Технологическая карта урока по русскому языку на тему «Предложение» (5 класс)
Технологическая карта урока
ФИО учителя |
|
Предмет |
Русский язык |
Класс |
5 |
Автор УМК |
Т.А.Ладыженская |
Тема урока |
Предложение |
Тип урока |
Урок открытия нового знания с использованием ИКТ |
Технология |
Технология проблемно-развивающего обучения, здоровьесберегающая |
Результаты обучения:
- предметные – обобщить умения отличать предложения от группы слов, от словосочетаний определять главные и второстепенные члены предложения, находить подлежащее и сказуемое в предложении, составлять предложения по схемам с опорой на иллюстрацию, различать распространённые и нераспространённые предложения, дополнять нераспространённые предложения второстепенными членами.
- метапредметные – умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, расширять словарный запас учащихся, развивать речь, мышление, познавательный интерес, интеллект, эмоции учащихся;
- личностные – прививать любовь к родной речи и русскому языку, развивать умение слушать и слышать одноклассников, развивать умение высказывать и отстаивать своё мнение, прививать уважительное отношение к иному мнению, прививать навыки сотрудничества со сверстниками, формировать навык самоконтроля и самооценки.
Этап урока |
Цель |
Содержание учебного материала |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный |
Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу |
Вступительное слово. Хорошо проверь, дружок, Ты готов начать урок? Всё ль на месте, всё ль в порядке, Ручка, книжки и тетрадки? Все ли правильно сидят? Все ль внимательно гледят? Каждый хочет получать Только лишь отметку… |
Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку |
Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку |
Составление плана урока |
Составление плана работы |
На доске записан план урока |
Организует диалог с учащимися, в ходе которого корректируется план урока |
Объясняют, почему не согласны с предложенным планом, предлагают свой вариант плана |
Орфографическая разминка |
Выявление обучающимися признаков орфограммы, развитие умения подбирать проверочное слово, записывать слова с безударной гласной |
Записать слова в два столбика: проверяемые и непроверяемые гласные |
Организует подводящий диалог, уточняет правило |
Называют орфограмму, озвучивают правило, подбирают проверочные слова, вставляют пропущенные буквы |
Актуализация имеющихся знаний и способов их применения |
Повторить теоретические сведения о синтаксисе и его единицах, потренироваться |
Задает вопросы для повторения «Найдите верные утверждения»
- знаки препинания и правила их постановки изучает орфография (-) - словосочетание изучает раздел науки о языке — синтаксис (+) - в словосочетании НА СОЛНЦЕ ВЫСОХНУТЬ, слово ВЫСОХНУТЬ является главным (+) - в словосочетании ВЯЗКАЯ ТРЯСИНА зависимое слово ТРЯСИНА (-) - НАСТУПИЛА ЗИМА — это словосочетание (-) - на законченность предложения указывает ! (+)
|
Задает вопросы для повторения «Найдите верные утверждения»
|
Учащиеся отвечают на вопросы с помощью цветных карточек (зеленая — верно, желтая - неверно), вспоминают о синтаксисе — как разделе науки о языке, о синтаксических единицах, при неверном ответе объясняют ошибку
распределяют синтаксические единицы в пирамиде уровней, отвечают на вопросы |
Целеполагание (на основе уточнения неизвестного) и планирование результатов деятельности
|
Формулирование цели, темы урока, постановка и конкретизация задач урока |
Какую тему мы изучали на последнем уроке? (разбор словосочетания) - Распределите единицы синтаксиса в пирамиде уровней. Какая тема сегодняшнего урока? |
Предлагает определит тему, цели урока, предлагает детям самим озвучить задачи урока. Организует диалог с учащимися, одобряет предположения детей, обозначает и другие задачи урока |
Высказывают свои предположения о теме урока, цели, формулировке задач урока на основе имеющегося у них опыта |
Открытие новых знаний
Физминутка
Закрепление новых знаний и отработка способа их применения
Домашнее задание
Рефлексия. Подведение итогов урока |
Создать условия для исследования предложений и осмысления их значения
|
- Нас окружает огромный, постоянно меняющийся мир. Чтобы сохранить кусочек этого мира, остановить мгновение можно запечатлеть его при помощи фотоаппарата. Предложение – это фотография, потому что оно отражает какое-то событие, кусочек действительности. Посмотрите на фотографии, что вы на них видите составьте предложения. (слайды) - Самостоятельная работа с материалом учебника. Откройте страницу 67-68 прочитайте предложенную информацию и заполните пропуски в памятке.
|
Формулирует задание, уточняет признаки предложения, напоминает о правилах оформления предложений на письме |
Составляют предложения, вспоминают правило оформления предложений на письме, записывают предложения в тетрадь. Читают правило, делают записи. |
-Закрепление умения составлять предложения, находить главные члены предложения |
Исправьте ошибки, запишите предложения на доске, подчеркните грамматическую основу, начертите схему. утро летнее расстилается над туман рекой. светлеет на трава блестит роса яркой - Можно ли эти предложения назвать текстом? Озаглавьте |
Организует подводящий диалог, уточняет правило о предложении |
Вспоминают правило, находят главные члены в предложении, подчёркивают их. |
|
|
|
Организует подводящий диалог, создаёт эмоциональный настрой для выполнения задания. |
Составляют предложения по схемам с опорой на иллюстрацию |
|
-Упражнение в умении различать границы предложений |
Самостоятельная работа. Упр. 142
|
Проводит инструктаж обучающихся, организует самостоятельную работу |
Выполняют работу, озвучивают результаты своей работы, производят самопроверку |
|
Обеспечить понимание уч-ся цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. |
- учить правило в справочнике, - у. 143
|
Объясняет домашнее задание |
Анализируют материалы домашнего задания, задают вопросы учителю на уточнение |
|
|
|
|
|
|
Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом. |
Учитель предлагает вопросы для рефлексии и самоконтроля: - удалось ли достичь цели, поставленной вами? Почему вы так считаете? - какие знания, приобретенные ранее вам сегодня понадобились? -какие знания вы приобрели вновь? - чему научились на сегодняшнем уроке? - какие задания показались особенно трудными? Почему? - над чем считаете нужным поработать еще? План на доске, составленный |
Задает вопросы |
Проговаривают по плану знания, которые повторили, высказывают свои впечатления от урока, делают предположения |