Урок русского языка в 7 классе по теме «Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ»

1
1
Материал опубликован 25 February 2016 в группе

МОУ «Сретенская основная общеобразовательная школа №2»


Урок русского языка в 7 классе по теме

«Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ».

(по учебнику Русский язык. 7 класс: учебник для общеобразоват. учреждений: / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др.– М.: Дрофа, 2012.

Подготовила Варанкина Ирина Владимировна, учитель русского языка и литературы, I квалификационной категории.

2016 г.

 

Цель: добиться осознанного правописания союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

Задачи:

- организовать деятельность учащихся по изучению правописания союзов зато, тоже, также, чтобы;

- способствовать формированию умения находить союзы и отличать их от других частей речи;

- создать благоприятные условия для развития у учащихся потребности в совместной деятельности, в самовыражении через различные виды работы; а также для воспитания познавательного интереса к изучению русского языка;

- содействовать развитию коммуникативных навыков (умение общаться между собой, осознание ценности совместной деятельности).

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: презентация.

 

Ход урока.

I. Организационный момент.

II. Приветствие.

Вот и прозвенел звонок,

Мы начинаем наш урок.

На уроке не зевать,

А работать и писать.

- Откройте тетради и запишите: Число. Классная работа. С-1

III. Актуализация знаний.

На протяжении нескольких уроков мы изучали знания о союзе. Давайте повторим, что мы знаем о союзах. С-2

 

1. Найдите верные утверждения.

1.Союз – самостоятельная часть речи.

2.Союзы связывают однородные члены и простые предложения в составе сложного.

3.Союзы не являются членами предложения.

4.Подчинительные союзы делятся на три группы: соединительные, разделительные, противительные.

5.По значению и употреблению в речи союзы делятся на сочинительные и

подчинительные.

6.Союзы изменяются по числам.

7.Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ относятся к соединительным, союз ЗАТО – противительный.

8.Союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЗАТО – подчинительные.

(2, 3, 5, 7)

 

2. Обратите внимание на слайд С-3

А теперь я хочу, чтобы вы посмотрели на слайд и сказали, что вы там видите? (Двери) Скажите, какие ассоциации у Вас возникли к слову «дверь». 

(Дверь – препятствие, которое нужно преодолеть. Дверь – вход, открытие).

 

IV. Формулировка темы урока.

1. Преодолев препятствие, узнаете тему нашего урока. С-4

Отгадайте слова.

1. Существительное, образованное способом сложения с одновременным добавлением суф. –ни- от слов «правильный» и «писать» (правописание)

2. Часть речи, имеющая этимологический корень -юз- (союз).

- Молодцы, тема нашего урока - «Правописание союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ». 

 

2. Рубрика «Это интересно». Выступление учащегося на тему «Происхождение союзов».

Слово «союз» пришло из латинского языка. В русском языке появилось в 17 веке. Это слово было образовано с помощью приставки СО от слова, корень которого дошёл до нас в словах узел, вязать узы. Самыми древними являются сочинительные союзы. Сейчас в русском языке около 250 слов и сочетаний, которые выполняют функцию союза. По частоте употребления союз занимает 7-ое место после существительного, глагола, местоимения, предлога, прилагательного и наречия. Составные союзы появились в языке в 18 веке, и сразу же возникли трудности с их правописанием. 

 

V. Постановка задач урока. С-4

- Итак, над чем мы сегодня будем работать? Каковы задачи нашего урока?

1. Познакомиться с правописанием союзов ЗАТО, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, ЧТОБЫ.

2. Научиться отличать союзы от омонимичных частей речи.

 

VI. Изучение нового материала.

1. Проблемная ситуация. С-5

- Почему одинаково звучащие слова в предложениях пишутся по-разному?

1. Он мал, зато удал.

2. Я поблагодарил друга за то, что он помог.

Вывод: чтобы узнать, слитно или раздельно пишется слово, надо определить его роль в предложении, рассмотреть слово в контексте.

Различай! С-6

Зато ------- союз

За то ------ предлог + мест-е. Зато = но

 

2. Работа в группах. Объяснить правописание выделенных слов, используя памятку (Приложение 1, 2).

1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Коля то(же) прочитал эту книгу.

2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.

Различай! С-7

Тоже ---------- союз

То же ---------- мест-е + частица. Тоже = также = и

2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я так(же) поеду летом на море.

2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.

Различай! С-8

Также ---------- союз

Так же ---------- нареч. + частица. Тоже = также = и

3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.

2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.

Различай! С-9

Чтобы ---------- союз

Что бы ------------ мест-е + частица. Чтобы = для того чтобы = с тем чтобы.

 

VII. Физкультминутка.

 

VIII. Закрепление.

1. Задание: каждой группе дан отпечатанный текст, нужно прочитать его так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов (Приложение 3).

1 группа:

1. Журавль был южный, (за)то

Он в гости к нам пожаловал!

2. Благодарю его (за)то,

Что мне перо пожаловал.

2 группа:

1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,

Что(бы) такое придумать заглавное,

Что(бы) сияла ты всеми каратами.

3 группа:

1. «Хорош рассказ!» - сказал Сережа.

2. Рассказ прочел я быстро то(же),

Сказал о нем примерно то(же).

 

2. Выборочное письмо. С-10

1в. Выписать предложения с союзами. 2в. Выписать предложения с омонимичными сочетаниями.

1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за(то) их и любят.

2. Красавцы георгины не пахнут, за(то) они украшают сады до самых заморозков.

3. Друзья то(же) приехали.

4. На ней было то(же) платье, что и вчера.

5. Что(бы) ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

6. Он открыл дверь, что(бы) спуститься по лестнице.

7. Так(же), как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

8. Ребята нашего класса так(же) побывали на выставке цветов.

9. Что(бы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.

10. Почаще задумывайся, что(бы) хорошее сделать людям.

 

3. Проверь себя и оцени работу! С-11

1в.

2. Красавцы георгины не пахнут, зато (= но) они украшают сады до самых заморозков.

3. Друзья тоже (= также) приехали.

6. Он открыл дверь, чтобы (= для того чтобы) спуститься по лестнице.

8. Ребята нашего класса также (= тоже) побывали на выставке цветов.

9. Чтобы (= для того чтобы) участвовать в олимпиаде, мы очень долго занимались.

2в.

1. Желтые, оранжевые ноготки похожи на упавшие кусочки солнца, за (что?) то их и любят.

4. На ней было то (какое?) же платье, что и вчера.

5. Что (что?) бы ни читал он наизусть, его всегда слушаешь с удовольствием.

7. Так (как?) же, как и сотни лет назад, рыбаки уходят в море за сельдью.

10. Почаще задумывайся, что (что?) бы хорошее сделать людям.

0 - «5»

1 - «4»

2 – «3»

3 - ---

Кто желает получить оценку в журнал, сдайте тетради.

 

IX. Итог урока. С-12

1. Что на уроке было открытием?

2. Решили задачи, поставленные в начале урока?

 

X. Рефлексия. С-13

1. Передайте листочки с ответом: 1. Я во всём разобрался! 2. Кое в чём мне ещё нужно разобраться… 3. Мне до сих пор трудно понять тему.

2. Закончите предложение, сделав вывод о сегодняшнем уроке.

1. Сегодня на уроке я узнал …

2. Лучше всех на уроке работал (а) …

3. Я могу похвалить своих одноклассников за …

4. Я могу похвалить себя за …

5. Своей работой на уроке я …

6. Урок сегодня был …

XI. Домашнее задание. С-14

1. Параграф 33 (записи в словаре).

2. Упр. 401 (1, 2, 3).

 

Приложение 1

1 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Коля то(же) прочитал эту книгу.

2. Он постоянно повторял одно и то(же) слово.

________________________________________________________________________________

2 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я так(же) поеду летом на море.

2. Во всём городе не было людей, настроенных так(же) спокойно, как эти двое.

_________________________________________________________________________________

3 гр. Объясните правописание выделенных слов, используя памятку.

1. Я зашёл, что(бы) обсудить с тобой эту проблему.

2. Я хочу знать, что(бы) ты мне посоветовала.

_________________________________________________________________________________

 

Приложение 2

Отличайте союзы от других частей речи!

Союз

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

_____________________________________________________________________________

Отличайте союзы от других частей речи!

Союз

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

Отличайте союзы от других частей речи!

Союз

Сочетания слов (местоимение с частицей, наречие с частицей)

1. Союз соединяет, противопоставляет однородные члены и части сложного предложения. К нему нельзя задать вопрос, не является членом предложения.

2. Часть слова бы, же убрать нельзя.

3.Можно заменить синонимичным союзом.

4. Союз всегда пишется слитно.

1. Указывает на предмет или признак, называет признак. К слову можно задать вопрос, является членом предложения.

2. Частицы бы, же можно убрать или переставить в другую часть предложения.

3. Можно заменить самостоятельной частью речи.

4. Частицы со словами пишутся раздельно.

_____________________________________________________________________________

 

Приложение 3

_____________________________________________________________________________

1 группа:

Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1. Журавль был южный, (за)то

Он в гости к нам пожаловал!

2. Благодарю его (за)то,

Что мне перо пожаловал.

_____________________________________________________________________________

 

2 группа:

Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1. Думал: а чем бы тебя мне порадовать,

Что(бы) такое придумать заглавное,

Что(бы) сияла ты всеми каратами.

____________________________________________________________________________

 

3 группа:

Прочитайте так, чтобы было понятно, в каком предложении союз, а в каком созвучное ему сочетание слов.

1. «Хорош рассказ!» - сказал Серёжа.

2. Рассказ прочёл я быстро то(же),

Сказал о нём примерно то(же).

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо! Все пригодится в нашей работе!

31 March

Похожие публикации