Презентация к уроку русского языка в 7 классе: «Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же»
Пояснительная записка к презентации
«Воздвиженская средняя школа»
Открытый урок по русскому языку 7 класс
Учитель Степанова М.Ю.
Эпиграф уроку:
Корень учения горек, зато
плод его сладок.(Пословица)
Тема урока: Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же
Тип урока: объяснение нового материала.
Цели урока:
Для учителя:
1. сформировать умения различать производные союзы и омонимичные им слова.
2. научить правильному правописанию союзов ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ,ЗАТО
3. совершенствовать умения использования полученных знаний, высказывать собственное суждение, делать выводы
4. развитие логических умений: анализировать, классифицировать, систематизировать и обобщать языковой материал.
Для учеников:
· научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
· тренироваться правильно писать союзы
· составить памятку написания союзов и омонимичных частей речи
Тип урока: изучение нового материала
Формы работы учащихся: работа в парах, индивидуальная.
Оборудование: презентация, проектор, экран, раздаточный материал
Ход урока
1Организационный момент.
Здравствуйте, ребята!
Улыбнитесь друг другу
и с хорошим настроением начинаем урок! Сегодня в нашем классе присутствуют гости.
Поприветствуйте их. Я думаю, что сегодняшний урок вам понравится, а полученные
на нём знания помогут вам в старших классах при изучении сложноподчиненных и сложносочиненных предложений в 9 классе,а
также при сдаче ОГЭ и ЕГЭ.
Ну что ж, я желаю вам успешной работы на уроке , думаю, что у вас все получится. Верьте в свои силы.
2. Проверка домашнего задания
А проверку домашнего задания мы проведем в форме мини –экзамена
(На столе лежат билеты, в каждом билете по одному вопросу по теме «Союз»
Вопросы билетов
1. Что такое союз?
2.На какие группы по значению делятся сочинительные союзы? Приведите примеры
3.Чем отличаются союзы сочинительные от подчинительных? Приведите примеры
4.На какие группы по значению делятся подчинительные союзы? Приведите примеры.
5.Расскажите о простых и составных союзах.
- Итак,посмотрите внимательно на тему урока, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?
1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи
Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа.
3. Проблемная ситуация. (На столах лежит лист№1)
- Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?
.Он мал, зато удал.- Я поблагодарил друга за то, что он помог.
· Сережа выполнил задание, я тоже его сделал. – Сережа выполнил то же задание, что и я.
· Оля легко решает задачи, сочинение также хорошо пишет. - Оля так же решила задачу, как и все остальные.
· Родители просили, чтобы в походе мы были осторожны. - Что бы мне рассказать вам интересного?- Почему в каждой паре предложений выделенные слова пишутся по-разному? (во второй паре не союзы) – омонимичные части речи
- Что мы сегодня будем делать на уроке? (выяснять, как пишутся союзы, тренироваться правильно писать союзы, отличать их от омонимичных частей речи)
Поиск решения проблемы.
-. Проверим наше предположение, что союзы только в первых предложениях каждой пары (те, которые пишутся раздельно – не союзы)
- Как мы это сделаем? (надо знать, что такое союз, что соединяет - прост. предложения или однородные члены, значит, находим грам. основы)
- В чем отличие слов во вторых предложениях? (ничего не соединяют, можем задать вопрос, а к союзам не можем).
- Какие это части речи? (местоимение и наречие с частицей)
- Как определили? (задали вопрос, определили, какой член предложения)
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
4.Актуализация знаний
- Используя материал слайда № и параграфа 61, составьте памятку« Слитное написание союзов тоже, зато, чтобы,также».( Работа в паре).
1). Можно переместить часть на другое место.
2). Можно поставить вопрос.
3). Играет связующую роль.
4). Нельзя убрать или переместить часть на другое место.
5). Нельзя поставить вопрос.
6). Не является членом предложения.
7). Является членом предложения.
8). Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО.
9). Заменяем синонимом( самостоятельной частью р
Предварительный просмотр презентации
Тема урока: Отличие на письме союзов зато, тоже, чтобы от местоимений с предлогом и частицами и союза также от наречия так с частицей же Автор презентации: Степанова Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Воздвиженская СОШ
Эпиграф урока: Корень учения горек , зато плод его сладок. (пословица)
. Цель урока: 1) знать правило написания союзов; 2) уметь отличать союз от самостоятельной части речи; 3) уметь правильно писать союзы и омонимичные им слова.
Признаки союзов и омонимичных с ними частей речи. 1).Можно переместить часть слова на другое место. 2). Можно поставить вопрос. 3).Играет связующую роль. 4).Нельзя убрать или переместить часть слова на другое место. 5).Нельзя поставить вопрос. 6).Не является членом предложения. 7). Является членом предложения. 8).Заменяем союзами И, ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ, НО. 9).Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи).
Союзы. Омонимичные словосочетания. Нельзя убрать или переместить часть на другое место. Можно переместить часть на другое место. Нельзя поставить вопрос. Можно поставить вопрос. Не является членом предложения. Является членом предложения. Играет связующую роль. Заменяем синонимом( самостоятельной частью речи). Заменяем союзами : тоже, также=и, чтобы= для того чтобы, зато= но. Памятка
Стихотворение Любили тебя без особых причин: За( то), что ты – внук, За (то), что ты – сын, За (то), что малыш, За (то), что растёшь, За(то), что на маму и папу похож. И эта любовь до конца твоих дней Останется тайной опорой твоей. (В. Берестов)
Согласны ли вы с тем, что в данных предложениях выделенные слова союзы. 1.Приют наш мал, (за)то спокоен. 2).Я спросил, что(бы) мне почитать об этом. 3). Всё так(же) ослепительно сверкали снега. 4).Надо верить в возможность счастья, что(бы) быть счастливым. 5).Берись( за) то, что тебе по душе. 6). Убранство комнат так(же) не отличалось особым комфортом. 7).В радости ведь то(же) нужна помощь.
Выпишите предложения, в которых выделенные слова пишутся раздельно. 1). Что(бы) мне подарить подруге? 2).Не слышно было ничего такого, что(бы) нарушало спокойствие природы. 3).Незнакомец свернул за(то) здание. 4). Моряки то(же) ушли в море. 5). Крики птиц смолкли, за(то) над прудом запел соловей. 6). Не делай то(же), что и все, если все делают плохо. 7) .В дружбе доверие нужно так(же), как надежность. 8) .Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то(же) время. 9) .Журналисты собрались в студии, что(бы) обсудить проблему.
1.Что бы мне подарить подруге. 2.Не слышно было ничего такого, что бы нарушало спокойствие природы. 3.Незнакомец повернул за то здание. 4.Не делай то же, что и все, если все делают плохо. 5.В дружбе доверие нужно так же, как и надёжность. 6.Домашнее задание я стараюсь выполнять в одно и то же время.
Проверь себя и оцени работу! 1в. 2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков. 3. Друзья тоже (= также) приехали. 6. Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице. 8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов. 9. Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались. .
Проверь себя и оцени работу! 2в. 1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят. 4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера. 5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием. 7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью. 10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.
Составьте текст по опорным словам. Что (бы) тебя уважали надо, (во) первых,… (Во) вторых, надо… Кроме того, нельзя… Уважают человека так (же) и за… Заслужить уважение трудно, (за) то…
Рефлексия. Продолжите предложения: Сегодня я узнал(а) Было трудно… Я выполнял(а) задание… Я понял(а), что… Я научился(ась)…
Синквейн: Ученики. Старательные, думающие. Анализируют, создают, учатся. Работать с вами интересно! Молодцы.
Домашнее задание: 1). Составить синквейн по теме»Союзы». 2).Подготовить тест из 5-8 заданий «Правописание союзов тоже, также, чтобы, зато».или упр346
Похожие публикации
Селиванова Галина Геннадьевна