Борьба европейцев за колонии
XVII-XVIII века
Опрос Д.З. п.12.
Объясните понятия (письменно на листочках)
Рекрутская повинность
«Евангелическая уния»
Альбрехт Валенштейн
«война кормит войну»
Великая держава
Создание проблемной ситуации
Объясните понятия: колония, метрополия
Откройте форзац учебника 1 и 2.
Сравните карты, выделите главные изменения в колониальных владениях европейских государств.
( До 17 века основные колониальные державы Испания и Португалия.
Начиная с середины 17 века колонии появляются и у других стран: Франции, Голландии, Великобритании, России. Основные колониальные владения сосредоточились в Америке)
Создание проблемной ситуации.
Работа по группам:
1 вариант: стр.159-160.
2 вариант: стр. 166-168
Вопросы :
Как изменились международные отношения в 17-18 веках?
С чем были связаны эти изменения?
Работа по группам
Как изменились международные отношения в 17-18 вв.?
Голландия и Франция стали вытеснять испанцев и португальцев из их колониальных владений и создали собственные колониальные империи. Англичане, «опоздавшие» к колониальному разделу мира, пытались отвоевать колонии у других государств, а так же основывали собственные. Англию стали называть «владычицей морей».
Работа по группам
С чем были связаны изменения?
Победа Нидерландской революции, развитие черт индустриальной цивилизации, разгром испанской «Непобедимой армады» привели к тому, что голландцы и англичане получили возможность плавать в южных морях. Стала развиваться торговля, создавались торговые компании, цель которых – получение прибыли.
Создание проблемной ситуации
Страны, которые стремились захватить или основать колонии, сами находились на этапе перехода к новым индустриальным отношениям.
Давайте посмотрим, какие порядки будут устанавливать метрополии в своих колониях.
Создание проблемной ситуации
Работа с документами: стр.169.
Документ 1. Какое общество складывалось в Америке: основанное на свободе или рабстве?
( на рабстве, т.к. на судах в Америку ввозили рабов)
Документ 2. На чём было основано данное общество: на свободе или рабстве?
( на свободе, т.к. все европейцы, кто хотел уехать в Америку становились там свободными людьми)
Какое возникает противоречие?
Проблемный вопрос урока
В европейских колониях создавалось общество, основанное на свободе или на рабстве?
Актуализация знаний
1. Что такое Великие географические открытия?
2. К каким последствиям они привели?
Задачи урока:
Нам надо исследовать:
1. систему управления
2. особенности ведения хозяйства
3. основные категории населения
Открытие нового знания
Работа с картой: форзац 2
Назовите территории , которые принадлежали испанцам и португальцам в Америке.
( Мексика, Новая Гранада, Перу, Бразилия)
Открытие нового знания
Официальными языками здесь были романские
( латинские) языки – испанский и португальский.
Поэтому эти земли стали называться Латинская Америка.
Каким ещё государствам принадлежала Латинская Америка?
( Франции – Луизиана, Великобритании – Канада и Североамериканские штаты)
Познакомимся с развитием колоний. Запишем данные в таблицу.
Вопросы
Колонии в Латинской Америке
Колонии в Северной Америке
Южные колонии
Северные колонии
Управление колониями
Особенности ведения хозяйства
Основные категории населения
Работа по группам
1 ряд. Управление колониями – стр.161-162, 164-166
2 ряд. Особенности ведения хозяйства – стр. 161-162, 164-166
3 ряд. Основные категории населения – стр.161-162, 164-166
Познакомимся с развитием колоний. Запишем данные в таблицу.
Вопросы
Колонии в Латинской Америке
Колонии в Северной Америке
Южные колонии
Северные колонии
Управление колониями
Колонии были собственностью европейского короля.
Отсутствовали представительные органы.
Губернаторы и вице-короли присылались из метрополии.
Колониями управляло Законодательное собрание. В одних штатах депутатов избирали все жители, в других – только богатые.
Губернатор – глава правительства и полиции – назначался английским королём. Налоги в английскую казну не платили.
Познакомимся с развитием колоний. Запишем данные в таблицу.
Вопросы
Колонии в Латинской Америке
Колонии в Северной Америке
Южные колонии
Северные колонии
Особенности ведения хозяйства
Основа хозяйства – хлопковые и сахарные плантации. Всё подчинено метрополии. Можно выращивать только то, что не выращивалось в метрополии.
Основа хозяйства – плантации риса, хлопка, табака.
Основа хозяйства – фермерское хозяйство.
Познакомимся с развитием колоний. Запишем данные в таблицу.
Вопросы
Колонии в Латинской Америке
Колонии в Северной Америке
Южные колонии
Северные колонии
Основные категории населения
Плантаторы: креолы и переселенцы-дворяне.
Рабочее население: индейские земледельцы, а также негры-рабы.
Плантаторы-земледельцы, негры-рабы.
Свободные фермеры.