12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Сопова Елена Григорьевна283
Россия, Смоленская обл., Сафоново

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1»

г. Сафоново

Смоленской области

Урок-исследование

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

( По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

5 класс

Учитель русского языка и литературы

Сопова Елена Григорьевна

2016 г.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Тема урока

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой». (По поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»)

Цели

Анализ поэмы «Руслан и Людмила» с целью показать нравственную красоту героев, их стремление к добру, патриотизм.

Развивать через слово интерес к историческому прошлому своей страны и языку.

Обучать выразительному чтению, монологической речи, навыкам исследовательской работы.

Количество часов

2

Элементы содержания

Ярчайшие представители Великой мировой литературы.

История создания поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

Живой интерес Пушкина к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому.

Сюжет, композиция, художественный мир поэмы.

Руслан, его помощники и противники.

Пушкинская поэма — торжество верной любви, нравственной чистоты героев, чести, долга, милосердия.

Работа в группах.

Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Игра «Кто внимательно читал поэму?»

Работа с гиперссылками.

Виды учебной деятельности

Рецептивная: домашнее чтение поэмы, чтение эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Репродуктивная: выразительное чтение отрывков из поэмы, ответы на вопросы репродуктивного характера.

Продуктивная творческая: анализ эпизода (по группам), устное словесное рисование, конкурс на знатока поэмы, рассказы о героях, создание иллюстраций к поэме.

Исследовательская: роль звуков, смены настроения, метафор, сказочных элементов, глаголов, устаревших слов в эпизоде «Бой Руслана с печенегами».

Требования к уровню подготовки учащихся

Знать, что такое поэма, предание.

Понимать общее движение сюжета, идею поэмы, характеры ее героев.

Уметь находить сказочные элементы, составлять рассказ о героях поэмы, обосновывать иллюстрации художников и соотносить их с текстом художественного произведения, создавать собственные иллюстрации, отбирать материал для рассказа, сжимать текст.

Внутрипредметные и межпредметные связи

Русский язык: изобразительно-выразительные средства, работа с устаревшими словами, фонетические средства выразительности (аллитерация), словарная работа (патриотизм).

История: набеги печенегов на Древнюю Русь.

Изобразительное искусство: знакомство учащихся с иллюстрациями к поэме. (Художники К. и Б. Кукулиевы, Виктор Корольков). Создание собственных иллюстраций.

Музыка: увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила». Анализ эпизода «Бой Руслана печенегами» под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

Виды контроля

Объяснить значение высказываний А.С. Пушкина: «Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости», «Там русский дух... там Русью пахнет».

Анализ эпизода.

Беседа с учащимися.

Домашнее задание

Написать творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).

Выберите «жанр» творческой работы:

сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя;

письмо другу о встрече с любимым героем поэмы;

портретная зарисовка героя;

интервью у пушкинского героя;

сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя.

Оборудование.

1. Портрет А.С. Пушкина.

2. Портрет В.А. Жуковского.

3. Репродукция картины Ю.В. Иванова «Пушкин и Арина Родионовна».

4. Портрет М.И. Глинки.

5. Фотография 1-го издания поэмы «Руслан и Людмила». 1820 г.

6. Портреты Шекспира, Гете, Сервантеса, Данте, Петрарки.

7. Толковый словарь С.И. Ожегова.

8. Толковый словарь живого великорусского языка в 4-х томах В.И. Даля.

9. Иллюстрации к поэме. Художники К. и Б. Кукулиевы. Художник Виктор Корольков.

10. Иллюстрации учащихся к понравившимся эпизодам.

11. Выставка сказок А.С. Пушкина под названием «Что за прелесть эти сказки!»

12. Карта Древней Руси.

13. Словарь языка Пушкина в 2-х томах.

Предварительные задания, полученные учащимися в группах.

1 группа. Чтецы (5 человек):

1-й учащийся читает наизусть «Пролог»;

4 учащихся читают наизусть из песни 6 эпизоды «Осада Киева», «Битва Руслана с печенегами».

2 группа. Рассказчики и знатоки истории (2 человека):

1-й учащийся передает краткое содержание поэмы (обучение сжатию текста).

2-й учащийся рассказывает о нападении печенегов на древнерусское государство (материалы собирает самостоятельно).

3 группа. Любители словесности, толкователи устаревших слов (2 человека):

Учащиеся в алфавитном порядке составляют словарь устаревших слов, определяют их роль в поэме.

4 группа. Исследователи человеческих характеров (5 человек):

Учащиеся характеризуют 3-х соперников Руслана, используя цитаты, и прослеживают путь каждого героя. Рисуют план-карту пути

а) Рогдая;

б) Фарлафа;

в) хана Ратмира.

Учащиеся рассказывают о помощниках Руслана:

а) Финне;

б) Голове.

5 группа. Исследователи человеческих характеров (3 человека):

Опираясь на текст поэмы, учащиеся рассказывают о Людмиле.

6 группа. «Художники» (остальные учащиеся):

представляют свои иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила», рассказывают о создании рисунков; об эпизоде, изображенном на нем, обосновывают свой выбор.

Урок-исследование

«Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» (по поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»).

Уважение к минувшему — вот

черта, отличающая образованность

от дикости...

А.С. Пушкин

Там русский дух... там Русью пахнет!

А.С. Пушкин

Ход урока

I. Вступление

1. Слово учителя

В каждой великой литературе есть писатель, составляющий отдельную Великую литературу: в Англии — Шекспир, в Германии — Гете, в Испании — Сервантес, в Италии — Данте и Петрарка.

В русской литературе — это А.С. Пушкин.

Сколько бы раз мы ни перечитывали Пушкина, всегда заново в наших душах из каких-то неведомых глубин поднимается волна восторга, рождаемого до боли знакомыми строками.




2. Ученик читает отрывок «У лукоморья»

3. Слово учителя (продолжение)

Вы услышали загадочное и чуть насмешливое описание сказочного Лукоморья во вступлении к поэме «Руслан и Людмила». Это первая поэма А.С. Пушкина. Он начал писать ее в Царскосельском лицее (1817 г.) и продолжал работать над ней уже в Петербурге.



Успех поэма имела необыкновенный. Василий Андреевич Жуковский,

считавшийся учителем Пушкина в поэзии, подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, великая пятница».

А победителю-ученику было 20 лет. Первое издание поэмы вышло в Петербурге в 1820 г.

4. Поэма написана в духе тех народных сказок, которые слышал или читал Пушкин. Откуда у поэта такой живой интерес к устному народному творчеству, к сказочному и фантастическому?

Пленительные старинные предания и былины, рассказанные няней Ариной Родионовной, хранительницей народной мудрости и фантазии, уводили в мир чудесных превращений. Став поэтом, Пушкин расцветил их своей чудесной поэтической фантазией, превратил их в замечательные поэмы и песни, которыми мы зачитываемся и

сегодня.

 

II. Основная часть

Беседа с учащимися

Наш урок называется «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

1. Прочитайте 1-й эпиграф. Как вы понимаете эти строки?

Пушкин хорошо понимал: образованный человек должен знать, уважать исторические и культурные корни своей страны. В этом нам помогают произведения устного народного творчества, в которых народ выступает хранителем русских традиций, национального искусства.

2. Дома вы прочитали необычную поэму. Что такое поэма?

Повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему.

3. Как сам автор называет свое творение? Ответьте на вопрос словами автора.

«... сказку эту поведаю теперь я свету...» И не от нечего делать обратился Пушкин к сказочному жанру. Очевидно, он хотел сказать нам что-то свое, сокровенное, выстраданное.

И мы попытаемся приблизиться к тайне пушкинских строк, восхититься, задуматься...

29 января 1837 года, тяжело раненный на дуэли Дантесом, Пушкин скончался. Уже осенью того же года наш земляк М.И. Глинка играл друзьям отрывки из новой оперы.

 


( Звучит увертюра М.И. Глинки к опере «Руслан и Людмила»)

4. Что вы представляли,слушая эту музыку?

5. А теперь побеседуем. Понравилась ли вам поэма?

6. Почему она так называется?

7. Что можете сказать о героях произведения? Кто они?

8. Кто из героев вам более симпатичен? И чем?

9. Кого из героев мы могли бы назвать отрицательным персонажем? Почему?

10. А теперь поиграем. Игра! Кто внимательно читал поэму?

  • Где находилось наследственное селение Фарлафа?

Под Киевом. Это мы узнаем из слов старухи, которая посоветовала Фарлафу вернуться «в уединенье, в своем наследственном селенье» остаться лучше без забот: «от нас Людмила не уйдет».

  • Почему Руслан не падал духом, на что он надеялся?

Он надеялся не только на предсказание старца («Волшебник страшный Черномор... погибнет от руки твоей»). Руслан понимал, что за любимую надо бороться, что «судьба... грядущих дней» в его воле. Молодой князь должен был во что бы то ни стало вырвать Людмилу из плена.

  • Кем был старец до знакомства с Наиной?

Пастухом. («Пастух, я не люблю тебя!»)

  • Кого Пушкин называет «кровавых битв искатель, питомец битвы»?

Рогдая.

11. Что такое предание?

Это переходящий от поколения к поколению рассказ о былом, легенда. В поэме причудливым образом сочетается сказочное и реальное.

12. Назовите сказочные элементы в поэме.

13. Попробуйте с помощью одного слова определить, о чем это произведение. Определите его тематику.

Мы все будем правы, сказав, что эта поэма

о любви;

о победе добра над злом;

о дружбе и ненависти.

Но это еще и патриотическая поэма. Это поэма о Руси: «Там русский дух, там Русью пахнет!»

14. Кто из вас может сказать, что такое патриотизм?

15. Лексическая работа (с толковым словарем С.И. Ожегова).

Патриотизм — это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу.

Патриот — человек, преданный интересам какого-нибудь дела, глубоко привязанный к чему-нибудь.

III. Работа с группами

1. Какой эпизод повествует о патриотизме главного героя?

Это осада Киева и битва Руслана с печенегами. Песнь 6-я.

2. Что вы знаете об этом из истории?

Подготовленный ученик рассказывает о набегах печенегов на Древнюю Русь. (2 группа)

Печенеги — союз тюркских кочевых племен, образовавшийся в 8-9 вв. в степях между Аральским морем и Волгой. По сообщению «Повести временных лет», впервые печенеги пришли на Русь в 915 г. Заключив мирное соглашение с князем Игорем, они ушли к Дунаю.

В 968 г. печенеги осадили Киев. Киевский князь Святослав жил в это время в Переяславле на Дунае, а в Киеве оставалась Ольга с внуками. Только хитрость отрока, сумевшего вызвать подмогу, позволила снять осаду с Киева.

Набеги печенегов неоднократно отражал и князь Владимир Святославович. В 1036 г. печенеги вновь осадили Киев, но были разгромлены князем Ярославом Владимировичем Мудрым и навсегда покинули Русь.


 

3. А вот как об этом рассказал Пушкин в поэме.

Выступают учащиеся из I группы:

1 — от слов «Киевляне толпятся на стене градской», кончая словами «С

дружиной верною князей готовится к кровавой битве»;

2 — от слов «И день настал. Толпы врагов с зарею двинулись с холмов»,

кончая словами «Был слышен падших скорбный стон и русских

витязей молитвы»;

3 — от слов «Бледнела утренняя тень, волна сребрилася в потоке»,

кончая словами «Помчались по следам героя, сразились... гибни,

басурман»;

4 — от слов «Объемлет ужас печенегов; питомцы бурные набегов зовут

рассеянных коней», кончая словами «Толпится с кликами кругом,

и князя радость оживила».

4. Мы сейчас упомянули имя главного героя, но перед тем как перейти к непосредственной характеристике всех героев, давайте вспомним краткое содержание поэмы.

(Учащийся II группы передает краткое содержание поэмы, представляя свою работу)



 


 

5. В поэме есть много устаревших слов. Представляю слово учащимся III группы.

Работа с устаревшими словами

(для перехода нажмите на гиперссылку)

6. Какова роль устаревших слов в поэме?

Они не только воссоздают прошедшую эпоху, но и являются выразительными средствами языка: придают речи возвышенно-романтическое, торжественное, сладостное звучание.

7. Анализ эпизода «Бой Руслана с печенегами».

Группы получают задания и работают под музыку Д. Шостаковича (Симфония №10).

Бледнела утренняя тень,

Волна сребрилася в потоке,

Сомнительный рождался день

На отуманенном востоке.

Яснели холмы и леса,

И просыпались небеса.

Еще в бездейственном покое

Дремало поле боевое;

Вдруг сон прервался: вражий стан

С тревогой шумною воспрянул,

Внезапный крик сражений грянул;

Смутилось сердце киевлян;

Бегут нестройными толпами

И видят: в поле меж врагами,

Блистая в латах, как в огне,

Чудесный воин на коне

Грозой несется, колет, рубит,

В ревущий рог, летая, трубит...

То был Руслан. Как божий гром,

Наш витязь пал на басурмана;

Он рыщет с карлой за седлом

Среди испуганного стана.

Где ни просвищет грозный меч,

Где конь сердитый ни промчится,

Везде главы слетают с плеч,

И с воплем строй на строй валится;

В одно мгновение бранный луг

Покрыт холмами тел кровавых,

Живых, раздавленных, безглавых,

Громадой копий, стрел, кольчуг.

На трубный звук, на голос боя

Дружины конные славян

Помчались по следам героя,

Сразились... гибни, басурман!

Задание для I группы

Понаблюдайте за сменой настроения в этом отрывке. Почему так происходит?

Задание для II группы

Найдите слова, употребленные в переносном значении. Какова их роль в строчке?

Задание для III группы

Какова роль глаголов в описании боя?

Задание для IV группы

Найдите сказочные элементы в этом отрывке. Какова их роль?

Задание для V группы

Какие звуки помогают создать образ боя? Какова их роль в этом отрывке?

Задание для VI группы

Найдите устаревшие слова. Определите их значение.

Выступление учащихся

Вывод учителя

Так, с помощью контрастного построения эпизода, использования устаревших слов, метафор, сказочных элементов, олицетворений, выразительных глаголов, аллитерации великий Пушкин подчеркивает напряженность, динамику боя, прославляет героизм русских воинов, приближает события «давно минувших дней». А Руслан стал символом мужества, воинской доблести, преданности своему отечеству.

8. Кроме Руслана, на поиски прекрасной Людмилы отправились три его соперника: Рогдай, Фарлаф и хан Ратмир. Охарактеризуйте каждого из них, используя цитаты из текста. Проследите путь каждого из них.

Выступают учащиеся IV группы:

1 учащийся характеризует Рогдая;

2 учащийся характеризует Фарлафа;

3 учащийся характеризует хана Ратмира.

План-карта путей Рогдая, Фарлафа, Ратмира

(для перехода нажмите на гиперссылку)

9. Как вы думаете, почему ни одному из них не удалось найти Людмилу?

10. Говоря о соперниках Руслана, мы выяснили, что всем им помогали злые силы в образе ведьмы Наины. Но в любой сказке должны быть и добрые силы, которые противостоят злу и выступают на стороне главного героя. Кто помогает Руслану?

Вещий Финн и Голова.

Выступают учащиеся IV группы:

4-й учащийся рассказывает о Финне (описывает 1-ю встречу Руслана с вещим Финном).

Что мы узнаем из рассказа старца?

Как ему удалось помочь главному герою?

Как вы представляете этого старца?

Нарисуйте устно его портрет.

5-й учащийся описывает 2-го помощника Руслана, Голову, и рассказывает, что узнал о судьбах героев, о близком родственнике этого чуда.

 

11. Как произошла встреча Руслана с Черномором? Почему Руслану удалось его победить?

12. Но мы еще ничего не сказали об одной героине поэмы — Людмиле.

Учащиеся V группы рассказывают:

Кто такая Людмила?

Когда мы впервые встречаемся с ней?

Что вы можете сказать о внешности героини? Найдите в тексте строки, которые помогли бы нам создать ее портрет.

Расскажите о странствиях Людмилы по волшебному замку и садам Черномора.

Как удалось Людмиле обмануть злого волшебника?

13. Что помогло Руслану найти свою Людмилу? Только ли его волшебные помощники?

IV. Работа с иллюстрациями

1. Слово учителя.

Художники К. и Б. Кукулиевы и Виктор Корольков создали замечательные иллюстрации к поэме. В них столько фантазии! Поэма словно ожила в красках и образах.

Работа с гиперссылками. Угадай эпизод: соотнеси иллюстрации В. Королькова с текстом поэмы. (См. Презентацию урока)

А какие иллюстрации приготовили вы?

2. Выступления учащихся VI группы.

Каждый «художник» рассказывает о создании своего рисунка, об эпизоде, который изображен, обосновывает свой выбор.

V. Подведение итогов

1. Что дало вам, ребята, прочтение поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»? Чему научились вы у Пушкина?

2. Слово учителя.

Мы изучили замечательное произведение, в основе которого лежат «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой», но оно интересно нам и сегодня, ибо воспевает торжество верной любви - чувство, которое непобедимо никаким злом на свете; воспевает добро и красоту, дружбу и верность, любовь к своей земле, к своему народу; учит видеть человеческое в человеке.

Обратите внимание на эти книги. Это сказки Пушкина, которые он написал гораздо позже поэмы «Руслан и Людмила», уже после 30 лет.

(Выставка «Что за прелесть эти сказки!»)

3. Какие сказки А.С. Пушкина читали вы?

4. Слово учителя.

Хочется подчеркнуть, что пушкинские сказки гораздо сложнее, глубже, чем кажутся на первый взгляд, поэтому мы обратимся к ним в старших классах, так как именно из поэмы «Руслан и Людмила», из сказок тянутся ниточки ко всему: к русскому характеру, нравственной чистоте героев, к пониманию чести и долга, к милосердию и семье.

Вы взрослеете, и в вашу жизнь неизбежно придут другие поэты, хорошие и похуже. Но Пушкин не устареет никогда. Пророчески звучат слова: «В отдалении от вас буду с вами неразлучен.»

Пушкин вечен, как Родина.

VI. Задание на дом

Написать творческую работу на тему «Мой любимый пушкинский герой» (по поэме «Руслан и Людмила»).

Выберите «жанр» творческой работы:

сказка-поэма о новых приключениях пушкинского героя;

письмо другу о встрече с любимым героем поэмы;

портретная зарисовка героя;

интервью у пушкинского героя;

сравнительная характеристика героя пушкинской поэмы и сказочного героя.

Постарайтесь красочно оформить свою работу.

VII. Творческие работы учащихся (отрывки)

Могучий богатырь Руслан.

Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Он с честью выдержал все испытания, на которые обрекла его судьба.

Когда страшный колдун Черномор коварно выкрал его невесту, Руслан, готовый преодолеть любые трудности, без страха отправился на поиски любимой.

У Руслана сильный характер и добрая душа. Это смелый, неудержимый, доблестный и умелый воин. Любовь, верность и бесконечная отвага богатыря побеждают и недоверие старого князя, и злые козни карлика-волшебника, и обман, и предательство трусливого соперника.

Назаров Анар.

Русский витязь Руслан.

Это могучий воин, который воплощает такие качества, как доблесть, благородство, физическая сила. Это герой, который не побоялся вступить в борьбу с силами зла.

Во всех ситуациях он проявляет себя как храбрый, великодушный, мужественный витязь. Он воплощение русского воина-патриота.

Рощин Олег.

Руслан — богатырь земли русской.

Поэма А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» - удивительное произведение о любви и верности, мужестве и доблести, коварстве и хитрости.

Главный герой поэмы — храбрый князь Руслан. Расправившийся в один миг с полчищами осадивших Киев печенегов, он напоминает мне богатыря Илью Муромца.

Ульман Кристина.

Руслан — мой любимый герой.

Прочитана последняя страница поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», оставившая много положительных эмоций.

Отправившись на поиски Людмилы, Руслан поборол соперников, разрушил все преграды, победил вражеские полчища.

Смелый и храбрый Руслан в мятежной схватке победил и Черномора. Главным оружием Руслана была любовь к родной земле, любимой девушке. А ведь любовь творит чудеса.

Пушкарев Ярослав.

 

Ратмир - «младой хазарский князь».

Он красив, строен. Несмотря на свою молодость, «избранный славой», хан прославил свой меч в кровавых войнах.

Ратмир горяч, пылок, сладострастен. Попав в замок, в кругу прелестных дев он быстро забыл о Людмиле.

В конце поэмы я узнал, что Ратмир оставил «тревоги жизни боевой и меч, который он прославил», ради чистой любви к подруге и стал отшельником мирным и безвестным.

Ратмир единственный из соперников, кто пожелал Руслану счастья, побед, славы и любви.

Степаненков Иван.

Литература

1. Голуб, И.Б. Стилистика русского языка. - М.: Рольф, 2001. - 448с.

2. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В четырех томах. - М.: Русский язык, 1998.

3. Журнал «Литература в школе», №4, 1999.

4. Открытый урок по литературе: Русская классическая литература (Планы, конспекты, материалы): Пособие для учителей / Редакторы-составители: И.П. Карпов, Н.Н. Старыгина. - 2-е изд. - М.: Московский Лицей, 2001. - 420с.

5. Словарь устаревших слов / Сост. Ткаченко Н.Г., Андреева И.В., Баско Н.В. - М.: Рольф, 1997. - 272с.

6. Стихотворения. Поэмы. - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 606с.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Galina76, 18.03.17 в 16:35 0 Ответить Пожаловаться
А где сама презентация?
Сопова Елена Григорьевна, 18.03.17 в 19:16 0 Ответить Пожаловаться
Смотрите в публикациях, там такая же работа с презентацией.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.