Презентация к уроку по литературе «Тема памяти в рассказе Е.И. Носова "Живое пламя"» (7 класс)

6
3
Материал опубликован 11 February

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение  «Казачелокнянская средняя общеобразовательная школа» Суджанского района Курской области Урок литературы в 7 классе подготовлен учителем русского языка и литературы Науменко Ю.А. ТЕМА УРОКА: «Тема памяти в рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя»». Апрель 2023г.

Евгений Иванович Носов «Живое пламя»

- раскрытие темы, которую поднимает Е. И. Носов на страницах рассказа «Живое пламя», - поиск и принятие ориентиров для будущей жизни. Цели урока:

- раскрыть тему урока; - познакомиться с краткой биографией писателя; - проанализировать прочитанное произведение; - осуществить поиск нравственных ориентиров; - установить ориентиры для будущей жизни. Задачи урока:

 #«ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ…» - это ключевое слово или ключевая фраза с символом «#» (решётка), означает «принад -лежность к какой- либо теме». Хэштег

1. . . . - это сокровищница всего в мире. (М. Цицерон) 2. Прошлое, хранящееся в . . . , есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский) 4. Единственной мерой времени является … . (В. Гжегорчик) 3. Потерял … - потерял себя. (Пословица)  ВЫСКАЗЫВАНИЯ

1. Память - это сокровищница всего в мире. (М. Цицерон) 2. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский) 4. Единственной мерой времени является память. (В. Гжегорчик) 3. Потерял память - потерял себя. (Пословица)  ВЫСКАЗЫВАНИЯ

 #«ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ…» Тема памяти в рассказе Евгения Ивановича Носова «Живое пламя». 1. Память - это сокровищница всего в мире. (М. Цицерон) 2. Прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. (Т. Котарбиньский) 4. Единственной мерой времени является память. (В. Гжегорчик) 3. Потерял память - потерял себя. (Пословица)

#«ПОМНИТЬ, ЧТОБЫ ЖИТЬ…» ТЕМА ПАМЯТИ В РАССКАЗЕ ЕВГЕНИЯ ИВАНОВИЧА НОСОВА «ЖИВОЕ ПЛАМЯ». «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу над самым лютым из врагов, когда-либо нападавших на русскую землю». Е.И. Носов

Евгений Иванович Носов 1925-2002

Евгений Иванович Носов русский писатель, прозаик, автор повестей и рассказов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии, почётный гражданин города Курска.

Евгений Иванович Носов родился в с. Толмачово Курской области, в семье потомственного мастерового, кузнеца. Полуголодное детство научило его промышлять рыбной ловлей, охотой, собиранием трав, чтобы продать и заработать на хлеб.

Шестнадцатилетним юношей пережил фашистскую оккупацию. Закончил восьмой класс и после  Курского сражения  (5 июля — 23 августа 1943 года) ушёл на фронт.

9 мая 1945 года встречал в госпитале в городе Серпухов, о чём позже написал в рассказе «Красное вино Победы»

ЕВГЕНИЙ ИВАНОВИЧ НОСОВ

РАССКАЗЫ НОСОВА ПРОНИЗАНЫ ЗАБОТОЙ О ЛЮДЯХ, О РОДНОЙ ПРИРОДЕ, ПОЛНЫ ВОЗМУЩЕНИЯ БЕЗДУХОВНЫМ, БЕЗДУМНЫМ И ЖЕСТОКИМ ОБРАЩЕНИЕМ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.

В КУРСКЕ УСТАНОВЛЕН ПАМЯТНИК ЕВГЕНИЮ ИВАНОВИЧУ

Евгений Иванович Носов «Живое пламя»

ПРЕДСТАВИМ ГЕРОЕВ РАССКАЗА. КТО ОНИ? ГЕРОИ РАССКАЗА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Рассказчик Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник (сыпанул тайком щепотку мака), добрый, отзывчивый.

ПРЕДСТАВИМ ГЕРОЕВ РАССКАЗА. КТО ОНИ? ГЕРОИ РАССКАЗА Тетя Оля ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Добродушная. Гостеприимная. Говорит просто, незамысловато. Она занялась разведением цветов. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её. Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком.

ПРЕДСТАВИМ ГЕРОЕВ РАССКАЗА. КТО ОНИ? ГЕРОИ РАССКАЗА ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Алексей «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожитА». Геройски погиб, «спикировав … на спину фашистского бомбардировщика».

ПРОВЕРЬ, ТАК ЛИ У ТЕБЯ ПОЛУЧИЛОСЬ. ГЕРОИ РАССКАЗА Тетя Оля ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ Добродушная. Гостеприимная. Говорит просто, незамысловато. Она занялась разведением цветов. Она не жалуется на свою судьбу, уже не плачет, но глубокая затаённая печаль переполняет её. Любит и помнит погибшего сына. Гордится его поступком. Рассказчик Труженик («опять застала его за бумагами»). Со слов тёти Оли, озорник (сыпанул тайком щепотку мака), добрый, отзывчивый. Алексей «Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожитА». Геройски погиб, «спикировав …на спину фашистского бомбардировщика».

ДАВАЙТЕ ПОРАЗМЫШЛЯЕМ: Согласны ли вы с тем, что некоторые цветы могут олицетворять определённые чувства человека?

Белая ЛИЛИЯ - символ духовной чистоты

РОЗА РОЗА ХРИЗАНТЕМЫ РОМАШКА МАКИ И ГВОЗДИКИ любви печали семьи и верности скорби и памяти

Почему тётя Оля не любила сеять маки? Почему тётя Оля не любила сеять маки?

Как выглядела клумба тёти Оли? Как выглядела клумба тёти Оли?

Как выглядела клумба тёти Оли? Как выглядела клумба тёти Оли? маттиола

анютины глазки Как выглядела клумба тёти Оли?

Как выглядела клумба тёти Оли?

Как выглядела клумба тёти Оли?

Как выглядела клумба тёти Оли?

«Живое пламя» метафора

ПЛАМЕНЕЛИ - ОСЫПАЛИСЬ - ПОГАСЛИ

Градация - стилистический прием, при котором слова или выражения расположены по возрастающей или убывающей значимости каких-либо чувств, мыслей или действий.

Сколько дней цвели маки? Как вы понимаете слова тёти Оли? Да, сгорел... - вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. - А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает...

Владимир Высоцкий «ПЕСНЯ ЛЕТЧИКА» Кадры из кинофильма «В бой идут одни «старики»»

Как вы понимаете конец рассказа? Почему тётя Оля все-таки отдала предпочтение макам?

«Живое пламя» – цветение мака - в рассказе ассоциируется с жизнью человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой Костер” огненных цветов, который напоминает вечный огонь. «Живое пламя» – цветение мака - в рассказе ассоциируется с жизнью человека, отдавшего свою жизнь во имя жизни других. Маки как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни горят, “пламенеют”. И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже “большой Костер” огненных цветов, который напоминает вечный огонь. Вечный огонь – знак вечной памяти Какова же главная мысль рассказа Е. И. Носова «Живое пламя»?

#«Помнить, чтобы жить…»

#«Помнить, чтобы жить…»

#«Помнить, чтобы жить…»

#«Помнить, чтобы жить…»

#«Помнить, чтобы жить…» Запишите жизненные ориентиры для себя:

Выучить наизусть отрывок о цветущих маках. Подготовить рассказ о родственниках, которые воевали в годы Великой Отечественной войны. Подготовьте развернутый ответ на проблемный вопрос: Зачем я должен(на) помнить о войне?

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии

Юлия Александровна, спасибо! Возьму в свою копилку

14 February

Спасибо большое! Воспользуюсь вашей публикацией.

14 February

Спасибо, я очень рада, что смогла чем-то помочь!

17 February

Похожие публикации