Статья «Предупреждение ошибок и работа над ошибками на уроках русского языка специальной (коррекционной) школы VIII вида»
Для предупреждения ошибок используют следующие виды упражнений:
- соотнесение орфограммы с определенным правилом;
- звуковой анализ слова;
- четкое проговаривание слов;
- условно-графическая запись слова;
- составление слов из разрезной азбуки;
- запись слов на плакате с выделением изучаемой орфограммы;
- использование другого цвета для выделения изучаемой орфограммы при записи слов на доске и в тетради;
- применение правил с обязательным объяснением;
- написание предупредительных диктантов (слуховой, зрительный, письмо по памяти, комментированное письмо);
- соблюдение орфографического режима (порядок ведения тетради, регулярная проверка тетрадей, работа над ошибками, соответствующие требования к наглядности, грамотная речь педагогов) и гигиенического режима (организация рабочего места, посадка, расположение тетради, определенный объем работы, чередование труда и отдыха);
- повторение диктуемых слов и предложений учителем;
- четкое или распевное проговаривание слов учителем;
- осуществление индивидуально – дифференцированного подхода к учащимся.
Эффективность работы над ошибками зависит от:
- систематичности ее проведения;
- от разнообразия видов упражнений
- от активности учащихся в процессе самостоятельной деятельности
- от наличия индивидуального подхода к каждому ученику.
Работа над ошибками предусматривает следующие этапы:
- исправление ошибок с учетом способности школьников к самостоятельной деятельности и уровня усвоения правила;
- анализ ошибочных написаний, выделение группы ошибок, типичных для класса и каждого ученика;
- организация специального урока работы над ошибками.
План урока работы над ошибками:
- Сообщение о результатах письменной работы.
- Коллективный анализ типичных ошибок класса.
- Выполнение упражнений на закрепление слабо усвоенных правил.
- Самостоятельная работа над ошибками.
- Задание на дом.
- Подведение итогов урока.
Фирсова Светлана Геннадьевна