Предварительный просмотр презентации
Михаил Михайлович Пришвин (1873- 1954)
«Нерль»
Крап- мелкие пятна другого цвета в окрасе собаки. Сучка – самка (женский род) собаки. Кобелёк- щенок, пёс. Из этого помёта- из всех шести щенят. Дубец и Нерль –клички собак. Кличка - имя собаки. Кэт охотничья собака.
Мы ждали этого 14 марта, но 12-го вечером появились признаки, что событие совершится, может быть, в эту же ночь, и потому я побежал в аптеку, а жена пошла в сарай за соломой. Когда я вернулся, солома была уже в кухне, я её сложил в углу, и весь этот угол отгородил бревном и, чтобы не откатывалось, прибил к стене гвоздями. Наша Кэт знала цель этих приготовлений по прошлому разу, дожидалась спокойно и, как только я кончил работу, шагнула через бревно и свернулась в углу на соломе.
Мы не ошиблись: в эту ночь Кэт родила нам шесть щенков — три сучки и три кобелька. Все три сучки были поменьше кобельков и вышли совершенно в мать, в немецкую легавую с большими кофейными пятнами на белом и по белому частый крап. У одной на макушке, на белой лысинке, была одна копейка, у другой — две копейки, третья сучка была без копейки, просто с белой полоской на темени, и заметно была поменьше и послабее сестёр. А кобельки вышли в отца, Тома; пятна были несколько потемнее, у двух почему-то на белом пока не было крапу, а третий был значительно крупнее других, весь в пятнах, крапе, таком частом, что казался весь тёмным, и вообще был тяжёл.
Дубец — мелькнуло слово у меня в голове, я поймал его и вспомнил охоты свои по выводкам на речке Дубец. Слово мелькнуло недаром, я очень удачно охотился на Дубце, и мне показалось — неплохо будет в память этих охот назвать новую собаку Дубцом. Из этого помёта я решил себе оставить кобелька и сучку. Название для сучки мне сейчас же пришло в голову, как только мелькнул Дубец. Я назову её Нерлью, потому что на болотистых берегах этой речки прошлый год много нашёл гнездовых дупелей.
Рассмотри первую иллюстрацию в учебнике.
Вопросы к рассказу : «Нерль». Что произошло 12 марта вечером? Сколько Кэт родила щенков? Найдите в тексте описание щенков. Прочитайте. Как назвали кобелька? Почему? Докажи текстом. Как назвали сучку? Почему?
Кэт- мать щенков. Том –отец щенков. Кэт родила шесть щенков. Три сучки и три кобелька. Заполните таблицу. Описание щенков. Описание сучек. Описание кобельков.
Дополни словосочетания: У одной (где?) была (сколько?) копейка; (у которой?) на макушке было (сколько?) копейки; (у которой?) (где?) была (какая?) полоса; (у которого?) пятна были (какие?), но не было (чего?); (у которого?) (что?) тоже были (какие?), но не было (чего?).
II Со времени рождения моих щенков я устроился обедать в кухне: очень удобно во время еды с высоты стола наблюдать и раздумывать о судьбе этих маленьких животных. Я не знаю ещё, в кого удастся мне воплотить имена Нерль и Дубец. Я же понимаю, что вес и форма не всё для рабочей собаки, в собаке должно быть прежде всего то, что мы условились называть умом, а это сразу узнать в слепом потомстве красавицы Кэт невозможно. Моя рабочая собака прежде всего должна быть умная, ведь даже слабость чутья вполне возмещается пониманием моего руководства, и с такой собакой больше дичи убьешь, чем с глупой.
Так я обедаю, ужинаю, чай пью и думаю о своём, и беседую с женой. Я бросаю газету, когда они просыпаются и начинается у них интересная борьба за существование. Тогда каждый щенок пускает в ход свою силу, ум, проворство, хитрость в борьбе за обладание задними, самыми молочными сосцами. Как только этот спящий пёстрый клубок маленьких собачек пробуждается, все они бросаются в атаку на сосцы. Лезут друг на друга, одни проваливаются и там залегают под тяжестью верхних, неудачники, скатываются вниз, мелькая розовыми, как у поросят, животами, оправляются, снова взбираются. Можно бы, конечно, разделить слабых и сильных, кормить их отдельно. Но как узнать действительно слабых и сильных? Сегодня лучшее достается сильным мускулами, завтра сильный умом перехватил добычу у большого и сосёт на первой позиции. Я сдерживаю в себе жалость к более слабым на вид и, пока не найду своей Нерли, не позволю себе вмешаться в дело природы.
Тот чумазый щенок, который помог мне выдумать кличку Дубец, в первые же дни настолько окреп, что теперь сразу всех расшвыривает, захватывает самую лучшую заднюю сиську, ложится бревном, не обращает никакого внимания, что на нём лежат другие, и знай только почвякивает. А хуже всех маленькой сучке, у которой на темени белая лысинка без копейки, ей достаются только самые верхние сосцы-пуговки, и, верно, она никогда не наедается. А мы каждый день спорим с женой. Женщина жалеет маленькую собачку, говорит мне, что она самая изящная, вся в мать, и нам непременно надо вмешаться в дело природы и не дать ей захиреть. Жалость помогает ей открывать новые и новые прелести в любимой собачке и соблазнять ими меня.
Мне и с одной женой трудно бороться за свой план, но однажды на помощь ей присоединяется одна наша знакомая. Она вмиг поняла другую женщину, и обе стали просить у меня за слабое животное. Я очень уважаю эту Анну Васильевну, мне пришлось пустить в ход все мои силы. После обеда маленькие животные насосались молока, стали позёвывать, укладываться друг на друга, пока наконец не сложились в свою обыкновенную сонную пирамидку. Для тепла и покоя мы прикрываем их сверху моей старой охотничьей курткой, а мать наконец-то освобождается, отправляется к миске с овсянкой, приправленной бульоном из костей. Кэт справляется со своим блюдом скорее, чем мы, возвращается к гнезду и укладывается возле щенков.
И вот под курткой начинается какое-то движение, тихое, осторожное, показывается голова с белой лысинкой и наконец вся она, та самая, слабая, изящная сучка, из-за которой весь сыр-бор (спор) загорелся. Все остальные щенки спят крепко и взлаивают. Нет никакого сомнения, что маленькая сучка задумала нечто своё. Она, выбравшись из-под куртки, ковыляет по соломе прямо к матери, сосёт из задней сиськи, наливается, засыпает у нее под лопаткой, сытая и в тепле, гораздо лучше, чем под моей охотничьей курткой. Нас всех, конечно, это поразило: ведь только что спорили о жалости, и все обошлось само собой, сучка сыта.
Работа по второй главе. Работа по второй главе. А чем с интересом наблюдал хозяин? Почему это было важным для него делом? Почему хозяин не разделил щенят на слабых и сильных? Какой вопрос он задает и как на него отвечает?
Какими качествами должен обладать щенок? Какими качествами должен обладать щенок? Как ведёт себя Дубец? Как ведёт себя Нерль? Кого просит пожалеть жена? Прочитайте, как ведёт себя маленькая Нерль, чтобы не остаться голодной?
Дополни словами текста: движение (какое?) и (какое?); остальные щенки ( что делают?); она (что сделала?) из-под куртки; ковыляет (к кому?); сосёт из (какого?) (чего?); (что делает?) и (что делает?) у матери под лопаткой.
беседую с (кем?); беседую с (кем?); они (что делают?) и (что делает?) (какая?) борьба за (что?); щенок (что делает?) в ход свою (что?), (что?), (что?); собачки пробуждаются и (что делают?) в атаку на (что?); (что делают?) друг на друга; лучшее (что делается?) (каким?) мускулами, завтра (каким?) (чем?).
Кто окреп в первые дни? Какое поведение у щенка? Кто окреп в первые дни? Какое поведение у щенка? Кому хуже всего? Почему? Каждый день она что делает? Что делают щенки после еды ? Что делает мать щенков, когда все щенки сыты? Где начинается движение? Кто? Что делает маленькая сучка выбравшись из-под куртки?
III В другой раз, вечером того же самого дня, когда наши щенки пробудились и начали атаку, маленькая сучка с белой лысинкой в этой борьбе не участвовала. А утром я нашёл её не под курткой, а под лопаткой у матери. Мы очень обрадовались и, не решаясь только за одно это признать её Нерлью, смеясь, пока стали называть её Анной Васильевной, которую очень любили. Через несколько дней, когда наша новая маленькая Анна Васильевна очень поправилась, мы заметили, что она гораздо твёрже других щенят начала наступать ножками, и появилась у неё новая особенность: она стала бродить по гнезду, совершая путешествие в уголки, всё более и более далекие от матери.
Все другие щенки знают только два положения: спать и бороться между собою за сосцы. Анна Васильевна догадалась исключить из своей жизни грубую борьбу за существование, силы её с каждым днём прибывали, и мы с женой радуемся, что освобождённую энергию она использует для любознательности. Пределом (концом) путешествий Анны Васильевны было бревно высотой в четыре вершка (17 – 18 см). Для маленькой тут кончались все путешествия: она могла только поставить передние лапки на бревно и отсюда заглядывать на простор всего пола, как мы любуемся далью полей. Туда, в эту даль, уходила мать к своей миске, что-то делала там и возвращалась обратно. Анна Васильевна стала дожидаться матери на бревне, а когда она возвращается и ложится, обнимает лапками её нос, полизывает губы, узнавая мало-помалу вкус бульонной овсянки.
И вот однажды, когда Кэт перешагнула через бревно, Анна Васильевна с высоты барьера вгляделась в неё, лакающую бульон, и стала сильно скулить (плакать жалобно). Мать оглядывается, не может понять, переводит глаза на меня и начинает тоже скулить. В глазах ее: «не понимаю ничего, помоги, добрый хозяин».
Я говорю ей: — Пиль! Это значит разное, смотря по тону, каким говорится; теперь это значило: «не обращай внимания, принимайся за еду и не балуй -собачку». Мать принимается лакать, а дочь, обиженная невниманием матери, делает вгорячах рискованное движение, переваливается через барьер и раскорякой бежит прямо к миске.
Нам было очень забавно смотреть на мать и дочь у одной миски: Кэт, вообще не очень крупная собака, но вдруг стала огромным животным, и рядом с ней точно такая, с теми же кофейными пятнами, с тем же крапом, с таким же на две трети обрезанным хвостом и во время еды с длинненькой шейкой, крошечная Анна Васильевна, стоит и тоже пробует делать, как мать Но скоро оказывается, ей мало, чтобы лизать край миски, она поднимается на задние ноги, передние свешиваются за край. Ей, наверно, думается, что это вроде барьера, что стоит приналечь, переброситься, и тогда откроется вся тайна миски. Она делает такое же рискованное движение, как только что было на бревне, и вдруг переваливается в миску с бульонной овсянкой.
Кэт уже довольно много отъела, и Анне Васильевне в миске было неглубоко. Скоро она вываливается оттуда без помощи матери, вся, конечно, покрытая желтоватой овсянкой. Потом она бежит обратно, начинает скулить у бревна. В это время пробудился Дубец и, услыхав какой-то визг за бревном, сам ковыляет туда. А маленькая Анна Васильевна в это время была уже сама на бревне и вдруг — здравствуйте: перевалилась прямо к Дубцу за барьер. Дубец понюхал её, лизнул — очень понравилось. Но что всего удивительней было нам, это когда на другой день из-под куртки вылезла Анна Васильевна, вслед за ней высунул здоровенную башку и Дубец, поплёлся за ней к барьеру, перевалил через барьер, проковылял к миске, втяпался в неё передними лапами и залакал.
После того оказалось, что первое путешествие Анны Васильевны в миску в мире маленьких собачек означало то же самое, что в нашей человеческой жизни открытие новой страны. За Колумбом, известно, все повалили в Америку, а у собак — в миску. Маленькая сучка с белой лысинкой научила Дубца, и потому что он такой громадный и на нём есть что полизать, когда он выгваздывается (запачкается) в овсянке, то первыми припали к нему обе сучки с копейкой на лысинке и с двумя копейками. Обе эти сучки скоро поняли всё и тоже стали путешествовать к миске. Но долго ещё два больших белых без крапу и с розовыми рыльцами кобелька держались отдельно от весёлого общества и ничего не знали об открытии Америки.
Нам пришлось поднести дикарей к тарелке и насильно, уткнув их носы в молоко, держать там, пока не поймут и не хлебнут. И голос наш, призывавший: «тю-тю-тю», первая поняла Нерль, и Дубец пустился бежать по примеру её, потом вслед за Дубцом бежали и сестры её, сучки с копейкой в двумя копейками на лысинках, и под конец согласились дружные дикари с розовыми рыльцами. А когда однажды во время нашего обеда собачья публика пробудилась и тоже захотела обедать и Нерль, почувствовав голод, бросила скулящих сестер и братьев, подбежала к нам и стала теребить богов за штаны и за юбку, то нам не оставалось никакого сомнения, что маленькая изящная собачка с белой пролысинкой была именно наша задуманная Нерль.
1)Что щенки делали вечером? Кто не участвовал в атаке? 1)Что щенки делали вечером? Кто не участвовал в атаке? 2)Где утром хозяин нашёл маленькую сучку? 3) Как начали называть маленькую сучку? 4)Что исключила Анна Васильевна из своей жизни? 5) Как Анна Васильевна использует освобождённую энергию?