Урок по информатике в 11 классе «Авторские права в цифровом мире»
Файлы:
Здесь будет файл: /data/edu/files/k1461817648.docx (Анкета)
Здесь будет файл: /data/edu/files/p1461817668.docx (Задания для групповой работы на ПК)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461817687.docx (Справочный материал для презентации)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461817729.pptx (Авторские права в цифровом мире (презентация в Google-докум))
Авторские права в цифровом мире
Цель урока: повысить уровень осведомленности учащихся в сфере защиты авторских прав в Интернете.
Задачи:
- сформировать у учащихся представление о следующих понятиях: объект интеллектуальной собственности, авторские права, копирайт, плагиат;
- познакомить с основами Законодательства об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ;
- показать учащимся возможности правомерного использования авторских материалов, доступных в цифровом формате;
- научить школьников различать ситуации, когда согласно закону возможно свободное пользование чужими материалами, а когда необходимо разрешение автора;
- показать учащимся ценность авторских прав и возможностей их защиты в цифровом пространстве в процессе создания собственного уникального продукта.
Тип урока: комбинированный.
Используемые технологии:
- проблемное обучение;
- кейс-технология;
- групповая технология.
Используемы формы познавательной деятельности детей:
- фронтальная форма;
- групповая форма.
Оборудование, раздаточный материал: интерактивная доска; компьютеры, подключенные к Интернету, для групповой работы по 2 человека, браузер – Google Chrome; печатный раздаточный материал (кейс) для работы в группах; файлы с заданиями для групповой работы на ПК.
Прогнозируемый результат: планируется, что к окончанию урока ученики будут
- понимать, что такое объект интеллектуальной собственности и авторские права;
- понимать, что интеллектуальная собственность защищается законом;
- различать ситуации, при которых наступает нарушение прав на интеллектуальную собственность, и ситуации, когда возможно ее свободное использование;
- знать о способах защиты интеллектуальных прав и действиях необходимых для пресечения их нарушения.
Список источников:
Гражданский Кодекс РФ http://www.gk-rf.ru/
Портал КОПИРАЙТ.РУ http://www.copyright.ru/
Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013.
http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Book_Praktikum.pdf
Учебный курс «Авторские права в цифровом пространстве» http://www.microsoft.com/rus/education/ipr/
Ход урока
Стадия вызова (3 мин.)
Показать рисунки на 1 слайде.
- Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти, на первый взгляд совершенно несовместимые, объекты? (слайд 1)
Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.
- Все эти объекты сделаны руками человека. А значит, у каждого из создателей есть авторское право на созданный им объект.
- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (слайд 2)
Начинайте с надписи «Старт». Каждый раз, когда вы отвечаете «Я согласен (Да)», передвигайтесь на одно деление вправо по шкале.
согласен (Да) |
Я не согласен (Нет) |
Я не уверен (Не знаю) |
|
1. Я не покупаю книги в магазине – дорого стоят, а скачиваю с Интернета их электронные копии или читаю on-line. |
|||
2. Я скачивал в Интернете музыку, защищенную авторскими правами, не платя за это денег. |
|||
3. Когда я был на концерте моей любимой группы, я записал их песню на телефон и могу выложить это видео на своей странице в социальной сети. |
|||
4. Я не всегда спрашиваю разрешение моих родственников и друзей, когда выкладываю их фото в Интернете. |
|||
5. Я делал копии лицензионных дисков, купленных в магазине. |
|||
6. Выполняя домашние задания, я вырезал куски текста из материалов, представленных на веб-сайтах, не указывая ссылку на источник. |
|||
7. Когда я использовал для своих целей картинки, найденные в Интернете, я не проверял, защищены ли они авторским правом. |
|||
8. То, что вы называете незаконным скачиванием, разрешено в России, поскольку еще никто не был серьезно наказан за это. |
|||
9. Контент, выложенный в Интернет, всегда должен быть свободен и доступен для всех пользователей. |
|||
10. Когда я смотрю фильмы в «ВКонтакте», я не нарушаю закон, потому что в таких сообществах люди добровольно делятся и обмениваются доступным контентом. |
Где вы остановились? (слайд 3)
Ключ к анкете:
0-3 Ты уделяешь достаточно много внимания авторским правам. Ты считаешь правильным, что люди должны платить деньги создателям музыки, фильмов, фото за их использование и просмотр, ведь это продукт их творчества! Копируя чьи-либо работы, ты всегда указываешь автора.
4-7 Ты признаешь существование авторского права, но на деле не всегда уделяешь должного внимания этому вопросу. Зачем платить, если можно скачать бесплатно?
8-10 Ты знаешь об авторском праве, но считаешь, что его охрана не имеет смысла в Интернете. Если люди не хотят, чтобы их произведения смотрели и копировали, они не должны размещать их в Сети!
- Как вы думаете, какие понятия сегодня мы с вами будем обсуждать?
Ответы учеников: авторское право, пиратство, плагиат и т.д.
- Правильно, и тема нашего урока - Авторские права в цифровом мире. (слайд 4)
Мотивация учебной деятельности и целеполагание (2 мин.)
Демонстрируются иллюстрации на 5 слайде.
Не секрет, что современные школьники и вы в том числе, выросли в реальности, где многое доступно, а Интернет — это место, где можно найти практически все и при этом не платить!
Но, привыкнув к подобной реальности, многие не задумываются о том, что копируя чью-то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачивая фильмы в Интернете, они делают это нелегально. Ведь у каждого цифрового материала (компьютерные программы, видеоигра, готовые сочинения и рефераты, книга, ролик, фотография и т.д.) есть автор и его авторское право защищается законом.
- Какую цель мы с вами сегодня поставим?
Ответы учеников: познакомиться с законами, которые защищают авторское право.
- Итак, цель нашего урока - повысить уровень ваших знаний в области защиты авторских прав. (слайд 6)
Актуализация знаний и знакомство с новыми понятиями (5 мин.)
- Для достижения цели нужны ли нам теоретические знания и практические умения?
Ответы учеников: и то, и другое необходимо.
- С чего начнем?
Ответы учеников: с теории.
- Хорошо. Тогда вспомните, на уроках обществознания вы уже изучали законы, защищающие авторские права?
Ответы учеников:
- Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, часть 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (слайд 7)
Как вы думаете, что же с точки зрения российского законодательства относится к объектам интеллектуальной собственности (ОИС)?
Ответы учеников: фильмы, музыка, книги, фотографии, программы, картины и др.
Правильно, к ОИС относятся все произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. С полным списком объектов вы познакомитесь чуть попозже на практической работе. (слайд 8)
- Для чего нужны авторские права, от чего они защищают?
Ответы учеников: нужны автору для заработка, защищают от несанкционированного скачивания.
- Действительно, авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный и творческий труд автора не будет напрасным, защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы от несанкционированного копирования и изменения, предоставляют автору возможность самому утверждать правила использования материала третьими лицами на платной или некоммерческой основе. (слайд 9)
- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас создавал различные информационные продукты (презентации, доклады, рефераты, цифровые фотографии и др.).
- Относятся ли эти продукты к объектам интеллектуальной собственности? Почему?
Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.
- А можно ли вас назвать владельцами авторских прав этих продуктов? Почему?
Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.
- Все правильно. А каким образом вы показываете это свое авторство, и в какой момент вступает в силу защита ваших авторских прав?
Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.
- Для оповещения права на произведение автор ставит знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре и состоит из следующих элементов:
* знака «копирайт» © (Формат знака был установлен в 1952 году Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве);
* имени правообладателя (псевдонима);
* года первого опубликования произведения.
- Как только ставите знак «копирайт», вы заявляете о своих правах, а значит, ваше творение сразу оказывается под защитой действующего законодательства Российской Федерации. (слайды 10-12)
Практическая работа (5 мин.)
- По-моему, с теорией вы неплохо справились, а значит, можно приступать к практике. Я предлагаю вам сейчас стать экспертами в законодательной сфере. (слайд 13)
- Для работы предлагаю вам объединиться в пары. Каждой группе выдается кейс – описание ситуации и справочный материал, содержащий выдержки из Гражданского Кодекса РФ (раздаточный материал в печатном виде – Приложение 1, Приложение 2).
Вам предлагается обсудить историю, которая очень часто происходит с пользователями Интернета (может, вы и себя в ней узнаете), и выявить, где и как нарушаются авторские права, а также придумать альтернативные способы, которые помогут добиться желаемой цели без нарушения прав других людей. На выполнение задания вам отводится 5 минут.
Обсуждение (5 мин.)
Группы зачитывают ответы на вопросы кейса, по мере необходимости исправляют ответы друг друга и дополняют их. (Ответы в Приложении 3)
Практическая работа на ПК (5 мин.)
Каждой группе дается задание – оформить по 1-2 слайда общей презентации:
1.Каким Законом регулируются авторские права?
2. Что такое авторские права?
3. Какие права принадлежат автору?
4. Что относится к объектами авторского права?
5. Что не относится к объектами авторского права?
6. Авторские права не распространяются на:
Для работы предлагается справочный материал в бумажном и электронном виде (Приложение 4, файл «Справочный материал для презентации»). В результате работы создается общая презентация по теме «Авторские права в цифровом мире» на сервисе Google-документы, которая затем выкладывается на сервере Google+. (файл Презентация «Авторские права в цифровом мире»)
Рефлексия (5 мин.)
- Можно ли назвать нашу презентацию объектом интеллектуальной собственности?
- При создании презентации мы соблюдали Закон об авторском праве?
- Каким образом нам заявить свое авторское право на этот ОИС?
- В настоящее время можете вы уже применить знания, приобретенные на сегодняшнем уроке?
- Понадобятся ли вам эти знания в дальнейшем?
- Где вы сможете применить эти знания?
- Предлагаю вам выразить ваше отношение к теме сегодняшнего урока через оценочное окно. Поставьте знак © в соответствующий сектор (перетащить этот знак из центра в соответствующий сектор – файл «Рефлексия»).
© Буду скачивать с Интернета информацию, нарушая авторские права
© Буду соблюдать Закон об авторском праве и научу других
© Нужна дополнительная информация
© Буду соблюдать Закон об авторском праве
Приложение 1
Доклад о домашних кошках
По заданию учителя биологии Ольги Алексеевны ученик 7 класса Иван подготовил доклад о домашних кошках. Информацию для доклада он нашел в Интернете на различных сайтах и использовал ее в докладе. Для представления доклада перед учениками Иван сделал и презентацию. Слайды презентации он сопроводил фотографиями кошек, взятыми с различных сайтов, а также найденными с помощью поиска Яндекс-Картинки. Все изображения Иван сопроводил ссылками на соответствующие сайты.
Кроме фотографий, взятых из Интернета, Иван решил в презентацию вставить фото домашней кошки своего лучшего друга Пети. Иван попросил у Пети разрешения скопировать эти фотографии с его страницы в ВКонтакте. Друг в просьбе не отказал.
Доклад и презентацию Иван дополнил информацией о кошках Древнего Египта, взятой из книги известного натуралиста, жившего в XVIII веке. Он указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки оформил по правилам – заключал в кавычки и сопровождал ссылками на книгу.
Работа Ивана очень понравились учителю. Ольга Алексеевна предложила ему выложить доклад и презентацию на школьном сайте. Иван согласился и опубликовал свою работу в рубрике «Ученические проекты».
Вопросы к кейсу:
Перечислите список источников всех видов информации (текст и фото).
Нарушил ли Иван чьи-либо авторские права при создании доклада и презентации? Если да, то, каким образом он это сделал?
Как надо было поступить Ивану для того, чтобы все авторские права были соблюдены?
Приложение 2
Справочный материал для кейса
Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.
Объекты авторского права:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);
программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;
производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Автору принадлежат две группы прав:
неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения.
имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора.
Статья 1274 Гражданского кодекса РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.
Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.
Приложение 3
Ответы к Кейсу
Источники информации: сайты Интернета, личная страница ВКонтакте друга Пети, книга натуралиста.
Статья 1274 Гражданского кодекса допускает использования цитат произведений в научных, учебных и культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. А значит, Иван, собирая информацию для доклада, не нарушил авторских прав. Но он должен был сделать ссылки на всех авторов или иных правообладателей использованных цитат произведений, т.е. и в докладе и в презентации.
Т.к. Иван использовал фотографии, найденные в Интернете, и сделал в презентации только ссылки на источники, то в данном случае он нарушает авторские права. Он должен был получить разрешение в письменном виде на использование фотографий у авторов, а также обязательно указать не только интернет-источник, но и имя автора каждой фотографии.
Используя фотографии друга Пети в учебных целях, Иван попросил у него разрешение, тем самым не нарушил его авторских прав. Однако для дальнейшей публикации на школьном сайте фотографий кошки, принадлежащей Пете, Ивану необходимо было заключить с автором фотографий письменный лицензионный договор на их использование.
Используя материалы из книги ученого, жившего в XVIII веке, Иван не нарушает авторские права, поскольку по истечении 70 лет со смерти автора произведение перешло в разряд общественного достояния и Иван вправе использовать его без получения согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Кроме того, здесь идет речь о свободном использовании — цитировании. При этом Иван не нарушил правила цитирования - указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки из книги оформил по правилам цитирования.
Приложение 4
Справочный материал для презентации
Выдержки из Гражданского Кодекса РФ
Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, Четвёртая часть Раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»
Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.
Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание и т.д.
Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.
Автору принадлежат две группы прав:
Неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения. Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом.
Имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».
Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения являются объектами авторского права:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);
программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;
производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;
составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.
Авторские права не распространяются на:
идеи,
концепции,
принципы,
методы,
процессы,
системы,
способы,
решения технических, организационных или иных задач,
открытия,
факты,
языки программирования
Не являются объектами авторских прав:
официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований;
государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;
произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;
сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).
Согласно ст. 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:
латинской буквы «C» в окружности;
имени или наименования правообладателя;
года первого опубликования произведения.
Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автор произведения является единственным правообладателем на данное произведение.
Источники:
http://www.gk-rf.ru/ Гражданский Кодекс РФ
http://www.copyright.ru/ Портал КОПИРАЙТ.РУ
© Васильева В.П., 2016