Презентация к уроку на тему «Масштаб» (6 класс)

4
0
Материал опубликован 10 March в группе

Пояснительная записка к презентации

Технологическая карта урока по математике в 6 классе по теме: «Масштаб»

(урок открытия нового знания)

 

Автор: Степанова Анастасия Владимировна

 

Организация: «Основная общеобразовательная школа с. Матвеевка имени героя Советского Союза С.К. Остапенко» - филиал МАОУ СОШ п. Николевский.

Предмет : математика

 

Класс: 6  

 

Цель урока: Формирование способности учащихся к новому способу действия, расширение понятийной базы за счет введения понятия масштаба, формирование у учащихся представления о масштабе и применении его при решении практических задач, введение в речевую практику понятия масштаба, отработка алгоритма нахождения расстояния на плане, обучение учащихся выбору способов решения практических задач..

 

Планируемые результаты:

Предметные УУД: знать понятие масштаба,  уметь находить расстояние между двумя объектами, изображенными на плане с заданным масштабом; учиться использовать определение масштаба в реальной жизни.


Метапредметные УУД: уметь распределять роли для решения общей задачи, оценивать результат; формировать умение работать с источниками информации, находить главное, искать способы решения и ставить вопросы с целью поиска решения проблемы.


Личностные УУД: воспитывать аккуратность и дисциплинированность школьников; умение работать в тишине, помогать товарищам; проявлять любознательность и заинтересованность в изучении темы; умение самооценивать уровень своих знаний.

 

Оборудование: Мультимедийный проектор, презентация, географические карты, карточки с заданиями для работы в группах.

 

Ресурсы урока: 

-учебник Математика. 6 класс.- Н.Я. Виленкин, В. И. Жохов, А.С. Чесноков –3- издание переработанное; Москва: Просвещение, 2023.

-презентация «Масштаб»; 

-раздаточный материал: рабочие листы; листы самоконтроля.

                                            Этапы урока.
1.Организационный момент
2.Мотивационный этап


3.Актуализация знаний

4. Выявление затруднения. Постановка проблемы.

5. Физкультминутка
6..Разработка проекта выхода из затруднения.
7..Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.
8..Первичное закрепление. Самостоятельная работа

9. Подведение итогов. Рефлексия.

10. Домашнее задание.
 

Ход урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД и предметные действия

1.Организационный момент

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

(1 мин)

- Добрый день, ребята!

Проверьте все ли у вас готово к уроку: дневник, учебник, тетрадь, ручка, карандаши. У каждого из вас лежит дополнительный материал, по мере необходимости вы будете на уроке его использовать.

У вас на столах имеются карты успешности, в течение всего урока вы должны оценивать свою работу +.

 

Демонстрируют готовность к уроку. 

 

 

 

 

Знакомство с листом самооценки, уточнение критериев оценки.

 

 

 

Настраиваются на рабочий лад.

Личностные УУД:

проявлять интерес к новому содержанию, осознавая неполноту своих знаний

Познавательные УУД:

формулировать информационный запрос

Регулятивные УУД:

определять цели учебной деятельности

2. Мотивационный  этап

 (3 мин)

Демонстрирует слайд 1:

 

В ребусе зашифрована тема нашего урока.

Учитель задает вопросы:

- Кому знакомо это слово??

-Где вы его слышали?

- Что вы знаете о масштабе?

- Как вы думаете, для чего необходимо изучить этот термин на уроках математики?

- Итак, что мы знаем по данной теме и что еще хотим узнать?

 

Слайд 2

 

Дети отгадывают ребус и самостоятельно определяют тему урока

 

 

Отвечают на вопросы, рассуждают.

 

 

 

Подводят итог беседы, формулируют вопросы, ответы на которые они хотели бы узнать

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД : грамотно и четко выражать свои мысли

3. Актуализация знаний.

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

 

(3 мин)

Прочитать слова известного русского писателя А.П. Чехова: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.» слайд 3

Как вы их понимаете?

Пусть эти слова будут девизом нашего урока. 

 

Устный счет.  Слайд 4

 

-Выразите в километрах:

62 000 000см

500 000см

2 200 000 см

300 000 см

 

 

 

 

Выдвигают предположения.

 

 

Выполняют арифметические действия с числами.

 

 

620 км

5 км

22 км

3  км

 

Отмечают успехи в листе самоконтроля

Личностные: развитие мотивов учебной деятельности.

Регулятивные УУД:

целеполагание.

Коммуникативные: слушать собеседника, строить понятные для собеседника высказывания. 

Познавательные УУД:

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Выделять существенную информацию, выдвигать гипотезы и осуществлять актуализацию личного жизненного опыта                      

4. Выявление затруднения. Постановка проблемы.

Цель этапа: сформулировать проблему, тему и цели урока.

 

(10 мин)

Слайд 5 Ребята , давайте посмотрим на карту России и попробуем определить расстояние между различными городами .

 

Ребята, что означает масштаб? Можем найти значение этого слова? Давайте обратимся к учебнику. На стр. 136 есть определение этого понятия.

Что нужно делать для того чтобы большую деталь перенести на тетрадный лист?

 Мы с вами знаем, что участки Земли , детали машин и многое другое изображают на бумаге в уменьшенном виде .

Изображение различных предметов — рисунки появились как средство общения между людьми еще до создания письменности. С тех пор как научились возводить сначала простейшие, а потом более сложные сооружения, мастера стали использовать при строительстве рисунки, а затем и чертежи. Сохранившиеся наскальные рисунки свидетельствуют о зарождении картографического способа передачи информации, который совершенствовался в течение многих веков. При строительстве жилищ, крепостей и других сооружений появились первые чертежи, которые назывались «планами». Эти чертежи обычно выполнялись в натуральную величину непосредственно на земле, на месте будущего сооружения . Для построения таких чертежей были созданы первые чертежные инструменты — деревянный циркуль-измеритель и веревочный прямоугольный треугольник . В дальнейшем такие планы-чертежи стали выполнять на пергаменте, дереве и холсте в уменьшенном виде. На чертежах старались показать как форму, так и размеры предметов.

Учитель: Само слово “масштаб” пришло к нам из немецкого языка. Maс означает: “мера”, штаб означает “размер”, что уже говорит о связи с математикой. Слово “масштаб” хорошо прижилось в нашей речи.

 Люди всегда рисовали уменьшенные изображения местности, причем разные участки изображения уменьшали произвольно, в разной степени. Поэтому старинные чертежи местности не дают возможности понять, например, каково расстояние между берегами реки, чему равна длина реки и т.д.

 

Чтобы план местности был более точным, необходимо все его детали уменьшать в одно и тоже число раз с сохранением всех пропорций.

Примером служат карты.

На карте участки земной поверхности изображаются в уменьшенном виде. Например, отрезок в 1 см на карте – это 1 м на местности. Найдем отношение длин отрезков. 1м = 100 см, значит 1:100, будет говорить о том, что 1 см изображения соответствует 100 см реального объекта (обращается внимание учащихся на обязательное совпадение единиц измерения)

Мы нашли отношение длины отрезка на карте к длине соответствующего расстояния на местности и эту величину называем масштабом, обозначение масштаба М 1:100

 

Отношение длины отрезка на плане к его настоящей длине называется МАСШТАБОМ. Слайд 6

 

Давайте выполним практическое задание.

Дан прямоугольник со сторонами 3метра и 4 метра. Начертите его в своих тетрадях.

 

Задает вопросы:

- Как вы это будете делать?

- В чем сложность выполнения этого задания?

- Где можно найти ответы на возникшие у нас вопросы?

 

Рассматривают  географическую карту России и определяют расстояние между городами с помощью линейки.

 

Смотрят в учебник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы, рассуждают

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отмечают успехи в листе самоконтроля

 

 

 

 

 

Записывают определение

 

 

 

Думают над задачей

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы

Познавательные: анализируя и сравнивая выбираемые задания, извлекают необходимую информацию для введения нового понятия,

Регулятивные: в ситуации затруднения регулируют ход мыслей

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью, аргументируют свое мнение


 

5. Физкультминутка

 

(3 мин)

Слайд 7  

Выполняют физкультминутку

 

 

6. Разработка проекта выхода из затруднения

 

(3 мин)

Чтобы ответить на возникшие вопросы, нам необходимо обратиться к учебнику и рассмотреть примеры решения подобных заданий.

Организует чтение параграфа,

осмысление прочитанного,

рассматривают примеры из учебника

 

Предметные: работать с учебником,

формулировать определение масштаба,

приводить примеры использования масштаба на практике.

Коммуникативные: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками

 

7. Реализация выбранного плана по разрешению затруднения.

Цель этапа: обеспечить осмысленное усвоение и закрепление знаний

 

 

(10 мин)

Ребята, рассмотрим примеры решения задач по нахождению расстояния на карте, расстояния на местности и масштаба карты.

Возьмите рабочие листы  и приступаем к решению первой задачи.

Задача №1  слайд 8

Масштаб на карте 1 : 10 000. Расстояние между двумя городами на карте 35 см. Каково расстояние между этими городами  на местности?

Запишем

На карте -35 см

На местности - ? км

Масштаб- 1 : 10 000
Решение:

 

 

 

Задача № 2.  Слайд 9

 Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000?

Запишем:

На карте -? см

На местности - 100 км                                     

Масштаб- 1:1 000 000

Решение:

 

 

 

Задача № 3. Слайд 10

 Расстояние между городами А и В равно 60 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 15 см. Определите масштаб карты.

Запишем:

На карте -15 см

На местности - 60 км                                    

Масштаб -?

Решение:       

 

 

 

Выполняют задания в рабочих листах.

 

 

 

 

Записывают краткую запись в тетради.

 

 

Отмечают успехи в листе самоконтроля

 

 

 

 

Записывают краткую запись в тетради.

 

 

 

Отмечают успехи в листе самоконтроля

 

 

 

Записывают краткую запись в тетради.

 

 

Решение задачи

 

Отмечают успехи в листе самоконтроля

Предметные УУД:

Различать способы нахождения расстояния на местности, правильно формулировать ход решения, находить неизвестные величины, применять на практике полученные выводы

Познавательные УУД:

анализировать и сравнивать объекты, подводить под понятие

8. Первичное закрепление. Самостоятельная работа.

 

(8 мин)

Ребята, давайте мы с вами разделимся на 2 группы и выполним задания на рабочих листах.  Слайд 11

 

В группах решают задания.

Проверка с места.

Формируемые УУД.
Познавательные: анализ объектов с определением их особенностей и возможности применения понятия.
Регулятивные: выполнение пробного учебного действия
Коммуникативные: умение работать в группе и вести диалог, делать выводы и осуществлять рефлексию.

9 .Подведение итогов урока. Рефлексия.

Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

 

 

(3 мин)

Вы сегодня на какие вопросы получили ответы?

Какие новые вопросы появились?

Какие виды заданий вызвали затруднения?

Какие моменты вас обрадовали, а какие огорчили? Слайд 12

.

 

 

Дают ответы на вопросы

 

 

 

Анализируют работу на уроке через самооценку

Пять +  - «5»

Четыре +  - «4»

Три  +  - «3».

И т.д.

Формируемые УУД:
Личностные:

проводить рефлексию способов и условий действия; осуществлять контроль и оценку процесса и результатов деятельности;

адекватно понимать причины успеха или неуспеха.

аргументировать свое мнение.

Регулятивные: контроль и оценка своей деятельности в рамках урока
Ответ на контрольный вопрос.

 10. Домашнее задание.

(1 мин)

Выучить определение «Масштаб» слайд 13

№ 3.103

№3.104

Записывают домашнее задание.

 


 


 

Ссылки: https://www.1urok.ru/categories/9/articles/55455

https://znanio.ru/media/konspekt_uroka_po_teme_masshtab_6_klass-86961

https://multiurok.ru/files/urok-matiematiki-v-6-klassie-masshtab.html

Презентация "Масштаб"PPTX / 1.5 Мб

Предварительный просмотр презентации

Какое слово здесь спрятано в этом ребусе?

Тема урока: «Масштаб»

А.П. Чехов: «Нужно стремиться к тому, чтобы каждый видел и знал больше, чем видел и знал его отец и дед.»

Выразите в километрах: 62 000 000см 500 000см 2 200 000 см 300 000 см  

Масштаб – это отношение длины отрезка на карте к дине отрезка на местности.

Задача №1 Масштаб на карте 1 : 10 000. Расстояние между двумя городами на карте 35 см. Каково расстояние между этими городами на местности? Запишем На карте -35 см На местности - ? км Масштаб- 1 : 10 000 Решение 35 см * 10000 : 1 = 350 000 см 350 000 см : 10000 = 3,5 км

Задача № 2. Расстояние между двумя городами 100 км. Каково расстояние между этими городами на карте, масштаб которой 1 : 1 000 000? Запишем: На карте -? см На местности - 100 км Масштаб- 1:1 000 000 Решение 100 км = 100 000 м = 10 000 000 см 1*10 000 000 см : 1 000 000 = 10 см

Задача № 3. Расстояние между городами А и В равно 35 км. Расстояние между городами А и В на карте равно 15 см. Определите масштаб карты. Запишем: На карте -15 см На местности - 60 км Масштаб -? Решение 60 км = 60 000 м =6 000 000 см 6 000 000 *1 : 15 = 400 000 Масштаб 1: 400 000

Домашнее задание Выучить определение «Масштаб» 2. В учебнике выполнить упражнения № 3.103, №3.104

в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации