Предметная гостиная «Цифровой мир» (9-11 классы)
«Нет высокооплачиваемых профессий с большим будущим,
но есть профессионалы с большим будущим.»
Л.Левинсон
Автор: | Фролова Е.Н. , педагог-психолог МБОУ СШ №5 п.Ключи-1. |
Класс: | 9-11 |
Тема: | «Цифровой мир». |
Тип занятия: | Предметная гостинная |
Цель: | формирование у старшеклассников готовности к профессиональному самоопределению, формирование понимания перспектив получения востребованных профессии в сфере IT. |
Задачи: | Задачи: воспитательная: выработка у обучающихся сознательного отношения к профессиональному самоопределению в соответствии со своими профессиональными склонностями и учетом востребованности профессий; образовательная: - знакомство с содержанием цифровых профессий и углубление знаний обучающихся; - стимулирование самопознания и профессионального самоопределения учащихся; - активизировать личное участие в формировании своего будущего; развивающая: развитие способности самостоятельно оценивать собственную ситуацию самоопределения, развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (профессиональное просвещение); |
Продолжительность: | 40-60 мин. |
Методы | Дискуссия, беседа, наблюдение, мозговой штурм, интерактивные технологии; методы наглядности (демонстрация, иллюстрация). |
Формы организации деятельности: | Фронтально-коллективная, индивидуальная. |
План: | Организационный момент – 5мин. Введение в тему, мотивация, актуализация знаний – 10 мин. Изучение нового материала – 40 мин. Практическая работа – 5-6 мин. Обобщение – 5 мин. Рефлексия - 5мин. |
Оборудование: | 1. Компьютер с выходом в интернет; 2.Проектор; 2. Презентация к уроку; 3.Раздаточный материал для индивидуальной работы; 4. Индивидуальные гаджеты (планшеты или смартфоны). |
Планируемые результаты: | Предметные: Сформировать представления старшеклассников о профессиональном самоопределении; Сформировать знания учащихся по теме урока, умения использовать полученные знания при выборе будущей профессии; Уметь использовать интернет-ресурсы, и другие источники информации. Метапредметные: Регулятивные: учиться слушать и высказывать свое мнение и выдвигать версии; развивать умение ставить учебную задачу; Познавательные: сопоставлять информацию, представленную в разных видах. Коммуникативные: сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе, устанавливать и соблюдать очерёдность действий, выслушивать партнера, организовывать взаимопомощь при выполнении работы; высказывать свое мнение при обсуждении задания. Личностные: Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом, оценивать собственный вклад в работу, формирование устойчивой мотивации. |
Источники: | https://propostuplenie.ru/article/spisok-populyarnyh-professij-v-it-sfere/ https://шоупрофессий.рф/episodes/s1e02 http://metodkabi.net.ru/index.php?id=2105#ur https://trud.krskstate.ru/professiograms/detail/5b82707b-af17-4b9d-b888-558714debcde https://ehsso.hh.ru/article/29360 |
Актуальность: | Актуальность: Современный мир быстро меняется. Если еще наши мамы и бабушки, получая профессию, могли быть уверенны, что будут обеспечены работой и посветят профессии всю жизнь, то сегодня ситуация изменилась. С невероятной скоростью атласы профессий пополняются новыми видами. Современные выпускники стоят на распутье принимая одно из важных решений–выбор профессии и карьерного пути. Нечеткость представлений образа своего будущего, следовательно, и траектории его достижения (выстраивание образовательной, профессиональной, карьерной траекторий) является основным препятствием на пути построения успешной жизни. Цифровая сфера за последние несколько лет стала приоритетной. Цифровые профессии на рынке труда сейчас очень востребованы, главное выбрать ту, которая по душе.
|
Ход мероприятия.
Этап | Содержание | Примечание | |
I. Организационный этап. | |||
Орг.момент | Добрый день, ребята, рада вас видеть! Посмотрите пожалуйста, столы в классе расставлены таким образом, что за ними может поместиться группа по 6-7 человек. Я прошу вас занять места так, как вам будет удобно. | Приветствие учащихся. (Сл.2) | |
Эмоциональный настрой. | И так, сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Кто есть, кто?». Я буду называть профессии из «атласа новых профессий», а вам необходимо чем занимается представитель данной профессии: - программист; - системный администратор; - IT-Ректурер; - DevOps-инженер; - UX/UI-дизайнер; - Data Scientist(Профессии называются в любим порядке, можно воспользоваться атласом профессий ПРИЛ 1). Отлично, а теперь мне хотелось бы подытожить информацию о том, профессиях какого направления мы говорили? (Специалисты в сфере IT) Информационные технологии уже не первое десятилетие возглавляют рейтинг самых востребованных отраслей. Вместе с этим в IT сфере появляется множество новых профессий. В США профессии в IT стали набирать популярность еще в 80-е годы прошлого века. В России первые айтишники стали появляться после перестройки, при этом они сразу стали популярны на западе: каждая уважающая себя корпорация стремилась заполучить в свой штат специалиста из России. Сейчас аналитики признают, что сфера информационных технологий является самой перспективной и быстро развивающейся отраслью. Каждый год в ней появляются новые направления и тренды, требующие привлечения новых специалистов. Поднимите руку, кто любит разгадывать ребусы? (проговаривание правил разгадывания ребусов) | Цель данной игры заключается в том, чтобы понять уровень осведомленности подростков о профессионально важных качествах. (Сл 3) | |
II. Основной этап. | |||
Мотивация | Ребята, давайте сформулируем тему нашего сегодняшнего мероприятия. Для этого вам понадобятся телефоны (одного на группу достаточно). Считайте QR код, что вы видите? (Ребус). Вам необходимо расшифровать ребус. | QR код выводится на экран. В нем зашифрован ребус (ПРИЛ2.) При нажатии на QR код срабатывает анимация и появляется тема «Цифровой мир». (Сл. 4) | |
Актуализация знаний. | Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Как вы думаете, для чего нам это нужно? Актуальны ли эти вопросы в современном мире? | Побуждать детей к выдвижению гипотез, высказывать мнение. | |
Освоение нового материала | Ребята, чтобы глубже познакомиться с этим невероятно большим цифровым миром, мы станем участниками проекта «Шоу профессий». И так, внимание на экран. (Просмотр видео передачи Шоу профессий «Цифровой мир»). Беседа по просмотренному видеоролику. | Просмотр видеоролика (Сл. 5). https://шоупрофессий.рф/episodes/s1e02
| |
Индивидуальная работа | Как вы думаете, какой тип мышления характерен для успешных специалистов в этой сфере IT? (дискуссия) Мини-лекция «Типы мышления». У каждого человека преобладает определенный тип мышления. Сейчас вам предстоит самостоятельная работа. Я просила вас сегодня принести телефоны или планшеты. (Если у подростков нет интернета, можно воспользоваться Vi-Fi). Наберите в поисковой строке своего браузера: «Галина Резапкина. Программа предпрофильной подготовки». Перейдите в раздел «Определение типа мышления» и пройдите онлайн тестирование. Я напоминаю, правильных или неправильных ответов здесь нет, все зависит от вашего ощущения. Данный опросник поможет тебе определить тип своего мышления. Ребята, посмотрите внимательно на свои результаты, какой вывод вы можете сделать? Подходят ли ваши личностные качества той профессии, которую вы планируете получить? Действительно, выбор профессии — это сложный процесс, зависящий от множества факторов. Но самым главным являются личностные особенности. | Дискуссия. Определение уровня усвоенности темы по средствам выполнения задания онлайн. Диагностика личностных качеств. (Сл. 6). | |
Физ.минутка зрительная гимнастика | Давайте немного передохнем. Сядьте ровно, шея и спина выпрямлены, тело расслаблено, взгляд направлен прямо перед собой. Напоминаю, двигаются только глаза. Слушайте внимательно инструкцию. (Плакат висит на стене) Кто меня слышит, хлопнете раз! Кто меня слышит, хлопните два раза! Отлично, продолжаем работу. | Здоровье сберегающие технологии: «Зрительная гимнастика» ПРИЛОЖЕНИЕ 3 | |
Групповая работа. Первичное закрепление материала. | Ребята, сейчас вам предстоит поработать в группе. Я раздам вам карточки, внимательно прочтите вопросы и выберите ответ. | Работа в группе по карточкам. Обсуждение. (Сл. 7). | |
III. Заключительный этап. | |||
9. Подведение итогов. | Отлично, вы хорошо поработали. Давайте подведем итоги нашей встречи. (Ответы на вопросы размещенные на слайде). | Ответы на вопросы (Сл. 8). | |
10. Рефлексия | Ребята, что вам понравилось на сегодняшней встрече? Что вам показалось сложным?... | Обсуждение (Сл. 9). |
Список профессий
ПРИЛОЖЕНИЕ №1
В каждой сфере есть те специалисты, перед которыми стоит задача создания различных программ. Задача программиста состоит в том, чтобы выпустить приложение или программу, чтобы она работала безошибочно. Для подобной профессии необходимы творческие способности.
Системный администраторТакже популярная профессия в сфере IT. Системный администратор должен следить за безопасностью компании, а также следить за установкой и обновлением различных программ. Заработать на этой профессии можно много, да и будущее прогнозируется очень успешным.
Data ScientistСпециалисты по данным чаще всего собирают нужную информацию и анализируют её, чтобы выдавать разумные решения при возникновении проблем. Это помогает создать оптимизацию в различных сферах бизнеса. На рынке сегодня не так много профессионалов в данной сфере IT.
UX/UI-дизайнерЗадача данного дизайнера заключается в том, чтобы создать дизайн интерфейса. Пользователи любят, когда всё очень просто. И это помогает сделать дизайнер, который учитывает пожелания пользователей и старается сделать продукт удобнее для других. Профессия граничит как с IT, так и психологией в каком-то смысле.
DevOps-инженерЗадача данного специалиста состоит в том, чтобы заниматься оптимизацией приложения или программы, а также придумывать решения для синхронизации процессов. Данная профессия требует многозадачности.
IT-РектурерЭтот сотрудник должен ориентироваться в IT сфере. Его задача состоит в том, чтобы искать специалистов, заниматься анализом соискателей, а также следить за квалификацией нынешних сотрудников.
ПРИЛОЖЕНИЕ №2
(цифровой мир)
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Вопросы на понимание темы .
Развитое абстрактно-символическое мышление необходимо
а) танцору, б) дизайнеру, в) программисту, г) агроному.
Ведущий тип мышления журналиста
а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.
Креативность важнее всего в работе
а) медсестры, б) официанта, в) ученого, г) строителя.
Какой тип мышления является необходимым в работе архитектора
а) предметно-действенный, б) абстрактно-символический, в) словесно-логический, г) наглядно-образный.
Предметно-действенное мышление необходимо
а) на производстве, б) в работе с людьми, в) в планово-экономической деятельности, г) в умственном труде.
Ершова Надежда Алексеевна
Фролова Елена Николаевна