Урок для 4 класса «Праздники в религиях мира»
Пояснительная записка к презентации
ОРКСЭ
Тема: Праздники в религиях мира.
Цель: осознать ценность праздников в христианстве и буддизме и уважительного отношения к традициям религиозных праздников.
Задачи:
- познакомить детей с праздниками в разных религиях мира (христианство, буддизм), которые отмечаются в зимнее время года: Рождество, Крещенье, Саагалган и обычаями, связанными с этими праздниками (как проводятся, поздравления, подарки, значение)
- расширить представление о многообразии праздников в религиях мира;
- способствовать воспитанию доброжелательности, уважения к традициям представителей различных религий
Метапредметные целевые ориентиры:
- способствовать формированию умений смыслового чтения;
- способствовать работа с информацией, представленной в разном виде (текстовая, графическая, в табличном виде);
- совершенствовать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
-способствовать становлению коммуникативных навыков и культуры выражения мысли;
Планируемые результаты:
Личностные:
– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;
– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
Метапредметные:
- развитие коммуникативных умений работы с учителем и одноклассниками;
- развитие умения строить монологический рассказ и культуры выражения мысли;
- способность принимать и сохранять учебные цели и задачи.
Предметные:
- формирование представлений о религиозных праздниках, поздравлениях, подарках.
– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа.
Основные термины и понятия: Рождество, Сочельник, Крещение, Сагаалган.
Оборудование: мультимедийная презентация, учебное пособие, дидактические карточки.
Форма работы: фронтальная, парная.
Методы: беседа, наглядные (демонстрация и работа с иллюстративным материалом), эвристический, творческая мастерская.
Ход урока:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Примечание |
||||||||
1.Орг. момент (эмоц. настрой) |
1)Добрый день, ребята! Я рада вас видеть и очень хочу провести интересный урок. 2) Вначале я бы хотела с вами поздороваться. Но я не хочу просто сказать вам – здравствуйте. Давайте вместе в Вами сыграем в игру «Здравствуйте». Повернитесь друг к другу, улыбнитесь, поднимите вверх ладошки и повторяйте вслед за нами: - большой палец- желаю - указательный – успеха - средний – большого - безымянный – во всём - мизинец – и везде - всей ладонью прикоснуться – здравствуй. Желаю вам всего хорошего и получить новые знания! |
участвуют в игре: делают движения пальцами рук |
учитель с одним учеником |
||||||||
2. Вводно- мотив. этап - определение т/у |
1. Ребята, обратите внимание на слайд. Помогите мне определить тему нашего урока. Что вы можете сказать? Что видите? Можете ли вы сказать, о чём сегодня на уроке мы с вами будем беседовать? |
дети отвечают – о праздниках |
1 слайд – метод кроссенса (ассоциативный ряд с иллюстрациями праздников) |
||||||||
3. Актуализация знаний |
- что такое праздник? - что вы знаете о праздниках? - какие праздники знаете? |
дети объясняют |
2 слайд- из словаря Ожегова: «Праздник — день торжества, установленный в честь или в память кого, либо, чего-нибудь». |
||||||||
4. Постановка задач урока (постановка проблемы урока) |
1) Очень интересно узнать, а что вы точно знаете о праздника? У вас для работы в парах имеется таблица, обсудите с одноклассником и заполните её. 2) И что же у вас получилось? 3) А вы хотите узнать больше о религиозных праздниках? Что же нам для этого нужно сделать? 4) Я, также как и вы, не очень много знаю о религиозных праздниках. И очень хочу вас помочь мне и и себе узнать о них побольше. |
дети заполняют таблицу в парах
-дети зачитывают свои работы, дополняют друг друга - дети озвучивают шаги- задачи |
фиксировать задачи на доске |
||||||||
5. Основной этап |
1) А откуда мы можем узнать информацию о религиозных праздниках? Тогда предлагаю вам сначала провести «мозговой штурм» при работе с учебником. У каждой пары есть описание праздников, прочитайте тексты и ответьте, о каком празднике идёт речь. Молодцы! 2) Мы сегодня рассмотрим с вами праздники, которые отмечают в христианстве и буддизме зимой. Подскажите, что это за праздники? (просмотр ролика, рассказ учителя с демонстрацией слайдов) 3) Я сегодня готовилась к встрече с вами и задумалась вот над таким вопросом: зачем человеку нужны праздники. Вы как думаете? 4) Праздник должен быть у каждого. В какой бы ситуации не находился человек для праздника, всегда должны найтись время, место, возможности. Да, да — именно должны, потому, что без праздников это будет не жизнь человека, а существование робота. Праздники появились вместе с появлением самого человека, и ни войны, ни засуха, ни что не могло отменить праздника. Тот, кто думает, что праздники не нужны – скучный человек, который, как в болоте, погряз в серых буднях и своих проблемах. Такого человека нужно срочно спасать и подарить просто так большой букет цветов или что-то столь же приятное. Праздники – это всегда надежда, радость, положительные эмоции. Все люди всегда ждут хорошего. 5) А теперь, ребята, ещё раз прошу обратить внимание на слайд. Что вы можете сказать? Конечно, это всё подарки. А можете эти подарки разделить по религиям – христианство и буддизм. (или вопрос – в какой религии дарят такие подарки, а буддизме - кому)
На любой праздник мы стараемся дарить подарки. Несмотря на свою веру. Ведь может буддист подарить подарок в свой праздник христианину, а христианин – буддисту? Конечно, да. Да и подарки не должны быть дорогими. 6) А зачем мы дарим подарки? Самое главное назначение подарков в разных религиях мира – оказать внимание родным, друзьям, взрослым и детям, у которых беда или грусть. Подарить им праздничное настроение и веру в будущее. |
работа в паре над текстами
- дети озвучивают свои ответы ответы детей предположения детей дети отвечают – на всех иллюстрациях – подарки. - дети распределяют подарки по религиям на доске :
- ответы детей |
взяты праздники: Рождество, Сагаалган, Пасха, Сочельник, Троица, Рождение Будды, Крещение 3 слайд – зачем человеку праздники? (шары) - фиксировать ответы на доске 4 слайд – |
||||||||
Рефлексия |
1) В начале урока мы с вами определили задачи. Давайте посмотрим, удалось ли нам их решить. 2) Я думаю, что сегодняшний урок мне пошёл на пользу. Я узнала много интересного. А какие впечатления у Вас, давайте узнаем по вашим ладошкам, которые есть у каждого из вас. |
дети участвуют в оценивании решения задач урока дети раскрашивают пальчики на ладошках по инструкции по слайду большой- подарю праздник своим родным и друзьям - указательный – узнал много интересного -средний – ещё хочу что-нибудь узнать - безымянный – расскажу своим родителям об уроке - мизинец – ничего нового не узнал |
открываем часть доски и ставим плюсы, если задача решена 5 слайд – с оценкой |
||||||||
Итог урока |
И вам и нашим гостям сегодня со Светой Калининой хотим подарить просто так, для настроения и чтобы у вас было всё хорошо бумажных ангелочков с нашими пожеланиями и рождественские звёзды для наших гостей |
под звон колоколов или ролик о рождестве короткий |
Приложение (для рассказа учителя)
Рождество
Отмечается у нас в России 7 января. С 28 ноября начинается рождественский пост – своеобразная подготовка к Великому торжеству. В это время рекомендуется воздержаться от тяжелой, жирной пищи, выпивки. одной из традиций Рождества в России является генеральная уборка: перестирывают занавески, вытирают пыль из труднодоступных мест, выметают грязь из углов, таким образом, очищая дом перед приходом нового и светлого. В старину и для мужской половины находилось вдоволь работы: починить воз, санки, подлатать крышу. На сегодняшний день мужчины вполне могут отремонтировать капающий кран или подклеить отвалившуюся плитку в ванной, а если и это не по силам – позвонить сантехнику.
В рождественскую подготовку входит и поездка на ярмарку (сейчас для этих целей подойдет обычный магазин одежды). Ведь для всех членов семьи надо приобрести обновки. Обновить следует и посуду, так как перед началом празднования, по обычаю, следует выбросить все треснутую и надколотую посуду. В подготовке к празднику должна принимать участие вся семья. «Кто перед Рождеством хлопочет сплоченно, тот весь следующий год будет жить в мире и согласии» - говорит народное поверье. Категорически запрещается на Рождество стирать, готовить, убирать, колоть дрова и заниматься другой тяжелой работой. Все это стоит делать заранее, а сам праздник должен оставаться чистым и светлым, не омраченным никакими заботами. Почему нельзя выносить мусор? Потому что считалось, что в углах и закоулках, где и скапливается в основном вся грязь, собираются души почивших родственников, которые пришли отпраздновать Рождество со своей семьей. После Крещения, они возвращались к себе, на небо – тогда и можно было убрать и вынести мусор.
Крещенье
В переводе с греческого слово «крещение» означает погружение. Именно так проводят очистительное омовение человека, решившего принять христианскую веру. Истинный смысл ритуала с водой состоит в духовном очищении. Согласно христианской традиции, 19 января принял крещение Иисус Христос. . Традиции празднования Крещение – праздник, традиции которого связаны с необыкновенной способностью воды исцелять, причем ее можно взять из самого обычного водоема. Даже та, которая подается в квартиры наших домов, наделена этим свойством. Для исцеления необходимо принимать освященную крещенскую воду на голодный желудок в очень маленьком объеме (чайной ложки вполне достаточно). После приема нужно выждать время перед тем, как принимать пищу. Крещенские купания традиционно 19 января, в праздник Крещения Господня, вода из любого источника обладает чудодейственными свойствами и способностью исцелять, поэтому в этот день все православные христиане набирают ее в различные емкости и бережно хранят, добавляя по необходимости небольшими капельками, например, в стакан с водой. Как вы помните, даже небольшая порция способна освятить огромные объемы. Однако наиболее широко известен праздник Крещения массовыми купаниями. Погружения проводятся в вырезанной в форме креста проруби, которая называется Иорданью. Окунувшись в холодную воду 19 января в Крещение, православный праздник, верующий человек, как гласит поверье, избавляется от грехов и всех хворей на целый год.
Сагаалган
К торжествам готовились заранее, резали впрок скот, поскольку непосредственно в дни праздника это делать запрещалось.
В канун праздника необходимо провести уборку в доме. В старину в эти дни доставалась и перетряхивалась вся одежда, готовились особые наряды из самого дорогого шелка и парчи всем — от мала до велика. Готовили подарки, чистили и обновляли трубки, чтобы поднести старшим зажженную трубку в праздник. Начинали готовить праздничные угощения. Празднование происходило в каждом доме. Развешивали на веревке новые наряды. Варили мясо — баранину, говядину или конину, готовили буузы.
В канун нового года верующие встречают великую защитницу Учения Будды — Палден Лхамо — Небесную Богиню.
Покровительница всех живых существ в ночь перед этим днем обходит вселенную с особой ревизией. В этот день (бутуу удэр) желательно всем находиться дома, среди своей семьи.
В это день проводятся обряды поклонения домашним божествам и хозяину огня. В доме у божницы зажигаются лампады (зула), воскуриваются благовония, преподносятся разные угощения. Следующий день — день Нового года. Верующие отмечают его присутсвием молебна (хурала) в честь наступившего нового года.
В день прихода нового года глава семьи должен первым поприветствовать восход солнца дарами от семьи, обязательно преподносились дары и духу местности, с просьбой о благополучии для всех близких.
В первый день Сагаалгана нужно вставать очень рано – в 4-5 часов утра. Согласно поверьям ранним утром, до восхода солнца, в каждый дом заходит божество Палдэн Лхамо, которое подсчитывает всех людей. Проспавшие её заход, считается, упускают своё счастье на целый год. А те, кто в это время бодрствовал, наоборот, приобретут защиту буддийской богини Лхамо, и им будут сопутствовать удача и успех на протяжении всего года.
После утреннего туалета, необходимо зажечь зула, воскурить благовоние, преподнести подношение трём драгоценностям (Будде, Дхарме и Сангхе), а на улице поднести сэржэм (напиток в виде чая, молока или водки) божествам и хозяевам местности, разбрызгивая по всем сторонам со словами: «Ом А Хум», что означает очищение тела, речи и ума. После этого буддисты отбывают в дацан, где и встречают праздник Белого Месяца вместе со священнослужителями.
В день Сагаалгана принято начинать день с обхода округи с поздравления родителей, преподносить им хадак, подарки. Встречаясь со старшими, необходимо быть опрятно одетым, застёгнутым на все пуговицы. Преподносить хадак нужно ладонями вверх, поддерживая снизу руки старшего по возрасту. В этом случае обращённые кверху ладони символизируют чистоту помыслов, а поддерживание за локти — уважение к старости и мудрости. Если встречаются родственники, то одна рука остаётся наверху, а второй поддерживают снизу за локоть. После приветствия отходят в сторону, стараясь при этом не показывать спину. Мужчины по правую сторону дома, женщины – по левую, по возрастному порядку. После этого усаживаются за стол.
В праздничный день навещают своих родных, друзей и знакомых, тем самым, укрепляя отношения и приучая младших с раннего возраста соблюдать традиции и обычаи. Заходя в гости, обязательно нужно подойти к алтарю и помолиться, после чего по приглашению хозяев пройти за праздничный стол.
На второй день Сагаалгана совершается обряд «запуска коня ветров»: изображение «коня ветров», освящённое у ламы. «Хий морин» привязывают к дереву или помещают на крыше дома таким образом, чтобы обязательно развевалось на ветру. Считается, что «конь ветров» служит мощной защитой от несчастий и болезней, привлекая внимание высших существ и призывая помощь божеств. Его изображение также символизирует пожелание здоровья, счастья и достатка в новом году всем живым существам.
Приложение - пожелания
Пожелание детям- одноклассникам
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Чтоб ты рос на радость маме, |
Пожелание гостям – учителям
Хотите, чтобы хорошее настроение не покидало вас?
Ешьте бананы. В их мякоти содержатся вещества, благодаря которым возникает чувство радости и спокойствия.
Ешьте апельсины. Они стабилизируют настроение, устраняют депрессию, печаль, тревогу. И, конечно, шоколад. Он улучшает настроение и успокаивает «исстрадавшуюся» нервную систему.
Можно покатать на ладони грецкий орех или любой предмет с гранями (ручку, карандаш). Прилив крови к рукам благоприятствует эмоциональной устойчивости и физическому здоровью. Учеными доказано, что таланты каждого человека находятся на кончиках пальцев. Давайте развивать наши таланты (и таланты детей) с помощью пальчиковой гимнастики.
Старайтесь смотреть на вещи оптимистично. УЛЫБАЙТЕСЬ! Учителя, которые улыбаются и которым улыбаются, живут дольше!
Учитель не имеет права беспечно относиться к своему здоровью, ведь он – пример для подражания! Если плохо себя чувствуете, разрешите себе выйти на больничный. Оставьте чувство долга – ничего со школой и с учениками не произойдет!
Приложение – ангелы и рождественская звезда
презентация к уроку ОРКСЭ "Праздники в религиях мира"
PPTX / 1.42 Мб