12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Львова Светлана Алексеевна18284
Россия, Самарская обл.
Материал размещён в группе «Начальные классы»


Презентация "Урок - путешествие в прошлое".
PPT / 8.24 Мб


Всероссийский конкурс для учителей начальных классов на лучшую методическую разработку

«Интерактивная презентация для учащихся 1-4 классов»



Пояснительная записка.

Название презентации: Урок - путешествие в прошлое.

Предмет: литературное чтение.

Тема урока: Урок - путешествие в прошлое.

Аудитория: 3 класс, 9 лет, общеобразовательная школа.

Цель использования презентации: в форме игры – путешествия в прошлое обобщить знания детей по теме «Самое великое чудо на свете».

Задачи:

дать дополнительные сведения о первых летописях и первопечатнике Иване Федорове;

закрепить знания о рукописных книгах Древней Руси;

прививать интерес к чтению, истории;

продолжить формирование навыков связной речи;

отрабатывать навыки выразительного чтения.

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

учащиеся должны иметь представление о старинных и современных книгах, уметь сравнивать эти книги, рассказывать о своем отношении к книге;

обобщать полученную информацию по истории создания книги;

составлять сообщение на тему «Первопечатник Иван Федоров».

Коммуникативные УУД:

работать в паре, выслушивая мнение друг друга;

Регулятивные УУД:

ставить учебную задачу, планировать свою деятельность, вносить корректировки в свои действия.


Структура презентации и способы работы с ней:

Слайд 1

Титульный лист презентации.

Постановка цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся с вами в далекое путешествие, в прошлое. Туда, где еще не было того, что мы сейчас с вами имеем, - самого великого чуда на свете.

Мы узнаем много нового о древних книгах, о том, как создавались первые книги, об их издателе. Итак, в путь!

Слайды 2 -4

Первое путешествие в Древнюю Русь. Беседа о рукописных книгах.

- Отгадайте загадку.

- Существовали ли книги в Древней Руси? Какими были первые книги?

- Ребята, как же нам попасть в Древнюю Русь, какой вид транспорта мы выберем?

(Предположения детей. Скорее всего, они выберут машину времени.)

- В какой год нам лучше всего отправиться, кто из вас знает? (Дети предполагают. Учитель помогает определить время: начало XII века.)

- Путешествие в XII век начинается... Закройте глаза, сосчитайте от 5 до 1.

(Дети считают: 5,4, 3, 2, 1... пуск!)

Слайд 5

Путешествие в XII век.

- Приземлились. Откройте глаза. Что вы видите? Кого видите? (Видим Печерский монастырь, келью, т. е. жилище монаха. Нестор пишет летопись.)

Слайды 6-7

Знакомство с первым русским летописным сводом. Рассказ учителя.

Первый дошедший до нашего времени русский летописный свод «Повесть временных лет» называется так по начальным словам, которые в подлиннике звучат так: «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуду Руская земля стала есть». Итак, задача «Повести...» - рассказать о происхождении Руси и русского народа, о первых русских князьях, вместе с тем в ней говорится о соседних народах, о том, как была создана русская грамота, о походах русских князей, о нападениях первых кочевников - хазар и печенегов; далее летописец пишет о том, чему сам был современником, часто очевидцем. «Повесть временных лет» составлена в 1113 г. и связывается с именем монаха Киево-Печерского монастыря Нестора. Но дошла она в переработке 1116г., сделанной игуменом Выдубицкого монастыря Сильвестром, о чем мы и читаем соответственную запись.

Труд Сильвестра переписывался много раз. До нас дошел список, сделанный монахом Лаврентием в 1377 г. в Нижнем Новгороде и помещенный им в начало летописи, называемой по его имени Лаврентьевской.

И до Нестора русские книжники записывали события, свидетелями которых они были или знали о которых от своих предшественников. Все, что они записывали, вносили под соответствующим годом. Год в Древней Руси назывался летом, отсюда слово «летопись».

Слайды 8-11

Ознакомление с отрывком из летописи

«Славяне пришли и сели по Днепру».

Чтение летописи хорошо читающим учеником.

Рассматривание карты расселения славян.

Слайды 12-14

Проверка восприятия.

- Как называется первый дошедший до нашего времени русский летописный свод? («Повесть временных лет».)

- Какова была задача «Повести...»? (Рассказать о происхождении Руси и русского народа и т. п.)

- В каком году составлена «Повесть временных лет», с чьим именем она связывается? (Она составлена в 1113 году, связывается с именем монаха Нестора.)

- Какие источники использовал Нестор при записи? (Устные предания «старины далекой», рассказы очевидцев, песни, слагавшиеся в дружинной среде, договорные грамоты, княжеские завещания, переводные сочинения.)

- Чем нам, людям XX века, близки идеи «Повести временных лет»? (Ее основной мотив - любовь к родине, к Русской земле.)


Слайд 15

Чтение и обсуждение отрывка из летописи.

Знакомство с тем, что обозначают названия славянских племён.

Слайд 16

Второе путешествие в Древнюю Русь. Первопечатник Иван Федоров.

- Садимся в машину времени и отправляемся туда, где печатались первые книги. В какой век отправляемся? (Печатать книги люди научились только в середине XVвека. Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году. Отправляемся в XVI век.)

- Итак, откройте глаза. Мы на месте... 

Обратите внимание на памятник Ивану Федорову. Он установлен на народные деньги в 1909 г. в Москве недалеко от того места, где раньше находился печатный двор.

- Как выглядит Иван Федоров? (Примерный ответ. Иван Федоров изображен во время работы. Он без шапки, лишь ремешок-наголовник поддерживает густые волосы. В одной руке у него только что сделанный оттиск страницы будущей книги, другой рукой он поддерживает поставленную на скамью печатную доску. На скамье возле доски - ручной инструмент для пользования типографской краской.)

Слайды 17-22

Рассказ об Иване Федорове.

Иван Федоров (ок. 1510-1583) - основатель книгопечатания в России и на Украине. Служил дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Вероятно, в 50-х гг. XVI в. работал в так называемой анонимной типографии в Москве. Вместе с Петром Тимофеевым напечатал Апостол (1563-1564), ставший первой русской датированной печатной книгой. Творчески переработав орнаментальные приемы школы Феодосия Изографа, Федоров создал так называемый старопечатный стиль. Его шрифт разработан на основе московского полууставного письма середины XVI в. В 1565 г. Федоров и Тимофеев напечатали в Москве два издания Часовника. В 1566 г. Федорову и Тимофееву пришлось покинуть Русское государство и переехать в Литву. Новая типография была основана в Заблудове, в имении гетмана Г.А. Ходкевича, где были напечатаны Учительное Евангелие и Псалтырь (1569) с часословом (1570). Затем Федоров переехал во Львов. Здесь он напечатал (1574) новое издание Апостола со своим послесловием. В том же году он выпустил букварь - первый русский печатный учебник. Четвертая типография Федорова основана в г. Остроге у князя К. Острожского. Здесь он выпустил азбуку, Новый Завет с Псалтырью (1580) и алфавитно-предметный указатель «Книжка, собрание вещей нужнейших», первую полную Библию на славянском языке (1580-1581) и др. Федоров был разносторонним мастером, владевшим многими ремеслами: отливал пушки, изобрел многоствольную мортиру. Умер в Львове.

Слайд 23

Возвращение домой. Обсуждение итогов урока.

- Мы с вами дома, в XXI веке. Ребята, что мы считаем самым великим чудом на свете? 

Работа над пословицами.

- Какая из этих пословиц вам больше всего понравилась? Объясните ее смысл.

Слайд 24

Повторение правил пользования книгой.

- Ребята, а где хранятся книги? Где мы их можем взять?

- Какие правила пользования книгой вы помните?


Слайд 25

Заключительное слово учителя.

Закончить наш урок мне хотелось бы строками стихотворения. Чтение и обсуждение.


Слайд 26

Подведение итогов урока.

Слайд 27

Рефлексия.

Слайд 28

Интернет ресурсы.



Используемые материалы:

https://www.youtube.com/watch?v=IY6CWHnEH94

http://www.librari-biruch.ru/index.php/znakomstvo-s-bibliotekoj.html?id=430

https://infourok.ru/pourochnie-razrabotki-po-literaturnomu-chteniyu-klass-umk-shkola-rossii-2497203.html























































Используемые ресурсы:

Шаблон презентации Шумариной Веры Алексеевны, учителя ГКС(К)ОУ «С(К)ОШ №11 VIIIвида г.Балашова.

https://yandex.ru/images/search? iz&pos=2&img_url=https%3A%2F%2Fi.ytimg.com%2Fvi%2FDagQwDHfTAk%2Fmaxresdefault.jpg&rpt=simage

Опубликовано в группе «Начальные классы»


Комментарии (2)

Ивлиева Наталия Алексеевна, 11.10.19 в 20:22 1 Ответить Пожаловаться
Знаю Веру Алексеевну!
Львова Светлана Алексеевна, 12.10.19 в 08:18 1 Ответить Пожаловаться
Спасибо ей за замечательный ресурс!

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.