Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе «Дикие животные. Еж. Медведь»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока
Развитие речи
3 класс
Тема: «Дикие животные. Еж. Медведь».
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: Расширять словарный запас учащихся.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять первоначальные представления о еже и медведе;
- формировать умение подбирать прилагательные к существительным;
- развивать умение составлять рассказ по плану;
Коррекционно-развивающая:
- осуществлять коррекцию развития мыслительных операций, используя упражнения на группировку предметов по ведущему признаку, упражнений в сравнении диких животных;
- развивать зрительную память через упражнения на развитие произвольного запоминания;
Воспитательная:
- развивать интерес к животному миру.
Материально-техническое оснащение и дидактическое обеспечение: урока: Картинки (лиса, тигр, заяц, медведь, коза, еж), картинки для картинного плана, карточки со словами: еж, ежиха, ежонок, медведь, медведица, медвежонок; карточки с заданием « Соедини пару» у учащихся, карточки со словами: сильный, хищник, маленький, большой, колючий, бурый, «хозяин леса» у учащихся, разрезные картинки с изображением медведя, раздаточное динамическое пособие «Животные», аудиозапись рыка медведя, видеоролик о белом медведе ,презентация, телевизор.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы:
Коррекционно-развивающие, здоровьесберегающие, игровые, информационно-коммуникативные технологии, технология разноуровнего обучения. Наглядные методы (предметные картинки, презентация), словесные методы и приемы (беседа, рассказ). Практические методы (упражнения классификация по ведущему признаку).
Ход урока.
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Предполагаемая деятельность учеников |
||||
Организационный момент: |
1. Приветствие детей. Психологический настрой на урок. - Здравствуйте, ребята. Давайте улыбнемся друг другу и начнем наш урок. - Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости, поприветствуйте их! 2. Упражнение на развитие памяти. - Ребята, запомните животных на картинке. На доске 6 картинок с изображением животных: заяц, лиса, тигр, медведь, еж, коза. (Время 30 минут). - Назовите животных? - Почему? |
Дети здороваются.
Ответы учащихся: -Заяц, лиса, тигр, медведь, еж, коза. - Коза. - Это домашнее животное. |
||||
II. Актуализация изученного III. Изучение Нового материала IV. Закрепление изученного материала. IV.Подведение итогов урока |
- С какими домашними животными мы познакомились на прошлом уроке? - Какую пользу приносит человеку коза? - А какую пользу приносит овца? ( Изображение животных на слайде). 1.Упражнение на группировку по ведущему признаку, с индивидуальными заданиями по степени сложности. - Ребята, давайте выполним задание «Соедини пару» - Соединим стрелками, кто из домашних животных, какую пользу приносит. Учитель показывает картинку и раздает учащимся картинки с изображением курицы, овцы, коровы, молока, яиц и шерсти. У сильных учащихся раздаточное пособие «Животные». Задание соединить шнуровкой, кто из домашних животных, какую пользу приносит. У учащихся, испытывающих трудности, облегченное задание – картинки с изображением курицы, коровы, молока, яиц.
Введение в тему. - О каких животных мы говорили? - Как одним словом назвать животных, которые живут в лесу? - Сегодня на уроке мы будем говорить о диких животных, а о каких догадайтесь. 1.Загадки о животных. Загорелись, как пожар, На рябине кисти, Катится навстречу шар Из осенних листьев. Ты его не узнаешь? Приглядись-ка! Это? – Летом бродит без дороги между сосен и берез, А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. - Кто это? – Итак, кто догадался, о ком мы будем говорить на уроке? - Да, тема нашего урока: Дикие животные. Еж. Медведь. Тема урока написана на доске. - Сегодня мы будем говорить, и составлять рассказ о еже и медведе. 2. Словарная работа. - Ребята, посмотрите на картинку, кто это? На экране изображение ежа, ежихи, ежонка. - Посмотрите на семью ежей. - Он кто? - Она кто? - Как назвать детеныша? Учитель крепит на доске карточки со словами: Еж - Давайте, вместе прочитаем, как правильно называть представителей семьи ежей. 3. Видеофильм о еже. - Чтобы узнать больше о ежах мы посмотрим о них фильм.(2 мин) 4. Беседа о еже. - Какое еж животное? - Какого цвета ежик?
- Что случится, если ежика испугать? - Чем питается еж? - Еж питается ягодами, орехами, желудями, насекомыми, лягушками, змеями, птичьими яйцами, корешками растений, ежик хищник. - Что делает еж зимой?
- Где спит еж? -Чем покрыто тело у ежа? - Для чего нужны ежику иголки?
-А давайте скажем, какие иголки у ежа? - Иголки у ежа длинные, острые, тонкие, колючие. - Давайте посмотрим все свойства иголок у ежика мы перечислили. На слайде слова: « Длинные, тонкие, острые, колючие» . – Давайте покажем, какой ежик колючий. 5.Пальчиковая гимнастика “Ежик”.
- Давайте, внимательно посмотрим на ежика. - Назовите части его тела. Учитель указывает указкой на части тела ежа. ( Вытянутая мордочка, туловище, четыре лапки, короткий хвост) -Давайте расскажем о ежике по плану. 6. Описание ежа по картинному плану. - Кто хочет рассказать о еже по плану? На доске картинный план. ( Шесть картинок. Кто это? Дикое или домашнее животное? Как называется дом? Части тела. Как называются детеныши? Чем питается?) ( К доске выходят 2-3 учащихся). 7. Физминутка. Ежик топал по тропинке. 8. Словарная работа. - Ребята, мы продолжаем разговаривать о диких животных. Кого вы видите на экране? На слайде изображение медведя, медведицы, медвежонка. - Скажите в медвежьей семье кто как называется? - Как называется папа? - Мама? - Детеныш? Учитель крепит на доске карточки со словами: Медведь - Давайте, вместе прочитаем, как правильно называть представителей медвежьей семьи. 9. Беседа о медведе. - А кто знает, почему медведя так назвали? - Да, мед и ведать - знать. - Дело в том, что медведь - довольно любопытное животное, поэтому часто ходит по следу человека. Вдруг он приведет косолапого к чему-то вкусному или интересному? Часто так и получается — идущие по лесу люди находят дупло с медом, а следом за ними приходит косолапый сластена и лакомится медом. - Медведь, какое животное? - Медведь – это большое, сильное животное. Он только кажется неуклюжим, неповоротливым из-за густой шерсти. На самом деле он очень ловкий, он быстро бегает, лазает по деревьям. Кто видел медведей в цирке? Они настоящие артисты. - Кто знает, чем питается медведи? - Медведь ест мясо животных, всех от лося до мышки, а также ягоды, орехи, грибы, траву, ловит рыбу, любит мед. - Медведь – это хищник. - Какого цвета шерсть у медведя? - Найдите на рисунке бурого медведя. На слайде рисунок с лесным пейзажем и медведем. - Кто покажет медведя. Один учащийся показывает на слайде медведя. - Помогает цвет шерсти медведю прятаться, маскироваться? - Ребята, послушайте голос медведя. Аудиозапись с рыком медведя. - Ребята, какое медведь животное? - Кто знает медведя с другим цветом шерсти? - Где живет белый медведь? – Для чего ему белая шерсть?
10. Просмотр видеофильма о белом медведе. ( 3 мин.) 11. Беседа о белом медведе. - Где живут белые медведи? - Почему у них белая шерсть? - Чем питаются белые медведи?
- Впадает ли белый медведь в спячку? - А бурый медведь, что делает зимой? - Как осенью медведь готовится к зиме? - Назовите части тела медведя. На слайде картинка с дополнительными словами. Морда Шерсть Глаза - Кто выйдет к доске и назовет части тела медведя. К доске выходит один учащийся. 12. Описание медведя по плану. -Давайте расскажем о медведе по плану. Выходят 2-3 учащихся. 13. Работа по карточкам, с индивидуальными заданиями по степени сложности. У учащихся карточки со словами: Сильный, хищник, маленький, большой, колючий, бурый, «хозяин леса». У учащихся, испытывающих трудности, облегченное задание – разрезные картинки с изображением медведя Задание сложить картинку. - Прочитайте слова, выберите те слова, которые подходят к слову “медведь”.
- Ребята, а почему медведя называют «хозяином леса»?
- Давайте составим предложения с этими словами На слайде предложения. Медведь …, … зверь. У медведя … шерсть. Он … животное. Медведя называют … …. .
1. Сравнение ежа и медведя. - Что общего у медведя и ежа? - Какие это животные? - Что делают зимой? - Чем питаются?
- Можно сказать, что они хищники? - И еж и медведь, дикие животные, зимой впадают в спячку, они хищники. - А чем отличаются еж и медведь? - По размеру еж и медведь, какие животные?
- Чем покрыты еж и медведь.
2. Дидактическая игра « Кто, где живет?» На слайде картинка с изображением: Медведя, белки, ежа, зайца, дупла, берлоги, гнезда, куста. - Давайте вспомним кто из животных где живет и поможем им найти свои домики. - Медведь, где живет? - Белка, где живет? - Заяц, где живет? - Еж, где живет? 3 Задание «Укажи животных, которые зимой впадают в спячку», с индивидуальными заданиями по степени сложности. - Ребята, а какие еще животные кроме ежа и медведя зимой впадают в спячку? - Отметьте шнуровкой животных впадающих в спячку. У учащихся раздаточное пособие «Животные». У учащихся испытывающих трудности картинки. Задание обвести тень медведя и ежа. 1. Обобщающая беседа. - Если он свернется в клубок, нет ни головы, ни ног. Это… – О каких животных мы говорили на уроке? – Что узнали о еже?
- Что вы узнали о медведях?
- Где живет белый медведь? - Почему у него белая шерсть? - Кто из этих животных занесен в красную книгу? 2.Рефлексия. - Ребята, вы все молодцы, все очень старались. - Что вам сегодня понравилось? - Что было трудно? - Кому понравилось, как он отвечал? -А кому не очень понравилось, как он отвечал? Почему? Учитель выставляет оценки , комментируя каждую оценку. - Ребята, наш урок закончен, запишите домашнее задание: составить таблицу общего и разного между ежом и медведем. |
- Козой, овцой. - Молоко, шерсть. - Шерсть. Учащиеся выполняют задание - О домашних. -Дикие животные. Ответы детей. - Еж. - Медведь. - О еже и медведе. - Ежи. - Еж. - Ежиха. - Ежонок. - Учащиеся хором читают слова.
Просмотр видеофильма.
- Дикое животное. - Серый.
- Он свернется в комочек.) Грибами, ягодами, мышами.
- Ежик спит до весны. - Ежик делает гнездо-норку. -Иголками. - Защищаться от врагов. -Длинные, тонкие, острые, колючие.
- Мордочка, туловище, лапки, ушки.
Учащиеся рассказывают о еже по картинному плану.
Выполняют упражнения вместе с учителем. - Медведей. - Медведь. - Медведица. - Медвежонок. - Учащиеся хором читают слова. - Медведь мед любит? - Дикое. - Медом, рыбой, ягодами. - Бурая, коричневая. - Помогает. - Сильное, опасное. - Белый медведь. - На Севере. - Он живет на Севере, там снег. А на белом снегу белого медведя не видно. Учащиеся смотрят видеофильм. - На Севере. - На снегу медведей не видно. - Ловят рыбу, охотятся на птиц, животных. - Нет. - Зимой медведь спит. - Строит берлогу, нагуливает жир. Учащийся называет части тела медведя. - Голова, туловище, 4 лапы, маленький хвост.
Учащиеся рассказывают о медведе по картинному плану.
- Сильный, хищник, большой, бурый, «хозяин леса». - Медведь сильный, большой, злой, звери боятся его. Учащиеся составляют предложения. Медведь большой, Сильный зверь. У медведя бурая шерсть. Он хищное животное. Медведя называют хозяин леса. - Дикие. - Спят. - Ягодами, грибами, змеями, птичьими яйцами. - Да. - Медведь большой и сильный, а еж маленький. - Медведь покрыт густой шерстью, а еж – иголками. - В берлоге. - В дупле. - Под кустом. - В гнезде. - Суслики, лягушки, еноты, ящерицы. Учащиеся выполняют задание. - Еж. - Медведь. - Еж. - Медведь. - Медведь. - О еже и медведе. - Зимой впадает в спячку, хищник. - Медведи хищники, зимой впадают в спячку, медведя называют «хозяином леса». - На Севере. - На снегу белую шерсть не видно. - Белый медведь. Учащиеся отвечают. Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. |