Урок по информатике в 11 классе «Авторские права в цифровом мире»

3
0
Материал опубликован 28 April 2016

Файлы:


Здесь будет файл: /data/edu/files/k1461817648.docx (Анкета)

Здесь будет файл: /data/edu/files/p1461817668.docx (Задания для групповой работы на ПК)

Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461817687.docx (Справочный материал для презентации)
Здесь будет файл: /data/edu/files/s1461817729.pptx (Авторские права в цифровом мире (презентация в Google-докум))
 

Авторские права в цифровом мире

Цель урока: повысить уровень осведомленности учащихся в сфере защиты авторских прав в Интернете.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о следующих понятиях: объект интеллектуальной собственности, авторские права, копирайт, плагиат;
  • познакомить с основами Законодательства об интеллектуальной собственности и авторском праве в РФ;
  • показать учащимся возможности правомерного использования авторских материалов, доступных в цифровом формате;
  • научить школьников различать ситуации, когда согласно закону возможно свободное пользование чужими материалами, а когда необходимо разрешение автора;
  • показать учащимся ценность авторских прав и возможностей их защиты в цифровом пространстве в процессе создания собственного уникального продукта.

Тип урока: комбинированный.

Используемые технологии:

  • проблемное обучение;
  • кейс-технология;
  • групповая технология.

Используемы формы познавательной деятельности детей:

  • фронтальная форма;
  • групповая форма.

Оборудование, раздаточный материал: интерактивная доска; компьютеры, подключенные к Интернету, для групповой работы по 2 человека, браузер – Google Chrome; печатный раздаточный материал (кейс) для работы в группах; файлы с заданиями для групповой работы на ПК.

Прогнозируемый результат: планируется, что к окончанию урока ученики будут

  • понимать, что такое объект интеллектуальной собственности и авторские права;
  • понимать, что интеллектуальная собственность защищается законом;
  • различать ситуации, при которых наступает нарушение прав на интеллектуальную собственность, и ситуации, когда возможно ее свободное использование;
  • знать о способах защиты интеллектуальных прав и действиях необходимых для пресечения их нарушения.

 

Список источников:

Гражданский Кодекс РФ http://www.gk-rf.ru/

Портал КОПИРАЙТ.РУ http://www.copyright.ru/

Солдатова Г., Зотова Е., Лебешева М., Шляпников В. Интернет: возможности, компетенции, безопасность. Методическое пособие для работников системы общего образования. — М.: Google, 2013.

http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Book_Praktikum.pdf

Учебный курс «Авторские права в цифровом пространстве» http://www.microsoft.com/rus/education/ipr/

 

Ход урока

Стадия вызова (3 мин.)

Показать рисунки на 1 слайде.

- Как вы думаете, какое понятие объединяет все эти, на первый взгляд совершенно несовместимые, объекты? (слайд 1)

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- Все эти объекты сделаны руками человека. А значит, у каждого из создателей есть авторское право на созданный им объект.

- А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы анкеты. (слайд 2)

Начинайте с надписи «Старт». Каждый раз, когда вы отвечаете «Я согласен (Да)», передвигайтесь на одно деление вправо по шкале.

 

согласен (Да)

Я не согласен (Нет)

Я не уверен (Не знаю)

1. Я не покупаю книги в магазине – дорого стоят, а скачиваю с Интернета их электронные копии или читаю on-line.

     

2. Я скачивал в Интернете музыку, защищенную авторскими правами, не платя за это денег.

     

3. Когда я был на концерте моей любимой группы, я записал их песню на телефон и могу выложить это видео на своей странице в социальной сети.

     

4. Я не всегда спрашиваю разрешение моих родственников и друзей, когда выкладываю их фото в Интернете.

     

5. Я делал копии лицензионных дисков, купленных в магазине.

     

6. Выполняя домашние задания, я вырезал куски текста из материалов, представленных на веб-сайтах, не указывая ссылку на источник.

     

7. Когда я использовал для своих целей картинки, найденные в Интернете, я не проверял, защищены ли они авторским правом.

     

8. То, что вы называете незаконным скачиванием, разрешено в России, поскольку еще никто не был серьезно наказан за это.

     

9. Контент, выложенный в Интернет, всегда должен быть свободен и доступен для всех пользователей.

     

10. Когда я смотрю фильмы в «ВКонтакте», я не нарушаю закон, потому что в таких сообществах люди добровольно делятся и обмениваются доступным контентом.

     

 

Где вы остановились? (слайд 3)

Ключ к анкете:

0-3 Ты уделяешь достаточно много внимания авторским правам. Ты считаешь правильным, что люди должны платить деньги создателям музыки, фильмов, фото за их использование и просмотр, ведь это продукт их творчества! Копируя чьи-либо работы, ты всегда указываешь автора.

4-7 Ты признаешь существование авторского права, но на деле не всегда уделяешь должного внимания этому вопросу. Зачем платить, если можно скачать бесплатно?

8-10 Ты знаешь об авторском праве, но считаешь, что его охрана не имеет смысла в Интернете. Если люди не хотят, чтобы их произведения смотрели и копировали, они не должны размещать их в Сети!

- Как вы думаете, какие понятия сегодня мы с вами будем обсуждать?

Ответы учеников: авторское право, пиратство, плагиат и т.д.

- Правильно, и тема нашего урока - Авторские права в цифровом мире. (слайд 4)

 

Мотивация учебной деятельности и целеполагание (2 мин.)

Демонстрируются иллюстрации на 5 слайде.

Не секрет, что современные школьники и вы в том числе, выросли в реальности, где многое доступно, а Интернет — это место, где можно найти практически все и при этом не платить!

Но, привыкнув к подобной реальности, многие не задумываются о том, что копируя чью-то информацию без указания авторства, слушая музыку или скачивая фильмы в Интернете, они делают это нелегально. Ведь у каждого цифрового материала (компьютерные программы, видеоигра, готовые сочинения и рефераты, книга, ролик, фотография и т.д.) есть автор и его авторское право защищается законом.

 

- Какую цель мы с вами сегодня поставим?

Ответы учеников: познакомиться с законами, которые защищают авторское право.

- Итак, цель нашего урока - повысить уровень ваших знаний в области защиты авторских прав. (слайд 6)

 

Актуализация знаний и знакомство с новыми понятиями (5 мин.)

- Для достижения цели нужны ли нам теоретические знания и практические умения?

Ответы учеников: и то, и другое необходимо.

- С чего начнем?

Ответы учеников: с теории.

- Хорошо. Тогда вспомните, на уроках обществознания вы уже изучали законы, защищающие авторские права?

Ответы учеников:

- Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, часть 4 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации» (слайд 7)


Как вы думаете, что же с точки зрения российского законодательства относится к объектам интеллектуальной собственности (ОИС)?

Ответы учеников: фильмы, музыка, книги, фотографии, программы, картины и др.

Правильно, к ОИС относятся все произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения. С полным списком объектов вы познакомитесь чуть попозже на практической работе. (слайд 8)

- Для чего нужны авторские права, от чего они защищают?

Ответы учеников: нужны автору для заработка, защищают от несанкционированного скачивания.

- Действительно, авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный и творческий труд автора не будет напрасным, защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы от несанкционированного копирования и изменения, предоставляют автору возможность самому утверждать правила использования материала третьими лицами на платной или некоммерческой основе. (слайд 9)

- Поднимите, пожалуйста, руки те, кто из вас создавал различные информационные продукты (презентации, доклады, рефераты, цифровые фотографии и др.).

- Относятся ли эти продукты к объектам интеллектуальной собственности? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- А можно ли вас назвать владельцами авторских прав этих продуктов? Почему?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- Все правильно. А каким образом вы показываете это свое авторство, и в какой момент вступает в силу защита ваших авторских прав?

Ответы учеников: высказывают свои мнения по данному вопросу.

- Для оповещения права на произведение автор ставит знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре и состоит из следующих элементов:

* знака «копирайт» © (Формат знака был установлен в 1952 году Всемирной (Женевской) Конвенцией об авторском праве);

* имени правообладателя (псевдонима);

* года первого опубликования произведения.

- Как только ставите знак «копирайт», вы заявляете о своих правах, а значит, ваше творение сразу оказывается под защитой действующего законодательства Российской Федерации. (слайды 10-12)

 

Практическая работа (5 мин.)

- По-моему, с теорией вы неплохо справились, а значит, можно приступать к практике. Я предлагаю вам сейчас стать экспертами в законодательной сфере. (слайд 13)

- Для работы предлагаю вам объединиться в пары. Каждой группе выдается кейс – описание ситуации и справочный материал, содержащий выдержки из Гражданского Кодекса РФ (раздаточный материал в печатном виде – Приложение 1, Приложение 2).

Вам предлагается обсудить историю, которая очень часто происходит с пользователями Интернета (может, вы и себя в ней узнаете), и выявить, где и как нарушаются авторские права, а также  придумать альтернативные способы, которые помогут добиться желаемой цели без нарушения прав других людей. На выполнение задания вам отводится 5 минут.

 

Обсуждение (5 мин.)

Группы зачитывают ответы на вопросы кейса, по мере необходимости исправляют ответы друг друга и дополняют их. (Ответы в Приложении 3)

 

Практическая работа на ПК (5 мин.)

Каждой группе дается задание – оформить по 1-2 слайда общей презентации:

1.Каким Законом регулируются авторские права?

2. Что такое авторские права?

3. Какие права принадлежат автору?

4. Что относится к объектами авторского права?

5. Что не относится к объектами авторского права?

6. Авторские права не распространяются на:

Для работы предлагается справочный материал в бумажном и электронном виде (Приложение 4, файл «Справочный материал для презентации»). В результате работы создается общая презентация по теме «Авторские права в цифровом мире» на сервисе Google-документы, которая затем выкладывается на сервере Google+. (файл Презентация «Авторские права в цифровом мире»)

 

Рефлексия (5 мин.)

- Можно ли назвать нашу презентацию объектом интеллектуальной собственности?

- При создании презентации мы соблюдали Закон об авторском праве?

- Каким образом нам заявить свое авторское право на этот ОИС?

- В настоящее время можете вы уже применить знания, приобретенные на сегодняшнем уроке?

- Понадобятся ли вам эти знания в дальнейшем?

- Где вы сможете применить эти знания?

- Предлагаю вам выразить ваше отношение к теме сегодняшнего урока через оценочное окно. Поставьте знак © в соответствующий сектор (перетащить этот знак из центра в соответствующий сектор – файл «Рефлексия»). 

 

© Буду скачивать с Интернета информацию, нарушая авторские права

© Буду соблюдать Закон об авторском праве и научу других

© Нужна дополнительная информация

© Буду соблюдать Закон об авторском праве

 

Приложение 1

Доклад о домашних кошках

По заданию учителя биологии Ольги Алексеевны ученик 7 класса Иван подготовил доклад о домашних кошках. Информацию для доклада он нашел в Интернете на различных сайтах и использовал ее в докладе. Для представления доклада перед учениками Иван сделал и презентацию. Слайды презентации он сопроводил фотографиями кошек, взятыми с различных сайтов, а также найденными с помощью поиска Яндекс-Картинки. Все изображения Иван сопроводил ссылками на соответствующие сайты.

Кроме фотографий, взятых из Интернета, Иван решил в презентацию вставить фото домашней кошки своего лучшего друга Пети. Иван попросил у Пети разрешения скопировать эти фотографии с его страницы в ВКонтакте. Друг в просьбе не отказал.

Доклад и презентацию Иван дополнил информацией о кошках Древнего Египта, взятой из книги известного натуралиста, жившего в XVIII веке. Он указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки оформил по правилам – заключал в кавычки и сопровождал ссылками на книгу.

Работа Ивана очень понравились учителю. Ольга Алексеевна предложила ему выложить доклад и презентацию на школьном сайте. Иван согласился и опубликовал свою работу в рубрике «Ученические проекты».

Вопросы к кейсу:

Перечислите список источников всех видов информации (текст и фото).

Нарушил ли Иван чьи-либо авторские права при создании доклада и презентации? Если да, то, каким образом он это сделал?

Как надо было поступить Ивану для того, чтобы все авторские права были соблюдены?


 

Приложение 2

Справочный материал для кейса

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Объекты авторского права:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

 

Автору принадлежат две группы прав:

неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения.

имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора.

 

Статья 1274 Гражданского кодекса РФ. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования, цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати.


 

Приложение 3

Ответы к Кейсу

Источники информации: сайты Интернета, личная страница ВКонтакте друга Пети, книга натуралиста.

Статья 1274 Гражданского кодекса допускает использования цитат произведений в научных, учебных и культурных целях без согласия автора и без выплаты авторского вознаграждения. А значит, Иван, собирая информацию для доклада, не нарушил авторских прав. Но он должен был сделать ссылки на всех авторов или иных правообладателей использованных цитат произведений, т.е. и в докладе и в презентации.

Т.к. Иван использовал фотографии, найденные в Интернете, и сделал в презентации только ссылки на источники, то в данном случае он нарушает авторские права. Он должен был получить разрешение в письменном виде на использование фотографий у авторов, а также обязательно указать не только интернет-источник, но и имя автора каждой фотографии.

Используя фотографии друга Пети в учебных целях, Иван попросил у него разрешение, тем самым не нарушил его авторских прав. Однако для дальнейшей публикации на школьном сайте фотографий кошки, принадлежащей Пете, Ивану необходимо было заключить с автором фотографий письменный лицензионный договор на их использование.

Используя материалы из книги ученого, жившего в XVIII веке, Иван не нарушает авторские права, поскольку по истечении 70 лет со смерти автора произведение перешло в разряд общественного достояния и Иван вправе использовать его без получения согласия и без выплаты авторского вознаграждения. Кроме того, здесь идет речь о свободном использовании — цитировании. При этом Иван не нарушил правила цитирования - указал имя ученого и название книги, включил ее в список литературы, а все отрывки из книги оформил по правилам цитирования.

 

Приложение 4

Справочный материал для презентации

Выдержки из Гражданского Кодекса РФ

Основной законодательный документ, регулирующий авторские права – Гражданский Кодекс РФ, Четвёртая часть Раздел 7 «Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации»

Авторские права – это права на интеллектуальную собственность на произведения науки, литературы и искусства, являющиеся результатом творческой деятельности, независимо от назначения и достоинства произведения, а также от способа его выражения.

Авторские права выступают в качестве гарантии того, что интеллектуальный/творческий труд автора не будет напрасным, даст ему справедливые возможности заработать на результатах своего труда, получить известность и признание и т.д.

Авторские права защищают опубликованные и неопубликованные оригинальные работы (в России — в течение жизни автора и 70 лет после его смерти) от несанкционированного копирования.

Автору принадлежат две группы прав:

Неимущественные права: право авторства, право на имя и право на неприкосновенность произведения (гарантия того, что в произведение не будут внесены изменения, не согласованные с автором). Эти права неотъемлемые и не передаваемые, то есть автор всегда сохраняет право авторства на свое произведения и его имя обязаны упоминать при использовании произведения. Нарушение неимущественных авторских прав иногда называется плагиатом.

Имущественные права: исключительное право на произведение (которое позволяет пользоваться и распоряжаться произведением). Передача от одного лица другому прав использования допускается только в рамках письменного лицензионного договора. Нарушение имущественных авторских прав называется контрафакцией или, в просторечии, «пиратством».

Согласно п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса РФ, произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств, назначения произведения и способа его выражения являются объектами авторского права:

литературные произведения;

драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;

хореографические произведения и пантомимы;

музыкальные произведения с текстом или без текста;

аудиовизуальные произведения (кинофильмы, мультипликационные фильмы, видео);

произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;

произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;

произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;

фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;

географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;

другие произведения, если они являются плодом творческого труда человека (например, рекламные объявления, наклейки, письма, включая электронные, и т. д.);

программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения;

производные произведения, т.е. произведения, представляющие собой переработку другого произведения;

составные произведения, т.е. произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда.

 

Авторские права не распространяются на:

идеи,

концепции,

принципы,

методы,

процессы,

системы,

способы,

решения технических, организационных или иных задач,

открытия,

факты,

языки программирования


 

Не являются объектами авторских прав:

официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований;

государственные символы и знаки (флаги, гербы, ордена, денежные знаки и тому подобное), а также символы и знаки муниципальных образований;

произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов;

сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (сообщения о новостях дня, программы телепередач, расписания движения транспортных средств и тому подобное).


Согласно ст. 1271 Гражданского кодекса Российской Федерации, правообладатель для оповещения о принадлежащем ему праве на произведение вправе использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов:

латинской буквы «C» в окружности;

имени или наименования правообладателя;

года первого опубликования произведения.

Авторское право на произведение возникает в силу ФАКТА его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления прав на произведение или соблюдения каких-либо иных формальностей. Автор произведения является единственным правообладателем на данное произведение.

 

Источники:

 http://www.gk-rf.ru/ Гражданский Кодекс РФ

http://www.copyright.ru/ Портал КОПИРАЙТ.РУ

© Васильева В.П., 2016

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации