Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ»
МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2»
Урок русского языка в 7 классе по теме
«Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».
(по учебнику Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.– М.: Дрофа, 2012.
Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.
2016 г.
Цель: добиться осознанного правописания союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;
- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;
- создать благоприятные условия для развития у учащихся потребности в совместной деятельности, в самовыражении через различные виды работы; а также для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка;
- содействовать развитию коммуникативных навыков (умение общаться между собой, осознание ценности совместной деятельности).
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование: презентация.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Приветствие.
Вот и прозвенел звонок,
Мы начинаем наш урок.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
- Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа. С-1
III. Актуализация знаний.
На протяжении нескольких уроков мы изучали знания о союзе. Давайте повторим, что мы знаем о союзах. С-2
1. Найдите верные утверждения.
1.Союз – самостоятельная часть речи.
2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.
3.Союзы не являются членами предложения.
4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.
5.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и
подчинительные.
6.Союзы изменяются по числам.
7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.
8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные.
(2, 3, 5, 7)
2. Обратите внимание на слайд С-3
А теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд и сказали, что вы там видите? (Двери) Скажите, какие ассоциации у Вас возникли к слову «дверь».
(Дверь – препятствие, которое нужно преодолеть. Дверь – вход, открытие).
IV. Формулировка темы урока.
1. Преодолев препятствие, узнаете тему нашего урока. С-4
Отгадайте слова.
1. Существительное, образованное способом сложения с одновременным добавлением суф. –ни- от слов «правильный» и «писать» (правописание)
2. Часть речи, имеющая этимологический корень -юз- (союз).
- Молодцы, тема нашего урока - «Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».
2. Рубрика «Это интересно». Выступление учащегося на тему «Происхождение союзов».
Слово «союз» пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Это слово было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и сочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием.
V. Постановка задач урока. С-4
- Итак, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?
1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.
2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.
VI. Изучение нового материала.
1. Проблемная ситуация. С-5
- Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?
1. Он мал, зато удал.
2. Я поблагодарил друга за то, что он помог.
Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.
Различай! С-6
Зато ------- союз
За то ------ предлог + мест-е. Зато = но
2. Работа в группах. Объяснить правописание выделенных слов, используя памятку (Приложение 1, 2).
1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Коля то(же) прочитал эту книгу.
2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.
Различай! С-7
Тоже ---------- союз
То же ---------- мест-е + частица. Тоже = также = и
2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я так(же) поеду летом на море.
2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.
Различай! С-8
Также ---------- союз
Так же ---------- нареч. + частица. Тоже = также = и
3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.
2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.
Различай! С-9
Чтобы ---------- союз
Что бы ------------ мест-е + частица. Чтобы = для того чтобы = с тем чтобы.
VII. Физкультминутка.
VIII. Закрепление.
1. Задание: каждой группе дан отпечатанный текст, нужно прочитать его так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов (Приложение 3).
1 группа:
1. Журавль был южный, (за)то
Он в гости к нам пожаловал!
2. Благодарю его (за)то,
Что мне перо пожаловал.
2 группа:
1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,
Что(бы) такое придумать заглавное,
Что(бы) сияла ты всеми каратами.
3 группа:
1. «Хорош рассказ!» - сказал Сережа.
2. Рассказ прочел я быстро то(же),
Сказал о нем примерно то(же).
2. Выборочное письмо. С-10
1в. Выписать предложения с союзами. 2в. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.
2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.
3. Друзья то(же) приехали.
4. На ней было то(же) платье, что и вчера.
5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
6. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.
7. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
8. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.
9. Что(бы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
10. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.
3. Проверь себя и оцени работу! С-11
1в.
2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков.
3. Друзья тоже (= также) приехали.
6. Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице.
8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов.
9. Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.
2в.
1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.
4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.
5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.
7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.
10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.
0 - «5»
1 - «4»
2 – «3»
3 - ---
Кто желает получить оценку в журнал, сдайте тетради.
IX. Итог урока. С-12
1. Что на уроке было открытием?
2. Решили задачи, поставленные в начале урока?
X. Рефлексия. С-13
1. Передайте листочки с ответом: 1. Я во всём разобрался! 2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться… 3. Мне до сих пор трудно понять тему.
2. Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.
1. Сегодня на уроке я узнал …
2. Лучше всех на уроке работал (а) …
3. Я могу похвалить своих одноклассников за …
4. Я могу похвалить себя за …
5. Своей работой на уроке я …
6. Урок сегодня был …
XI. Домашнее задание. С-14
1. Параграф 33 (записи в словаре).
2. Упр. 401 (1, 2, 3).
Приложение 1
1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Коля то(же) прочитал эту книгу.
2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.
________________________________________________________________________________
2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я так(же) поеду летом на море.
2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.
_________________________________________________________________________________
3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.
1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.
2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.
_________________________________________________________________________________
Приложение 2
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз |
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3.Можно заменить синонимичным союзом. 4. Союз всегда пишется слитно. |
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Можно заменить самостоятельной частью речи. 4. Частицы со словами пишутся раздельно. |
_____________________________________________________________________________
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз |
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3.Можно заменить синонимичным союзом. 4. Союз всегда пишется слитно. |
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Можно заменить самостоятельной частью речи. 4. Частицы со словами пишутся раздельно. |
Отличайте союзы от других частей речи!
Союз |
Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей) |
1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения. 2. Часть слова бы, же убрать нельзя. 3.Можно заменить синонимичным союзом. 4. Союз всегда пишется слитно. |
1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения. 2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения. 3. Можно заменить самостоятельной частью речи. 4. Частицы со словами пишутся раздельно. |
_____________________________________________________________________________
Приложение 3
_____________________________________________________________________________
1 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. Журавль был южный, (за)то
Он в гости к нам пожаловал!
2. Благодарю его (за)то,
Что мне перо пожаловал.
_____________________________________________________________________________
2 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,
Что(бы) такое придумать заглавное,
Что(бы) сияла ты всеми каратами.
____________________________________________________________________________
3 группа:
Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.
1. «Хорош рассказ!» - сказал Серёжа.
2. Рассказ прочёл я быстро то(же),
Сказал о нём примерно то(же).
Селиванова Галина Геннадьевна