Урок истории в 10 классе «В мире религий»
Конспект урока истории в 10 классе
Тема урока: Религии мира
Цель урока: Познакомить учащихся с возникновением мировых религий и их основателями.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Добиться прочного усвоения знаний о возникновении мировых религий и их основателей.
2. Сформировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах мировых религий.
Развивающие:
1. Способствовать развитию умения сравнивать и обобщать материал;
2. Формировать навыки работы с текстом, самостоятельной работы с источниками информации, со словарём.
Воспитательные:
1.Формировать уважительное отношение к мировым религиям и их представителям.
2. Создать для учащихся комфортное творческое пространство, неформальную среду общения и возможности самореализации на уроке.
Виды деятельности: беседа, самостоятельная работа с источниками информации.
Тип урока: урок усвоения нового материала.
Время: 1урок - 45 минут.
Ход урока:
1.Организационный момент.
2. Изучение нового материала
2.1 Вводное слово учителя:
- Религия является одной из древнейших форм культуры. Сегодня интерес к религии чрезвычайно высок.
Учитель напоминает учащимся причины принятия христианства на Руси, Крещение Руси.
- перед князьями стояли задачи укрепления обороны государства, четкой организации сбора налогов, укрепления власти, международного авторитета государства с целью ведения более успешной торговли. Первые киевские князья пытались, но не смогли решить эти задачи.
Более результативной по сравнению с предшественниками была политика Владимира. Для укрепления своей власти, государства в целом, Владимир попытался, все земли, входящие в состав государства, объединить на религиозной основе. Число богов, не поддающиеся учету, было ограничено до шести. В молельнях оставалось не более пяти идолов: Перун – бог грозы и молнии, глава пантеона, покровитель княжеской власти, дружины, жречества, военной силы; Стрибог (он же Сварог) – бог неба; Даждьбог – бог света, сын Сварога; Макошь – мать сварога, богиня плодородия и достатка; Семаргл – крылатый пес, охранитель посевов, жизненного потенциала, начинаний княжеской власти. Все другие боги, духи, демоны запрещались. Однако созданный Владимиром пантеон богов не стал общегосударственным, люди разных племен продолжали поклоняться своим богам.
Следующим шагом Владимира в этом направлении стал поиск религии, которая бы объединила всех жителей. Свой выбор Владимир остановил на православной религии, получившей развитие в Византии. Христианизация славян в заметных масштабах началась в VIII в. Христиане были среди дружинников князя Игоря, христианкой была княгиня Ольга. Официальной датой христианизации Руси принято считать 988г.
Христианство принесло смягчение народов, общую гуманизацию жизни, зарождение милосердия. Христианство создавало хорошую основу для объединения древнерусского общества для формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Принятие христианства означало включение Руси в европейский христианский мир и помогло установить прочные политические, торговые, культурные связи со многими христианскими странами.
- Существующие на сегодняшний день религии мира делятся на две большие группы - монотеистические, для которых характерна вера в одно главное божество и политеистические, которые имеют обширный пантеон богов.
Существуют также местные традиционные верования и такие религии, как буддизм, ислам и христианство, более терпимые к человеческим слабостям своих последователей, распространились на огромных территориях и превратились в мировые.
- Для того чтобы продолжить изучение темы, мы с вами разделимся на три группы: первая группа у нас будет изучать материал о христианстве, вторая – буддизм и третья - ислам.
Изучив раздаточный материал, вы должны в конце урока составить компьютерную презентацию, которая будет включать в себя:
Характеристику религии.
Историю возникновения религии.
Современное состояние религии.
Кластер.
3. Работа учащихся в группах (изучение материала, работа над презентацией).
У каждой группы на столах лежит литература:
М.Г. Писмарк и др. Религия в истории и культуре, 1995 г.
Ю.Н. Гладкий и др. Экономическая и социальная география мира, 2005 г.
4. Отчеты групп.
5. Рефлексия (применение ПОПС приема):
Я считаю, что…
Потому, что…
Я могу это доказать на примере…
Исходя из этого, я делаю вывод о том, что …
6. Домашнее задание:
Составить кластер к понятию «Мировые религии»
Приложение
+