...

В этой истории есть ещё один замечательный факт: дело в том, что святой Андрей, увидевший чудо заступничества Божией Матери за христиан, был славянин – «русич» по рождению, попавший в плен и проданный затем в рабство византийцу Феогносту, – то есть тоже наш предок.

 

Прошло много лет. Наша родина – древняя Русь – стала христианской страной. Праздник Покрова стал в России одним из самых любимых. В честь него писались иконы, строилось множество храмов, Самые знаменитые из них – храм Покрова Божией Матери на Рву, который в народе называют храмом Василия Блаженного, на Красной площади в Москве, и знаменитый Покров на Нерли.

В XII веке русский князь Андрей Боголюбский в память о своём любимом, погибшем в бою с булгарами, сыне Изяславе построил на реке Нерль храм удивительной красоты – и назвал этот храм в честь Покрова Божией Матери. Легкий, одноглавый, похожий издали на воина в серебряном шлеме и белокаменной рубахе, стоит этот храм и по сей день.

Князь Андрей и установил на Руси празднование этого праздника – Покрова Пресвятой Богородицы.

 

 

Основная часть

Тема

Праздник Покрова Пресвятой Богородицы .

Цель

Познакомить учащихся с историей возникновения праздника на Руси, а также с традициями празднования Покрова Божией Матери.

Основное содержание темы, термины и понятия

Значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы, «покров», листобой, листопад, грязник. Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха.

Планируемый результат

Предметные результаты

УУД

Узнают историю возникновения праздника, особенности богослужения, раскроют богословский смысл праздника, а также узнают значение праздника Покрова Пресвятой Богородицы.

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; планировать определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Познавательные УУД: самостоятельное создание способов решения проблем творческого поискового характера;

научится осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий в дополнительной литературе.

Коммуникативные УУД:

формулировать собственное мнение и позицию; понимать возможности различных позиций и точек зрения на какой-либо предмет или вопрос; уметь аргументировать свое предложение, убеждать и уступать

Личностные УУД:

- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

- способность к самооценке


 

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Окружающий мир, Литературное чтение и Русский язык

Фронтальная, индивидуальная, групповая. Работав парах.

Книга для ученика по курсу ОРКСЭ «Основы религиозных культур народов России» (4 класс)/ Авторы – А.Н.Сахаров,К.А.Кочегаров.

колокольный звон, церковные песнопения, музыкальные произведения русских классиков, видеоролик-песня «Покров Богородицы».

детские рисунки, посвященные празднику Покрова.

 

Этап урока

Цель

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты, комментарии

1. Организационный момент.

Создать благоприятный психологический климат в классе

Приветствие.

Здравствуйте, дорогие дети и взрослые! Большинство людей на земном шаре являются верующими. Одни с рождения, с молоком матери, начинают впитывать первые религиозные каноны и догмы, другие приходят к этому позже, самостоятельно. Верующие люди чтут святые писания и отмечают великие культовые праздники. Одним из первопрестольных торжеств для православных является  Покров Пресвятой Богородицы (Покрова´). Это светлый праздник, окутанный множеством традиций и поверий, был установлен Русской православной церковью  в середине 12 века и отмечается ежегодно 14 октября. Проявил заботу об этом святой князь Андрей Боголюбский, внук Владимира Мономаха. По старому стилю Юлианского календаря летоисчисления это дата была иная – 1 октября

Приготовление к уроку.
Приветствие учителя.

Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
Следование в поведении моральным и этическим требованиям.
Метапредметные:
Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2. Мотивация к деятельности

Мотивировать учащихся на изучение темы.

Ребята, скажите, а какой источник информации знакомит нас с тем, какой праздник празднуется? А если это праздник религиозный, христианский? (православный календарь)


 

Октябрь – это коренной осенний месяц, середина. Ещё с древности русские люди дали ему название, да и не одно: листобой, листопад, грязник. Месяц считался спокойным, тихим временем. Работы в поле закончились, и люди начинали заниматься домашними семейными делами. В октябре чаще всего начиналась пора свадеб, и месяц получил ещё одно прозвище – свадебник, «месяц ненастья – начало семейного счастья».
Именно в октябре отмечается особый по христианскому календарю праздник – Покров Пресвятой Богородицы.

Ученик читает стихотворение Рутенина

«Осень. Покров»

Слякоть пусть и бездорожье -

Не скучай, потупя взор!

Ведь над нами Матерь Божья

Простирает омофор!

От всего на свете злого

Лес, и поле, и дома -

Укрывает всех Покровом

Богородица Сама!

-Догадались, о чём мы будем сегодня говорить?

Праздник нынче к нам пришел,

батюшка Покров.

Какая красивая на Покров осень,

какой золотой ковёр!

И в гости сегодня, ребята,

К нам праздник осенний пришёл

 

ответы учащихся

Слушание стихотворения

 

Ответы учащихся.

Совместно с учителем формулируют задачи урока.

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

3. Учебно-познавательная деятельность

 

воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традиции, героическому прошлому, многонациональной культуре

Актуализация знаний:

Что вы знаете об этом празднике? А что зна­чит «покров»?

В этот день мы вспоминаем, что Дева Мария покрывает нас Своим Пресветлым Покровом, защищает нас от всяких бед. Всмотритесь в образ Покрова Пресвятой Богородицы… Подобно тому, как покрывается осенью земля разноцветным ковром из листьев, так и Пресвятая Богородица покрывает нас белоснежным, щедрым, благодатным Своим Покровом.

Ученик

Подступали к Царьграду враги.
Христиане молились всю ночь.
Боже праведный, помоги!
Кто им мог, кроме Бога помочь?
Над скорбями молящих свое покрывало
Божья Матерь защитой простерла.
Отступили враги, будто их не бывало,
Улетели от города вороны.
С той поры, вот уж много веков,
Долгожданный, кого не спроси,
Величается Божий Покров,


 

-И с тех пор люди в знак благодарности стали отмечать этот праздник.

На Покров люди старались наблюдать за погодой, чтобы узнать, какой будет зима. Ведь на праздник Покрова происходит первая встреча с зимой. В народе так и говорили:

«На Покров до обеда – осень, а после обеда – зимушка-зима! »

Ученик

Осень землю покрывает

Пестрым, праздничным ковром,

Так природа поздравляет

Нас с великим Покровом

Ученик

-От всего на свете злого Лес, и поле, и дома –

Покрывает все Покровом Богородица сама.

Учитель

А если Покров случался теплым, то люди устраивали в этот день последний сбор грибов и спешили скорее домой, потому что, по поверьям, в этот день в лесу находиться допоздна было опасно – люди говорили, что перед уходом на зимнюю спячку там Леший хулиганил. А давайте и мы с вами последний раз соберем грибы.

Ответы на поставленные вопросы, используя свои наблюдения и имеющиеся знания.

Фронтальная работа.

Читают текст учебника.

 

Коммуникативные УУД:

Познавательные УУД

Динамическая пауза

Смена вида деятельности создает условия для снятия переутомления у детей.

Игра "Собери грибы ложкой»

В игре участвуют по 2 человека. На пол рассыпают 6 — 8 грибов вырезанных из картофеля. Детям дают по корзинке и по деревянной ложке. По сигналу они начинают собирать «грибы» ложкой, по одной штуке, и класть ее в корзинку. Побеждает ребенок, собравший больше грибов. (звучит веселая музыка)

На слайдах расположены правила проведения игры для учащихся.

 

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Отдохнуть и перестроиться на следующий этап работы.

4.Интеллектуально – преобразовательная деятельность

развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему овладению материала

Каждый православный праздник имеет свои обычаи и традиции.

-Город Константинополь находится далеко, и наши предки, русские крестьяне, никогда его не видели. Зато они были зорки и приметливы к окружающей их родной природе, а потому всё переиначили на свой древнерусский лад: По времени праздник Покрова Божией Матери совпал с «первым зазимьем» – началом зимы. 14 октября у нас в России часто выпадает первый снег и покрывает землю прекрасным белоснежным покровом – словно специально украшает её в честь празднования Покрова Пресвятой Богородицы.

-А кто знает стихотворение о первом снеге?

Ученик


 

Первый снег был щедрым очень,
Только сил не рассчитал.
В город к нам пришел он ночью,
А к утру уснул, устал.

Все деревья в парке старом
Охраняли первый сон.
И, казалось, что недаром
Выбрал это место он.

Даже ветер не решился
Здесь нарушить тишину,
Пригляделся, покружился
И умчался в вышину.

Учитель

Духовное содержание праздника говорит о том, что Пресвятая Богородица постоянно молится за христиан. Где бы ни находились верующие, Ее божественный покров простерт над ними, Ее непрестанная молитва хранит их от бед, умудряет и дает силу нести свой крест!

Ученики:

1.…И нет больше осенней грязи – земля становится белой, чистой.

«До обеда осень, а после обеда зима», - говорили крестьяне.  

2.Птицы к этому времени покидают родные места и косяками улетают на юг.

В этот день сжигали старые соломенные матрасы и лапти, приговаривая:

«Батюшка-Покров, натопи нашу хату без дров».

Потом всё мыли и чистили, а чтобы отогнать болезни, ребятишек обливали на пороге дома водой. С Покрова крестьяне начинают конопатить свои избы, затыкают окна, приговаривая при этом: «Захвати тепло до Покрова», то есть почини избу

«Батюшка Покров, покрой нашу избу теплом, а меня добром».

3.В этот день в первый раз топят печки. Пекут блинцы. Это называется «запекать углы».

4.Покров – время, когда хороводы заканчивались и начиналось время посиделок.

Обычно девушки собирались по понедельникам, средам и пятницам в специально нанятой избе или у той девушки, у которой изба была просторнее других. Посиделки продолжались с заката до полуночи, девушки пряли или вышивали будущее приданое. Иногда к ним присоединялись парни, которые плели лапти или вили веревки. Во время работы участники пели протяжные песни, частушки. 

5.На Покров играли свадьбы: урожай убран, в хозяйстве достаток, появилось свободное время. Так что в день Покрова девушки пораньше бежали в церковь и ставили Богоматери праздничную свечу. Какая раньше других поставит, та первой и замуж выйдет.

6.С Покрова начинались Покровские ярмарки.

Ярмарка – это не только торговля, это праздник мудрости, мастерства и, конечно, балаганов, фокусников, Петрушек, каруселей. Многие собирались на этот праздник не за товарами, а за весельем – «на народ посмотреть и себя показать», поучаствовать в играх, праздничных развлечениях.

Подготовка сообщений о традициях и обычаях (учащиеся)

Свадьбы на Покров
Приметы связанные с погодой
Покровские народные обряды

Чтение стихов учениками.

 

Слушание колокольного звона.

Личностные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Познавательные УУД

5. Первичная проверка понимания обучающимися изученного материала

Проверить понимание изученного материала путем творческой работы.

Дать возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах

укрепление здоровья, содействие гармоническому физическому развитию и всесторонней физической подготовленности;

- Учитель

Осень – на ковре-самолете летела. Ветер северный – за погонщика, птицы – за указчика. Издалека шла, радости, веселья сюда принесла. А чем вы ее встретите, какие пословицы, приметы, присловья об осени расскажите?

1 К. 

- Если в день свадьбы на Покров выпадает снег - счастье молодым

-Каков Покров, такова Зимушка-зима.

-Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера – к холодной.

-Вот так Покров: белые мухи на нос садятся.

- Если на Покров ветрено, будет большой спрос на невест»,


 

2 К. 

-Покров – первое зазимье.

-На Покров до обеда осень, а после обеда – зима.

-В Покров – последний сбор плодов.

-Если лист с дуба и березы на Покров упадет чисто к легкому году, а не чисто к суровой зиме

- Если выпадет снег, то это предвещает много свадеб»,

 

Учитель: Для русского крестьянина праздник Покрова исстари был ещё и праздником, который подводил итоги сельскохозяйственного года. Считалось, что с Покрова начинается первое зазимье. Домашний скот закармливали “дожиночным”, “пожинальным” (то есть последним) снопом и с Покрова уже не выгоняли скотину на пастбища, даже если не было снега. Скот держали в хлевах и переводили с этого дня на зимний корм. К этому дню должен быть убран весь урожай, как считали на селе: “На Покров – последний сбор плодов”.

Ученик;

По полям уверенно выступает осень.
Ветер по-осеннему резок и суров.
Что за год ты сделал? – спросит
Каждого хозяина батюшка Покров.
– А собрали ли вы урожай в закрома,
Запасли овощей, сладких ягод, грибов,
Утеплили подворье и собственный кров? – 
Вот сегодня о чем строго спросит Покров.


 

- Ведь еще на Покров выпадал снег, который укрывал землю белым покрывалом, оберегая растения земли от лютых зимних холодов.

Учитель: А теперь отдохнем и поиграем

«Собери кленовый листочек »

В игре участвуют 2 ребенка. На 2 подносах лежат по 1 кленовому листочку, разрезанному на части. По команде дети под музыку собирают по частям листочек. Побеждает тот, кто первый составит листочек из разрозненных частичек.

"Золушка"

Следующий конкурс для наших девочек и называется он "Золушка". Я думаю, все очень хорошо знакомы с этой сказкой. Так вот в начале сказки злая мачеха задала много работы бедной золушке, что бы та смогла поехать с ней и ее дочерями на бал. И одной из тех работ было отделить горох от чечевицы. Вот и нашим девочкам предстоит побывать в роли золушки и отделить горох от фасоли. Оценивается скорость и качество.

Работают в командах

Слушают песнопение: «Покров Пресвятой Богородицы»

Формирование

регулятивных УУД

Коммуникативные УУД

Работа в команде

Индивидуальная помощь учителя обучающимся  в выполнении заданий

Осуществляют проверку.

6.Закрепление новых знаний и способов деятельности.

Организовать деятельность обучающихся по применению знаний и умений, полученных в процессе изучения;
- стимулировать интерес обучающихся к выполнению заданий.

создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (монологическая, диалогическая речь)

-А вот как об этом празднике говорит мальчик, герой повести Ивана Шмелева «Лето Господне».

Ученик.

«Так вот что это - Покров! Это - там, высоко, за звездами: там -Покров, всю землю покрывает, ограждает. Горкин говорит: "Сама Пречистая на большой высоте стоит, с Крестителем Господним и тво им ангелом - Иван-Богословом и со ангельскими воинствами и дер жит над всей землей великий Покров - омофор, и освящается небо и земля, и все церкви засветятся, и люди возвеселятся".

А я - увижу? Нет: далеко, за звездами. А один святой человек видел, дадено ему было видеть и нам возвестить - в старинном то граде было, - чтобы не устрашились люди, а жили - радовались. - Потому, милок, и не страшно нам ничего, под таким-то Покровом ».

Ученик

Мы на празднике сегодня

Славно время проведем

Чтобы было веселее

Песню дружно все споём.


 

Песню исполняет коллектив «Комеш»


 

Ученики:

1-й. Нынче осени встречаем
Всем народом именины!
Дружно вместе отмечаем
Золотые Осенины!
 

2-й. Праздник всем селом справляем
В день Покрова, в Осенины,
Всем девицам мы желаем
Женихов найти красивых!
 

3-й. А родным односельчанам
Счастья, радости, успехов!
Чтобы музыка звучала,
Рассыпаясь звонким смехом!
 

4-й. В этот праздник светлый, яркий,
Золотой, чудесный
Принимайте наш подарок —
Пляски наши, песни!


5-й. Чудо-песни, переплясы
Приготовили для вас!
Мы желаем всем вам счастья
В Осенины! В добрый час!

Учитель:

Вы все умеете: петь, играть, загадки разгадывать. А шутить умеете?

Выбегают мальчики (сценка)

1.Сегодня вас ждут и веселье и шутки,

Скучать вы не будете здесь ни минутки.



 

2.Фома да Ерема (вместе): Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба (показывают на себя, затем друг на друга): Фома да Ерема (кланяются и теряют колпаки).

Вместе. Низко поклонились – колпаки свалились!

Фома. (надевает колпак) Колпак надеваем…

Ерема. Снова начинаем!

Вместе. Здравствуйте, честной народ!

Мы пришли к вам оба:

Фома да Ерема!

Фома. Людей посмотреть (садится на край ширмы).

Ерема. Себя показать (садится рядом).

Вместе. Да небылицы вам рассказать (смотрят друг на друга, шутливо друг друга подталкивают).

Фома. Подвинься.

Ерема. Нет, ты подвинься!

Фома вредный, голос медный, сам с кувшин,

голова с аршин! (смеется).

Ерема. Шутку любишь над Фомой – так люби и над собой:

Ерему поднимали – животы надорвали!

Фома. (толкает Ерему локтем) Начинай!

Ерема. Нет, ты начинай!

Поют

Заяц на небо взглянул:
Там землетрясенье,
И из тучки на него 
Капало варенье.

Сидит ежик на сосне –
Новая рубашка,
На головке сапожок.
На ноге фуражка.

Бух, бух, бух, бух захватило, братцы, дух!

Ух, ух, ух, ух! Попляши, Фома, за двух!”

Фанту – за игру,
А Фоме - за пляску,
Дайте Фоме– калачей,
А нам баранок связку!

Бух, бух, бух, бух захватило, братцы, дух!

Ух, ух, ух, ух! Попляши, Фома, за двух!”

Настал батюшка-Покров,
Настала нам гуляночка.
Скоро – скоро нам сыграет
Звонкая тальяночка.

Бух, бух, бух, бух захватило, братцы, дух!

Ух, ух, ух, ух! Попляши, Фома, за двух!”

Слушают отрывок


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Слушают:

церковные песнопения, музыкальные произведения русских классиков, видеоролик-песня «Покров Богородицы


 

Регулятивные УУД

7. Подведение итогов урока.

Установить степень усвоения темы; подвести итог проделанной работы на уроке.

Учитель

Как вы видите, праздник Покрова Пресвятой Богородицы — очень любимый в народе праздник, с богатой историей и традициями, которым интересно и полезно следовать

Ответы детей.

Учащиеся отвечают на вопросы

Личностные:
Проявление познавательной инициативы.

Высказывание своего мнения. Аргументация своего мнения. Развитие умения делать выводы.
Предметные:
Закрепление знаний о празднике.
Умение оценивать достигнутые результаты.

8. Рефлексия деятельности.

Научить учащихся
- оценивать результат своей деятельности;
- оценивать результат учебной деятельности;

 

Учитель

На столе у нас блины, 
Пышки и ватрушки… 
Так споем же под чаек 
Чайные частушки!

 

1.На осеннем на лугу 
Укусил комар блоху 
Сидит заяц на березе, 
Помирает со смеху.

2.Подавай мне чашку чаю, 
Ведь тебе не жалко чаю, 
В чае я души не чаю, 
В пляске тоже не подкачаю.

3.В пляске не жалей ботинок, 
Подавай-ка чай друзьям, 
Если в чашке есть чаинки, 
Значит, письма пишут нам.

4.Самовар, блестит, кипя, 
Чай в нем пенится, 
Погляди-ка на себя – 
Ну и отраженьице

5.Я чай пила, самоварничала, 
Всю посуду перебила – накухарничала. 
Мы частушки вам пропели, 
А теперь торопят нас.

До свидания, мы с частушкой 
К вам придем еще не раз.

Учитель:

-А сейчас пора не сено грести, а итоги подвести.

Вот и закончился наш праздник, посвященный великому празднику Покрова и дню Матери! Желаем всем Помощи Божьей и Покрова Пречистой Матери над вашими семьями!

- Ребята, скажите о каком осеннем празднике, мы сегодня говорили? (Покров.)

- А почему его так называли? (Потому что землю покрывает белый снег, как покрывало. Природа засыпает под покрывалом до весны.)

- Молодцы, спасибо за занятие!

Божия Матерь пусть вас защищает

и всегда пусть вас оберегает

От грозящих вам в жизни невзгод,

и пусть вера всегда в вас живёт!


 

Гости, дорогие, угощайтесь блинами, пирогами, да вспоминайте праздник Покров. До свидания!

Исполняются чайные частушки (1 и 2 командами по очереди)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности


 


 

Личностные:
- Эмоционально-ценностное отношение к изучаемой деятельности.
Регулятивные:
- умения осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью.
Предметные: - умения систематизировать знания по теме.


 

Заключение

Для нашей школы праздник Покрова стал традиционным. Этот праздник стараемся отмечать ежегодно. Проходит он в школе, ярко весело, собираются родители, ученики, выступает детский фольклорный коллектив «Комеш». А начинается он с выставки, где ученики нашей школы показывают свои поделки изготовленные на занятиях .



 

Приложение

1.Барылкина Л.П., Яровая Л.Н. Внеклассные мероприятия. -М.: ВАКО,2004.-184с.

2.Воробьёва О.Я. Коммуникативные технологии в школе. – Волгоград: Учитель, 2008.-141 с.

3.Мартынова Я.Ю. Внекласные мероприятия в начальной школе: игры, викторины, праздники, классные часы, материалы для газет, стендов. – Волгоград: Учитель,2006. – 207 с.

4. Ушакова О.Д. Пословицы и поговорки: Словарик школьника. – СПб: Издательский Дом «Литера», 2010- 96 с.

5. Интернет

 

Опубликовано в группе «Классный час для учащихся начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.