Презентация к уроку Беседы об искусстве на тему: "Знакомство с художниками-маринистами"
Урок Беседы об искусстве 1 класс Тема: «Знакомство с творчеством художников - маринистов» Подготовила: преподаватель художественого отделения МБУ ДШИ им. Е.М. Беляева г. Клинцы Брянской обл. Крупеня Анна Валерьевна
Что же такое морской пейзаж? Морской пейзаж - это поэма о море и морской романтике, написанная кистью художника. Что же такое морской пейзаж? Морской пейзаж - это поэма о море и морской романтике, написанная кистью художника. Марина — жанр изобразительного искусства, это вид пейзажа, на котором изображено море. Также маринами называют конкретные картины или гравюры морской тематики. Слово «марина» (итал. marina) произошло от латинского marinus — морской.
Маринист (фр. mariniste) — художник, пишущий марины. Маринист (фр. mariniste) — художник, пишущий марины. Яркие представители этого жанра — английский художник Уильям Тернер и российский (армянский) художник Иван Константинович Айвазовский, написавший около 6000 картин на морскую тему.
Самая ранняя марина, дошедшая до наших дней, создана раньше 79 года н.э. Самая ранняя марина, дошедшая до наших дней, создана раньше 79 года н.э. В одном из патрицианских домов обнаружена роспись, изображающая морской порт.
Происхождение жанра марина Первоначально марине отводилась роль исторической живописи, призванной запечатлеть прославленные суда и морские битвы. С развитием жанра художников стало все больше интересовать само море, изменчивость его состояний.
Как отдельный жанр морской пейзаж сформировался в XVII веке в Голландии. Как отдельный жанр морской пейзаж сформировался в XVII веке в Голландии. В стране, населенной мореплавателями и рыбаками, марины пользовались спросом. По сохранившимся картинам той эпохи мы можем получить представление о кардинально разном подходе живописцев к изображению стихии.
Корнелис Хендрикс Вром (1566 - 1640) голландский живописец-маринист, представитель Золотого Века нидерландской живописи, считается основателем голландского морского пейзажа и жанра «марина».
В раннем творчестве он писал большие полотна, изображающие морские сражения. В раннем творчестве он писал большие полотна, изображающие морские сражения. Особенно интересны те, которые были связаны с конкретным историческим событием. Живописная манера Врома отличалась тщательностью в передаче деталей и особенностей военных кораблей и вместе с тем — эффектной красочностью, прославляющей драматизм батальной сцены.
К творчеству Врома относятся и первые парадные морские сюжеты, посвящённые торжественным событиям, которые происходят на фоне панорамы разных городов : К творчеству Врома относятся и первые парадные морские сюжеты, посвящённые торжественным событиям, которые происходят на фоне панорамы разных городов : «Прибытие Фридриха V Пфальцского со своей женой Елизаветой, дочерью короля Англии Якова I, во Флиссинген в 1613 году», 1623.
Вром сыграл выдающуюся роль в истории голландской марины. Вром сыграл выдающуюся роль в истории голландской марины. Вром «не только умеет передать вид кораблей, их оснащение, вооружение, паруса и всю утварь, но и фон, пейзаж, скалы, деревья, небо, вода, волны, замки, города, рыбы и другие объекты, являющихся обстановкой его корабельных картин и служащих их украшению».
Бой 26 мая 1573 года на Харлеммермеер, 1621
Английские корабли таранят испанские галеры недалеко от английского побережья, 3 октября 1602
Голландский корабль в бурю.
Ян Порселлис Ян Порселлис (около 1584-1632) – нидерландский художник фламандского происхождения, основоположник голландского реалистического морского пейзажа.
Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Всю свою жизнь Порселлис писал морские пейзажи. Картины мастера отличались нежной, почти монохромной колористикой. Он блестяще рисовал корабли, суда, знал их устройство и оснащение. Художника интересовали самые различные состояния моря — от спокойного до бури и урагана. В отличие от Х. К. Врома в них больше передачи чувств и личных впечатлений. Их характеризует общее поэтическое настроение и богатые световые и атмосферные эффекты.
Голландские корабли во время шторма, 1620
Море в пасмурный день, 1630.
Английские корабли в бурном море
Побережье с приближением шторма, 1625
Суда при умеренном ветре, 1630
Одним из ярких представителей пейзажной живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Одним из ярких представителей пейзажной живописи Викторианской эпохи (период правления английской королевы Виктории в 1837—1901 гг.) был художник Уильям Тернер. Вошел в историю искусства благодаря своим романтическим пейзажам, морским батальным сценам, акварелям и гравюрам. Его называли предшественником французских импрессионистов.
Джозеф Мэллорд Уильям Тёрнер 1775 - 1851 Ранний Тёрнер дал волю цвету на своих холстах и сделал свет главным героем картин, поздний же Тёрнер предвосхитил появление абстрактной живописи.
Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли. Особенности творчества художника Уильяма Тёрнера: сияющие цвета, предпочтение водных пейзажей сухопутным и бушующей стихии штилю, выведение цвета на ведущие роли. Приступая к работе над картиной, Тёрнер в первую очередь писал стихийное, неуправляемое, потоковое, а после уже появлялись формы, границы, и стихия принимала очертания.
«Рыбаки в море». 1796 Эта картина была выставлена в Королевской академии в 1796 году получила похвальные отзывы, а пресса отметила владение Тернером масленой живописью на уровне академического мастерства.
«Озеро Баттермир с радугой и ливнем». 1798 В этой работе Уильям Тернер показал новую ступень своего мастерства, явил столь характерное ему художественное свободомыслие, изобразив отражение радуги в глади озера.
"Замок Кэнарвон" 1799
«Большой канал в Венеции». 1835 год Это полотно было написано на пике славы художника. Город, вдохновлявший многих художников, не оставил равнодушным Уильяма Тернера, который бывал в Венеции многократно. На картине Тернер воссоздает солнечную атмосферу прекрасного города посредством яркости красок и воздушной глубины цвета.
Последний рейс корабля «Отважный» («Бесстрашный»). 1839 На полотне изображен последний рейс участника Трафальгарской битвы боевого корабля английского флота «Отважный». Паровой буксир тянет старое судно, где впоследствии оно будет разобрано. Впервые выставлена в Королевской академии художеств в 1839 году. Зрители не могли решить, закат или рассвет изобразил художник. Божеству Тёрнера – солнцу – здесь отведена важная роль.
"Пароход у входа в гавань во время шторма зимой" 1843.
"Вечный покой. Похороны в море" 1842
"Замок Norham. Восход солнца", ок.1845
"Закат солнца над озером", 1840
"Китобойные суда" 1846
"Озеро Сан Джорджио утром" акварель
Иван Константинович Айвазовский 17 (29) июля 1817, Феодосия — 19 апреля (2 мая) 1900 год, Феодосия
Самый известный русский художник-маринист армянского происхождения . Самый известный русский художник-маринист армянского происхождения . Главные герои его картин – морские пейзажи. Признан он был как на территории Российской империи, так и за границей. В расцвете славы художник вернулся в Феодосию и приложил грандиозные усилия для того, чтобы изменить любимый город к лучшему.
Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: Особенности творчества художника Ивана Айвазовского: Айвазовский использовал технику лессировки, благодаря чему «волна Айвазовского» вошла в историю искусства (это полупрозрачная пенящаяся волна, часто встречающаяся на его картинах).
Почти никогда принципиально не писал с натуры, считая, что стихию невозможно изобразить, поскольку она в следующее мгновение уже иная. Айвазовский писал легко, быстро и был очень плодотворен, его наследие – около 6 000 полотен.
Чесменский бой в ночь с 25 на 26 июня 1770 года, 1848 Чесменский бой состоялся в 1770 году, это одно из наиболее героических для российской стороны сражений Русско-турецкой войны 1768–1774 годов. В ночь с 25 на 26 июня 26 русских кораблей пошли в атаку на превосходящие их количественно турецкие суда – тех было 63. Русские заперли турок в Чесменской бухте и разбили наголову. В 1844 году вернувшийся из Европы Айвазовский назначен официальным живописцем морского флота. Ему заказаны виды главных российских портов, параллельно художник увлекся исторический батальной живописью.
«Девятый вал», 1850. Современники сразу же оценили ее как шедевр. Полотно было выставлено в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. На картине "9 вал" Айвазовский изобразил рассвет после штормовой ночи. Айвазовский всегда начинал писать свои пейзажи с неба, причем заканчивал его в один заход – будь то полчаса или 20 часов.
Сияние от изображаемого им светила было настолько горячим, что во время его европейской стажировки на одной из выставок Ивана Константиновича заподозрили в том, что за холстом он поместил свечу, которая и озаряет полотно изнутри! Сияние от изображаемого им светила было настолько горячим, что во время его европейской стажировки на одной из выставок Ивана Константиновича заподозрили в том, что за холстом он поместил свечу, которая и озаряет полотно изнутри! Картина «Девятый вал» считается одной из вершин романтической живописи в России.
«Море. Коктебель», 1853 На ней художник изобразил свою родину, Феодосию, где он провел лучшие годы жизни. Эта работа хранится в картинной галерее Айвазовского в том же курортном городе Украины. Утонченное сочетание оранжевого, розового, лилового цветов дают этой картине неповторимое тепло. Нежное небо, переданное в перламутре заката, переплетается со светлыми волнами. Благодаря этому картина играет, от нее веет жизненной силой, необычной пленительной красотой Черного моря. Здесь Иван Айвазовский достиг подлинного мастерства мариниста.
Айвазовский написал одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования. Айвазовский написал одну из прекрасных картин – «Радуга» в 1873 году с нетипичной для себя манерой. Данная картина выделяется от других работ автора непривычностью в плане рисования. Трагедия крушения корабля передана совершенно по-новому: необычной цветовой палитрой, усовершенствованной техникой воспроизведения той беды с моряками и с посылом о чудесном спасении – о чем свидетельствует присутствие радуги.
Картина Ивана Айвазовского «Черное море», которая была создана в 1881 году уже на закате творческой карьеры художника. Картина Ивана Айвазовского «Черное море», которая была создана в 1881 году уже на закате творческой карьеры художника. Критики и искусствоведы считают ее самым значимым шедевром за всю творческую карьеру. На сегодняшний день картина хранится в Москве в Государственной Третьяковской галерее. Айвазовский использовал максимально темную гамму. Цвета получились насыщенными и богатыми, при этом на холсте не встретишь ни одного яркого или «открытого» оттенка.
Айвазовский «Черное море» — отображены две любимые стихии автора – море и небо. Айвазовский «Черное море» — отображены две любимые стихии автора – море и небо. Сразу при первом взгляде бросается четкая линия далекого горизонта, что разделяет все полотно на две части. Именно эта тонкая белая полоска дает каждому надежду на лучшее будущее, на возможность спрятаться от стихии. В этом и кроется все описание Айвазовского «Черное море». Но нельзя говорить про сюжет картины, не уточнив про один момент. Вдали около линии горизонта виднеется едва заметный силуэт морского судна. Автор неслучайно сделал его едва различимым, простым взмахом кисти.
«Море». 1895 Глядя на полотно, возникает ощущение реальности, будто ты сейчас окажешься в пучине морских вод. Картина разделена на две равные части. В верхней мастер изобразил небесный свод, нижнюю заполнил океаническими водами. В описаниях картины Айвазовского Черное море сказано, что, если присмотреться, можно заметить островок суши, рядом с которой еле виднеется одинокий парусник.
«Среди волн», 1898 Эта картина и сюжетно продолжает работу «Черное море», второе название которой «На Черном море начинает разыгрываться буря». Здесь буря уже разыгралась в полную силу.
«Лунная ночь на Босфоре», 1894 Городской пейзаж относится к периоду позднего творчества и входит в число последних работ (знаменитый живописец ушёл из жизни спустя шесть лет, в 1900 г.). Айвазовский передал ночь на Босфоре как завораживающее, спокойное явление, которое приятно расслабляет и радует глаз. Воды пролива безмятежные, нет даже малых волн, нарушающих спокойную идиллию ночного города и моря. Айвазовский обладал уникальным талантом настолько реалистично рисовать небо, тонко передавая все блики лунного света, что на картинах оно представало словно явь.
«Волна», 1898 В последние годы жизни известный русский художник занялся идеей создать синтетический образ морской стихии. Воплощая задумку, он писал картины больших размеров, изображая на них море в периоды бушевания. В эту линейку вошла картина Айвазовского Волна.
В описании Волны Айвазовского нельзя не отметить, что работа выполнена в непривычной цветовой гамме. Она не выделяется широким спектром, считается почти монохромной. В описании Волны Айвазовского нельзя не отметить, что работа выполнена в непривычной цветовой гамме. Она не выделяется широким спектром, считается почти монохромной. Что касается сюжетной линии, просматривается простой сюжет - отображен зимний ветреный день. Потоки воздуха усиливаются, поднимая воду. Сложно предугадать, она разобьется о берег или продолжит бурлить в неспокойном море.