Урок литературного чтения в 3 классе
Технологическая карта урока
Учитель: Ищукова О.Н.
Класс:3
Название УМК: «Школа России»
Тема | В.В. Бианки «Мышонок Пик» |
Тип урока | Урок ознакомления с новым материалом |
Основная дидактическая задача | Продолжить знакомство с авторской сказкой «Мышонок Пик». |
Цель | Деятельностная: учиться пересказывать сказку, правильно и выразительно читать вслух, находить заданную информацию по тексту. Образовательная: достичь понимания текста на уровне содержания и смысла, видения картин, понимания замысла автора. |
Основные понятия | Сказки- несказки, мораль |
Организация пространства | Классная комната |
Методы и приёмы | Методы: объяснительно- иллюстративный, осмысление, рефлексивный. Приёмы: дискуссия, кластер, «инсерт», устный опрос. |
Планируемые результаты | Узнают о продолжении сказочной истории мышонка Пик, научатся извлекать из текста познавательную информацию, смогут рассказать сказку по иллюстрациям |
Оборудование и ресурсы | Учебники «Литературное чтение» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др.3 класс. Ч.2; презентация, картинки предметные и сюжетные, карточки со словами и фразами. |
№ п/п | Название этапа урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | ||||||||
| Мотивация | Учитель вызывает детей на дискуссию -просит прочитать текст и высказать своё согласие или несогласие с фразой: «Виталий Бианки назвал свои произведения- сказки-несказки. В них скрываются огромные знания. Поэтому его сказки считаются научно- познавательными» (слайд 1) По необходимости задаёт вопросы: - А какие ещё интересные факты вы можете рассказать о мышах? А что вы знаете о птице сорокопут- жулан? | Провидится дискуссия. | Личностные: формировать интерес к произведениям В.Бианки Предметные: включение учащихся в деятельность по актуализации необходимых знаний Коммуникативные: выслушивать собеседника, высказывать свою точку зрения | ||||||||
2 | Целеполагание | Как вы думаете, где можно найти ответ на эти вопросы? Интересно ли вам узнать продолжение сказки? | Формулируют тему урока и цели | Регулятивные: формировать умение прогнозировать предстоящую работу Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами, учитывая высказывания других | ||||||||
3 | Актуализация знаний | Задача данного этапа состоит в том, чтобы восстановить в памяти обучающихся события прочитанной 1 части произведения В.В. Бианки «Мышонок Пик». - Давайте вспомним героев сказки, их черты характера. (Приложение1) (слайд 3-5)
- А теперь вспомним последовательность событий в сказке. На столе расположены иллюстрации из сказки в хаотичном порядке, выбирая нужную связываем её с событиями, происходящими в тексте. (Приложение2) (слайд 6) | Работа в группах: На доске выкладывается кластер из картинок и слов характеризующих героев. 1 группа –кластер о мышонке, 2- о мальчике, 3- о девочке, 4- при необходимости дополняет кластеры. Осуществляют пересказ текста, используя наглядный материал | Предметные: пересказывать текст с помощью иллюстраций Регулятивные: удерживать поставленную задачу Познавательные: извлекать кратко необходимую информацию из прочитанного произведения; актуализировать знания, формулировать собственную позицию Коммуникативные: соблюдать правила работы в группе | ||||||||
4 | Работа по теме урока | 1.Работа с текстом до чтения. - Откройте учебник на с. 79., прочитайте заголовок. Как вы думаете о чём пойдёт речь? 2. Проверка понимания текста - Что нового вы узнали для себя из этого текста? 3. Работа с текстом на с.79-81 Обращает внимание детей на иллюстрацию. Задание: найти в тексте информацию о внешнем виде, питании, поведении «Соловья –разбойника» физминутка | Читают заголовок «Хвост- цеплялка и шёрстка невидимка», высказывают предположение, о чём пойдёт речь. Читают про себя, помечают новую информацию о мышах. Отвечают на вопрос, используя фразы «знал» или «узнал». Читают заголовок «Соловей – разбойник», высказывают предположение, кого так называет автор. Читают текст по цепочке, делая пометки. | Предметные: извлекать из текста новую информацию Регулятивные: прогнозировать содержание текста Познавательные: анализировать полученную информацию Коммуникативные: строить правильные речевые высказывания | ||||||||
5 | Закрепление знаний и способов действий | Оказывает помощь при составлении таблицы (Приложение3) (слайд 7) - Как мышонку удалось перехитрить «соловья- разбойника»? - Чему научился мышонок во время своего путешествия? | Работа в парах Заполняют таблицу «Сорокопут- жулан»
Находят в тексте ответы, зачитывают. | Познавательные: умение представлять информацию в виде таблицы; умение выявлять сущность и делать выводы Коммуникативные: умение оформлять свои мысли учитывая мнения других | ||||||||
6 | Анализ и осмысление (Обобщение и систематизация знаний.) | -К какому жанру относится произведение В. Бианки? (Приложение 4) Задание: «Раздели слова на группы» На доске размещены слова и фразы, которые характеризуют текст как жанр (слайд 8) | Индивидуальная работа: Записывают слова и фразы в таблицу: приключения мышонка, описание образа жизни мышонка, познавательные сведения о птице сорокопут- жулан, путешествие мышонка, благополучный конец приключений.
| Предметные: относить произведение к жанру Регулятивные: обосновывать свои действия Познавательные: умение представлять информацию в виде схемы; Коммуникативные: умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||||||
7 | Контроль и самопроверка знаний. | Работа над основной мыслью рассказа. -Чему учит нас прочитанное произведение? -Предлагает восстановить пословицы отражающие основную мысль текста (Приложение 5) (слайд 9) (слайд 10) | Фронтальная работа Восстанавливают пословицы путём заполнения пропусков в раздаточном материале Храброму сердцу нет ……………….. Смекалка во всяком деле …………… Дорогу осилит …………………….. Сравнивают с эталоном | Предметные: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника Регулятивные: умение на основе анализа объектов делать выводы Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами | ||||||||
8 | Подведение итогов. Рефлексия. | На данном этапе проводится индивидуальное оценивание деятельности на уроке. На доске два листа с надписью: мне все было понятно, и я справился с заданиями успешно – (помещается радостный мышонок) мне не всё было понятно, и я частично справился с заданием – (помещается грустный мышонок) | Самостоятельно оценивают свою деятельность, обсуждают допущенные ошибки. | Регулятивные: осуществлять познавательную и личностную рефлексию |