Презентация к уроку литературы «А.А. Блок. Поэма "Двенадцать"» (11 класс)
А.А.Блок. Поэма «Двенадцать».
«Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…» Музыка революции
«Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…» Музыка революции
Время создания поэмы В январе 1918 г. по горячим следам событий, которые потрясли мир. <номер> Поэма «Двенадцать» навеяна революционными событиями: последние месяцы 1917 и январь 1918г. были неделями апокалипсическими – Брестский мир, красный террор, начало Гражданской войны, обстрел Кремля, погромы и самосуды, поджоги усадеб и убийства помещиков, слух о поджоге Михайловского и родного Шахматово. Поэма, написанная менее чем за месяц, на высшем взлете творческих сил, остается памятником кратчайшей эпохи первых недель революции 1917 года.
«Неслыханные перемены, Невиданные мятежи…» Музыка революции
Поэма «Двенадцать» Содержит 12 глав. Героями поэмы являются 12 красноармейцев. Образ Христа, идущего впереди этих красноармейцев (в конце поэмы), вызывает ассоциации с 12 апостолами.
Композиционные особенности Кольцевая композиция Антитеза Симметрия Прием монтажа
Трагизм революции Ветер революции «Черная злоба – святая злоба…» Невинные жертвы
Символика поэмы Контраст чёрного и белого цвета. Классическая цветовая симво- лика создаёт резкий контраст, выражающий противостояние двух миров: Чёрный вечер, Белый снег… («Белый снег» - символ чистоты и надежды) Но: Под снежком – ледок. Скользко, тяжко, Всякий ходок Скользит – ах, бедняжка! «Ледок» символизирует зыб -кость, неустойчивость, неуве -ренность первых шагов в новую жизнь, неопределённость пути.
Главные герои Двенадцать — враги старого мира, но они сами вышли из его недр. Поэт символически передает это образом старого мира — “пса безродного”, который не отстает, а ковыляет позади. В них бушуют и темные страсти. Их охватывает пьянящее ощущение вседозволенности: “Свобода, свобода, эх, эх, без креста!”.
Почему Христос? «…надо, чтобы шел Другой…»
Образ Христа Образ Христа органически вырастает из строя поэмы и становится символом трагического преображения «русского строя души» в революционную эпоху и его крестного пути после Октября. Двенадцать апостолов нового мира не видят Христа (он «за вьюгой невидим»), они окликают его, просят показаться, но он не является, и они в раздражении стреляют туда, где мерещится его тень. Красногвардейцы — с винтовками, Христос — «в белом венчике из роз». Снег, над которым движется этот «призрак» Блока, ослепительно чист. На нем нет следов крови, хотя над самим героем развевается «кровавый флаг».
Крушение мечты Идеи Ф. Ницше «Работать по-настоящему уже не могу…» (3 мая 1919 г.)
Значение поэмы
Значение поэмы «Это первая поэма о революции. Это символическое произведение, противоречивое, как и сама революция». «12» – это не просто поэма, а поэма-миф, составная часть некоего сверхтекста блоковского мифа о России» (С. Г. Стратоновский)
Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа. Какой бы ни хотел Блок видеть революцию, изобразил он ее объективно, следуя своему призыву «всем телом, всем сердцем, всем сознанием – слушайте революцию». Он услышал ее в январе 1917 и в январе же понял ее и… замолчал. Лишь однажды еще, 11 февраля 1921 года прозвучали его новые стихи «Пушкинскому дому» – стихи тому, кто был для Блока воплощением России духа ее народа.
Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле. Таким образом, в революции А. Блок увидел стихию, согласился с ее закономерным характером, но при этом разглядел ее жестокое лицо, во многом предугадал ее гибельные последствия. Приветствуя революцию как радикальный способ изменения жизни к лучшему, поэт романтически представлял ее силы более разумными и гуманными, чем они оказались на самом деле.