12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
14

Занятие 4. Борьба за жизненное пространство «Жизнь птиц»



Разработка занятий " Жизнь птиц"

Тип занятия: комбинированный

Цель: развитие эрудиции, познавательных и творческих способностей обучающихся; формирование умения поиска информации для ответа на поставленные вопросы.

Задачи:

Образовательные: формирование познавательной культуры, осваиваемой в процессе учебной деятельно­сти, и эстетической культуры как способно­сти к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы.

Развивающие: развитие познавательных мотивов, направ­ленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоением основ научных знаний, овладением методами исследования природы, формированием интеллектуальных умений;

Воспитательные: ориентация в системе моральных норм и цен­ностей: признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, здоровья своего и дру­гих людей; экологическое сознание; воспита­ние любви к природе;

УУД

Личностные: понимание ответственности за качество приобретенных знаний; понимание ценности адекватной оценки собственных достижений и возможностей;

Познавательные: умение анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; ориентация на постоянное развитие и саморазвитие; умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, понимание особенностей гендерной социализации в подростковом возрасте, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Технологии: Здоровьесбережения, проблем­ного, раз­вивающего обучения, групповой деятельно­сти

Структура занятия:

Беседа - рассуждение о ранее полученных знаниях по данной теме,

Просмотр видеоматериала (фильм)

 

Борьба за жизненное пространство

 

Презентация "Борьба за жизненное пространство"

 


Презентация "Борьба за жизненное пространство"
PPTX / 5.32 Мб

Для успешного размножения птицам необходимо безопасное место для гнезда и хорошая пища. Часто им приходится вступать в борьбу за подходящую территорию с представителями своего собственного вида.

На Земле существует свыше 8600 видов птиц, а ученые до сих пор открывают новые, неизвестные прежде виды.

Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам Земли, превышает 100 миллиардов.

Птиц можно встретить и в угольных шахтах, и на вершинах гор, в джунглях, городах и пустынях, над океанами и на вечных льдах. Куда бы вы ни бросили взгляд, вы всегда заметите птиц.

Занятие ближе познакомит учащихся со многими видами птиц, сосредоточив его внимание на самых примечательных и неожиданных сторонах их жизни.

Борьба за жизненное пространство

ВОПРОС О ЗЕМЛЕ И ВЛАСТИ

Разные виды пернатых решают его неодинаково: одни предпочитают разделить земельные участки и жить на них порознь, других больше привлекает коллективное существование, сопряженное с постоянной борьбой за власть на общем жизненном пространстве, для третьих соперничество за власть и землю неразделимы.

Птичьи коммуны

Птичьи коммуны — это семьи, насчитывающие в своем составе от 3—4 до 15—20 членов, связанных сложной се­тью отношений, куда вплетаются и родственные связи, и брачные интриги, и коллизии с соседями. Но глав­ное, что объединяет птиц в коммуну, — это их общая собственность на землю. Поэтому коммунальное или коопе­ративное гнездование за редкими исключениями встре­чается только у оседлых видов пернатых.

Наиболее распространенный тип коммуны — это пара производителей, взрослых птиц, состоящих в браке, и их сателлиты, называемые по­мощниками. Помощники — птицы, достигшие безус­ловной самостоятельности, а часто и половой зрелости

Коммуны с единственной парой произ­водителей, свойственных, например, атласным и пят­нистым крапивникам, лесным удодам и гоацинам.

В коммунах желуде­вых дятлов и султанок господствует промискуитет — постоянных пар не бывает, и в спаривании участвуют все полноправные коммунары (за исключением по­мощников). После спаривания у соек и дятлов каждая самка несется по отдельности, а у кукушек и султанок все самки коммуны несут яйца в общее гнездо.

ТАКТИКА СМЕНЫ ВЛАСТИ

Тактику наследования иллюстрирует атласный кра­пивник. На родной территории наследником ста­новится самый высокоранговый из помощников соот­ветствующего пола, вакансии на соседних территориях занимают самые предприимчивые. Почти 60% самцов и 40% самок из числа помощников переходят в ранг производителей на родной территории, еще 30% самцов.

Запасной стол

Пеганки охраняют территорию вокруг гнезда, и самцу приходится кормиться на соседней территории. Самка кормится в окрестностях гнезда в те краткие минуты, когда она покидает его. Птенцы, вылупившись из яиц, сразу получают возможность кормиться на территории, на которой нет других уток- конкурентов

Красная окраска

Песня малиновки хорошо слышна на всей территории ее обитания.
Это избавляет от необходимости постоянно дежурить на границах.

Весной песенка самца предостерегает других самцов и привлекает самок. Увидев еще одну красную грудку на своей территории, самец приходит в ярость и набрасывается на всех других самцов, на своё собственное отражение, а иногда даже на красный лоскуток висящий на дереве.

Так как оба пола неотличимы по внешнему виду, самцы стараются привлечь внимание самок при помощи песен и особого поведения

Все вместе, все общее

Олуши охотятся на морских рыб, и перед ними не встает проблема собственной территории питания, так как они обычно охотятся стаями, ныряя за рыбой в море. Тысячи олушей гнездятся рядом друг с другом, занимая совсем крохотную территорию, на котороц едва может усесться птица.

Орлиные битвы

Охотясь на огромных пространствах, орлы охраняют лишь небольшую территорию вокруг своего гнезда от вторжения других орлов. Однако большой клинохвостый орёл обитатель Австралии, вступает в бой с любыми орлами-чужаками, появившимися на территории, на которой он охотится. Вцепившись друг в друга, орлы иногда падают продолжаться до получаса. Чтобы избежать лишних сражений, орлы во время полета совершают особые пируэты, чтобы предостеречь чужаков и показать, что эта территория уже занята.

Усердные барабанщики

Дятлы не поют и не могут песней пометить свою территорию, но, барабаня клювом по деревьям, предупреждают всех о своем присутствии. Птицы способны различать индивидуальную манеру каждого дятла по скорости и ритму ударов, что и позволяет им узнавать друг друга.

Бесстрашный защитник

Неясыть бесстрашно бросается на защиту своего гнезда и птенцов. Она нападает даже на людей, нанося им серьезные раны. Некоторые поморники. орлы и другие виды сов тоже нападают на человека защищая своё гнездо.

Птичьи базары

 

 
 

 

 

Озеро Большое Яровое Пеганка

 

 
 

 

 

О чём стучит дятел и почему его называют самой трудолюбивой птицей?

 

 
 

 

Рыбалка в природе Охота Птицы олуши ныряют с воздуха

 

 
 

 

 

Сова Неясыть длиннохвостая, образ жизни

 

 
 

 

 

Ресурсы: Рик Моррис « Тайны живой природы» Часть5. Мир рептилий Дженифер Оуэн

Источник: https://ferma.expert/pchely/vidy/afrikanskie-pchely / © Ферма.expert

Кратко обо всем © http://kratkoe.com/kak-zimuet-kunitsa/

Образовательный портал http://cleverpenguin.ru/metabolizm-kletki

Школьный мир ИНФО http://www.shkolnymir.info/content/view/95/9

Природа мира

https://natworld.info/novosti/babochki-mogut-byt-starshe-cvetov-na-desjatki-millionov-let

FB.ru http://fb.ru/article/198783/hvostatyie-zemnovodnyie-samyie-yarkie-predstaviteli etogo-otryada

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (25)

сменить сортировку
Марголис Ольга Викторовна, 10.04.19 в 10:00 5Ответить Пожаловаться
Спасибо за материал, Елена Аркадьевна!
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 12:00 5Ответить Пожаловаться
Спасибо огромное, за внимание к моим публикациям.
Порошина Ольга Анатольевна, 10.04.19 в 10:02 5Ответить Пожаловаться
Еще одно путешествие в мир птиц! Спасибо большое, Елена Аркадьевна, за представленный интересный ресурс!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 12:00 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, за оказанное внимание к моей работе.
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 12:24 6Ответить Пожаловаться
Путешествие состоит из 15 занятий. Постараюсь быстрее доработать.
Лукина Ирина Геннадьевна, 10.04.19 в 10:21 6Ответить Пожаловаться
Елена Аркадьевна! Я в восторге от Ваших материалов!!! Столько познавательного собрано в каждую тему!!! Великая Вам БЛАГОДАРНОСТЬ!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 12:00 6Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна!.Я очень рада, что разработка понравилась.
Перминова Елена Федоровна, 10.04.19 в 10:57 7Ответить Пожаловаться
Удивительное путешествие, спасибо, обязательно воспользуюсь!!!
Панагушина Елена Аркадьевна, 10.04.19 в 12:01 6Ответить Пожаловаться
Я рада, что разработку можно использовать в работе.
Перминова Елена Федоровна, 10.04.19 в 12:15 6Ответить Пожаловаться
Ребята из среднего звена постоянно обращаются за помощью, советом, мы с удовольствием пользуемся, у ВАС очень много полезного, нужного, интересного!!! А с малышами любим смотреть видео.
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.