Презентация «Дорога жизни, Ладога...»
Методическая разработка «День в истории – 27 января День снятия блокады Ленинграда» Дорога жизни, Ладога родная… Кузьменко Ирина Георгиевна учитель истории МОУ «Старобешевская школа №1» администрации Старобешевского района Донецкой Народной Республики 2019 год
Дорога жизни блокадного Ленинграда – это единственная транспортная магистраль через Ладожское озеро во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Она связывала блокадный Ленинград со страной. Давала возможность перевозить продукты и другие жизненно- важные вещи. В период навигации – на кораблях по воде, а в зимнее время – на автомобилях и гужевом транспорте по льду. Дорога давала жизнь с сентября 1941 по март 1943 года. Протяжённость дороги жизни блокадного Ленинграда составляла порядка 44 километров и около 30 из них – по льду Ладожского озера. 8 сентября 1941 года немецкие войска замкнули кольцо блокады вокруг Ленинграда. В городе оказалось около 2,5 млн. человек, среди которых было 400 тыс. детей. Гитлеровцы отрезали все пути сообщения к городу. Единственным связующим звеном с большой землей оказалось Ладожское озеро, юго-западное и юго-восточное побережья которого оставались в руках Красной Армии.
В навигационные периоды перевозки по "Дороге жизни" производились по водной трассе на кораблях Ладожской военной флотилии и судах Северо-западного речного пароходства, в ледостав — по ледовой дороге на автотранспорте, далее до Ленинграда по железной дороге. 12 сентября 1941 года в осажденный Ленинград прибыл первый конвой судов, доставивший 800 тонн зерна и 60 тонн боеприпасов. За короткую, но очень трудную осеннюю навигацию 1941 года на западный берег Ладожского озера было доставлено около 60 тысяч тонн различных грузов, из них 45 тысяч тонн продовольствия. Из города эвакуировали 33,5 тысячи мирных жителей и раненых. Из-за штормов на Ладоге затонуло несколько барж. Гибли суда вместе с людьми также из-за обстрелов с воздуха. Фашисты не обращали внимание на то, что там находились, женщины и дети. За 1942 год по воде было эвакуировано около 400 тысяч жителей, доставлено продовольствия на 350 тысяч тонн. При этом в город было доставлено 290 тысяч военнослужащих. Помимо продуктов и нефтепродуктов в город был доставлен крупный рогатый скот и лошади. Также по Ладоге перевозились танки, с которых предварительно, снимались башни для облегчения веса на судах. Но пришли морозы и вода стала.
В ДОКУМЕНТАХ ДОРОГА ЖИЗНИ БЛОКАДНОГО ЛЕНИНГРАДА ИМЕНОВАЛАСЬ ВОЕННО-АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГОЙ № 101 20 ноября по ледовой Дороге Жизни от деревни Коккорево отправился первый конный обоз из 350 саней, возглавленный старшим лейтенантом М. C. Муровым. По прибытии в Кобону на сани было погружено 63 тонны муки. 21 ноября обоз прибыл на мыс Осиновец. Всего в первую блокадную зиму ледовая дорога работала до 24 апреля, то есть 152 дня. За это время было перевезено 361109 тонн различных грузов, в том числе 262419 тонн продовольствия. Из города было эвакуировано более 550 тысяч ленинградцев и более 35 тысяч раненых. Благодаря этим перевозкам нормы выдачи хлеба были увеличены: на 100 граммов – рабочим и инженерно-техническим работникам, на 75 граммов – служащим, иждивенцам и детям… На дороге работали несколько тысяч, а по некоторым данным, десятки тысяч человек. Кроме водителей и механиков, это и те, кто прокладывал путь и занимался разведкой льда, и регулировщики, которые отправляли колонны наиболее безопасными маршрутами. Каждый день они подвергали опасности свои жизни. Ее строители изготавливали дорожные знаки, строили базы, склады, обогревательные и медицинские пункты, мастерские, телефонные и телеграфные станции, пункты питания и технической помощи, приспосабливали разнообразные средства маскировки.
22 ноября 1941г. из Ленинграда на лед въехала колонна 388-го отдельного автобатальона из 60-ти полуторок под командованием капитана Порчунова. Позднее он вспоминал: "Дистанцию между полуторками установили в 20-25 метров. Почти в темноте подъехали к фарватеру, по которому летом шли суда из озера в Неву. Это было самое опасное место. Лед здесь гнулся под колесами, словно живой. Такое ощущение, будто все время едешь в гору. Мотор перегревался, работая на полную мощность, а машина, буксуя, едва ползла по скользкому льду. Ни тормозить, ни останавливаться было нельзя - спасало только движение". С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины (к 1 февраля 1942 года на льду Ладожского озера затонуло 327 автомашин). Однако, не обращая внимания на тяжелую погодную обстановку, обстрелы и переутомление, водители старались за сутки совершить две поездки, некоторые делали даже три рейса. Враги ее обстреливали с неба, Но сквозь метель и сквозь бомбежек град По ней машины шли с насущным хлебом И день, и ночь в блокадный Ленинград. А город наш, израненный, голодный, Не сдавшийся проклятому врагу, Как ждал он этот хлеб в цехах холодных Под артобстрелом в лютую пургу! «КАЖДЫЕ ДВА РЕЙСА В ДЕНЬ ОБЕСПЕЧИВАЮТ 10500 ЛЕНИНГРАДСКИХ ЖИТЕЛЕЙ. БОРИСЬ ЗА ДВА РЕЙСА» — ЛОЗУНГ ТЕХ ДНЕЙ
Дорога жизни, Ладога родная… «Дорогой жизни шел к нам хлеб, дорогой дружбы многих к многим. Еще не знают на земле Страшней и радостной дороги».
Для посадки в машины эвакуируемым приходилось выстаивать в огромных очередях. Помимо «полуторок» с открытыми кузовами, в которых размещались по двенадцать человек, на ледовой трассе использовались и многоместные автобусы. Но автобусов было мало, и в них в основном сажали детей и больных. Тихая платформа «44 км», окруженная со всех сторон лесом, ничем не напоминает нам о том, что именно на этом месте в годы войны находилась станция Каботажная с эвакопунктом. Местом съезда автомашин на ладожский лед принято считать Вагановский спуск, где установлен монумент «Разорванное кольцо». Фактически мест съезда на лед было несколько, так как ледовые трассы периодически переносились из-за усталости льда. Но все же есть основания полагать, что именно через Вагановский спуск прошло наибольшее количество машин, работавших на Дороге жизни.
Один из паровозов, водивших поезда с эвакуированными, сейчас установлен на вечную стоянку у станции Ладожское озеро. В Кобоне люди делали вторую пересадку – на этот раз из машин в поезда. Для перевозок эвакуированных использовались товарные вагоны. Их дооборудовали печками и нарами, сделали в них окна. Туалетов в вагонах не было. Эшелоны брали по три тысячи человек и отправлялись в рейс без расписания, по мере заполнения. Перед посадкой в поезд эвакуируемые получали по своим карточкам хлеб на сутки вперед, но если опоздание поезда в конечный пункт составляло более полутора суток, то по прибытию в эвакопункт людей кормили горячим обедом. Многие здесь же умирали, но уже не от голода, а, наоборот, от того, что сразу съедали выданный им в дорогу паек. Для истощенных блокадников большая порция еды оказывалась смертельной. И все же Кобона вспоминается большинством людей с теплотой. Здесь они впервые за много месяцев получали полноценный горячий обед, и здесь же им выдавали по поллитра кипятка. Сейчас даже и не понять, какой это было радостью для измученных ленинградцев, эти поллитра кипятка. Через каждый километр вдоль пути следования поездов были расставлены «живые семафоры» – девушки с фонариками. Они часто погибали. Для того, чтобы увеличить пропускную способность дороги, поезда пропускали караванами, а направление движения меняли раз в сутки. В одну ночь составы шли в Ленинград, в следующую – из Ленинграда.
Наземную охрану осуществлял специально сформированный стрелковый полк, бойцы которого располагались на льду Ладожского озера, в 8-12 километрах от берега, занятого противником. Были созданы две оборонительные полосы с дотами и снежно-ледяными окопами. Перед передним краем были установлены сотни фугасов натяжного действия и несколько тысяч противопехотных мин. Охрана и оборона «Дороги жизни» От налетов люфтваффе Ладожскую ледовую трассу защищали малокалиберные зенитные батареи (установить больший калибр не позволял вес орудий, которые после выстрела проваливались под лед). Они вместе с зенитными пулеметами в шахматном порядке были расставлены по обе стороны дороги. На 1 января 1942 года на ледовой трассе находились 1437-миллиметровых орудий и 40 пулеметных установок. С воздуха Дорогу Жизни прикрывали истребители: с западного берега - ПВО Ленинграда, с восточного - ВВС Балтийского флота. Товарищ, встань, послушай, вспомни, вздрогни! Ведь ровно семь десятков лет назад По Ладоге ледовая дорога Пробита в осажденный Ленинград.
Дорога жизни, Ладога родная…
Интересные факты о Дороге жизни Для прохождения грузовика с тонной груза через озеро по льду, его толщина по всей трассе должна быть не меньше 20 см. Лёд такой толщины в Шлиссельбургской губе Ладожского озера образуется за 11 дней при температуре воздуха -5 °C, или за четверо суток при температуре –15 °C. 22 ноября ледовый покров был настолько хрупким, что двухтонный грузовик вез лишь 2-3 мешка продовольствия. С конца ноября начались необычайно сильные морозы. Дул свирепый северный ветер, метель заметала дорогу. В этих условиях водители часто теряли ориентировку. В результате, только 29 ноября 1941 года было потеряно 52 автомашины. За время блокады на ледовой дороге было задействовано четыре тысячи автомобилей. Каждая четвертая, а это тысяча машин, «не вернулись из рейса» — провалились под лед или были расстреляны немецкими самолетами. Несколько десятилетий после войны их доставали со дна Ладожского озера. Во время движения по дороге водители часто не закрывали двери, чтобы успеть выпрыгнуть, если машина начнет тонуть. Блокадный Ленинград, несмотря на своё бедственное положение, продолжал снабжать фронт вооружением. На Кировском заводе изготавливались танки, которые переправлялись по льду Ладоги самостоятельно. За первые полгода блокады город построил около 700 броневых машин.
Значение Дороги жизни в истории города и в истории Великой Отечественной войны огромно: благодаря тому, что советская армия смогла организовать, обеспечить защиту и сохранить эту транспортную артерию, было спасено огромное количество человеческих жизней; был спасен и сохранен город, имеющей важное стратегическое значение, культурное и историческое наследие нашей родины; благодаря наличию силы духа, отваги и желанию победить во что бы то ни стало, оборона города и его снабжение во время блокады сильно поднимало дух бойцам советской армии, всему советскому народу и очень сильно деморализовало войска противника.