Материал к уроку русского языка «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы»
Слитное написание союзов тоже, также, чтобы
Разработка урока русского языка по теме «Слитное написание союзов тоже, также, чтобы» предназначена для изучения нового материала в 7 классе общеобразовательной школы. Это первый урок из двух, отведённых на изучение данной темы.
Целью методической разработки является организация деятельности учащихся по изучению правописания союзов, умению отличать их от слов самостоятельных частей речи. Урок построен с учётом технологии деятельностного метода.
Тип урока- открытие новых знаний.
Деятельностная цель:
- формирование умений реализации новых способов действий,
- формирование умений самостоятельно анализировать, сравнивать, делать выводы и применять новые знания.
Целью деятельностного подхода является воспитание личности ребёнка как субъекта жизнедеятельности. Быть субъектом- быть хозяином своей деятельности: ставить цели, решать задачи, отвечать за результаты. На уроке используются современные педагогические технологии: проблемно- диалогическая (на этапе актуализации знаний и постановки темы и целей урока); технология мини-исследования, оценивание образовательных достижений (самооценка на каждом этапе работы), технология сотрудничества, ИКТ- технология. Компьютерная презентация используется на всех этапах урока и способствует повышению эффективности урока, активизирует процессы восприятия, мышления, воображения и памяти.
На уроке идёт формирование УУД:
- познавательных УД (развитие мыслительных операций);
- регулятивных УД (постановка темы урока, цели деятельности, самоконтроль, самооценка);
- коммуникативных УД (развитие связной монологической и диалогической речи, умение слушать, высказывать своё мнение, работать в сотрудничестве).
Ожидаемые результаты:
Учащиеся знают:
1) правило написания союзов;
Учащиеся умеют:
2) отличать союз от самостоятельной части речи;
3) правильно писать союзы и омонимичные им слова
УМК-М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская - Русский язык 7 класс. М.: Просвещение, 2018.
Актуализация знаний
- Какую роль играют союзы? (Связующую – простые предложения в составе сложного, однородные).
- Чем он отличается от других частей речи - самостоятельных? (не изменяется, не является членом предложения).
- Какие две группы союзов по значению вы знаете? (сочинительные и подчинительные)
- Вид по строению (составу)? (Простые и составные)
Определение темы и целеполагание
За каждый правильный ответ – пазл. После опроса – составляют из пазлов тему на доске.
- Казалось бы, все предельно понятно: это союзы, их не так много, пишутся всегда слитно. Но не всё так просто. Посмотрите на доску.
Таблица – он же лист оценки: Знаю – не знаю – не уверен (почем упишется слитно-раздельно, как объяснить)
(Ручками разных цветов)
Я выполнил упражнение по русскому языку, а также решил задачу по математике. |
Я решил задачу так же, как и мой одноклассник. |
Мой друг приехал издалека, чтобы поздравить меня с юбилеем. |
Мой друг долго не мог придумать, что бы мне подарить на юбилей |
Миша не мог сдержать слёз радости при встрече, я тоже был безумно раз его видеть. |
Я пошел на то же самое место. |
Итак, тему мы определили. Теперь давайте поставим цель: что нам необходимо сделать, чтобы уметь объяснить правописание всех этих слов?
- Уметь отличать союзы от омонимичных сочетаний и писать их грамотно.
Изучение нового материала
Первичное усвоение новых знаний.
Чтобы достичь поставленных целей и научиться грамотно писать союзы, я предлагаю составить памятку, которая будет Вам помощником не только на этом уроке, но и в будущем. Например, эта тема встречается на экзамене в 11 классе.
Создание памятки «Как отличить союзы тоже, также, чтобы от омонимичных сочетаний»
Работа в группах – три группы – по количеству союзов.
Исследовательская работа в группах.
Задача: сравнить союз и омонимичное сочетание:
- определить часть речь (для этого попробуйте задать вопрос) – самостоятельная (местоимение/наречие) или служебная (союз)
- определить роль в предложении: союз не является членом предложения в отличие от местоимения или наречия
- пробовать убирать ту часть, которая может писаться отдельно: если пишется раздельно, то смысл не изменится.
Предложения для первой группы:
Чтобы понять отличия, сравните предложения и ответьте на вопросы.
| Бабушка спросила, что бы я хотел съесть на завтрак. | Мы приехали пораньше, чтобы занять места в первом ряду. |
1. Можно ли частицу бы опустить или переставить к глаголу? | | |
2. Можно ли слово что наполнить содержанием или заменить каким-то существительным? | | |
3. Можно ли заменить другим (синонимичным) союзом, например «для того, чтобы». | | |
4. Можно ли между что и бы поставить какое-то слово, например «именно»? | | |
Сделайте вывод | Это ___________________, потому что _____________. Следовательно, пишем ________________ | Это___________________, потому что ____________. Следовательно, пишем ________________ |
Предложения для второй группы:
| Мой друг ответил на отлично. Я тоже получил пятерку на уроке. | Он требовал то же, что и вы. |
1. Можно ли опустить (убрать из предложения) частицу же? | | |
2. Можно ли задать вопрос к слову «то»? | | |
3. Можно ли заменить другим (синонимичным) союзом, например и, также? | | |
4. Стоят ли после частицы же слово «что»? | | |
Сделайте вывод | Это ___________________, потому что _____________. Следовательно, пишем ________________ | Это___________________, потому что ____________. Следовательно, пишем ________________ |
Предложения для третьей группы:
| Одноклассник недавно вернулся из Сочи. Я также скоро поеду с родителями в этот город. | Он сделал задание так же, как и ты. |
1. Можно ли опустить (убрать из предложения) частицу же? | | |
2. Можно ли задать вопрос к слову «так»? | | |
3. Можно ли заменить другим (синонимичным) союзом, например и, тоже? | | |
4. Стоят ли после частицы же слово «как»? | | |
Сделайте вывод | Это ___________________, потому что _____________. Следовательно, пишем ________________ | Это___________________, потому что ____________. Следовательно, пишем ________________ |
Слитно | Раздельно |
Союзы можно заменить на другие (синонимичные) союзы: тоже = также = и | Частицу же можно опустить (убрать) |
Союз чтобы можно заменить на союз для того, чтобы/с той целью, чтобы | Частицу бы можно опустить (убрать) или переставить к глаголу. |
| Можно задать вопрос => являются членами предложения |
| Между что и бы можно поставить слово «именно» |
| Что можно наполнить содержанием или заменить существительным |
| После частицы же стоят «как», «что» |
Союз | Местоимение + частица Наречие + частица |
Крепим все пункты на доске, обучающие получают готовые памятки с этой информацией.
Первичная проверка понимания
Раскрыв скобки:
1. Мой друг то(же) занимается спортом.
2. Так(же), как в море, над лугами дуют свежие ветры.
3.Мы остановились у колодца, что(бы) набрать воды.
4. Что(бы) мне почитать сегодня вечером?
5. В итоге туристы вернулись на то(же) место.
Взаимопроверка: меняются тетрадями, проверяют работы по доске.
Объяснение
Первичное закрепление
Вставьте на место пропусков союзы тоже, также, чтобы или омонимичные сочетания то же, так же, что бы
Орфолото
ОРФО | Сегодня _________ тепло, как и вчера | | Я хочу научиться танцевать |
| Я долго думал, __________ приготовить на ужин. | | |
По праздникам она носила одно и __________ платье. | | Отец пришёл, _________________ поговорить со мной. |
Расставить бочонки на места пропусков
Возвращаемся к листам самооценки и снова проделываем ту же работу.