Урок «Занятие 4. Борьба за жизненное пространство. "Жизнь птиц"» (4–7 класс)

14
25
Материал опубликован 10 April 2019 в группе

Борьба за жизненное пространство Составила: Панагушина Е.А. МКУДО Оричевский Дом творчества

ВОПРОС О ЗЕМЛЕ И ВЛАСТИ Разные виды пернатых решают его неодинаково: одни предпочитают разделить земельные участки и жить на них порознь, других больше привлекает коллективное существование, сопряженное с постоянной борьбой за власть на общем жизненном пространстве, для третьих соперничество за власть и землю неразделимы.

Птичьи коммуны Это семьи, насчитывающие в своем составе от 3—4 до 15—20 членов, связанных сложной се­тью отношений. Но глав­ное, что объединяет птиц в коммуну, — это их общая собственность на землю. Поэтому коммунальное или коопе­ративное гнездование за редкими исключениями встре­чается только у оседлых видов пернатых.

Птичьи коммуны Коммуны с единственной парой произ­водителей, свойственных, например, атласным и пят­нистым крапивникам, лесным удодам и гоацинам.

Птичьи коммуны В коммунах желуде­вых дятлов и султанок — постоянных пар не бывает, и в спаривании участвуют все полноправные коммунары. После спаривания у соек и дятлов каждая самка несется по отдельности, а у кукушек и султанок все самки коммуны несут яйца в общее гнездо.

Усердные барабанщики Дятлы не поют и не могут песней пометить свою территорию, но, барабаня клювом по деревьям, предупреждают всех о своем присутствии. Птицы способны различать индивидуальную манеру каждого дятла по скорости и ритму ударов, что и позволяет им узнавать друг друга.

ТАКТИКА СМЕНЫ ВЛАСТИ Тактику наследования иллюстрирует атласный кра­пивник. На родной территории наследником ста­новится самый высокоранговый из помощников соот­ветствующего пола, вакансии на соседних территориях занимают самые предприимчивые. Почти 60% самцов и 40% самок из числа помощников переходят в ранг производителей.

Запасной стол Пеганки охраняют территорию вокруг гнезда, и самцу приходится кормиться на соседней территории. Самка кормится в окрестностях гнезда в те краткие минуты, когда она покидает его. Птенцы, вылупившись из яиц, сразу получают возможность кормиться на территории, на которой нет других уток- конкурентов.

Красная окраска Песня малиновки хорошо слышна на всей территории ее обитания. Это избавляет от необходимости постоянно дежурить на границах. Весной песенка самца предостерегает других самцов и привлекает самок. Увидев еще одну красную грудку на своей территории, самец приходит в ярость и набрасывается на всех других самцов.

Красная окраска Оба пола неотличимы по внешнему виду, самцы стараются привлечь внимание самок при помощи песен и особого поведения.

Все вместе, все общее Олуши охотятся на морских рыб, и перед ними не встает проблема собственной территории питания, так как они обычно охотятся стаями, ныряя за рыбой в море. Тысячи олушей гнездятся рядом друг с другом, занимая совсем крохотную территорию, на которой едва может усесться птица.

Орлиные битвы Охотясь на огромных пространствах, орлы охраняют лишь небольшую территорию вокруг своего гнезда от вторжения других орлов.

Орлиные битвы Большой клинохвостый орёл обитатель Австралии, вступает в бой с любыми орлами-чужаками, появившимися на территории, на которой он охотится. Вцепившись друг в друга, орлы иногда падают продолжаться до получаса.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Спасибо за материал, Елена Аркадьевна!

10 April 2019

Спасибо огромное, за внимание к моим публикациям.

10 April 2019

Еще одно путешествие в мир птиц! Спасибо большое, Елена Аркадьевна, за представленный интересный ресурс!!!

10 April 2019

Спасибо, за оказанное внимание к моей работе.

10 April 2019

Путешествие состоит из 15 занятий. Постараюсь быстрее доработать.

10 April 2019

Елена Аркадьевна! Я в восторге от Ваших материалов!!! Столько познавательного собрано в каждую тему!!! Великая Вам БЛАГОДАРНОСТЬ!!!

10 April 2019

Спасибо, Ирина Геннадьевна!.Я очень рада, что разработка понравилась.

10 April 2019

Удивительное путешествие, спасибо, обязательно воспользуюсь!!!

10 April 2019

Я рада, что разработку можно использовать в работе.

10 April 2019

Ребята из среднего звена постоянно обращаются за помощью, советом, мы с удовольствием пользуемся, у ВАС очень много полезного, нужного, интересного!!! А с малышами любим смотреть видео.

10 April 2019
Ответ для

Спасибо, Елена Фёдоровна, значит труд не напрасный.

10 April 2019
Ответ для

В Ваших публикациях огромный материал и всегда есть изюминки, необычное, яркое, запоминающееся. Спасибо!!!!

10 April 2019
Ответ для

Вот такого слова не пишите (напрасный), это колоссальный труд! УМНИЦА, ТРУЖЕНИЦА!

10 April 2019
Ответ для

Вы, меня комплиментами завалили.

10 April 2019
Ответ для

Не могу по другому...продолжайте радовать нас и дальше...

10 April 2019

Как интересно! Спасибо, Елена Аркадьевна!

10 April 2019

Моя задача, на занятиях показать многообразие животного мира, заинтересовать детей на самостоятельное получение знаний.

10 April 2019
Ответ для

И у вас это получается здорово!!!

10 April 2019

Это у Вас хорошо получается, Елена Григорьевна!

10 April 2019
Ответ для

У меня кружок " Мир вокруг нас" для 1-4 кл в Доме творчества. Учителя водят классами. Стараюсь заинтересовать.

10 April 2019
Показать больше комментариев