Презентация к уроку литературного чтения «Урок - путешествие в прошлое» (3 класс)
Презентация "Урок - путешествие в прошлое".
PPT / 8.24 Мб
Всероссийский конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку
«Интерактивная презентация для учащихся 1-4 классов»
Пояснительная записка.
Название презентации: Урок - путешествие в прошлое.
Предмет: литературное чтение.
Тема урока: Урок - путешествие в прошлое.
Аудитория: 3 класс, 9 лет, общеобразовательная школа.
Цель использования презентации: в форме игры – путешествия в прошлое обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете».
Задачи:
• дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове;
• закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси;
• прививать интерес к чтению, истории;
• продолжить формирование навыков связной речи;
•отрабатывать навыки выразительного чтения.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД:
• учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге;
• обобщать полученную информацию по истории создания книги;
• составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Федоров».
Коммуникативные УУД:
•работать в паре, выслушивая мнение друг друга;
Регулятивные УУД:
•ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, вносить корректировки в свои действия.
Структура презентации и способы работы с ней:
Слайд 1 | Титульный лист презентации. Постановка цели урока. - Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете. Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь! |
Слайды 2 -4 | Первое путешествие в Древнюю Русь. Беседа о рукописных книгах. - Отгадайте загадку. - Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги? - Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем? (Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.) - В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.) - Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчитайте от 5 до 1. (Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!) |
Слайд 5 | Путешествие в XII век. - Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.) |
Слайды 6-7 | Знакомство с первым русским летописным сводом. Рассказ учителя. Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Итак, задача «Повести...» - рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорится о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников - хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, о чем мы и читаем соответственную запись. Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской. И до Нестора русские книжники записывали события, свидетелями которых они были или знали о которых от своих предшественников. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись». |
Слайды 8-11 | Ознакомление с отрывком из летописи «Славяне пришли и сели по Днепру». Чтение летописи хорошо читающим учеником. Рассматривание карты расселения славян. |
Слайды 12-14 | Проверка восприятия. - Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».) - Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа и т. п.) - В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, связывается с именем монаха Нестора.) - Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.) - Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет»? (Ее основной мотив - любовь к родине, к Русской земле.) |
Слайд 15 | Чтение и обсуждение отрывка из летописи. Знакомство с тем, что обозначают названия славянских племён. |
Слайд 16 | Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров. - Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.) - Итак, откройте глаза. Мы на месте... Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор. - Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски - ручной инструмент для пользования типографской краской.) |
Слайды 17-22 | Рассказ об Иване Федорове. Иван Федоров (ок. 1510-1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563-1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь - первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер в Львове. |
Слайд 23 | Возвращение домой. Обсуждение итогов урока. - Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? Работа над пословицами. - Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл. |
Слайд 24 | Повторение правил пользования книгой. - Ребята, а где хранятся книги? Где мы их можем взять? - Какие правила пользования книгой вы помните? |
Слайд 25 | Заключительное слово учителя. Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения. Чтение и обсуждение. |
Слайд 26 | Подведение итогов урока. |
Слайд 27 | Рефлексия. |
Слайд 28 | Интернет ресурсы. |
Используемые материалы:
https://www.youtube.com/watch?v=IY6CWHnEH94
http://www.librari-biruch.ru/index.php/znakomstvo-s-bibliotekoj.html?id=430
Используемые ресурсы:
Шаблон презентации Шумариной Веры Алексеевны, учителя ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №11 VIIIвида г.Балашова.
Ивлиева Наталия Алексеевна
Львова Светлана Алексеевна