Урок литературы в 6 классе «Поэзия о Великой Отечественной войне»
Задачи урока:
Образовательная: обеспечить усвоение знаний о роли искусства (поэзии) в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая: обучать умению анализировать стихотворные произведения; формировать умение обобщать изучаемые факты и понятия;
Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию патриотизма, гуманизма.
Оформление урока:
- выставка книг и сборников стихотворений о Великой Отечественной войне;
- записи песен о войне;
- фрагменты кинохроники о ВО войне;
- монтаж из портретов и фотографий поэтов огненных лет и поэтов послевоенного времени, пишущих о войне;
- стихотворения и сочинения учащихся на военную тему.
В предварительной беседе с учащимися необходимо выяснить, с какими произведениями, посвященными войне, знакомы ребятам. Объяснить, как будет проходить урок, что нужно подготовить к нему, порекомендовать учащимся литературу для домашнего чтения, выучить наизусть одно из стихотворений о ВО войне.
Ход урока
На экране футаж-заставка , посвящённый Дню Победы.
Оргмомент. Вступительная часть урока.
Слово учителя:
Ребята! Когда вы вошли в кабинет литературы и увидели его оформление, то наверняка поняли, чему сегодня будет посвящён наш урок. Давайте сейчас вместе с вами попробуем сформулировать, о чём будет наш урок. (О военной поэзии, поэзии о войне). Итак, тема сегодняшнего урока «Поэзия о Великой Отечественной войне». Этот урок литературы приурочен к знаменательной дате, которую отмечает наша страна в этом году. Что это за дата? ( 70- летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне). Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? (О поэтах, писавших во время войны и о войне).
Цели и задачи урока:
-присутствующие на уроке узнают о значении литературы в годы Великой Отечественной войны;
- услышат страстные стихи советских поэтов, полные любви к родной земле и ненависти к врагам;
- выяснят, в чем причина постоянного внимания поэтов к событиям Великой Отечественной войны.
Тихо звучит песня на слова В. Лебедева – Кумача «Священная война», сопровождаемая кадрами кинохроники о Великой Отечественной войне.
Учитель:
Эта песня была очень популярна в годы ВО войны. Она вдохновляла русских воинов на подвиги, она заставляла вспомнить, что война – это страшное испытание для всего советского народа.
Прошли десятилетия с тех пор, как отгремели последние залпы ВО войны, но память людская хранит подвиги, совершавшиеся день за днем все долгие годы войны. Память о событиях военной поры, изменивших ход истории, не уходит.
Священная Российская земля – вечная свидетельница бессмертного подвига воинов, отстоявших свободу и независимость Родины. Русские люди совершали подвиги в Ленинграде, под Москвой, на Волге, на Курской дуге, под Сталинградом.
О защитниках Отечества написаны романы, повести, очерки, огромное количество стихов и песен. Литература, и особенно поэзия, стала «голосом героической души народа».
Поэзия Великой Отечественной войны – поэзия мужества. Война родила многих поэтов, ведь экстремальные условия создают такой душевный напор, который тотчас смог реализоваться лишь в таком непосредственном жанре, как стихи. Поэзия сразу же выражала всю гамму чувств, которые переживали люди: боль, тревогу, надежду, горе. Поэзия прославляла дела ратные, звала на бой с врагом.
К уроку ребята должны были выучить наизусть стихотворения русских поэтов, посвященные ВО войне.
2. Проверка домашнего задания
Учащиеся наизусть рассказывают стихи о войне, вначале называя авторов этих стихотворений.
Беседа. Предварительно подготовленное сообщение о поэтах-фронтовиках.
Стихи на военную тему создавались и в годы войны, и в послевоенное время. Свыше 2000 писателей и поэтов отправились на фронт. Они с оружием в руках защищали Родину, разделяли страдания, опасности , лишения военных дней со всеми. Их патриотические произведения вдохновляли людей на подвиги. Более 300 писателей и поэтов пали смертью храбрых на полях сражений: Юрий Крымов, Иосиф Уткин, Аркадий Гайдар, Павел Коган, Михаил Кульчицкий, Николай Майоров, Муса Джалиль и др. Муса Джалиль - молодой татарский поэт, создал цикл стихов в маобитской тюрьме в Берлине. Был казнен в 1944году. У нас в стране считался без вести пропавшим. Только после войны мир облетела весть о его двух маленьких записных книжечках, густо исписанных мелким бисерным почерком. Это 115 стихотворений, написанных в заточении. Муса Джалиль мечтал их напечатать.
- Какую роль играла в годы войны поэзия?
(Стихи и песни звали людей на решительный бой с фашистами, укрепляли мужество защитников, поднимали их боевой дух. Поэзия не льстила современнику, не изображала его путь, усеянный розами. Она изображала войну такой, какой она была. Поэзия в годы войны заняла огромное место в духовной жизни миллионов людей. Она укрепляла веру в победу, в силы человека, помогала переносить испытания. Она помогала людям жить.)
- Какова главная тема поэзии о войне? Кто главный герой этой поэзии?
(Центральной темой поэзии о Великой Отечественной войне является тема любви к Родине, призыв к ее защите. Герои поэзии о войне – это и русские воины – освободители, и труженики тыла, и дети, то есть все те, кто боролся с фашизмом! А главное – это люди разных национальностей и разных возрастов.)
==Труднее всего на войне приходилось детям. Ведь война – это горе и беда, а дети созданы для счастья.
Клип «Орлёнок».
- С какими произведениями поэтов-фронтовиков мы с вами уже познакомились? (Стихи К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете» и А.Твардовского «Рассказ танкиста»).
- Кому посвящены эти стихотворения? (Детям, оказавшимся в горниле войны).
Звучат стихи о детях военных лет.
- Прошло 70 лет с тех пор, как окончилась война. Почему же ВО война продолжает волновать людей? Чем объяснить столь большой интерес нашей литературы к этой теме?
( Победа в ВО войне имеет всемирно – историческое значение. Наша армия спасла мир от фашизма. И сейчас многие поэты, писатели, драматурги обращаются к теме прошедшей войны. Литература хотела показать, какой ценой досталась нам эта победа, она воспитывает в нас чувства патриотизма, гражданственности, долга, любви к родине.)
- А знаете ли вы, ребята, кто из ваших земляков принимал участие в Великой Отечественной войне? Знаете ли вы о ваших родственниках, погибших на войне или прошедших войну?
Выступления учащихся с сообщениями о погибших родственниках и односельчанах. Заставка «Вечный огонь».
Учитель:
Я хочу рассказать отрывок из стихотворения Эдуарда Асадова «Реликвии страны». В нем – щемящая боль поэта за Россию сегодняшнюю, когда привычным стали в нашей реальной жизни факты продажи фронтовых орденов, медалей, значков, знамен и др.
(Учитель наизусть читает стихотворение.)
- Ребята, а как вы понимаете значение слова «реликвия»?
(Реликвия - по словарю Ожегова – вещь, свято хранимая как память о прошлом; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова - от латинского «остатки», «останки»; в различных религиях –мощи святых.) Значение слова «реликвия» написано на доске. Учащиеся записывают в тетрадях по литературе: реликвия – вещь, предмет, свято хранимая как память о прошлом.)
- Какова основная мысль стихотворения Э.Асадова?
( Поэт призывает беречь бесценные святыни, реликвии страны)
4.Выводы урока
Учитель:
Тема Великой Отечественной войны остается одной из ведущих тем современной литературы, да и других видов искусства. Литература, а конкретнее, поэзия возвращается к событиям войны не только для того, чтобы показать героизм нашего народа, но и для того, чтобы опыт прошлого предостерег от катастрофических ошибок в будущем. Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.
В заключение хочу обратить ваше внимание на выставку книг, рассказывающих о Великой Отечественной войне. Среди них есть сборники стихов, поэм и песен о войне.
(Учитель дает обзор литературы по данной теме)
Хочется закончить этот урок словами – призывом из поэмы Р.Рождественского «Реквием»
(Учитель читает отрывок из поэмы, написанный на плакате.)
- Что означает слово «реквием»?
(По словарю Ожегова: 1)католическое богослужение; 2) траурное музыкальное произведение; в большом энциклопедическом словаре под редакцией А.М.Прохорова: заупокойная месса.) Значение слова «реквием» записано на доске. Учащиеся записывают в тетради по литературе: реквием – траурное музыкальное произведение.
5.Рефлексия (подведение итогов). Выставление поурочных баллов.
Учитель рецензирует и оценивает каждого учащегося.
6.Домашнее задание: Написать сочинение-миниатюру. Темы сочинений – миниатюр: «Мы не хотим войны»,
«Пусть всегда будет солнце»,
«Мы помним, мы гордимся».
Дмитриева Оксана Леонидовна
Шулина Оксана Владимировна